Файл: Ситуационный подход к менеджменту (Ситуационный подход к менеджменту в современных условиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С точки зрения этих теорий, менеджмент - это прежде всего искусство менеджеров понимать ситуацию. Оценить его характеристики и выбрать подходящее руководство, а затем следовать научным рекомендациям в области управления, которые являются обобщающими и универсальными.

2.2 Анализ функционирования ситуационного подхода в современных условиях

Решение управленческих задач является основой работы менеджеров.

Из-за растущей сложности и динамичности бизнеса принятие комплексных решений перестало быть обязанностью только руководителей высшего уровня, и теперь руководители всех уровней сталкиваются с этим в организации.

В настоящее время существует множество моделей, пакетов программ и аналитических инструментов, которые пытаются свести принятие решений к формулам.

Как бы ни были привлекательны эти теории, трудность состоит в том, что реальность является более сложной и противоречивой, чем это показано в таких моделях.

Помимо математического подхода, существует ряд неоспоримых допущений, например, что принятие решений всегда является одним и тем же процессом, основанным на точной информации, свободной от эмоций и предрассудков, то есть рациональным.

Реальность такова, что менеджеры принимают решения на основе сочетания интуиции, опыта и анализа.

Этот недостаток устраняется ситуационной теорией, которая учитывает влияние неопределенности на принятие решений, называя такие решения ограниченными рациональными.

Таким образом, деловой мир, который в настоящее время переживает быстрые изменения, сегодня заинтересован в разработке и совершенствовании не столько математических подходов к процессу принятия решений, сколько прикладных инструментов ситуационного управления для повышения эффективности управления.

Такие инструменты, которые активируют все звенья организационной структуры в зависимости от изменений, происходящих во внешней и внутренней среде фирмы, и обеспечивают ограниченное рациональное решение управленческих задач каждым руководителем, а, следовательно, подразделениями и организацией как в целом, будет пользоваться повышенным спросом.

Алгоритм принятия решения для управления ситуацией может включать в себя следующие операции:


• обнаружение проблем (мониторинг);

* сбор информации о ситуации;

* анализ информации о ситуации;

* диагностика проблемы и ситуации, в которой она должна быть решена;

* определение целей управления ситуацией при решении проблемы;

* разработка критериев оценки эффективности решения;

* формирование списка возможных действий управления по отношению к подсистеме - источнику проблемы;

* прогнозирование влияния этих воздействий на ситуацию;

• проверка и оценка решений;

* принятие, регистрация, общение с исполнителями, исполнение и контроль решений.[12]

Ситуационный подход ориентирован на то, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией, поэтому алгоритм принятия решений включает в себя этапы сбора и анализа информации о ситуации, определения целей управления ситуацией при решении проблемы, а также прогнозирование последствий контрольных действий для ситуации.

Менеджеры, которые используют ситуационный подход, должны знать об ограничениях или ограничениях, которые существуют в их собственных организациях. Ситуационный подход признает три основных ограничения: технологическое, человеческое и решение проблем.

Технологические ограничения определяются типом и гибкостью организационных средств производства товаров или услуг. Разные типы организаций требуют разных видов технологических ресурсов. Машины и оборудование для производства стали, например, очень дороги. Из-за таких огромных капитальных затрат таким компаниям трудно быстро изменить технологию для удовлетворения новых потребностей.

Технология также во многом определяет степень взаимозависимости между различными сегментами организации. Чем выше степень взаимозависимости, тем больше требуется координации и, следовательно, больше управленческих навыков.

Ограничение в постановке задачи вытекает из фактического характера работы, выполняемой рабочими.

Некоторые сотрудники могут работать методично с небольшими изменениями в своих действиях. Как и в случае с сборочной линией.

Другие могут быть вовлечены в более сложную и менее регламентированную работу, такую ​​как проведение инспекций телевизионного оборудования, когда работники должны устранять различные дефекты продукции.

Человеческие ограничения отражают уровни компетентности людей, работающих в организации.

Одним из случайных факторов здесь является определение мотивации групп работников.


Они заинтересованы в заработной плате и обеспечении занятости? Или сотрудники больше заинтересованы в продвижении по службе, личностном развитии и отношении к своей личности?

Системный подход подчеркивает интеграцию связей между различными организациями. Сосредоточив внимание на природе этих отношений, ситуационный подход сделал эту проблему более актуальной. В результате, ситуационный подход в настоящее время является ведущим подходом в управлении мышлением.[13]

Однако этот подход также подвергается критике. Некоторые считают, что он имеет недостаточное теоретическое обоснование, что проявляется в отсутствии базы знаний, недостаточной способности к предсказанию и инициативе.

С другой стороны, его защитники утверждают, что один из самых полезные ответы на вопросы "Как мы собираемся это сделать?" и «Что мы будем делать дальше?» есть: «Все зависит от ...».

В ситуационном подходе, прежде чем принимать какое-либо управленческое решение, современные менеджеры должны проанализировать ситуацию, а затем, взглянув на все различные школы управленческого мышления, определить, какая комбинация методов управления является наиболее подходящей.

