Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Характеристика и организационные принципы построения налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших принципов регулирования экономики является то, что налоговая система способствует экономическому росту и социальной стабильности. В связи с этим налоговая система, представляющая собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения сложных задач.

Изучение темы "Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования" обусловлено наличием ряда проблем: несовершенство налоговой системы по причине неразработанности нормативно-правовой базы, наличие проблем в осуществлении налоговой политике и прочих.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что на данном этапе экономического развития разработка и создание налоговой системы, способной обеспечить устойчивость экономического роста страны, а также стабильность налоговых поступлений и рациональность их распределения является первоочередной задачей правительства любой страны.

Объектом изучения данной работы является состояние налоговой системы Российской Федерации. Предмет изучения - налоговая система и ее совершенствование.

Были использованы следующие методы исследования: применение системного и комплексного подходов, индукции и дедукции, анализа, синтеза и применение статистических методов.

В рамках данной работы анализируются различные подходы к определению налоговой системы, рассматриваются различные мнения о понятии и принципах системы. Таким образом, можно отметить, что различия в определении принципов позволяет государству на каждом этапе своего развития строить налоговые системы с учетом экономического состояния, отбирая принципы, которые наиболее актуальны для конкретных экономических условий.

Изучив законодательную составляющую формирования налоговой системы, можно прийти к выводу, что она обеспечена достаточным количеством нормативной документации, обеспечивающей не только единство, стабильность и эффективность налоговой системы, но и защиту прав и интересов налогоплательщиков и плательщиков сборов, что, безусловно, содействует развитию экономики России.

Целью курсовой работы является раскрытие понятия налоговой системы и проблем ее совершенствования в РФ. Для достижения цели были определены следующие задачи:

- изучить различные теоретические подходы к определению понятия и выделению принципов построения налоговой системы;


- выявить особенности нормативно-правовой базы налоговой системы;

- проанализировать формы отчетности 1-НМ и 1-НОМ федеральной налоговой службы России за 2013-2015;

- определить проблемы, перспективы и пути реформирования налоговой системы РФ.

В целях написания курсовой работы была изучена следующая литература: Х.Б. Алиев "Налоги и налоговая системы Российской Федерации", В.Г. Пансков "Налоги и налогообложение", М.А. Данченко "Налогообложение", Налоговый кодекс Российской Федерации.

Важно отметить, что грамотно построенная налоговая система должна обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а также не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Понятие, структура налоговой системы и принципы ее построения

Приведения всех действующих налогов в строгую систему стало необходимостью еще при возникновении государства, которое нуждается в постоянном финансировании, а дальнейшее развитие рыночных отношений потребовало организацию соответствующей налоговой системы, что и в настоящее время представляет собой ключевую макроэкономическую задачу любого государства.

Современные авторы дают разные определения понятию налоговая система. Так, например, Б.Х. Алиев и Х.М. Мусаев определяют налоговую систему как систему общественных отношений, складывающихся в процессе установления, исчисления и уплаты налогов и сборов[1].

А.В. Щепотьев и С.А. Яшин дают следующее определение: совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему государства, которая является важнейшим механизмом системы государственного регулирования экономики[2].

Налоговый кодекс РФ определяет налоговую систему как совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.


Рассмотрим трактовку понятия "налоговая система" зарубежными авторами. Так, например, налоговая система США определяется Молли Е. Шерлок как совокупность индивидуальных подоходных налогов, социальных налогов, налогов на заработную плату, а также акцизные сборы и налоговые льготы, являющихся основным источником доходов федерального бюджета[3].

Томас Поуп дает следующее определение понятию: налоговая система - совокупность раздельно формирующихся платежей двух уровней:

1 уровень - Доходы центрального Правительства формируются за счет подоходного налога, взносов в фонд социального страхования, налога на добавленную стоимость.

2 уровень - Доходы местных уровней власти формируются за счет налогов на коммерческую деятельность, муниципальных налогов, штрафов и пеней, а так же дотаций от центрального Правительства.

Описывая налоговую систему России, предлагается определять ее как единство составляющих ее элементов (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей), которые находятся во взаимосвязи, обеспечивающей эффективность налогового регулирования экономики государства.

К налоговой системе, как и иной другой системе, предъявляется ряд требований, которым она должна соответствовать. К основным требованиям, относят рациональность, оптимальность и эффективность структуры налоговой системы, которая состоит из следующих элементов:

  1. уровни взимания налогов: федеральные, региональные, местные;
  2. виды налогов: прямые косвенные;
  3. ставки налогов: прогрессивные, пропорциональные, регрессивные;
  4. налоговые органы - государственная налоговая служба, налоговая полиция.

