Файл: Рынок ценных бумаг (Источники правового регулирования фондового рынка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 380

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- сверка поданных заявок на наличие встречной заявки;

- акцепт принятых заявок-оферт;

- регистрация заключенной сделки;

- перечисление вариационной маржи и определение ее размера;

- осуществление конечного расчета между контрагентами контракта;

- обеспечение исполнения обязательств сторон;

- формирование специальных (гарантийных) фондов.

Клиринговая организация помимо собственно клиринговой деятельности может осуществлять и функции центрального контрагента.

Конкретное содержание клиринговой деятельности выражается в оказании целого ряда услуг, которые могут быть сведены к следующему:

- услуги по обработке документов участников клиринга, подготовке отчетов (документов) и по предоставлению информации участникам клиринга;

- услуги в связи с осуществлением клиринговой организацией функций центрального контрагента;

- услуги по проверке соответствия лиц, в том числе участников клиринга, требованиям к лицам, которые могут являться участниками клиринга;

- услуги в связи с ведением реестра договоров, заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора) в соответствии с пунктом 6 статьи 51.5 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»;

- услуги по осуществлению функций удостоверяющего центра в связи с оказанием услуг клиентам на рынке ценных бумаг;

- услуги по предоставлению клиентам клиринговой организации программных и (или) технических средств для удаленного доступа к ее услугам на рынке ценных бумаг;

- услуги, предусмотренные пунктом 18 статьи 51.3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"[25].

По ряду причин клиринговая деятельность не может быть отнесена к разряду чисто посреднических, поскольку участие клиринговой организации в обороте деривативных сделок свидетельствует лишь о наличии отношений представительства своих клиентов.

Договоры об организации расчетов путем зачета встречных требований характеризуются тем, что согласно используемому в них механизму расчеты осуществляются не путем передачи получателю предмета обязательства, т.е. того имущества, по поводу которого возникло обязательства, а с помощью зачета требований.

Можно назвать две разновидности договоров об организации расчетов путем зачета встречных требований: договор контокоррентного счета и договор об оказании клиринговых услуг (ст. 3 Закона о клиринге), включая его разновидность - договор об оказании платежного клиринга (ст. 18 Закона о национальной платежной системе).


Согласно пункту 11 ст. 2 Закона о клиринге, неттинг порождает полное или частичное прекращение обязательств, допущенных к клирингу, зачетом и (или) иным способом, установленным правилами клиринга. С правовой точки зрения неттинг - сложное правовое явление, на определенном этапе которого происходит новация обязательств.

В отличие от обычного зачета взаимных требований (ст. 410 ГК РФ) неттинг осуществляется при участии организации, требования которой не участвуют в зачете (клиринговая организация), количество участников клиринга не ограничено (многосторонний зачет), а правовым эффектом проведенного зачета является сальдо (новация обязательства)[26].

Для возникновения правоотношения по договору об оказании клиринговых услуг достаточно заключения договора между двумя участниками клиринга и клиринговой организацией. Остальные участники клиринга могут впоследствии присоединиться к уже заключенному договору.

Договор об оказании клиринговых услуг представляет собой разновидность договора возмездного оказания услуг. Иногда договор между клиринговой организацией и участниками клиринга называют договором на клиринговое обслуживание.

Учитывая весьма широкий и сложный круг регулируемых отношений в содержательном плане, по мнению отдельных ученых, "...в нем нашли отражение черты договора на оказание возмездных услуг, коммерческого представительства, а также поручительства, что позволяет говорить о его смешанной правовой природе".

Договор об оказании клиринговых услуг по своей сути является договором присоединения. Сам по себе способ заключения договора путем предварительного формулирования его условий в определенной стандартной форме может оказаться весьма полезным, упрощая и облегчая процедуру оформления договора.

Поэтому присоединившаяся сторона получает право требовать изменения или расторжения такого договора даже при формальной законности его содержания в следующих случаях:

- если она при этом лишается прав, обычно предоставляемых по аналогичным договорам;

- если другая сторона исключает или ограничивает свою ответственность по договору;

- если в договоре содержатся иные, явно обременительные для присоединившейся стороны условия (п. 2 ст. 428 ГК РФ)[27].

Участник клиринга вправе отказаться от исполнения договора об оказании клиринговых услуг.

Таким правом участник клиринга может воспользоваться только при отсутствии у него:


- имущественных обязательств по договору об оказании клиринговых услуг;

- не исполненных им обязательств, допущенных к клирингу;

- клиринговая организация может отказаться от исполнения договора об оказании клиринговых услуг с участником клиринга в случае нарушения им требований, предъявляемых правилами клиринга к участникам клиринга.

При этом установлено, что возмещение убытков, связанных с таким отказом, клиринговой организацией участнику клиринга не осуществляется.

Особенностью договора оказания клиринговых услуг является отсутствие типичных отношений, свойственных исполнителем и потребителем[28].

Для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами расчетно-клиринговая организация формирует специальные фонды. Минимальный размер специальных фондов расчетно-клиринговых организаций устанавливается ФСФР по согласованию с ЦБ РФ.

