Файл: Системный подход к менеджменту (Особенности системного подхода к менеджменту).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Содержание и специфика системного подхода к менеджменту.
1.1 Возникновение и история развития системного подхода к менеджменту.
1.2 Основные характеристики системного подхода к менеджменту.
Глава 2. Системный подход к менеджменту в современных условиях.
2.1. Особенности системного подхода к менеджменту в
2.2. Анализ функционирования системного подхода в современных условиях.
Введение
Курсовая работа выполнена на тему: Системный подход к менеджменту.
Данная работа состоит из 2 основных глав, первая из которых является теоретической а вторая практической, основанной на конкретных организациях и примерах а также заключения и списка литературы.
Данная тема является актуальной и по сей день поскольку, на сегодняшний день основной методологией управления организациями является механистическая, которая в свою очередь основанна на анализе. Когда руководители сталкиваются с проблемами, они всегда стремятся к их разделению на решаемые или управляемые части. После этого каждая задача выполняется быстрее и качественнее, а результаты автономных усилий «собираются» в решение целой проблемы. Однако «можно быть практически уверенным, что сумма лучших решений, полученных для частей по отдельности, не является лучшим решением для проблемы в целом». Системный подход — это технология исследования объектов как систем. Под системным подходом в общих чертах понимают применение общих принципов и концепций, позволяющих: рассматривать каждый элемент системы в его связи и взаимодействии с другими элементами; прослеживать изменения, происходящие в системе в результате изменения отдельных ее звеньев и внешней среды; изучать специфические системные качества; делать обоснованные выводы относительно закономерностей развития системы; определять рациональные способы ее поведения. Приемы и методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределенности по каждому варианту и сопоставление вариантов по конечному результату. Системный анализ рекомендует: начинать процесс принятия решений с выявления и четкого формулирования конечных целей; рассматривать всю проблему как целое, как единую систему; выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения, согласовывать цели подсистем с общей целью системы; выявлять и анализировать возможные альтернативные пути достижения цели и выбирать из них наиболее предпочтительные. В соответствии с системным подходом считается, что лучшего понимания изучаемой системы можно достичь путем расширения взгляда, а не сведения его к составляющим элементам. Системное мышление меняет традиционную структуру мыслительного процесса: анализ, объяснение поведения или свойств частей, взятых по отдельности; объединение отдельных объяснений в объяснение целого. Системный подход входит в состав 20 научных подходов, которые рекомендуется применять при разработке управленческих решений. Сущность его состоит в комплексном рассмотрении явления, с одной стороны, как некой «цельной» системы взаимосвязанных и взаимодействующих внутренних составляющих, а с другой — как подсистемы еще более крупной системы. Такой подход позволяет оперировать свойствами системы, отсутствующими у ее отдельных составляющих, и являющихся следствием их взаимодействия. Свойства системы — не совокупность свойств составляющих, а нечто новое. С другой стороны, составляющая, отделенная от системы, также теряет ряд своих существенных свойств. Одним из важнейших свойств системы является способность ее составляющих образовывать синергические связи.
Глава 1. Содержание и специфика системного подхода к менеджменту.
1.1 Возникновение и история развития системного подхода к менеджменту.
История становления системного подхода и анализирующих различные аспекты определения понятия «система». Некоторые исследователи отмечают, что общие принципы системного мировоззрения были с достаточной полнотой сформулированы уже в античной философии, другие люди связывают становление системного подхода в его понимании с работами Л. фон Берталанфи, в последнее десятилетие существенные приоритеты в теоретической разработке не только общих принципов, но и их приложений к теории управления исследователи отводят А. А.Богданову. Таким образом, теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х годов. Явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход - это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению. Понимание того, что организации представляют собой сложные системы, состоящие из нескольких взаимосвязанных подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ управления оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Они стремились сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации: поведенческая школа занималась социальной подсистемой, школы научного управления - техническими. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию.
