Файл: Организация работы Федерального Собрания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Правовой статус Федерального Собрания РФ позволяет ему занимать центральное место в системе органов государственной власти Российской Федерации, что подтверждается большим количеством серьезных научных исследований.

Вместе с тем, Конституцией России установлены только основы полномочий Федерального Собрания РФ. Это выражается в том, что в Конституции практически отсутствует правовая регламентация полномочий Федерального Собрания РФ в целом, как парламента.

Вместо этого детально закрепляются только полномочия палат российского парламента. Относительно полномочий Федерального Собрания РФ Конституция установила, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10).

Именно конституционный принцип разделения властей определяет основы и рамки осуществления полномочий Федерального Собрания РФ –законодательная власть.

В этом выражается актуальность темы исследования.

Объект исследования – организация работы Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.

Предмет исследования – Федеральное Собрание.

Цель исследования – изучить организацию работы Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.

Задачи исследования:

– изучить Состав и полномочия Федерального Собрания;

– изучить формирование Федерального Собрания;

– выяснить особенности функционирования Государственной Думы и Федерального Собрания.

При проведении исследования автор руководствовался общенаучными методами исследования, в частности, сравнения, историческим, логическим, методом анализа, специальными юридическими методами, а именно: методом юридического анализа и сравнительно-правовым методом.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Сущность и особенности Федерального Собрания

1.1. Состав и полномочия Федерального Собрания


В ст. Конституции РФ сказано, что Федеральное Собрание является представительными законодательным органом[1].

Являясь элементом системы органов государственной власти, Федеральное Собрание представляет весь многонациональный народ Российской Федерации, выполняя законотворческие функции. Одна из палат Совета Федерации является представителем субъектов РФ (в ее состав входит один представитель от исполнительного и один исполнитель от законодательного органа субъекта РФ).

Федеральное Собрание полномочно осуществлять следующие функции: представительную; законодательную; контрольную.

Компетенцией Федерального Собрания является совокупность полномочий, при помощи которых реализуются основные функции парламента. Полномочия Федерального Собрания состоят из трех групп:

а) полномочия, которые осуществляются одной палатой;

б) полномочия, которые осуществляются двумя палатами;

в) полномочия, осуществляемые в равной степени и независимо друг от друга обеими палатами Федерального Собрания[2].

Компетенцией Федерального Собрания является: утверждение изменения границ субъектов РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; назначение выборов Президента РФ и т.д.

Федеральное Собрание формируется и осуществляет свою деятельность на основании следующих принципов: народного представительства; федерализма; периодического обновления состава палат парламента; политического многообразия и многопартийности.

Структуру Федерального Собрания составляют две палаты: Совет Федерации (верхняя палата); Государственная Дума (нижняя палата). Обе палаты комплектуются по-разному.

В Государственную Думу входит депутатов. В Совет Федерации входит один представитель от исполнительного органа и один представитель органа государственной власти от каждого субъекта. Так, из субъектов получается человек – членов Совета Федерации. При этом один человек не может быть членом обеих палат.

Государственная Дума избирается на 5 лет, и этот срок установлен Конституцией РФ.

Для Совета Федерации срок не установлен. Выборы депутатов в обе палаты осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Деятельность Федерального Собрания Федеральное Собрание является органом власти, который действует постоянно. Начало и окончание сессий, а также сроки каникул указаны в регламентах обеих палат. Верхняя и нижняя палата проводят свои заседания отдельно друг от друга.


Совместно депутаты заседают лишь в особых случаях. Примером такого случая может служить заслушивание послания Президента РФ. Такая организация деятельности палат Федерального Собрания нужна для исключения необдуманных, поспешных решений депутатов, а также влияния их эмоций на принимаемые решения.

Конституция РФ наделила обе палаты совершенно разной компетенцией, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» парламентской деятельности. В этой системе Совет Федерации выступает так называемым тормозом по отношению к Государственной Думе, предотвращая возможность властвования на выборах в Государственную Думу.

Итак, можно сказать, что парламенту отведена роль высшего законодательного и исполнительного органа и своеобразной уравновешивающей силы конкурирующих политических сил. Он выступает защитником интересов сил, имеющих наименьшие возможности по воздействию на политическую жизнь страны. Контрольные полномочия Федерального Собрания РФ Федеральное Собрание РФ наделено контрольными полномочиями в отношении Президента РФ и Правительства РФ.

Существует специальная форма осуществления этих полномочий: установленная процедура отрешения Президента РФ от должности; осуществление надзора за исполнением бюджета РФ; объявление Правительству РФ «вотума недоверия»[3].

Отрешение Президента РФ от должности может происходить только на основании обвинения в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления. Это обвинение выдвигается Государственной Думой и должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о признаках преступления в действиях Президента РФ, а также заключением Конституционного Суда РФ о том, что обвинение выдвинуто с соблюдением установленного порядка.

