Файл: Организация бухгалтерского учета в субъектах хозяйствования (Теоретические аспекты бухгалтерского учета и его значение для экономики российской федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Операции, относящиеся к готовой продукция и товарам, отображаются на счетах 40-46. На данных счетах формируется информация, относящаяся к наличию и движению товаров и готовой продукции в организации;

- Операции, касающиеся движения денежных средств организации, учитываются на счетах 50-59. Данные операции учитывают движение денежных средств, находящихся в кассе и расчетных счетах организации в российской и иностранной валютах;

- Все расчетные операции организации с различными юридическими и физическими лицами отражаются на счетах 60-79;

- Информация о состоянии и движении капитала организации собирается на счетах 80-86;

- Вся информация о доходах и расходах организации, а также об ее финансовом результате собирается и формируется на счетах 90-99 [12, с. 82].

Также в действующем едином плане счетов существует дополнительный отдельный раздел «Забалансовые счета». Данный раздел состоит из 11 счетов и предназначен для отражения информации о наличии и движении ценностей организации, которые временно находятся в пользовании или распоряжении организации. Сюда относятся все операции связанные с условными правами и обязанностями по поводу арендованных основных средств и материальных ценностей на ответственном хранении. Также следует учитывать тот факт, что учет хозяйственных операций по данному разделу осуществляется без применения двойной записи. А аналитический учет по забалансовым счетам осуществляется в соответствии с общепринятыми учетными регистрами, либо на основании форм, разработанных самой организацией.

Отличаются балансовые и забалансовые счета тем, что на балансовых счетах происходит учет об имуществе и обязательствах, которые принадлежат организации на правах собственности, а забалансовые счета учитывают арендованное имущество. Также балансовые счета имеют двухзначную нумерацию, а забалансовые – трехзначную [13, с. 36].

Рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику ведения бухучета, относятся к блоку правового регулирования организации.

Учетная политика организации представляет собой принятую организацией совокупность используемых способов и методов ведения бухучета. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.


Действующие единый план счетов в своей структуре имеет свободные коды для учета определенных специфических операций некоторых организаций. Возможность использовать дополнительные счета для отражения операций по своей специфической деятельности в индивидуальном порядке согласовывается Министерством финансов РФ. Далее на основании единого плана счетов и Инструкции к ним, а также с учетом всех вводимых дополнительных кодировок счетов бухучета, разрабатывается и утверждается рабочий план счетов для каждой конкретной организации отдельно [11, с. 93].

Также в едином плане счетов предусмотрены субсчета, которые организации могут объединять, исключать, а также вводить новые субсчета. Субсчета, как правило, используются для анализа, контроля и отчета, исходя их требований конкретной организации.

Вновь образованные хозяйственные организации могут использовать для отражения операций по своей деятельности рабочий план счетов, в котором количество используемых счетов значительно сокращается и адаптируется под нужды предприятия [13, с. 47].

В рамках данного параграфа мы узнали, что система плана счетов действующего бухгалтерского учета служит для отображения всех производимых в организации хозяйственных операций путем двойной записи, а именно по дебету и кредиту соответствующих счетов. Для отображения своей специфической деятельности организации, на основании соглашения Министерством финансов РФ могут вводить дополнительные счета, к действующему единому плану слетов бухгалтерского учета. А также организации в праве исключать, объединять и вводить новые субсчета к счетам действующего единого плана счетов в целях полного отражения операций своей хозяйственной деятельности. Следует учесть тот факт, что существует особая группа «Забалансовые счета», на которых отражаются хозяйственные операции организации по арендованному ей имуществу.

1.3. Регулирование российского бухгалтерского учета на законодательном уровне

В соответствии с действующей в Российской Федерации системой нормативного регулирования бухгалтерского учёта на законодательной основе устанавливаются единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта хозяйственных операций предприятий в Российской Федерации.


Законодательство Российской Федерации регулирует действующий бухгалтерский учет в целях:

- обеспечения для всех хозяйствующих субъектов единообразного ведения учёта имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни;

- составления и представления сопоставимой, своевременной и достоверной информации об имущественном положении всех хозяйствующих субъектов и их доходах и расходах, для предоставления пользователям бухгалтерской отчётности по их требованию [1].

На основании действующей системы регулирования бухгалтерского учета, установленной на законодательном уровне, выделяют следующие основные принципы регулирования бухучета в организациях:

- соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также текущему уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

- единства системы предъявляемых требований к бухгалтерскому учету;

- установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учёте»;

- применения международных стандартов как основной составляющей для разработки федеральных и отраслевых стандартов;

- обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов по отношению к бухучету;

- недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета [17, с. 69].

