Файл: «Формы и виды ответственности лица, принимающего решения» (Понятия управленческого решения и ответственности за принятие решения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦА, ПРИНИМАЮЩЕГО РЕШЕНИЯ
1.1 Понятия управленческого решения и ответственности за принятие решения
1.2 Типология ответственности лица, принимающего решения
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСВЕННОСТИ ЛИЦА, ПРИНИМАЮЩЕГО РЕШЕНИЯ, В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Принятие решений в менеджменте ХХI века
2.2 Управленческие решения как главный компонент управления на ООО «СтройБел»
Профессия управленца или менеджера является самой сложной, универсальной и требующей ответственности. С каждым годом ужесточаются требования к уровню квалификации, системы знаний, порядочности и ответственности менеджеров — профессиональных управленцев, от эффективной деятельности которых во многом зависит успешность демократических преобразований в стране.
По словам П. Друкера, одно только интеллектуальное и концептуальное образование еще не делает менеджера профессионалом. По его мнению, решающим в профессии менеджера является не образование, а достойная личность. Поэтому актуализируется тщательное изучение социально-психологических аспектов развития личности менеджера.
В условиях усиления общей технологизации производства повышается и ответственность менеджера перед обществом. Необходимо, чтобы менеджер соотносил каждое свое решение и действие с общечеловеческими ценностями и принципами, а не руководствовался только собственными интересами или амбициями.
Такая личностная категория, как ответственность менеджера, в социально-психологическом измерении не была предметом специального изучения, хотя и упоминалась в трудах, посвященных психологии и практике менеджмента.
Например, большое значение ответственности в деятельности управленца подчеркивается в трудах П. Друкера, М. Мескон, У. Дункана и др. Но в этих работах не наблюдается единства во взглядах на сущность ответственности менеджера, ее структуры и значения в профессиональной деятельности управленца.
Исследования проблем ответственности очень неоднозначны. В них больше внимания уделяется таким видам ответственности, как юридическая и социальная.
Психологические же аспекты ответственности устойчивой личностной характеристики тщательно освещены в трудах К. Муздибаева, Л. Растигеева, М. Сав- чина, В. Третьяченко, Л. Татомир, М. Дригус, В. Сафина, Л. Орбан- Лембрик, В. Денисова.
Общая классификация видов ответственности:
- по уровням ответственности (международный, государственный, уровень организации и ее подразделений, уровень собственного «Я»);
- по времени ответственности (за прошлые, за настоящие или будущие результаты уже принятого решения);
- по ущербу, вызванному ошибочными решениями
Ответственность может быть официальной и личной, принудительной и добровольной. Последняя трактуется как черта характера человека – чувство ответственности.
Различают две группы официальных видов ответственности:
- технологическая;
- гуманитарная.
В условиях определенности лица, принимающие решения, достаточно точно определяют возможные альтернативы решения.
Однако на практике трудно оценить факторы, создающие условия для принятия решений, поэтому ситуации полной определенности чаще всего отсутствуют.
Источниками неопределенности ожидаемых условий в развитии предприятия могут служить поведение конкурентов, персонала организации, технические и технологические процессы и изменения конъюнктурного характера.
При этом условия могут подразделяться на социально-политические, администрати
вно-законодательные, производственные, коммерческие, финансовые. Таким образом, условиями, создающими неопределенность, являются воздействия факторов внешней к внутренней среды организации.
Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это должно иметь место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что насчет них невозможно получить достаточно релевантной информации.
В итоге вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности.
Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах.
Наивысшим потенциалом неопределенности обладает социокультурная, политическая и наукоемкая среда.
Вывод по главе 1
Менеджмент, или руководство, или управление, — это особый вид профессиональной деятельности, главная цель которой — обеспечить целенаправленную, скоординированную работу управляемого коллектива для решения определенных задач.
Ответственность является одним из главных определяющих признаков деятельности менеджера.
Деятельность менеджера начинается с принятия на себя ответственности за результаты управления. Поскольку заранее невозможно в полной мере оценить объем и формы этой ответственности, то менеджер принимает на себя полную ответственность.
Ответственность накладывается на менеджера за счет предоставления ему определенных полномочий со стороны работодателей или непосредственных владельцев, нанимающих менеджера.
Объемы полномочий и ответственности должны быть оптимально сбалансированы.
Таким образом, деятельность менеджера начинается с того, что он принимает на себя ответственность за качество и результаты собственного управления.
Формирование высокой социальной ответственности менеджеров опирается на их личную активную общественную позицию, а также на высокую заинтересованность в повышении общественного имиджа всей организации.
Принимая статус руководителя, человек обязан иметь представление о своей личной ответственности как за все процессы, которые происходят в рамках управляемой им социальной системы, так и за те изменения, которые происходят в результате деятельности системы в окружающей среде.
Поэтому важным показателем при измерении социальной ответственности руководителя выступает уровень осознания им своей ответственности.