Ситуационные теории управления дают рекомендации о том, как действовать в конкретных ситуациях.

В этом случае Менеджер должен выполнить четыре обязательных шага, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.

Во-первых, менеджер должен быть знаком с профессиональными инструментами управления, которые доказали свою эффективность. Это включает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля, а также количественных методов принятия решений.

Во-вторых, каждая из концепций и методов управления имеет свои сильные и слабые стороны и сравнительные характеристики применительно к конкретной ситуации.

Менеджер должен быть в состоянии предвидеть возможные последствия, как положительные, так и отрицательные, от применения этой методологии и концепции.

В-третьих, менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию.

Необходимо правильно определить, какие факторы наиболее важны в этой ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.[14]

В-четвертых, менеджер должен уметь связывать конкретные методы, которые могли бы вызывать наименьший отрицательный эффект, и скрывать наименьшие недостатки от конкретных ситуаций, обеспечивая тем самым достижение целей организации наиболее эффективным способом в существующих обстоятельствах.


Ситуационные теории, описывающие, как адаптировать организацию к конкретным требованиям, как вносить изменения и перестановки наиболее рациональным и безболезненным образом, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают существование универсальных подходов к управлению.

С точки зрения этих теорий, менеджмент - это прежде всего искусство менеджеров понимать ситуацию, раскрывать ее характеристики и выбирать подходящее управление, а затем следовать научным рекомендациям в области менеджмента, которые являются универсальными и обобщающими.

Выводы по главе 2

Ситуационное управление фокусируется на изучении и использовании на практике как можно большего числа различных типичных ситуаций. В обучении этот метод называется «case study». В образовательных процессах западных университетов, которые готовят современных менеджеров, тематические этапы занимают до 70% времени. В России тоже начала создаваться база данных о деловых ситуациях. Деловые игры разрабатываются при подготовке менеджеров. Но этот процесс все еще в самом начале.

Появление ситуационного подхода к решению задач анализа и проектирования организаций объясняется не только стремлением создать единую организационную теорию, но и необходимостью большей ориентации теорий и исследований в целом на решение практических задач управления.

Разнообразие конкретных ситуаций и условий иногда не вписывается в рамки существующих теорий и поэтому не всегда может служить поддержкой для менеджеров в решении практических вопросов. Новый подход состоял в том, чтобы сместить акцент с теоретических построений на изучение реальных условий, конкретной ситуации, в которой находится конкретная фирма, и разработать на этой основе конкретную систему управления и организационную структуру, которая удовлетворяет определенным условиям и требованиям.

Заключение

Современные представления об управлении организациями вобрали в себя опыт западной практики. В настоящее время наиболее продуктивным является так называемый ситуационный подход, который сочетает в себе все положительные результаты, достигнутые руководством. Суть его проста - все в организации определяется конкретной ситуацией: методы управления, цели и средства и стиль работы.

Ситуационный подход не отвергает ничего, что было сделано ранее, в частности, идею пирамидальной структуры организаций, методы командного управления, жесткую фиксацию функций и т. Д. Нет плохих или хороших методов управления, есть только соответствие или несоответствие метода конкретной ситуации.


Исходя из вышеизложенного, сформулируем следующие выводы:

1. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые существенно влияют на деятельность организации в данный момент времени.

2. Ситуационный подход ориентирован на то, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует множество факторов, как в организации, так и в среде, не существует единого «лучшего» способа управления организацией.

Наиболее эффективным методом в конкретной ситуации является тот, который лучше всего соответствует ситуации.

3. Успех ситуационного подхода во многом зависит от точного определения наиболее значимых факторов или переменных, которые влияют на организацию и процесс принятия управленческих решений. Если этого не сделать, невозможно полностью оценить любой метод управления и адаптировать его к ситуации. Оценка ситуации является важным шагом в решении любых организационных проблем.

В данной статье мы обсудили практическую ценность ситуационного подхода к исследованию, основные принципы ситуационного подхода.

Рассмотрены преимущества и трудности использования ситуационного подхода в исследовательской практике.

Работая в современном мире, организация должна постоянно адаптировать свою структуру к требованиям сложной и разнообразной среды.

Подсистемы каждой организации образуют структуры, которые определяются конкретными внешними условиями, с которыми им пришлось столкнуться.

Следовательно, центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые влияют на организацию в данный момент времени.

В статье описаны основные положения ситуационной теории, выявленные такими исследователями, как Дж. Вудворд, Т. Бернс, Дж. Сталкер, П. Лоуренс и Дж. Лорш. Приведены основные модели ситуационного подхода: теория «7 - S», модель ситуационного лидерства Фидлера, модель ситуационного лидерства Херси и Бланшара, модель лидерства Хауса и Митчелла - модель лидерства цели и модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона.

Ситуационный подход не ставит под сомнение ранее разработанные принципы управления. Однако он утверждает, что оптимальные приемы и методы, которые должен использовать менеджер для успешного достижения целей организации, могут быть не только общими и должны существенно различаться, они определяются ситуацией управления.