Так структура налоговой системы России представлена:

  1. уровнями взимания налогов: федеральные, региональные, местные;
  2. видами налогов: прямые косвенные;
  3. законодательной базой (Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, законы, подзаконные акты, инструкции, распоряжения, письма и прочее), определяющей функционирование налоговой системы;
  4. Федеральной налоговой службой РФ, Федеральной Таможенной службой РФ;
  5. субъектами налога (юридическими и физическими лицами) как основными участниками и носителями налогового бремени;

В США в свою очередь в сфере налогообложения занят единый орган - Служба внутренних доходов с региональными и окружными управлениями. В Великобритании сбор налогов возложен на Единую налоговую службу.

В экономической литературе также рассматриваются и разные принципы построения системы налогообложения (таблица 1).


Таблица 1 - Принципы построения налоговой системы.

Автор

Принципы

А. Смит

1) принцип справедливости;

2) принцип определенности;

3) принцип удобства для налогоплательщика;

4) принцип экономичности взимания.

А. Вагнер

1) принципы финансовой политики;

2) экономические принципы;

3) принципы справедливости;

4) принципы управления.

Дж. Стиглиц

1) экономическая эффективность;

2) административная простота;

3) политическая ответственность;

4) справедливость;

5) гибкость.

К. Менгер, Ф. Визер,

Э. Бём-Баверк

1) принцип прогрессивности в налогообложении;

2) принцип необлагаемого минимума.

Налоговый кодекс РФ

1) всеобщность;

2) равенство;

3) толерантность;

4) единство экономического пространства;

5) экономическая обоснованность;

5) ясность и точность.

Таблица составлена автором на основе источников.

Впервые принципы построения налоговой системы сформулировал Адам Смит. В своем классическом сочинении он назвал четыре основных принципа, характеризующиеся следующим:

1) налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, т.е. "каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку";

2) обложение налогами должно быть строго фиксированным, а не произвольным;

3) взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени;

4) издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов.

Развитие данные принципы получили в работе А. Вагнера. Он выделял следующие группы принципов построения налоговой системы[4]:

  1. принципы финансовой политики: налоги должны удовлетворять требованиям достаточности и подвижности - обеспечивать средства для покрытия государственных расходов как в данный финансовый период, так и на длительный период[5];
  2. экономические принципы: надлежащий выбор источников налогов, достаточность обложения для покрытия финансовых потребностей общества, экономичность обложения и прочие;
  3. социальные принципы: всеобщность налогов, их прогрессивность, а так же равномерность и соразмерность обложения с платежеспособностью;
  4. принципы управления: определенность обложения, его удобность, стремление к минимизации издержек взимания.

Джозеф Стиглиц разработал пять принципов налоговой системы:


  1. следование эффективному распределению ресурсов;
  2. простота и дешевизна административной системы налогообложения;
  3. направленность системы на удовлетворение предпочтений государства и общества;
  4. соблюдение справедливости к субъектам налоговой системы;
  5. быстрое реагирование налоговой системы на изменяющиеся экономические условия.

Исследования представителей маржиналистской школы в области налогообложения привели к обоснованию таких принципов, как:

  1. прогрессивность в налогообложении, что подразумевает изменение ставки налога по мере изменения дохода налогоплательщика;
  2. необлагаемый минимум - доход, не облагаемый налогом, используемый для исправления непропорциональности обложения.

В настоящее время в Российской Федерации налоговая система основывается на принципах, закрепленных в налоговом кодексе, а именно:

1) всеобщность и равенство: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;

2) толерантность: налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

3) единство экономического пространства: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, создающие препятствия легальной экономической деятельности физических лиц и организаций;

4) экономическая обоснованность: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

5) ясность и точность: акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Принципами построения налоговой системы Великобритании в настоящее время являются:

  1. справедливость: граждане Великобритании облагаются налогом пропорционально их способности платить:

Таблица 2 - Налоговые ставки Великобритании

Название групп

Облагаемый доход

Налоговая ставка

Стандартное пособие

до 11 фунтов

0%

Базовая ставка

от 11 фунтов до 43,000 фунтов

20%

Повышенная ставка

от 43,001 фунтов до 150,000 фунтов

40%

Добавочная ставка

свыше 150,000 фунтов

45%