Файл: Организация работы Федерального Собрания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что касается процесса образования Государственной Думы, то Конституция не предоставляет четкого определения, какими должны быть выборы – прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Все это отдано на усмотрение законодателя[6].

Таким образом, законодательство об избрании депутатов в Государственную Думу не отличается устойчивостью. Это значительный недостаток функционирующей в настоящее время Конституции РФ.

Структура Государственной Думы содержит следующее руководство:

а) председатель Государственной Думы и его первые заместители;

б) депутатские объединения (фракции и депутатские группы);

в) комитеты и комиссии.

Две палаты Федерального Собрания активно взаимодействуют друг с другом. Можно выделить три основные формы взаимодействия палат парламента России:

Общие собрания палат, которые четко определены ч. 3 ст.100 Конституции РФ.

Так, в соответствии с ч. 5 ст.101 Основного закона создается Счетная палата для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета.

Коллективная работа палат в законодательном процессе, то есть законодательная инициатива, дача заключений, создание специальных комиссий, проведение совместных мероприятий и т. д. В соответствии со своей компетенцией обе палаты принимают участие в процедуре отрешения Президента России от должности[7].

Также необходимо отметить, что помимо взаимодействия палат друг с другом, они взаимодействуют и с другими федеральными органами государственной власти – с Президентом РФ; с Правительством РФ; с судебной властью. Весь перечень полномочий палат парламента по отношению к данным федеральным органам государственной власти и полномочия органов относительно Федерального Собрания РФ закреплен в Конституции РФ.

Глава 2. Особенности функционирования Государственной Думы и Федерального Собрания

2.1. Государственная Дума

В современном конституционном праве существует два основных типа организации парламентов: однопалатный и двухпалатный парламент. Однопалатный парламент характерен для небольших государств с унитарной формой устройства (Албания, Армения, Грузия, Литва), в то же время для федеративных государств (США. Бразилия), а также унитарных государств с большой площадью и населением (Франция, Италия) характерно бикамеральное устройство парламента.


Исходя из этих критериев, учитывая, что Россия является федерацией и крупнейшим государством мира, существование в РФ двухпалатного парламента было практически предопределено[8].

Конституция РФ 1994 года предусматривает существование двух палат – Совета Федерации и Государственная Дума РФ. Исходя из этого, законодатель распределил полномочия двух палат парламента определенным образом: нижняя палата, выбранная по политическому признаку, осуществляет парламентский контроль над подотчетным ей правительством, утверждает Государственный Бюджет, заслушивает отчеты Правительства, принимает резолюции недоверия Правительству, дает согласие на назначение Председателя Правительства РФ.

Верхняя палата (Совет Федерации) выполняет контрольные функции, является постоянно действующим не распускаемым органом, обеспечивающим политическую стабильность и представление интересов субъектов Федерации на федеральном уровне.

Важно отметить, что, в целом, Государственная Дума РФ является эффективным законодательным органом, принимающим огромное количество законов и других нормативно-правовых актов, а открытое рассмотрение данных актов обеспечивает широкую общественно-политическую дискуссию по самым важным из них.

В этом контексте следует остановиться на нескольких важных проблемах текущего правового статуса Государственной Думы РФ и предложить варианты для решения этих проблем.

Как отмечает О.Н. Булаков, двухпалатность имеет смысл, если нижняя и верхняя палаты имеют различный институциональный базис и их деятельность организована по-разному.

Верхняя палата теряет свой смысл, если она просто повторяет нижнюю палату, особенно с точки зрения позиции в них политических партий.

После внесения изменений в избирательное законодательство, была изменена избирательная система, и Государственная Дума седьмого созыва была выбрана, в соответствии с ФЗ «О выборах в Государственную Думу РФ» по смешанной избирательной системе: половина депутатов выбирается по партийным спискам, а половина по одномандатным округам.

В контексте вышеизложенного, возникает вопрос относительно фактического дублирования способов выбора членов Государственной Думы и Совета Федерации: выборы по одномандатным округам фактически «привязывают» депутата к таким округам, находящимся в определенном субъекте федерации, а наличие самовыдвиженцев, не являющихся членами какой-либо партии разрушает политический характер представительства Государственной Думы.


Исходя из вышеизложенного, Государственная Дума РФ должна выбираться исключительно по политическому принципу на основании пропорциональной избирательной системе, обеспечивающей максимальное политическое представительство партий.

Таким образом, считаю целесообразным возврат к пропорциональной системе (возможно, с учетом региональных списков) для выборов в Государственную Думу РФ при сохранении существующего на сегодняшний день порядка наделения полномочиями членов Совета Федерации.

Другой существующей проблемой государственно-правового статуса является ощутимый перекос полномочий в пользу президентской ветви власти.

Как отмечает А.В. Савоськин, Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится в палату Президентом. Государственная Дума вправе отклонить предложенную кандидатуру, после чего Президент вносит в палату новую кандидатуру.

В случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент распускает Государственную Думу, назначает новые выборы и самостоятельно назначает главу Правительства. Таким образом, конфликт между главой государства и парламентом влечет негативные последствия только для одной стороны – парламента. Отсюда следует, что участие палаты парламента в назначении главы исполнительной власти осуществляется лишь де-юре, так как третье отклонение будет для парламента равносильно самоуничтожению. Роспуск Думы в этом случае выступает как средство давления на нее[9].

