Файл: Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца
1.1. Нормативное правовое регулирование пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца
1.2. Условия назначения пенсии по потери кормильца
2. Процедура назначения пенсии по случаю потери кормильца
2.1. Порядок назначения пенсии по потери кормильца
Одной из основных задач отделений и территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, безусловно, является своевременное и качественное установление пенсий.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии в 2019 году увеличился на 7 % относительно прошлого года. В результате такой индексации с начала 2019 года величина фиксированной выплаты нетрудоспособному члену семьи составляет 2667,09 рублей.
На 2019 год фиксированная сумма к выплате будет равна 2667 рублей 10 копеек. В таком размере будет выплачиваться пенсия детям, которые лишились одного кормильца. Для детей, потерявших обоих родителей и детей матери-одиночки пенсия будет выплачиваться в размере 5334 рубля 19 копеек.
Но, несмотря на увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, данная пенсия все же остаётся очень низкой, а в некоторых случаях даже не покрывает величину прожиточного минимума.
Прожиточный минимум в Новосибирской области на 2019 год составляет:
в сумме на душу населения - 11 211 рублей;
для пенсионеров - 9033 рублей;
для детей - 11 539 рублей.
Такой низкий показатель страховой пенсии по случаю потери кормильца обусловлен целым рядом факторов, к которым относятся:
большое количество пенсионеров;
невысокий объем рабочей силы;
рост количества пенсионеров и сокращение трудоспособного населения;
небольшой индивидуальный пенсионный коэффициент.
Также проблемы в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца обусловливаются низким уровнем пенсионной грамотности населения. В Российской Федерации сложилась острая демографическая ситуация: рождаемость людей резко понизилась, а продолжительность жизни повысилась, поэтому возникают проблемы государственного пенсионного обеспечения, поскольку на каждого трудоспособного гражданина приходится все больше пенсионеров.
Многие люди полагают, что пенсионное обеспечение - это исключительно обязанность государства, соглашаются на получение серых зарплат «в конвертах», что увеличивает численность работодателей, которые уклоняются от выплат страховых взносов в ПФ России. Поэтому необходимо усилить соответствующую информационную работу с населением.
Пенсионная система России претерпела множество реформ. Это связано с двумя факторами - финансовым и демографическим. Финансовые факторы угрожают финансовой обеспеченности пенсионных обязательств государства. Демографический фактор повышает пенсионную нагрузку на работающую часть населения.
Наиболее глобальные изменения начались с 2012 года, когда была предложена политика реформирования пенсионной системы Российской Федерации вплоть до 2030 года. В этой стратегии запланирован поэтапный переход к более совершенной модели пенсионного обеспечения, а его цель - осуществление четкого разграничения страховой и накопительной части пенсионных накоплений.
В настоящее время становится, очевидно, что многочисленные реформы, в соответствии с которыми каждый год вводятся новшества, не приносят положительного результата. Правительство РФ принимает определенные меры по ликвидации проблемы недостатка средств, необходимых для обеспечения эффективной работы системы пенсионного обеспечения[8].
Вывод: обобщая вышеизложенное, отметим, что современное пенсионное обеспечение в России имеет определенные проблемы и недостатки, но при активном участии государства эти проблемы можно решить, а недостатки устранить, в том числе существенно улучшить материальное и социальное положение лиц, потерявших кормильца.
Пенсия будет назначена не только в случае смерти или признания гражданина умершим, но и в том случае, если человек безвестно отсутствует, т. е. в течение года о нем нет никаких сведений по месту его жительства. Факт безвестного отсутствия должен быть установлен судом.
При назначении пенсии по случаю потери кормильца семьи военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших.
Условия назначения и размеры этих видов пенсий, а также круг лиц, считающихся нетрудоспособными и имеющих право на пенсию, различаются в зависимости от того, к какой категории принадлежал кормилец.
Если кормилец был застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
При полном отсутствии у умершего кормильца страхового стажа, а также в случае наступления его смерти вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, нетрудоспособным членам его семьи устанавливается социальная пенсия, которая представляет собой один из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению устанавливаются также членам семей:
- военнослужащих;
- граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф.
Потеря кормильца - лица, застрахованного в соответствии с обязательным пенсионным страхованием. Членам его семьи устанавливается трудовая пенсия по случаю потери кормильца независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти.
2. Процедура назначения пенсии по случаю потери кормильца
2.1. Порядок назначения пенсии по потери кормильца
Страховая пенсия по случаю потери кормильца в 2020 году проиндексирована с 1 января.
Такая индексация будет ежегодно проводиться 1 января. Средний размер пенсии по потере кормильца — страховая пенсия плюс фиксированная выплата (ФВ) из расчета 50%.
В 2020 ФВ зафиксирована на уровне 5334,19 рубля. Соразмерно 50% ФВ по страховой ППК = 2667 рублей на заявителя, который потерял одного кормильца.
Дети, оставшиеся без обоих родителей, получат 100% ФВ = 5334,19 рубля.
К ФВ начисляется дополнительный коэффициент для жителей Крайнего Севера и приравниваемых к нему территорий.
Как рассчитывается страховая пенсия по потере кормильца? На выплату влияет продолжительность периодов трудовой деятельности, которая засчитывается в стаж покойного.
Чем он дольше, тем больше сумма личных накопленных баллов (ИПК). Если скончались оба родителя нетрудоспособного ребенка, их ИПК суммируются. При гибели матери-одиночки ИПК также повысится в два раза.
Ст.15 ФЗ за №400 установлена формула, как начисляется страховая пенсия по потере кормильца:
Страховая ППК = ИПК х СПК, где ИПК — сумма накопленных кормильцем баллов; СПК — стоимость одного балла, которая в 2020 равна 87,24 рубля. Если покойный получал иную страховую пенсию, иждивенцы вправе выбрать другой порядок расчета: Страховая ППК = ИПКу / КН х СПК, где ИПКу — коэффициент кормильца для выплат по старости или инвалидности; КН — число нетрудоспособных иждивенцев на дату смерти кормильца; СПК — стоимость балла.
Самостоятельно сделать правильный расчет сложно, только специалист в состоянии правильно использовать в расчетах нужные алгоритмы вычислений.
Исследование правового регулирования пенсий по случаю потери кормильца позволяет сделать вывод, что законодатель особо выделяет из всех лиц, нуждающихся в пенсионном обеспечении, членов семьи умершего, не достигших совершеннолетия, прежде всего детей, потерявших родителей.
При этом многие факты и события, с которыми связывается право на пенсию, предполагаются и не требуют доказательств, что, безусловно, отвечает интересам детей.
Пенсионное и сопряженное с ним семейное законодательство ставят имущественные обязательства граждан и право на пенсию в зависимость от родственных отношений между кормильцем и его иждивенцами. При этом отношения "родители - дети" имеют двойственную природу. С одной стороны, преимущество отдается фактическому происхождению детей - кровному, генетическому, биологическому родству (например, отцом ребенка, рожденного в период состояния матери в браке, может быть признан не ее муж, а фактический отец ребенка). С другой стороны (при оговоренных законодателем условиях), родителями ребенка признаются лица, заведомо не имеющие с ним кровного родства (например, при применении вспомогательных репродуктивных технологий).
Гибкая позиция законодателя в современных условиях представляется убедительной и оправданной. В то же время сложившееся правовое регулирование вызывает закономерный вопрос: насколько обоснованно круг детей, имеющих право на пенсию, зависит от их происхождения - фактического или презюмируемого законодателем? Почему ребенок, лишившийся реального кормильца, не вправе получить пенсию из-за отсутствия определенной степени родственной связи с ним? В.С. Андреев в монографии "Социальное обеспечение в СССР" (1971 г.) предлагал, например, расширить круг лиц, имеющих право на пенсию за счет правнуков, что он считал особенно важным в связи с ростом продолжительности жизни и наличием отдельных случаев нахождения правнуков на иждивении прадедов.
Признание права на пенсию лишь за членами семьи определенной степени родства или свойства восходит к законодательству СССР, в частности к Закону о пенсиях 1956 г., и не подвергается критической оценке, хотя, на наш взгляд, это концептуальное положение нуждается в переосмыслении, а пенсионное законодательство - в гармонизации с нормами гражданского законодательства, посвященными возмещению вреда при потере кормильца[9].
Предварительно отметим, что со смертью кормильца для его нетрудоспособных иждивенцев происходит смена субъекта, предоставляющего им средства существования. Вместо частного (физического) лица таковым выступает лицо публичное - государство, что, собственно, и гарантируется Конституцией РФ каждому человеку, потерявшему кормильца. Конечно, в первую очередь кормильцами детей выступают их родители и ближайшие родственники, как это и отражено в пенсионном законодательстве. В то же время нельзя не видеть существенные концептуальные различия в понимании кормильца между пенсионным и гражданским законодательством. Согласно ст. 1088 ГК РФ в случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют любые нетрудоспособные лица, состоявшие на его иждивении или имевшие право на получение от него содержания.
Вывод: ГК РФ несколько по-иному, более объемно определяет граждан, лишившихся кормильца и, соответственно, источника средств существования. Получается, что частные лица несут ответственность перед более широким кругом лиц, нуждающихся в материальной поддержке, чем государство, отказывающее некоторым гражданам в праве на пенсионное обеспечение лишь на том основании, что формально не признает их членами семьи, с чем трудно согласиться. Конституционный Суд РФ, рассматривая жалобу гражданки М.А. Тыхеевой, которая оспаривала конституционность правила, ограничивающего возможность назначения пенсии за деда-кормильца наличием у внучки трудоспособных родителей, поддержал позицию законодателя, указав, что такое правовое регулирование учитывает положения СК РФ, согласно которым именно родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи, и не может расцениваться как нарушающее права заявительницы, родители которой, как следует из представленных материалов, на день смерти ее дедушки были трудоспособны. В аналогичной ситуации могут оказаться дети, находившиеся на иждивении дальних родственников или иных фактических воспитателей, которые не признаются членами семьи в целях пенсионного обеспечения.
При рассмотрении подобных обращений Конституционный Суд РФ полагает, что разрешение вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, является прерогативой законодателя и в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит.
Между тем представляется, что законодатель вправе действовать лишь в рамках, отведенных ему Конституцией РФ, которая, гарантируя социальное (пенсионное) обеспечение каждому человеку, потерявшему кормильца, не связывает эту гарантию с обязательным наличием родственных отношений иждивенцев с кормильцем.
2.2. Исчисление пенсии по случаю потери кормильца
Начислением пенсий занимается Пенсионный фонд РФ. Заявителю необходимо написать заявление в местное отделение ПФР и предоставить подтверждающие право на выплату документы.
С этой целью собираются справки о доходе или заработке покойного, трудовом стаже, справка с места учебы, свидетельства, устанавливающие родство.
Перечень документов, подаваемых заявителем: паспорт или свидетельство о рождении; свидетельство о смерти; справка о размере заработной платы и страховом стаже; справки, подтверждающие родство (свидетельство об усыновлении, установлении отцовства); свидетельство о статусе матери-одиночки; справка из образовательного учреждения; медицинские справки об инвалидности.