Осознание ответственности — это включение в личностную систему представлений о том, какие требования со стороны группы, организации, общества в целом предъявляются к управляющей подсистеме. Принятие этих условий является необходимым условием успешной и активной социальной деятельности личности.
Любое управленческое решение должно быть конкретным, содержательным, рациональным и одновременно эффективным и качественным. Помимо этого, оно должно соответствовать и всецело опираться на закрепленную за ним ресурсную базу.
Безусловно, ситуационный подход играет базовую роль в процессе принятия и дальнейшего исполнения управленческого решения. Однако в любой ситуации любое управленческое решение обязано содержать в себе определенный набор качеств и свойств, его характеризующих. Стабильность, устойчивость с одной стороны и предотвращение возможных угроз с другой – вот те качества и свойства, которые должно содержать в себе рациональное и качественное управленческое решение менеджера.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСВЕННОСТИ ЛИЦА, ПРИНИМАЮЩЕГО РЕШЕНИЯ, В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Принятие решений в менеджменте ХХI века
Важной задачей управленческого учета являются обобщение и передача информации, полезной для принятия менеджерами качественных управленческих решений.
Разработка эффективных решений — предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, создания положительного имиджа и др.
Синтезируя различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую систему, что ведет к достижению поставленных целей.
Процесс принятия управленческих решений является видом деятельности, требующим высокой квалификации, практического опыта, развитой интуиции.
Многие решения уникальны, и процесс их выработки не может регулироваться строгими правилами. Тем не менее можно выделить определенные этапы в процесс принятия управленческих решений.
- Возникновение проблемы;
- Определение альтернативных направлений действий;
- Анализ влияния каждой альтернативы на хозяйственные операции (рассчитываются затраты, экономия ресурсов и финансовый результат хозяйственных операций);
- Принятие решения - выбор наилучшей альтернативы;
- Анализ последствий решений.
Классификация управленческих решений
Управленческие решения являются продуктом управления труда, это один из возможных способов достижения цели, признанный эффективным по определенному критерию.
Управленческие решения целесообразно группировать на основе классификационных признаков.
По степени полноты и достоверности информации, использованной для принятия решения:
- решения, принимаемые в условиях определенности, применяются тогда, когда есть исчерпывающая информация о проблемной ситуации;
- решения, принимаемые в условиях вероятной определенности, применяются, когда информации недостаточно или она недостоверна;
- решения, принимаемые в условиях неопределенности, применяются, когда информации явно недостаточно для принятия правильного решения (новые задачи).
По масштабу объекта управления — общие и локальные.
По характеру целей — стратегические и тактические.
По количеству целей — одноцелевые и многоцелевые.
По периоду действия — долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
По числу лиц, принимающих решение, - индивидуальные и коллективные.
По содержанию — экономические, технические, организационные и политические.
Управленческие решения должны быть эффективными, своевременными, рациональными, обоснованными и реально осуществимыми.
Методы, используемые для принятия управленческих решений
При разработке и принятии управленческих решений целесообразно использовать следующие методы.
- Традиционные методы применяются тогда, когда решения принимаются на основе личного опыта либо по результатам специальных экономических расчетов (используются в типовых стандартных ситуациях). Достоинствами данных методов являются простота и испытанность, а недостатком — отсутствие решений при усложнении производства.
- Экономико-математические методы основаны на использовании математических и экономических методов при решении практических задач (экономико-статистические методы, методы экономической кибернетики, методы оптимизации и эконометрия).
Эти методы применяются ограниченно, так как не всегда можно построить математическую модель проблемы, они не учитывают социальных, организационных и психологических факторов, которые не поддаются математическому измерению.
3. Специальные методы:
методы экспертных оценок, которые основаны на количественной оценке явлений и процессов (мозговой атаки);
улучшение оценок экспертов при последовательном уточнении задания;
эвристические методы, которые основаны на опыте и логике.
Эти методы эффективны при решении проблемы в условиях риска и неопределенности.
4. Системно-целевые методы используются при решении смежных стратегических проблем. К ним относят:
- методы системного анализа;
- декомпозиция - метод расчленения системы на части для выявления
- взаимосвязей между ними;
- диагностика системы - метод исследования каждого из элементов для
- выявления узких мест;
Классификация по направлению управленческой деятельности
Содержание
№ п/п |
Направление деятельности |
Управленческие инновации |
|
1 |
Управление маркетингом |
Исследование и прогнозирование развития рынков сбыта. Планирование ассортимента. Стимулирование сбыта. |
Формирование новых областей сбыта. Формирование брендов. Электронная коммерция. |
2 |
Управление производством |
Организация управления производством. |
Производство на заказ. Интегрированные команды |
3 |
Управление финансами |
Управление финансовой деятельностью предприятия. |
Дополнительная эмиссия акций. Лизинг. |
4 |
Управление персоналом |
Наём, продвижение, обучение, мотивация персонала. |
Лизинг рабочей силы. Использование резюме и тестов при найме. Вводное обучение. |
Таблица 2
В таблице 2 представлены разновидности управленческих инноваций по объекту управления.