Файл: Рынок ценных бумаг (Источники правового регулирования фондового рынка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 419

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Позже формируется законодательное регулирование финансового рынка, а также рынка ценных бумаг, что привело к снижению роли подзаконных актов по общим вопросам правового регулирования рынка ценных бумаг - указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

По мнению Д.С. Костина, между Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ исчезает грань за счет снижения сферы деятельности Правительства РФ и дублирования этих актов Указами Президента РФ. В то-же время, несмотря на известную формализацию на уровне финансового законодательства спорных аспектов правового регулирования профессиональной деятельности сотрудников, участвующих в деятельности рынка ценных бумаг, остался не до конца сформулированный спектр практических аспектов контроля и регулирования деятельности специализированного депозитария. Подобная деятельность полностью отнесена к сфере подзаконного регулирования Постановлениями Правительства РФ и федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и урегулирована указанными органами финансового мониторинга в РФ[9].

Возникшая проблема заключается в том, что особенности правового регулирования рынка ценных бумаг определяется отраслевыми нормативами, большим количеством нормативных актов ФКЦБ, ФСФР, Минфина России и Центрального Банка РФ.

Сумма документов указанных органов превышает все разумные пределы информационной основы функционирования фондового рынка и несет в себе дублирующую или противоречивую информацию. Учитывая достаточную подвижность рыночной инфраструктуры, необходимо оперативно реагировать на все изменения и своевременно адаптировать под них нормативную базу.

Ведомственные акты.

Значительный нормативный массив регулирования отношений в сфере рынка ценных бумаг составляют ведомственные нормативные акты иных органов исполнительной власти, которые в настоящее время издаются, в том числе Центральным банком РФ, Министерством финансов РФ. Нормотворческую компетенцию указанных органов определяет их предметная специализация, зависящая от сферы деятельности каждого конкретного органа. Так, ЦБ РФ (Банк России) регулирует вексельные и чековые отношения, а также вопросы создания, реорганизации и эмиссии кредитных организаций; валютного регулирования.

Министерство финансов РФ в рамках своей компетенции также является одним из основных органов исполнительной власти, регулирующих организационные основы рынка ценных бумаг. Ведомственное нормотворчество в этой части определяется целым рядом нормативных актов различного уровня.


Между тем, на наш взгляд, излишнее количество нормативных актов, издаваемых различными органами исполнительной власти, нарушает рациональный баланс форм управленческой деятельности и ставит под удар эффективность самих положений, закрепляемых в исходящих правовых документах[10].

Причем в сфере рынка ценных бумаг данная ситуация усугубляется еще сменой органов исполнительной власти, уполномоченных на нормотворческое регулирование фондового рынка. Так, на смену ФКЦБ России, издавшей в период своей деятельности порядка 450 документов различного характера, в сферу регулирования рынка ценных бумаг пришла ФСФР России, на данный момент в совокупности принявшая уже более 70 актов.

Административный договор.

Интересы экономически активных индивидов зависят от их положения в производственных отношениях. Соотношение централизации и децентрализации в правовом регулировании несомненно определяется степенью защиты интересов определенных слоев бизнеса. Государство выступает своего рода арбитром в отношениях между крупным и малым бизнесом через поддержание паритетного положения субъектов рынка и защиты конкуренции в условиях рыночной экономики[11].

Как известно, административные договоры могут заключаться с целью разграничения полномочий регулирующих органов, их делегирования, определения направлений совместных действий в области нормотворческой и правоприменительной деятельности.

Административно-договорное обязательство позволяет использовать более широкий и конкретный набор методов юридического воздействия, и применительно к отношениям публичного порядка допускает возможность выбора одного из вариантов должного поведения, допуск в определенных условиях паритетного юридического положения сторон в регулируемом отношении (процессуальное равенство).

Как источник правового регулирования, административный договор активно внедряется в практику деятельности многих государственных органов. Между тем в сфере регулирования рынка ценных бумаг данный инструмент пока не получил должное признание и практически не используется, чего не скажешь о поднормативном (локальном) регулировании, приобретающем все большее значение, позволяющем участникам правоотношений самостоятельно определять взаимные права и обязанности в силу наличия нормативного дозволения либо отсутствия в соответствующей сфере нормативных регуляторов.


По сути, такого рода регулирование нередко облекается в форму гражданско-правовых договоров, сопровождающих рыночный процесс, либо принятия на локальном уровне (уровне организации) нормативных документов, определяющих внутриорганизационный (внутрифирменный) правовой режим деятельности членов (участников) юридического лица[12]. Причем значение односторонних сделок как поднормативных регуляторов нисколько не меньше, чем договоров. Роль локальных регуляторов на первый взгляд не является столь значительной в сфере рынка ценных бумаг.