Область регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации основывается на положениях действующих федеральных и отраслевых стандартов, рекомендаций в области бухгалтерского учета, а также стандартов конкретного экономического субъекта.

В Российской Федерации в настоящее время действует четырёхуровневая система регулирования бухгалтерского учёта и отчётности, которая состоит из законодательного, нормативного, методического и локального уровней контроля и регулирования.

Законодательный уровень устанавливает фундаментальные единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учёта в организациях Российской Федерации. Документами данного уровня являются действующие кодексы РФ, Федеральные законы РФ, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно порядок организации и ведения бухгалтерского учёта [16, с. 91].


Таким образом, Федеральный Закон «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 г. № 402 – ФЗ является основополагающим документом первого уровня. Данный Закон определяет правовые основы бухгалтерского учёта, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчётности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учёт и предоставлять финансовую отчётность. К первому уровню также относят Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.

Данный Федеральный закон занимает центральное место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности в России и определяет юридический статус норм бухгалтерского учёта для коммерческих и некоммерческих организаций, закрепляет обязанность юридических лиц по ведению бухгалтерского учёта, определяет ответственность за организацию учётной работы. Законом определяются объекты бухгалтерского учёта, обозначены задачи бухгалтерского учёта, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учёте, а также излагаются требования к ведению бухгалтерского учета и отчетности предприятиями и организациями страны [4].

Нормативный уровень регулирует общие принципы организации и ведения бухгалтерского учёта, включая правила и порядок учёта отдельных объектов бухгалтерского учёта. Нормативную базу данного уровня составляют положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ), утверждённые Минфином РФ. Учётные стандарты призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете, и рассматривают отдельные методологические вопросы учёта конкретных операций.

Методический уровень объединяет нормативные документы рекомендательного характера для ведения бухгалтерского учета в организациях, к которым относятся инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств, указания, конкретизирующие общие методологические положения в соответствии с отраслевой спецификой.

Локальный (учётный) уровень определяет выбор форм и методов ведения учёта исходя из специфики деятельности хозяйствующего субъекта. Данный уровень регулирования включает в себя внутренние рабочие документы предприятия, которые разрабатываются в развитие и дополнение нормативных актов высших уровней [9, с. 78].

Исходя из этого, можно сказать, что организация бухгалтерского учета на предприятиях Российской Федерации строго регламентируется на основании Федерального Закона «О бухгалтерском учёте», который является фундаментальной основой для всех деятельности в сфере ведения бухгалтерского учета в стране и издания дополнительных нормативно-правовых актов, призванных регулировать сферу бухучета. Помимо этого, также следует учитывать тот факт, что на данный момент в Российской Федерации действует четырёхуровневая система регулирования бухгалтерского учёта и отчётности. Данная система состоит из законодательного, нормативного, методического и локального уровней контроля и регулирования, каждая сфера имеет свои нормативно-правовые акты и полномочия регулирования сферы бухучета в стране.


2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В СУБЪЕКТАХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

2.1 Общие принципы организации бухгалтерского учета на предприятиях

Бухгалтерский учет в Российской Федерации является основным звеном формирования экономической политики страны. Также современный бухучет выступает в роли ключевого инструмента организации бизнеса и одним из главных механизмов управления процессами производства и продажей продукции. Также бухучет способствует совершенствованию текущего уровня организации производства, оперативного и долгосрочного планирования объемов производства, а также прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности предприятия.

В России основополагающие правила ведения бухгалтерского учета складывались на протяжении долгих лет, и в последующем нашли свое отражение в Положении о бухгалтерском учете и отчетности, которое периодически дополняется и уточняется и в настоящее время [14, с. 48].

Таким образом, принципы бухгалтерского учёта являются основными и базовыми положения бухгалтерского учёта как науки, которые предопределяют все последующие, вытекающие из них утверждения.

Действующий в настоящее время российский бухгалтерский учет заключается и подчиняется следующим принципам:

- Принцип денежного измерения. Он декларируется в системе нормативного регулирования бухгалтерским учетом, так как считается само собой разумеющимся. Так среди основных требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету, первым требованием является то, что бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации – в рублях.

Вместе с тем отмечая достоинства денежного измерителя, следует указать и недостатки ему присущие. Основной из них – нестабильность как результат инфляционных процессов. Принимая во внимание, что отдельные активы не редко продолжают использоваться в уставных или иных целях, основанные на оценке прошлых событий, периодически возникает необходимость приведение их в соответствие с текущей денежной оценкой [18, с. 129].