Таким образом, используя инструмент давления в виде возможности роспуска Государственной Думы РФ, Президент практически всегда может добиться назначения необходимой ему кандидатуры на пост Председателя Правительства, что нивелирует принцип сдерживания и противовесов, использующийся в смешанных республиках.

Критики могут возразить, что во многих президентских республиках (например, в США), законодательный орган вообще не имеет полномочий по контролю над исполнительной властью. Однако полномочия Президента ограничены отсутствием у него права распускать парламент, наличием действенной системы парламентского контроля, отсутствием у Президента права законодательной инициативы, необходимостью согласования с Сенатом ряда назначений.

По моему мнению, для восстановления конституционно-правового баланса полномочий Президента и парламента в России, необходимо либо перейти к президентской модели, лишив Государственную Думу полномочий, связанных с назначением чиновников исполнительной власти, отменив при этом право Президента распускать нижнюю палату парламента, либо расширить полномочия Государственной Думы, связанные с влиянием на исполнительную ветвь власти.


Основная функция любого законодательного органа, в том числе и Государственной Думы РФ, состоит в принятии законов. Вместе с тем, как утверждает Н.С. Грудинин отсутствие рамочного федерального закона, посвященного вопросу о видах нормативно-правовых актов, принимаемых в Российской Феде-рации.

Как отмечает Конституционный Суд РФ, из взаимосвязанных положений статей 15 (часть 1), 71 (пункт «о»), 103 и 125 (части 2 и 4) Конституции Российской Федерации следует, что постановление Государственной Думы, кото-рым объявляется амнистия, является уникальным нормативно-правовым актом ... что отличает эти постановления от других нормативных актов, включая большинство законов, и, таким образом, они имеют особую конституционную природу.

Следовательно, конституционно-правовая сила данного постановления значительно выше, чем иных постановлений Государственной Думы РФ.

Очевидно, что правовой статус акта об амнистии и других подобных нормативно-правовых актов нуждается в упорядочивании для чего необходимо принять закон о видах нормативно-правовых актов, которые принимаются органами власти Российской Федерации.

Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что хотя конституционно-правовой статус Государственной Думы РФ, в целом, остался неизменным с 1994 года, изменение избирательной системы (сначала со смешанной на пропорциональную, а, затем, – с пропорциональной на смешанную), а также разъяснения норм действующего законодательства со стороны КС РФ повлияли на текущее место Государственной Думы в системе органов государственной власти[10].

По моему мнению, для дальнейшего повышения статуса Государственной Думы, как важнейшего представительного органа России и нижней палаты Федерального Собрания, необходимо более четкое разграничение функций законодательной ветви власти и Президента, возврат к пропорциональной системе выборов для обеспечения функции политического представительства в Государственной Думе, а также принятие базового закона о нормативно-правовых актах в РФ для четкого понимания юридической силы каждого из этих актов.

2.2. Совет Федерации

В ст. Конституции РФ сказано, что Федеральное Собрание является представительными законодательным органом. Являясь элементом системы органов государственной власти, Федеральное Собрание представляет весь многонациональный народ Российской Федерации, выполняя законотворческие функции.


Одна из палат Совета Федерации является представителем субъектов РФ (в ее состав входит один представитель от исполнительного и один исполнитель от законодательного органа субъекта РФ). Федеральное Собрание полномочно осуществлять следующие функции: представительную; законодательную; контрольную.

Компетенцией Федерального Собрания является совокупность полномочий, при помощи которых реализуются основные функции парламента. Полномочия Федерального Собрания состоят из трех групп:

а) полномочия, которые осуществляются одной палатой;

б) полномочия, которые осуществляются двумя палатами;

в) полномочия, осуществляемые в равной степени и независимо друг от друга обеими палатами Федерального Собрания.

Компетенцией Федерального Собрания является: утверждение изменения границ субъектов РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; назначение выборов Президента РФ и т.д.

Структура Федерального Собрания РФ Федеральное Собрание формируется и осуществляет свою деятельность на основании следующих принципов: народного представительства; федерализма; периодического обновления состава палат парламента; политического многообразия и многопартийности. Структуру Федерального Собрания составляют две палаты: Совет Федерации (верхняя палата); Государственная Дума (нижняя палата).

Обе палаты комплектуются по-разному. В Государственную Думу входит депутатов. В Совет Федерации входит один представитель от исполнительного органа и один представитель органа государственной власти от каждого субъекта. Так, из субъектов получается человек – членов Совета Федерации. При этом один человек не может быть членом обеих палат.

Государственная Дума избирается на лет и этот срок установлен Конституцией РФ. Для Совета Федерации срок не установлен. Выборы депутатов в обе палаты осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Деятельность Федерального Собрания Федеральное Собрание является органом власти, который действует постоянно. Начало и окончание сессий, а также сроки каникул указаны в регламентах обеих палат. Верхняя и нижняя палата проводят свои заседания отдельно друг от друга. Совместно депутаты заседают лишь в особых случаях. Примером такого случая может служить заслушивание послания Президента РФ.

Такая организация деятельности палат Федерального Собрания нужна для исключения необдуманных, поспешных решений депутатов, а также влияния их эмоций на принимаемые решения. Конституция РФ наделила обе палаты совершенно разной компетенцией, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» парламентской деятельности.