Файл: Ситуационный подход к менеджменту (Ситуационный подход к менеджменту в современных условиях).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Содержание и специфика ситуационного подхода к менеджменту
1.1 Возникновение и история развития ситуационного подхода к менеджменту
1.2 Основные характеристики ситуационного подхода к менеджменту
Глава 2. Ситуационный подход к менеджменту в современных условиях
2.1 Особенности ситуационного подхода к менеджменту в XXI веке
2.2 Анализ функционирования ситуационного подхода в современных условиях
Введение
Актуальность темы исследования. Сегодня очевидно, что для того, чтобы выжить на рынке и оставаться конкурентоспособным, компания должна быть гибкой, динамичной и постоянно вносить изменения в свою деятельность. Преодоление внутренних барьеров персонала, борьба с консервативными взглядами менеджеров и изменение индивидуального подхода к работе сотрудников - это задача, которую не каждый менеджер может решить.
Объект исследования – подходы к менеджменту.
Предмет исследования – ситуационный подход к менеджменту.
Целью исследования является комплексный анализ ситуационного подхода к менеджменту.
Данной целью обусловлены следующие задачи:
– исследовать возникновение и история развития ситуационного подхода к менеджменту;
– проанализировать основные характеристики ситуационного подхода к менеджменту;
– изучить особенности ситуационного подхода к менеджменту в XXI веке;
– рассмотреть анализ функционирования ситуационного подхода в современных условиях.
Методы исследования. В данной работе были применены общенаучные методы: анализ, аналогия, классификация, обобщение материалов исследования. Частнонаучную методологию составили: сравнительно-правовой, технико-юридический метод, метод нормативно-правового анализа.
Теоретической значимостью отличаются работы таких авторов, как: Андреев В.Д., Базиян, Н. Р., Блинов, А. О., Бурняшов, Б. А., Данилина, Е. И., Дорофеева, Л. И., Дробышева, Л. А., Захарова С.А., Короткий, С. В., Мальшина, Н. А., Маслова, Е. Л., Маслова, Е. Л., Пудич, В. С., Семенов, А. К., Семенова, И. И., Фомичев, А. Н., Чижова, Е. Н., в которых подробно рассмотрены общие вопросы темы исследования.
Структура работы содержит в себе введение, две главы, разделенные на 4 параграфа, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Содержание и специфика ситуационного подхода к менеджменту
1.1 Возникновение и история развития ситуационного подхода к менеджменту
Рост социально-экономической и политической власти государств, развитие мировых рынков товаров и услуг, успех отдельной организации и человека основаны на процессах управления.
Практически все население Земли подвержено влиянию контроля, будучи гражданином государства, налогоплательщиками, бизнесменами или работниками, членами общественных организаций и т. Д. Это определяет уровень жизни населения в любой стране.
Основными историческими предпосылками управления являются формирование рыночного типа управления, развитие производственной организации производства и переход к управлению на основе времени и с его помощью.
На сегодняшний день существует четыре основных подхода, которые обеспечили значительное развитие теории и практики управления: с точки зрения распределения разных школ, процессов, систем и ситуационных ситуаций.[1]
Подход с точки зрения различения разных школ в управлении состоит на самом деле из пяти разных подходов.
Здесь управление рассматривается с пяти разных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений, поведенческих наук, науки управления и количественных методов.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывный ряд взаимосвязанных управленческих функций.
Системный подход подчеркивает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технологии, ориентированных на достижение различных целей в изменяющейся среде.[2]
Ситуационный подход фокусируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует большое количество факторов как в организации, так и в среде, не существует единого «лучшего» способа управления организацией.
Наиболее эффективным методом в конкретной ситуации является тот, который лучше всего соответствует ситуации.
Давайте подробнее рассмотрим историю становления и развития ситуационного подхода в управлении.
«Ситуация» означает, что действия людей определяются контекстом, в котором они выполняются. Эта концепция является основой теории ситуационного управления, которая изучает зависимость эффективности методов управления от позиции организации, применяющей их.
Теория ситуативности в управлении утверждает, что не может быть единого универсального набора принципов управления, которые одинаково эффективны всегда и везде, потому что в разных условиях наилучшие результаты достигаются при использовании разных стратегий. Фирмой в кризисной ситуации нельзя управлять так же, как в момент формирования, развития или ограничения стабильного роста.
Рассмотрение ситуаций не ново в теории управления. Еще в 20-х годах двадцатого века Мэри Паркер Фоллетт выдвинула «закон положения». Она отметила, что для разных ситуаций требуются разные типы знаний, и что человек, обладающий знаниями только для одной ситуации, стремится быть в хорошо управляемой организации бизнеса, при прочих равных условиях, в течение часа халифом.
Следовательно, эффективное поведение во всех разнообразных жизненных ситуациях требует синтеза разнородных знаний и умения выбирать их в зависимости от специфики конкретных условий.
В 1948 году Ральф Стогдилл пришел к выводу, что ситуация в значительной степени определяет, какие качества и навыки необходимы руководителю.
Одним из основоположников ситуационного подхода является крупный американский специалист в области управления И. Ансофф.
Первой работой в области ситуационного подхода считается исследование английских ученых Т. Бернса и Г. Сталкера, которое они провели на 20 фирмах, производящих машиностроительную продукцию, электронное оборудование, искусственный шелк и т. Д.
Они посмотрели на работу этих фирм в стабильных и изменяющихся условиях и пришли к выводу, что у каждого типа условий есть своя организационная структура управления: для стабильных условий - это «механическая» структура.