Государственная Дума выносит решение о выдвижении обвинения, а Совет Федерации выносит решение об отрешении Президента РФ от должности. При этом должно быть не менее голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее депутатов Государственной Думы и должно быть заключение специальной комиссии, которую образует Государственная Дума.

После того, как Государственная Дума выдвинула обвинение Президенту РФ, обязанностью Совета Федерации является принятие решение об отрешении Президента РФ в трехмесячный срок. Если в указанный срок решение принято не было, то обвинение против Президента отклоняется. В случае принятия решения об отрешении Президента РФ от должности в трехмесячный срок должны быть назначены досрочные выборы нового Главы Государства.


В сфере бюджетного контроля Федеральное Собрание полномочно:

1) рассматривать федеральный бюджет, представленный Правительством РФ, и отчет об его исполнении;

2) заслушивать отчеты об исполнении федерального бюджета.

«Вотум недоверия» Правительству РФ выражается в принципиальном несогласии Государственной Думы с политикой Правительства в целом либо по какому-то серьезному вопросу, в результате чего дальше они не могут совместно взаимодействовать. Решение о недоверии Правительству РФ, которое выдвинула Государственная Дума, считается принятым при наличии большинства голосов проголосовавших за него депутатов, а именно - не менее[4].

В результате вотума недоверия Правительству РФ Президент либо соглашается с мнением Федерального Собрания и отправляет Председателя Правительства и весь его состав в отставку, либо не соглашается и вынужден распустить Государственную Думу, назначив досрочные выборы. В случае несогласия Президента РФ с заключением Государственной Думы о недоверии Правительству РФ, Государственная Дума должна повторно рассмотреть данный вопрос. И если в трехмесячный срок Государственная Дума повторно выразит свое недоверие Правительству РФ, Президент РФ, если по-прежнему будет не согласен с мнением депутатов, распускает Государственную Думу.

В случае согласия с мнением Государственной Думы Президент предоставляет новую кандидатуру Председателя Правительства РФ.

Полагаясь на основы теории права, можно выделить три ключевые функции Федерального Собрания:

– представительная

– законотворческая;

– контрольная.

Компетенция парламента РФ формируется из функций и полномочий, которыми он обладает как орган, вызванный реализовывать законодательную и представительную власть при реализации принципа разделения властей.

Принято палаты парламента именовать верхней и нижней. Верхняя палата во многих случаях имеет историческое значение и, как правило, обладает меньшими полномочиями, чем нижняя.

Верхней палатой является Совет Федерации, а нижней – Государственная Дума.

Двухпалатная структура Федерального Собрания Российской Федерации обозначает такое строение, при котором парламент состоит из двух палат, создаваемых в специальном порядке.

Целесообразно выделить то, что главные принципы порядка деятельности российского парламента присутствуют в разных нормативных правовых актах Российской Федерации[5].


В Конституции РФ отображены следующие принципы деятельности палат: правомерность (законность) деятельности Федерального Собрания; постоянная деятельность палат; раздельная деятельность палат (за исключением отдельных вопросов, уточненных в Основном Законе); открытость деятельности палат; коллегиальность работы палат.

1.2. Формирование Федерального Собрания

На сегодняшний день к числу особо дискуссионных вопросов причисляется проблема формирования верхней палаты, отражающая интересы субъектов РФ. Однако минувшие поправки к Конституции РФ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 21.07.2014 N11-ФКЗ определили новый состав палаты, в которую входят не только представители от субъектов Российской Федерации, а также и представители от Российской Федерации, назначаемые Президентом РФ.

Необходимо отметить, что данная поправка была внесена в Конституцию РФ по определенным обстоятельствам, например, что Совет Федерации состоял из представителей только лишь субъектов Российской Федерации, а само государство, Российская Федерация, в верхней палате не представлено. Данная конституционная мера, таким образом, увеличила возможности Президента РФ, позволив ему участвовать в работе законодательной власти.

При подготовке реформы была учтена международная практика: глава государства обладает возможностью устанавливать некоторое количество членов парламента в Англии, Италии, Белоруссии и Мадагаскаре.

Нынешняя процедура образования Совета Федерации корректирует недочеты прежнего порядка, так как вводит в состав Совета Федерации членов на постоянной профессиональной основе. Однако состав палаты все же подвержен частым изменениям, вследствие избрания в субъектах РФ глав представительных органов и наделение полномочиями глав исполнительных органов государственной власти исполняется в разное время. Согласно данному обстоятельству на протяжении каждого года в Совете Федерации происходит смена каких-то его членов.

Кандидатом может быть гражданин России, не моложе тридцати лет с идеальной репутацией, проживающий постоянно на территории субъекта, а также лицо обязано обладать законным правом избирать и быть избранным.

При рассмотрении порядка формирования Государственной Думы также можно выделить актуальную проблему: выборы депутатов в Государственную Думу.