Файл: Ситуационный подход к менеджменту (Ситуационный подход к менеджменту в современных условиях).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Содержание и специфика ситуационного подхода к менеджменту
1.1 Возникновение и история развития ситуационного подхода к менеджменту
1.2 Основные характеристики ситуационного подхода к менеджменту
Глава 2. Ситуационный подход к менеджменту в современных условиях
2.1 Особенности ситуационного подхода к менеджменту в XXI веке
2.2 Анализ функционирования ситуационного подхода в современных условиях
Характерно, что ситуационный подход, как уже отмечалось выше, затрагивает сегодня практически все основные школы и направления теории организации и управления.
Оно не ограничивается областью организационных структур, но становится все более очевидным при изучении всех других элементов управления.
Например, ситуационный подход к проблеме лидерства разработан Ф. Фидлером в его работе «Теория эффективности управления». Этот автор пытается категорически определить различные типы и ситуации группового поведения людей в организации и, соответственно, стиль управления, который наиболее эффективен в данной ситуации.
Подобный подход типичен для У. Уайта, который в своей работе «Организационное поведение: теория и ее применение» стремится определить типы группового поведения в организации и исследует влияние различных методов управления на групповое поведение и индивидуальное поведение.
Эти и другие исследования показывают, что ситуационный подход начинает преобладать в этой области, что означает определенный отход от традиционного стремления американской теории управления формировать универсальные принципы лидерства людей в организации.[6]
Разработка концепций ситуационного подхода к теоретическим проблемам организации и управления направлена на повышение практической значимости научных исследований в данной области. В связи с этим он не связан с конкретной школой или направлением, а представлен в качестве общего принципа, который применяется во всех областях теории управления (включая разработку систем), чтобы обеспечить более упорядоченную научную основу для решения проблем управления.
Как видно из вышесказанного, ситуационный подход к проблемам управления начинает становиться доминирующей тенденцией в теории организации и управления.
Хотя многие современные теоретики пытаются выдать это за «открытие» нового подхода, на самом деле он всегда был довольно распространенным.
Новизна, пожалуй, проявляется только в том, что этот метод возводится в абсолют и становится универсальным методом изучения проблем организации и управления.
Конечно, было бы абсурдом отрицать важность анализа конкретных условий работы организации. Специфический подход к изучению любого явления, в том числе проблемы организации и управления, является обязательным условием для научных знаний.
1.2 Основные характеристики ситуационного подхода к менеджменту
Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности непосредственного применения науки к конкретным ситуациям и условиям.
Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данный момент времени.
Поскольку акцент делается на ситуации, ситуационный подход подчеркивает важность «ситуативного мышления». Используя этот подход, менеджеры могут лучше понять, какие методы будут более благоприятными для достижения целей организации в конкретной ситуации.
Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов, не считает, что понятия традиционной теории управления, школы поведения и школы науки управления неверны.
Системный подход, с которым тесно связан ситуационный подход, пытается интегрировать различные частичные подходы. Как и системный подход, ситуационный подход - это не простой набор предписывающих руководящих принципов, а скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях.
Он также сохраняет концепцию управления, применимую ко всем организациям.[7]
Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, конкретные методы, которые должен использовать менеджер для эффективного достижения целей организации, могут значительно различаться.
Ситуационный подход пытается связать конкретные методы и концепции с конкретными ситуациями для наиболее эффективного достижения целей организации. Ситуационный подход фокусируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций.
Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.
Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехэтапный процесс:
1. Менеджер должен быть знаком с профессиональными инструментами управления, которые доказали свою эффективность. Это включает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля, а также количественных методов принятия решений.
2. каждая из концепций и методов управления имеет свои сильные и слабые стороны или сравнительные характеристики применительно к конкретной ситуации. Менеджер должен быть в состоянии предвидеть возможные последствия, как положительные, так и отрицательные, от применения этой методологии или концепции.
3. Менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы наиболее важны в этой ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
4. Менеджер должен иметь возможность связывать конкретные методы, которые будут вызывать наименьший отрицательный эффект и будут иметь наименьшие недостатки в конкретных ситуациях, обеспечивая тем самым достижение целей организации наиболее эффективным способом в существующих обстоятельствах.
Успех или неудача ситуационного подхода во многом зависит от третьего шага, который определяет переменные ситуации и их влияние.
Если это не будет сделано правильно, вы не сможете полностью оценить сравнительные характеристики или адаптировать метод к ситуации. Если вы можете проанализировать ситуацию, то нет необходимости прибегать к догадкам или «методом проб и ошибок», чтобы определить наиболее подходящее решение организационных проблем.[8]
Хотя ситуационный метод еще не полностью подтвержден, последние исследования показывают, что некоторые ситуационные переменные могут быть изолированы.