«Механическая структура основана на глубоком разделении труда и широком применении нормативных документов.« Органическая »структура характеризуется изменениями целей, задач и т. Д. В зависимости от меняющейся ситуации.
Однако трансформация ситуационного подхода в влиятельную теоретическую позицию началась только в конце 1950-х годов, во многом благодаря результатам эмпирических исследований Джоан Вудворд. Именно тогда ранее существующие концепции были синтезированы на основе теории систем.
В 1970-х годах были предприняты новые шаги, опираясь на основные положения теории открытых систем, результаты практико-ориентированных исследований и применение многомерной статистики. Полученная концепция объясняла свойства организационной структуры особенностями ее адаптации к внутренней и внешней среде.
Конечной целью исследования было описание Алгоритм построения структуры, которая наилучшим образом отвечает требованиям этой ситуации.
В число этих факторов входили различные ученые: технология и организационная структура (Джоан Вудворд); состояние окружающей среды (Том Берн, Джордж Сталкер, Пол Лоуренс и Джей Лорш); размер организации (Дерек Пью, Дэвид Хиксон, Питер Блау, Ричард Шенхер); и его стратегия (Альфред Чендлер).[3]
В области исследований лидерства также наблюдается сдвиг в сторону ситуационных теорий. Первая модель такого рода, которая установила связь между эффективностью стилей руководства и благоприятностью ситуации, была предложена в 1967 году Фредом Фидлером. Вскоре эта тема сформировалась как самостоятельная область исследований, в которой появилось несколько новых теорий.
Обратите внимание, что ситуационный подход не утверждает, что концепции существующих подходов неверны.
Он связывает конкретные методы и концепции с конкретными ситуациями, возникающими для наиболее эффективного достижения целей организации.
Ситуационный подход определяет, каковы значимые переменные ситуации во внешней среде и внутри организации и как они влияют на эффективность ее деятельности.
Важно отметить, что ситуационный подход несколько изменил восприятие взаимосвязи между искусством и наукой управления в практике управления.
До 60-х годов двадцатого века считалось, что менеджер должен знать научные основы теории управления, а способность применять эти основы на практике - это искусство управления.
Согласно ситуационному подходу, анализ ситуации и выбор подходящих методов управления переходит в категорию науки, поэтому теперь «инструменты выбора подходящих методов управления в зависимости от ситуации» включены в инструменты управления, что приводит к недавно считалось чистым искусством успешного менеджера.
Метод ситуаций является основой методологии обучения в Гарвардской школе бизнеса - самой престижной в США.[4]
Понятие «теория ситуационного управления» впервые было введено Р. Моклером.
Однако, как он сам признает, суть этого подхода, который постепенно начинает проявляться в самых разных школах и направлениях, не является чем-то принципиально новым.
Например, Питер Дрейкер в своей книге «Практика управления», опубликованной в 1954 году, в основных чертах формулирует основы ситуационного подхода к управлению.
Наряду с Дрейкером, многие теоретики менеджмента отстаивали необходимость конкретного анализа ситуаций для принятия правильных управленческих решений.
Новыми в настоящее время являются попытки рассматривать ситуационную теорию как объединяющую концепцию, превращая ее в фундаментальный принцип управленческого мышления, а также растущее влияние этой теории на многие области исследований, подготовки и переподготовки управленческих кадров.
Моклер и другие американские эксперты объясняют возникновение ситуационного подхода к вопросам организации и управления не столько желанием создать единую теорию управления, сколько результатом усилий по переориентации теории управления в направлении практики управления. ,
Таким образом, появление концепции «ситуационного подхода» напрямую связано с недостаточной практической эффективностью существующих теорий организации и управления.
Бизнесмены критикуют теории управления за их «непрактичность», за «изоляцию от реального мира» и за неспособность служить конкретным инструментом в практике работы. Объясняя причины такого отношения к теории управления, Моклер указывает, что конкретные ситуации, конкретные условия, в которых действует менеджер, настолько разнообразны, что современные теории управления оказались неудовлетворительными с точки зрения практиков, ищущих практическое руководство в теории.
Р. Моклер считает, что «в лучшем случае можно разработать условные или ситуативные принципы, которые будут полезны в определенных конкретных бизнес-ситуациях».
Эта предпосылка в настоящее время становится наиболее распространенной в американских исследованиях в области организации и управления. Также постепенно начинает доминировать система подготовки и переподготовки менеджеров.
Новый подход в исследованиях и в системе подготовки управленческих кадров привел к переносу акцента на изучение фактических условий, конкретной ситуации, в которой находится конкретная фирма, и разработку конкретной, уникальной, при необходимости, организационной структуры. структура, которая отвечает определенным условиям и требованиям.
Ситуационный подход к организационным структурам наиболее последовательно развивался в работе П. Лоуренса и Дж. Лорша «Организация и окружающая среда».[5]
Они называют свой подход «случайностью» теории организации, отправной точкой которой является утверждение, что не существует единого или единственного способа организации и что на разных этапах развития предприятия необходимы разные типы организационных структур.
Основным содержанием книги Лоуренса и Лорша является анализ различных типов организационных ситуаций, потребностей, определяемых различными этапами роста компании, ее взаимодействия с окружающей средой.
Исходя из этого, считают авторы книги, становится возможным выбрать организационную структуру, отвечающую реальным потребностям компании. Этот подход также привел к появлению специалистов, изучающих организационные структуры, которые начали отказываться от разработки формальных схем и традиционных иерархических структур с целью разработки индивидуальных, конкретных организационных структур, отвечающих конкретным потребностям определенных промышленных предприятий.