Модель организации как системы: Организация получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие дополнительные выходы, такие, как прибыль, увеличение доли на рынке, увеличение объема продаж, рост организации. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию менеджмента за счет создания возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Его центральным понятием является ситуация как конкретный набор обстоятельств, максимально влияющих на организацию в данное время. Исследование конкретной ситуации позволяет руководителю лучше понять, какие приемы будут наиболее эффективны при достижении цели организации. Сама идея ситуации впервые введена в менеджмент Мэри Фоллет, которая еще в 20-е годы говорила о «законе ситуации». Она отмечала, что различные ситуации требуют различных типов знаний, а человек, обладающий знаниями применительно только к одной ситуации. Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов, не считает, что концепция традиционной теории управления, школы науки управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция управления, применимая ко всем организациям. Как и системный, ситуационный подход признает, что хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьироваться. Например, все организации должны создавать структуры, чтобы добиться своих целей. Существует множество различных способов построения организационных структур, а структура организации является логическим завершением функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения целей организации.
Ситуационный подход стремится связать конкретные приемы и концепции с реальной ситуацией для того, чтобы наиболее эффективно достичь целей организации. Он концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций, пытается определить значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Успех или неудача ситуационного подхода в значительной степени зависит от третьего шага, определяющего переменные ситуации и их влияние. Если это не будет сделано правильно, нельзя будет полностью оценить сравнительные характеристики или приспособить метод к ситуации. И хотя ситуационный метод еще не был полностью обоснован, недавние исследования указывают, что некоторые ситуационные переменные могут быть выделены. Установление этих основных переменных, особенно, в области лидерства и поведения организационных структур, а также количественных оценок, явилось наиболее важным вкладом ситуационного похода в управление. Невозможно, однако, определить все переменные, влияющие на организацию. Каждая грань человеческого характера и личности, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходит во внешнем окружении организации, определенным образом влияет на решения организации. Для практических целей можно рассматривать, однако, только те факторы, которые наиболее значимы для организации, и те, которые, скорее всего, могут повлиять на ее успех.
1.2 Основные характеристики системного подхода к менеджменту.
При изучении менеджмента широкое распространение получила концепция системы, которую целесообразно использовать при изучении характеристик и процесса функционирования любой организации или предприятий. Понятие «система» используется в различных областях, прежде всего инженерных и экономических в теории управления; и на определенной стадии развития научного знания она постепенно сформировалась в теорию систем и системного анализа. В настоящее время невозможно организовать процесс создания какой-либо организации без ее системного представления, внедрять новые проекты без системы управления ими и т.д. Термин «система» используют в тех случаях, когда необходимо охарактеризовать исследуемый или проектируемый объект как что-то целое, и сложное. Этот объект невозможно представить сразу, изобразив его графически или математически (формулой или уравнением), он достаточно большой, сложный, но при этом целый и единый. Существует много определений систем. В наиболее общем виде под системой понимается совокупность элементов, определенным образом взаимосвязанных между собой и с внешней средой. В еще одном распространенном определении и под системой понимается совокупность элементов, образующих целое, обладающая особенностями, которые отсутствуют у составляющих ее элементов. Из этого определения следует, что сумма свойств системы больше суммы свойств ее составляющих. Например, если мы разделим предприятие по подразделениям и станем рассматривать каждое из них, то это будет уже не предприятие. Если мы сложим все детали и запчасти автомобиля, они не будут двигаться и это не будет автомобиль. Но если мы приведем все эти детали и запчасти в систему и соберем по конкретной схеме, то машина будет двигаться и выполнять свое предназначение. Из определения также следует, что любая система может существовать только при наличии поставленной цели. Понятия цели, целенаправленности и целесообразности лежат в основе развития системы. Любая система должна иметь конкретную структуру, которая отражает порядок взаимосвязей составных частей системы, т.е. ее устройство или строение. Таким образом, структура системы включает элементы и связи между ними и характеризует организованность системы, устойчивую упорядоченность элементов и связей. Одна и та же система может иметь разную структуру в зависимости от цели ее создания и стадии исследования. При этом в процессе исследования или проектирования структура системы может изменяться. Система всегда взаимодействует с окружающей средой посредством входов и выходов и образует особое единство со средой. Любая система состоит из множества, по крайней мере, двух подсистем. Подсистема представляет собой относительно независимую часть системы, обладающую ее свойствами, имеющую свою подцель, на достижение которой ориентирована подсистема, а также другие свойства — целесообразности, коммуникативности, иерархичности и др.