К актам поднормативного регулирования, охватывающего рынок ценных бумаг, нередко относят:

- акты саморегулируемых участников рынка ценных бумаг;

- правила осуществления конкретных профессиональных видов деятельности (например, правила допуска к участию в торгах на фондовой бирже);

- кодексы поведения (этики) (например, Кодекс профессиональной этики, Кодекс корпоративного управления (поведения) акционерных обществ), внутренние документы акционерных обществ, регулирующие деятельность органов управления акционерных обществ;

- управленческие решения, принимаемые органами управления (руководящими органами) юридического лица[13].

По мнению Сергеева В.В., к актам поднормативного уровня в системе регулирования процесса осуществления эмиссии ценных бумаг можно отнести:

- локальные акты эмитентов (уставы, иные внутренние документы, например положение о совете директоров);

- конкретные решения органов управления эмитентов (решение общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала);

- гражданско-правовые договоры, опосредующие реализацию отдельных этапов эмиссии.

Указанные акты являются средством индивидуального регулирования правовых взаимоотношений участников эмиссионного процесса и основаны на нормативных предписаниях и диспозитивных нормах законодательства Российской Федерации.

Судебный прецедент.

Как известно, судебный прецедент в России не является источником права, и судебная практика лишь вырабатывает подходы к применению законодательства, которые находят свое отражение в постановлениях высших судебных инстанций.

Однако в некоторых случаях такая практика выходит за отведенные ей рамки, и имеет место создание новых правоположений, не имеющихся ранее в законодательстве. Известным примером здесь является обобщение судебной практики в области вексельных отношений, в рамках которой судебная власть в ряде документов фактически подменила законодательную.


Поэтому такие разъяснительные документы, в частности изданные Высшим Арбитражным Судом РФ, в сфере рынка ценных бумаг можно также отнести к элементу неофициального правотворчества, которое формирует единообразное понимание (толкование) отдельных положений законодательства в сфере рынка ценных бумаг.

Глава 2. Правовые механизмы регулирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

2.1. Брокерская деятельность

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг достаточно многогранна и охватывает различные аспекты, связанные с организаций фондовой торговли. При этом есть виды деятельности, которые имеют принципиальное значение для обеспечения надлежащего механизма оборота ценных бумаг, на практике облекаемого в форму гражданско-правовых сделок, связанных с переходом прав на ценные бумаги. В этой связи известный интерес составляет правовой анализ таких из них, как брокерская, дилерская, а также клиринговая деятельность[14].

Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.

По мнению А.В. Габова к числу общих требований к осуществлению брокерской деятельности можно отнести:

а) обязанность выполнять поручения клиентов добросовестно и в порядке их поступления;

б) обязанность исполнять обязательства по сделкам, осуществленным по поручению клиентов, приоритетна по сравнению с дилерскими операциями самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера;

в) обязанность разделять собственные денежные средства и средства клиентов путем открытия специального брокерского счета и использовать в своих интересах денежные средства, находящиеся на специальном брокерском счете (счетах) только в случае, если это предусмотрено договором о брокерском обслуживании и при условии гарантирования клиенту исполнения его поручений за счет указанных денежных средств или их возврата по требованию клиента;


г) обязанность уведомлять своих клиентов о наличии конфликта интересов и принимать все необходимые меры для его разрешения в пользу клиента;

д) обязанность не осуществлять манипулирование ценами на рынке ценных бумаг и понуждение к покупке или продаже ценных бумаг;

е) обязанность совершать маржинальные сделки исключительно в соответствии с установленными законом ограничениями;

ж) обязанность совершать сделки с ценными бумагами и финансовыми инструментами, предназначенными для квалифицированных инвесторов, исключительно в соответствии с установленными законом ограничениями;

з) обязанность вести внутренний учет операций с ценными бумагами;

и) обязанности по представлению отчетов и информации, обязанность отчитываться перед клиентами в форме, предусмотренной законодательством и договором;

к) обязанность принимать меры по обеспечению конфиденциальности имени (наименования) клиента, его платежных реквизитов и иной информации, полученной в связи с исполнением обязательств по договору с клиентом, за исключением информации, подлежащей представлению в государственные и иные органы в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации[15].

Для осуществления деятельности на рынке ценных бумаг брокерские организации должны отвечать следующим требованиям:

- иметь в штате специалистов, у которых есть квалификационные аттестаты;

- располагать собственным капиталом в установленном минимальном размере, необходимом для обеспечения материальной ответственности перед клиентами;

- пользоваться системой учета и отчетности, точно и полно отражающей движение денежных средств по операциям с ценными бумагам.

При обобщении направлений брокерской деятельности на фондовом рынке выделяются следующие основные функции брокера:

- совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве комиссионера;

- совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного;

- обеспечение надлежащего хранения и отдельный учет ценных бумаг клиентов в соответствии с требованиями ФСФР России;

- принятие на себя ручательства за исполнение сделки купли-продажи ценных бумаг третьим лицом;

- информационное, методическое, правовое, аналитическое и консультационное сопровождение операций с ценными бумагами;

- доведение до сведения клиентов всей необходимой информации, включая информацию о существующих рисках;