Файл: Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Потеря кормильца является одним из оснований пенсионного обеспечения граждан. В силу этого основания государство берет на себя обязанности по содержанию нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении умершего кормильца на день его смерти.

Одной из составляющих качества жизни граждан государства является уровень их благосостояния, поэтому от функционирования системы пенсионного обеспечения зависит качество жизни людей, оказавшихся в трудном положении.

В этом выражается актуальность темы исследования.

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся по поводу назначения и начисления пенсии по потере кормильца.

Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие назначение и начисление пенсии по потере кормильца.

Цель исследования – изучить особенности права на получение пенсии по потере кормильца.

Задачи исследования:

– изучить нормативное правовое регулирование пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца;

– изучить условия назначения пенсии по потери кормильца;

– выяснить порядок назначения пенсии по потери кормильца;

– изучить исчисление пенсии по случаю потери кормильца.

При проведении исследования автор руководствовался общенаучными методами исследования, в частности, сравнения, историческим, логическим, методом анализа, специальными юридическими методами, а именно: методом юридического анализа и сравнительно-правовым методом.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Основы пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца

1.1. Нормативное правовое регулирование пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца

Потеря кормильца является одним из оснований пенсионного обеспечения граждан. В силу этого основания государство берет на себя обязанности по содержанию нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении умершего кормильца на день его смерти. Одной из составляющих качества жизни граждан государства является уровень их благосостояния, поэтому от функционирования системы пенсионного обеспечения зависит качество жизни людей, оказавшихся в трудном положении.


Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, «в Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»[1].

Государственное пенсионное обеспечение в связи со смертью кормильца регламентируется:

1) ФЗ № 166-ФЗ, в соответствии с которым назначаются социальные пенсии в связи со смертью кормильца, а кроме того, пенсии родственникам: а) военнослужащих, осуществляющих федеральную службу по призыву;

б) пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф;

в) граждан из числа космонавтов;

2) Законом РФ № 4468-1, в соответствии с которым назначаются пенсии членам семьи военнослужащих, осуществлявших военную службу по контракту, и сотрудников правоохранительных органов;

3) Законом РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1, в соответствии с которым назначаются пенсии в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, что является специфическим видом обеспечения в связи со смертью кормильца. Право на пенсионное обеспечение в связи со смертью кормильца возникает при наличии сложного юридического состава. Для назначения пенсии необходима совокупность следующих юридических фактов:

1) потеря физического лица-кормильца;

2) состояние в семейных отношениях;

3) иждивение, то есть нахождение на полном содержании или получение помощи, которая была для лиц, потерявших кормильца, постоянным и основным источником средств к существованию Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

Статья 10 Федерального закона № 400-ФЗ устанавливает перечень лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, в том числе и по государственному обеспечению.

Основными условиями для установления социального пенсионного содержания в ситуации потери кормильца являются: – постоянное проживание получателя в России; – его нетрудоспособность; – отсутствие права на получение аналогичной страховой пенсионной выплаты. Это означает, что кормилец на момент своей смерти не имел ни одного дня официального трудового (страхового) стажа либо на момент смерти не был официально трудоустроен.

Пенсионное обеспечение в связи со смертью кормильца устанавливается также в случае, если кормилец умер в результате противоправных (уголовно наказуемых) действий его нетрудоспособных членов семьи, признанных судом.


Тогда наличие у погибшего трудового стажа значения не имеет.[2]

Ч. 1 ст. 39 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца»[3].

Пенсионное обеспечение лиц, потерявших кормильца может быть нескольких видов: страховая пенсия по потере кормильца, государственная пенсия по потере кормильца, социальная пенсия по потере кормильца. Правовое регулирование реализации права граждан на страховую пенсию по случаю потери кормильца осуществляется ФЗ от 28.12.2013г. N400 «О страховых пенсиях».

Страховая пенсия по потере кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении, кроме лиц, которые совершили уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке.

Страховая пенсия назначается, если умерший кормилец был застрахован в системе обязательного пенсионного страхования, имел хотя бы один день страхового стажа, и из его зарплаты проводились отчисления в Пенсионный фонд РФ.

Дети умершего кормильца имеют право на получение пенсии до достижения возраста 18 лет, а в случае обучения по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания обучения, но не дольше чем до 23 лет.

В соответствии со ст.15 ФЗ N400, размер страховой пенсии по потере кормильца зависит от величины индивидуального пенсионного коэффициента, продолжительности страхового стажа умершего кормильца, размера фиксированной выплаты.

Государственная пенсия назначается нетрудоспособным членам семей погибших военнослужащих, космонавтов и пострадавших во время техногенных катастроф.