Учитывая сказанное, рассмотрим признаки систем:
• наличие множества элементов, расположенных иерархически;
• наличие прямых и обратных связей между элементами системы;
• наличие целостности, которая позволяет одновременно рассматривать систему как единое целое и как подсистему для вышестоящих уровней;
• наличие внешних связей, посредством которых система взаимодействует с окружающей средой.
На рис. 1.1 показаны взаимосвязи подсистем управления в организации.
Рис 1.1 Взаимосвязи подсистем управления
Следует помнить, что, рассматривая любую организацию как систему, необходимо изучать ее характеристики, а именно, характеристики входа, процесса и выхода. К характеристикам входа относятся все виды ресурсов, необходимых для жизнедеятельности организации. К характеристикам процесса относятся производственные либо организационные технологии. К характеристикам выхода относится продукция в различных ее проявлениях. Сказанное проиллюстрировано на рис. 1.2.
Рис 1.2. Модель процесса ресурсы-продукты
Рассмотрим схему, приведенную на рис. 2.2, применительно к управляющей подсистеме; здесь характеристики организации как системы будут те же по наименованию, но иные по содержанию.
- Характеристики входа:
- Материальные ресурсы — ресурсы, выделенные для реализации целей функционирования организации.
- Трудовые ресурсы — ресурсы, занятые в системе управления и определенным образом организованные ею. Численность этих ресурсов регламентируется штатным расписанием, а их организация — действующей схемой управления.
- Финансовые ресурсы — сумма денежных средств, выделенных для реализации целей функционирования организации. Эти ресурсы регламентируются сметой расходов организации.
- Оборудование — технические средства, необходимые для управления системой.
5. Информация — полный перечень сведений, постановлений и документов, регламентирующих деятельность конкретной организации. Это могут быть:
- а) формы общественного производства
- б) формы и системы оплаты труда
- в) методы управления
- г) сведения о современных достижениях научно-технического процесса
- д) сведения о состоянии рынка и пр., т.е. полный перечень сведений о внешней и внутренней среде организации.
2. Характеристики процесса. Содержат описания технологических процессов подготовки и принятия управленческого решения.
3. Характеристики выхода. К характеристикам выхода относится перечень управленческих решений, которые принимаются для реализации целей функционирования, и при необходимости, перечень целей.
В первой главе данной работы, были рассмотрены теоретические аспекты управления организациями с точки зрения системного подхода к менеджменту, так же представлены схемы управления подсистемами на рис 1.1 и модель ресурсов-продуктов, рис 1.2 соответственно.
Таким образом были рассмотрены характеристики системного подхода в менеджменте
Глава 2. Системный подход к менеджменту в современных условиях.
В данной главе будет рассмотрен системный подход к менеджменту на примере современной организации.
2.1. Особенности системного подхода к менеджменту в
В условиях перехода России на инновационный путь развития экономики возникла насущная потребность в разработке новых форм и методов управления, позволяющих предприятиям адаптироваться к динамике внешней среды, рационально использовать производственно-рыночный потенциал, наращивать конкурентные преимущества и создавать на этой основе реальные предпосылки к обеспечению стратегической устойчивости.
Современная ситуация в теории и практике мирового менеджмента характеризуется сосуществованием и взаимодействием трех основных подходов
Современные подходы к менеджменту
Системный подход имеет собственную специфику. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование. Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. При системном подходе любая система (объект) рассматривается, как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратная связь, в системе «вход» перерабатывается в «выход». Важнейшими принципами системного подхода, по мнению исследователей, являются следующие: