Файл: «Дидактическая игра как метод обучения».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема поиска наиболее эффективных методов обучения становится очень актуальной, так как меняющиеся реалии современного образования и методик преподавания делают современный образовательный процесс полностью индивидуализированным, направленным на раскрытие и развитие творческого потенциала личности, на самостоятельную заинтересованность детей в изучении школьных предметов.

В последнее время специалисты считают активные методы обучения одним из эффективных средств обучения детей. Одним из таких методов можно назвать дидактическую игру.

Игра как учебный прием содержит в себе достаточно мощный потенциал, поскольку на игровой деятельности построены наиболее полно и точно используемые навыки, которые человек получает в процессе развития. Играя, ребенок учится ходить, познает мир, усваивает тонкости коммуникации с окружающими, и возвращение игры на новом уровне потенциально может повлиять как катализатор раскрытия потенциальных способностей личности.

Проблема формирования и развития эффективной вычислительной деятельности у дошкольников представляется на сегодняшний день довольно актуальной и прикладной, так как на практике является для большинства воспитателей сложным разделом в работе, который требует к себе большой настойчивости, четкой структуры и целостной последовательности.

Работы многих исследователей (Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф.Фребель, М. Монтесори, Л.В. Глаголева, Е.И. Тихеева, Ф.И. Блехер, А.М. Леушина и др.) неоднократно показали, что вычислительная математическая деятельность имеет сложнейшую психофизиологическую и психологическую структуру, которая обеспечивается совместной деятельностью определенных анализаторных систем, представляющих собой целостную функциональную систему, являющуюся основой формирования и реализации функции счета и всей вычислительной деятельности.

Таким образом, формирование и развитие эффективной математической деятельности тесно связано с речью, которая, включаясь в его структуру, является, с одной стороны, как средство выражения данной сложной системы знания, а с другой - как организатор деятельности счета.

Вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.

Целью настоящей работы является анализ использования дидактических игр и средств в эффективном формировании вычислительной матматической деятельности у детей дошкольного возраста.


Поставленная цель обусловила формулирование следующих задач исследования:

1.Дать общую характеристику дидактической игре как методу обучения

2. Рассмотреть роль дидактических игровых средств в формировании вычислительной деятельности дошкольников.

3. В практическом исследовании определить уровень развития навыков счета у детей дошкольного возраста.

4. Сформулировать рекомендации по формированию математической деятельности у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игровых средств.

Объект настоящей работы: системная образовательная деятельность по формированию эффективной вычислительной деятельности.

Предмет исследования: дидактические средства формирования и развития эффективной вычислительной деятельности у детей дошкольного возраста.

Были использованы следующие методы исследования:

1) анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2) включенное наблюдение;

3) метод сравнения.

Пратическая значимость настоящего исследования может заключаться в том, что практические наработки по данному вопросу могут быть включены в систему развития и формирования математической вычислителной деятельности у дошкольников.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

1.1 Общее понятие о дидактической игре как методе обучения

Одними из инновационных технологий эффективного обучения в современном педагогическом процессе являются активные методы обучения.

Исследователь А.М. Смолкин указывает, что «активные методы обученияэто способы активизации учебно-познавательной деятельности детей, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и ученики».[1]

При правильном, своевременном и адекватном применении они могут эффективно решить следующие задачи обучения:[2]


  • Сделать процесс получения знаний учениками полностью подконтрольным преподавателю
  • Сделать процесс получения знаний доступным всем категориям детей, как успевающим, так и отстающим, как подготовленным к текущему занятию, так и нет в результате предоставления самостоятельного активного участия в течение занятия
  • Сделать процесс получения знаний полностью прозрачным и доступными для мониторинга преподавателем уровня знаний, умений и степени усвоения предложенного материала учениками.

А.М. Смолкин классифицировал методы активного обучения, разделив их на две основные категории:[3]

  • Имитационные методы обучения – это такие формы и методы обучения, в результате которых происходит проектирование и моделирование возможных ситуаций.
  • Неимитационные методы – это все остальные методы активного обучения, которые подразумевают актуализацию познавательного интереса.

В свою очередь, стоит отметить дифференциацию имитационных методов активного обучения на две категории:[4]

Игровые методы активного обучения. Эти методы включают в себя игру как форму обучения. Это могут быть сюжетно-ролевые игры, игровое моделирование, деловая игра, дидактическая игра и другие методы.

Неигровые методы активного обучения – это те методы активного обучения, из которых исключен игровой момент. Это анализ и решение ситуационных задач и различных ситуативных моментов, коллективные обсуждения и другие методы.[5]

Обобщенно эту классификацию можно представить в виде таблицы (см. Табл.1.)

Табл.1. Классификация методов активного обучения

Неимитационные

Имитационные

игровые

неигровые

Проблемный урок, урок с заранее запланированными ошибками, пресс-конференция; эвристическая беседа;

поисковый метод; учебная дискуссия;

самостоятельная работа с литературой и др.

деловая игра;

дидактическая игра

педагогические ситуации;

педагогические задачи;

ситуация инсценирование различной деятельности

коллективная мыслительная 

деятельность

Использовать рассмотренные методы можно на всех этапах обучения:[6]


  1. На этапе первичного получения знаний могут использоваться такие методы активного обучения, как учебная дискуссия, эвристическая беседа, проблемный урок и другие, преимущественно неимитационные методы, однако здесь можно также использовать игровые методы с включенной обучающей задачей, т.е. такой тип игр, как дидактические
  2. На этапе закрепления полученных знаний и мониторинга степени их усвоения можно использовать неигровые активные методы обучения, например, тестирование, коллективную мыслительную деятельность, а также игровые методы педагогических задач, также метод дидактической игры.
  3. На этапе формирования активного навыка использования полученных знаний, формирования творческого подхода к применению полученных знаний и умений, можно использовать как игровые, так и неигровые методы активного обучения.

Как отмечают психологи, деятельность – это основа развития личности (В.С. Выготский)[7], соответственно, деятельностное обучение, которое направляется и контролируется преподавателем, в большей степени способствует более быстрому и эффективному усвоению знаний, умений и навыков, чем традиционная форма занятий, к тому же деятельное обучение, активная самостоятельность детей, способствует и развитию творческого потенциала личности, а также способствуют возникновению личностной заинтересованности в изучении предмета.

Активные методы обучения базируются на нескольких аспектах – во-первых, активные методы обучения задействуют все психические процессы при овладении знаниями, такие, как воображение, мышление, память, аналитико-синтетические способности, эмоциональную сферу и т.п.[8]

Основа активных методов обучения[9] – это диалог, активная коммуникация преподавателя с учениками и учеников с преподавателем и между собой. Разумеется, применение того или иного метода активного обучения не обуславливается его новизной и эффективностью – проведение дидактической игры, например, в отрыве от других технологий обучения и форм проведения занятий, в отрыве от тематики и контекста текущих занятий будет просто неэффективно. Поэтому преподаватель должен выбирать наиболее соответствующие целям и задачам текущего обучения методы, а также сочетать их для достижения выполнения конкретных дидактических задач, поскольку все методы активного обучения многофункциональны, и их эффективность в основном зависит от того, как и где они применяются.


Использование дидактических игр на разных этапах изучения учебного материала[10] – эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся, положительно влияющее на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся. В игре они чувствуют себя свободно, активно мыслят и действуют творчески.

Дидактическая игра позволяет реализовать ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую.

Л. С. Выготский выявил и сформировал своеобразный педагогический парадокс игры: казалось бы, ученик в игре делает то, что ему хочется, но, тем не менее, он в игре учится подчиняться заранее принятым условиям, правилам, логике.[11]

Психологи говорят о том, что игровая деятельность – потенциально эффективный инструмент для того, чтобы знания усваивались не только эффективно, но и с интересом со стороны обучающихся. Так, Д.Б. Эльконин говорит о том, что «человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности»[12], а А.А. Деркач уточняет, что учебная игра[13], в свою очередь, игра, в которой моделируются социальные взаимоотношения в рамках решения определенной учебной задачи, и решение этой задачи в процессе игровой деятельности способствует не только достижению определенной учебной цели, но и вписыванию этой социальной ситуации в программу поведения. Таким образом, если специалист в следующий раз попадет в такую ситуацию, ему будет гораздо проще найти решение.

Играя, человек, начиная с глубокого детства, познает окружающий мир. В процессе игр человек усваивает основные истины о свойствах окружающих его вещей, предметов и явлений, познает основы социальной коммуникации, вырабатывает нормы поведения, учится продуктивному общению. Поэтому игра возвращает ребенка к начальным этапам познания жизни, игровая деятельность, апеллируя к детству и непосредственному детскому интересу, актуализирует познавательный интерес и в старшем возрасте, но уже на ново уровне, то есть он как взрослый человека уже способен сам развить свой познавательный интерес, усилив его мотивацией к изучению предмета.[14]

Игровые ситуации и их проигрывание в первую очередь полезны и эффективны потому, что проблема, заданная в их основе, позволяет моделировать социокультурную ситуацию, в которой она может возникнуть. Но если при реальной ситуации, особенно учитывая возможный контакт с иноязычным коллегой, может возникнуть межкультурный шок, то игровая деятельность по решению такой ситуации негативных последствий не несет, и позволяет корректировать и повторять ситуацию столько раз, сколько нужно для выработки паттерна поведения и набора инструментов для решения таких ситуаций и задач.[15]