Правовое регулирование осуществляется в соответствии с ФЗ от 15.12.2001г. N166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[4], а также Законом РФ от 12.02.1993г. N4468-1[5] «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»[6].

Среди категорий, имеющих право на получение государственной пенсии по потере кормильца, есть дети погибших военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, космонавтов.


Следует отметить, что требования норм действующего пенсионного права к нетрудоспособности и нахождению на иждивении умершего аналогичны для членов семей военных и гражданских пенсионеров, сохранив явную преемственность с советским законодательством.

Аналогичная ситуация складывается истолкованием этих понятий для назначения данного вида пенсий.

В работах, имеющих научно-практический характер, смысл иждивения раскрывается следующим образом.

Под полным содержанием членов семьи понимаются действия кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (жилье, одежда, обувь, питание и другие предметы жизненной необходимости). Доходы, имущество умершего являлись единственным.

Под постоянным и основным источником средств к существованию понимается помощь кормильца членам семьи, осуществлявшаяся систематически в течение определенного периода времени перед смертью кормильца, то есть эта помощь не была разовой или эпизодической. Из действий умершего кормильца должна прослеживаться его воля, свидетельствующая о намерении оказывать постоянную помощь членам семьи.

Понятие «основной источник средств к существованию» предполагает, что у членов семьи кроме средств, предоставляемых умершим кормильцем, имелись и другие источники дохода (пенсия, стипендия, з. плата и т. д.).

При этом помощь кормильца должна по своим размерам составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи, без которой они не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.

К числу утративших источник средств к существованию относятся родители или супруг (за отдельными исключениями), у которых все имеющиеся доходы в их совокупности либо доля доходов, приходящаяся на каждого из них, ниже минимального раз-мера пенсии, предусмотренного п. «б» ст.37 Закона Российской Федерации N4468-1 на одного трудоспособного члена семьи.

Не считаются утратившими источник средств к существованию, независимо от размера имеющихся доходов, родители или супруг, имеющие совершеннолетних трудоспособных детей, в том числе проживающих отдельно.

В судейском сообществе сформировалось сходное понятие основного источника средств к существованию.

Судебные инстанции, разрешая вопрос о том, являлась ли для истицы помощь ее супруга основным источником средств существования, положения норм семейного законодательства об общих доходах супругов (об общем имуществе супругов) и порядке расходования этих средств к спорным отношениям не применяли, вследствие чего пришли к ошибочным выводам о том, что получение супругом военной пенсии, превышающей размер пенсии по старости истицы, не свидетельствует о нахождении ее на иждивении супруга, поскольку разница в доходах супругов не подтверждает, что доход умершего супруга являлся для истицы основным источником средств к существованию.


Такие выводы судов первой и (или) апелляционной инстанций прямо противоречат основным началам семейного законодательства и установленному законом режиму совместной собственности супругов. Сравнивая размеры их доходов, судебные инстанции вследствие неправильного применения норм материального права не учли, что супруги состояли в браке, проживали одной семьей, имели общие доходы, соответственно, расходы каждого из супругов не ограничивались только личными нуждами каждого из них.

В связи с этим суждение судебных инстанций о том, что разница в доходах супругов не подтверждает, что доход умершего супруга являлся для истицы основным источником средств к существованию, нельзя признать правомерным.

Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда указала на допущенное судами первой и апелляционной инстанций нарушение права на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, закрепленного в ст.8 Всеобщей декларации прав человека, п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, п.1 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также в ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации1.Таким образом,в силу используемых в пенсионном законодательстве формулиро-вок требований поустановлению факта иждивения либоутраты источника средств к существованию после смерти кормильца, сложилась ситуация не однозначного толкования и применения указанных норм права. Это влечёт необоснованные отказы в назначении пенсии по случаю потери кормильца. Причем добиться справедливости в суде первой или апелляционной инстанций удается далеко не всегда, а с кассационной жалобой в Верховный Суд обращается, очевидно, не каждая истица.

В целях обеспечения единообразного применения законодательства по делам о спорах в сфере пенсионных правоотношений и соблюдения права граждан на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту представляется необходимым принять соответствующее постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

При этом материалы анализа и обобщения судебной практики по данной категории дел должны охватывать широкий круг спорных вопросов, связанных с применением всего пенсионного законодательства (включая Закон No4468-1),в том числе по установлению факта иждивения либо утраты источника средств к существованию после смерти кормильца.

Достижение указанной цели возможно как путем переработки содержания и изменения наименования постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 «О практике рас-смотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», так и путем принятия нового постановления с отменой указанного документа.