Расчетно-клиринговые организации обычно существуют в тех же организационно-правовых формах, что и коммерческие банки, и должны иметь лицензию Центрального банка на право обслуживания всех видов расчетных операций на рынке ценных бумаг. Но в отличие от коммерческих банков расчетно-клиринговые организации не имеют права проводить кредитные и большинство других активных операций (например, вкладывать деньги в ценные бумаги). То есть в этой части их правоспособность носит целевой, узко ограниченный характер, определяемый статусом клиринговой организации.

Заключение

Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг подлежит лицензированию, которое осуществляется ФСФР России в соответствии с Положением о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденным ее Приказом от 20.07.2010 №10-49/пз-н. Этим же нормативным актом установлены условия совмещения различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Так, брокерская, дилерская, депозитарная деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами могут осуществляться одной организацией, имеющей лицензии на осуществление соответствующих видов профессиональной деятельности. Клиринговая деятельность может совмещаться с депозитарной или деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Объектом пристальной заботы государства является защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Поэтому большое значение для регулирования отношений между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвесторами, не являющимися профессиональными участниками, имеет Федеральный закон от 05.03.1999 №46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».


Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг. Закон закрепляет дополнительные к установленным иными федеральными законами требования к профессиональным участникам, условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов, меры по защите прав и законных интересов инвесторов и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов.

Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», который определяет признаки ограничения конкуренции, формулирует понятия конкурентной цены финансовой услуги, устанавливает ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе Российской Федерации содержатся нормы об административной и уголовной ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг.

Важную роль в регулировании различных аспектов деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг играют саморегулируемые организации, утверждающие правила и стандарты осуществления своими членами профессиональной деятельности, в том числе операций с ценными бумагами и операций, связанных с заключением и исполнением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.

Одной из важнейших проблем правового регулирования рынка ценных бумаг является проблема его эффективного государственного регулирования. Сегодня государственное регулирование деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется двумя органами: ФСФР и Банком России.

Законодательство о рынке ценных бумаг ожидают значительные перемены, если будет реализовано обсуждаемое сейчас в Правительстве РФ предложение о создании единого мегарегулятора финансового рынка России в лице Центрального банка РФ.

Законодательство в сфере рынка ценных бумаг до сих пор остается формирующейся отраслью российского законодательства. При этом данное законодательство не имеет каких-либо заимствований из иностранных правопорядков и формировалось на основе складывающейся практики общественных отношений. Такое положение дел во многом определяло следующее. Формирование основ рыночного хозяйства в стране на начальном этапе строилось сугубо на сиюминутных нормативных актах, пытающихся лишь решить текущие проблемы правового регулирования стихийных рыночных процессов. Перспективы развития рынка ценных бумаг в данной ситуации не могли быть в достаточной степени определены и не могли контролироваться государством в полном объеме. Соответственно, по большей части в сфере регулирования фондового рынка отсутствуют и международные соглашения, участниками которых могла бы стать Россия. Подобного рода документы, как правило, адаптированы под сформировавшиеся и устоявшиеся цивилизованные рынки, имеющие однородную структуру и систему функционирования.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2017 № 2-ФКЗ, от 21.07.2017 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.- 04.08.20167- № 31.-Ст. 4398.

2. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 15. – Ст. 1093.

3. Гражданский кодекс РФ (ч. 2) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

4. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1918.

5. Федеральный закон РФ от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3814.

6. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета - №127. - 13.07.2002

7. Федеральный закон от 07.02.2011 №7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» // Российская газета. - № 29. - 11.02.2011

8. Федеральный закон от 05.03.1999 №46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // Российская газета. - № 46. - 11.03.1999

9. Абдулов В. М. Правовые основы бездокументарных ценных бумаг в РФ // Московский юридический альманах. – 2017. – №4 (43). – С. 81 – 102.

10. Бойцов Д.В. Комментарий к ФЗ от 7 февраля 2011 г. №7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности". / Д.В. Бойцов. - М.: Юнам, 2016. – 382 c.

11. Глебова Е.В. Рынок ценных бумаг: теория и перспективы развития рынка в РФ / Е.В. Глебова. - М.: Инфра-М, 2016. – 271 c.

12. Григорьев Д.С. Нормативное регулирование рынка ценных бумаг в условиях экономической неопределенности // Вектор ТГУ. – 2018. – №5 (31). – С. 88 – 101.

13. Губанов М.Д., Куперман Г.Д. Правовые аспекты изменения норм гражданского законодательства в сфере ценных бумагах // Управление социально-экономическими системами. – 2016. – №2 (8). – С. 11 – 22.

14. Дронов С.Ф., Фридман М.С. Основные перспективы эволюции рынка ипотечных ценных бумаг в РФ // Альманах ТГПУ. Серия: Финансы и бизнес. – 2016. – №9. – С. 99 – 114.

15. Замятина М.П. Трансформация системы государственного контроля рынка ценных бумаг: направление к госрегулированию // Новости ВГУ. – 2018. – №7. – С. 18 – 27.

16. Ибряев Ю.Н. Современный этап законодательного регулирования противодействия противоправного поведения хозяйствующих субъектов на рынке ценных бумаг в РФ: реформа и перспективы. // Финансовый менеджмент. - 2018. - № 2. – С.65-78.