Установление этих основных переменных, особенно в области лидерства и организационного поведения, а также количественных оценок, стало наиболее важным вкладом ситуационной кампании в управление.
Однако невозможно определить все переменные, которые влияют на организацию.
Буквально каждый аспект человеческого характера и личности, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходит во внешней среде организации, определенным образом влияет на решения организации.
Однако для практических целей могут учитываться только те факторы, которые наиболее актуальны для организации и те, которые наиболее вероятно влияют на ее успех.
Выводы по главе 1
Таким образом, ситуационный подход направляет одни и те же функции управления в разные ситуации по-разному. Задача менеджмента - выбрать подходящие методы и методы решения возникающих проблем на основе комплексного анализа факторов, формирующих эти ситуации, с учетом их преимуществ, недостатков и реальных возможностей (принцип «пожарной команды»).
Реализация ситуационного подхода требует от менеджеров глубоких знаний и навыков для навигации в изменяющейся среде.
Глава 2. Ситуационный подход к менеджменту в современных условиях
2.1 Особенности ситуационного подхода к менеджменту в XXI веке
Суть ситуационных теорий заключается в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в разных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга.
Следовательно, при выполнении всех необходимых действий, таких как планирование, управление или контроль, менеджеры должны учитывать ситуацию, в которой они действуют.
Ситуационные теории управления дают рекомендации о том, как управлять конкретными ситуациями. В этом случае Менеджер должен выполнить четыре обязательных шага, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.
Во-первых, руководство должно уметь анализировать ситуацию с точки зрения того, какие требования она предъявляет к организации и что характерно для ситуации.
Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к управлению, который наилучшим образом отвечает требованиям ситуации для организации.
В-третьих, руководство должно создать потенциал в организации и необходимую гибкость для перехода на новый стиль управления, соответствующий ситуации.[9]
В-четвертых, Департамент должен внести соответствующие изменения, чтобы приспособиться к ситуации.
Решение управленческих задач является основой работы менеджеров. Из-за растущей сложности и динамичности бизнеса принятие комплексных решений перестало быть обязанностью только руководителей высшего уровня, и теперь руководители всех уровней сталкиваются с этим в организации.
Алгоритм принятия решения для эффективного управления ситуацией может включать в себя следующие операции:
- обнаружение проблем (мониторинг);
- сбор информации о ситуации;
- анализ информации о ситуации;
- диагностика проблемы и ситуации, в которой она должна быть решена;
- определение целей управления ситуацией при решении проблемы;
- разработка критериев оценки эффективности решения;
- формирование списка возможных действий управления по отношению к подсистеме, которая является источником проблемы;
- прогнозирование влияния этих воздействий на ситуацию;
- проверка и оценка решений;
- принятие, регистрация, общение с исполнителями, исполнение и контроль решений.
Ситуационный подход ориентирован на то, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией, поэтому алгоритм принятия решений включает в себя этапы сбора и анализа информации о ситуации, определения целей управления ситуацией при решении проблемы, а также прогнозирование последствий контрольных действий для ситуации.
Ситуационные теории, описывающие, как адаптировать организацию к конкретным требованиям, как вносить изменения и перестановки наиболее рациональным и безболезненным способом, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают существование универсальных подходов к управлению, наличие обобщенных, все Принципы построения и реализации любого управления.
С точки зрения ситуационных теорий, менеджмент - это, прежде всего, искусство менеджеров понимать ситуацию, определять ее характеристики и выбирать соответствующее управление, а затем следовать научным рекомендациям в области управления, которые являются обобщающими и универсальными.[10]
Среди «синтетических» учений по управлению значительное место занимает ситуационная теория. Суть этих теорий заключается в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в разных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Следовательно, при выполнении всех необходимых действий, таких как планирование, управление или контроль, менеджеры должны учитывать ситуацию, в которой они действуют.
Ситуационные теории управления дают рекомендации о том, как управлять конкретными ситуациями. В этом случае Менеджер должен выполнить четыре обязательных шага, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.
Во-первых, руководство должно уметь анализировать ситуацию с точки зрения того, какие требования она предъявляет к организации и что характерно для ситуации.
Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к управлению, который наилучшим образом отвечает требованиям ситуации для организации.
В-третьих, руководство должно создать потенциал в организации и необходимую гибкость для перехода на новый стиль управления, соответствующий ситуации.
В-четвертых, Департамент должен внести соответствующие изменения, чтобы приспособиться к ситуации.
Ситуационные теории, описывающие, как адаптировать организацию к конкретным требованиям, как вносить изменения и перестановки наиболее рациональным и безболезненным способом, как создавать и развивать адаптивный потенциал, отрицают существование универсальных подходов к управлению, наличие обобщенных, все Принципы построения и реализации любого управления.[11]