Файл: Рынок ценных бумаг (Источники правового регулирования фондового рынка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 381

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - одно из важнейших направлений государственной политики. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг включает в себя определенную государством политику в данной сфере, установленные этой политикой принципы, методы, способы регулирования, систему регулирующих органов, их компетенцию и порядок взаимоотношений друг с другом.

Объектом государственного регулирования являются участники рынка ценных бумаг - инвесторы, эмитенты, профессиональные участники и их деятельность. Эта деятельность очень разнообразна по своим формам и видам, территориальному осуществлению, однако есть общее, что позволяет включить ее в сферу государственного регулирования рынка ценных бумаг: она связана с таким специфическим объектом, как ценная бумага.

Государствоми в целях обеспечения выполнения задач регулирования рынка ценных бумаг определены такие направления, как:

- организацияи деятельности рынка ценных бумаг и его субъектов;

- использование экономических рычагов регулирования рынка ценных бумаг;

- осуществление властных функций в сфере рынка ценных бумаг.

Государство определяет развитие фондового рынка. Оно является одновременно и эмитентом, и инвестором, выполняя при этом свойственные ему социальные функции. Интересы государства в сфере регулирования фондового рынка вполне объяснимы и понятны. Государственное регулирование рынка ценных бумаг направлено на защиту собственных экономических интересов на этом рынке, обеспечение прав и интересов инвесторов, а также установление единообразных унифицированных правил поведения на рынке ценных бумаг для его участников.

Актуальность данной темы заключается в том, что рынок ценных бумаг является сферой отношений, бурно развивающейся последние несколько лет.

Цель работы заключается в том, чтобы показать сферу применения ценных бумаг и их роль в гражданском обороте, отразить правовое регулирование рынка ценных бумаг в условиях российской экономики.

Задачи данной работы:

- раскрыть понятие рынка ценных бумаг;

- рассмотреть правоотношения на рынке ценных бумаг;

- изучить источники правового регулирования фондового рынка;

- рассмотреть механизм регулирования брокерской деятельности;

- рассмотреть механизм регулирования дилерской деятельности;

- изучить механизм регулирования клиринговой деятельности.

Объектом исследования данной работы являются правоотношения, возникающие в сфере правового регулирования рынка ценных бумаг.


Предметом исследования данной работы является комплекс правовых норм, регулирующих обращение ценных бумаг в гражданско-правовом обороте и применение указанных норм.

Структура курсовой работы состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Общая характеристика рынка ценных бумаг

Понятие рынка ценных бумаг

В российском законодательстве отсутствует единое понятие «рынок ценных бумаг». Основное его определения юридическая наука, также, не сформулировала. С точки зрения правового законодательства «рынок ценных бумаг» представляет собой совокупность правоотношений, в которых состоят участники данного рынка. Участниками рынка ценных бумаг, при этом, являются эмитенты, дилеры, брокеры, инвесторы, профессиональные участники рынка и регулирующие органы государства.

Законодательное регулирование рынка ценных бумаг в РФ реализуется через комплекс нормативно-правовых актов различной юридической силы, которые затрагивают многие аспекты функционирования рынка ЦБ[1].

В процессе принятия первой части ГК Российской Федерации в ст. 143 был сформулирован перечень видов ценных бумаг. К ценным бумагам были отнесены: государственная облигация, облигация, чек, вексель, банковская сберегательная книжка на предъявителя депозитный и сберегательный сертификаты, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и др., которые на основании закона о «ценных бумагах» отнесены к числу ценных бумаг.

На основании п. 2 ст. 44 ФЗ от 14.11.1996 №41-ФЗ «О рынке ценных бумаг» право определять и квалифицировать ценные бумаги и производные ценные бумаги, классифицировать их разновидности поручено Федеральной службе по финансовыми рынкам и финансовому мониторингу.

На основании документов, отнесённых к ценными бумагами до принятия Государственной Думой РФ первой части Гражданского кодекса РФ, можно отнести жилищные сертификаты, которые предусмотрены Положением о выпуске и обращении жилищных сертификатов. Данное положение было утверждено Указом Президента РФ от 21.07.1995 №2488, которые определены как отдельный вид облигаций, номинальная стоимостью которых индексируется.


С началом действия 2-ой части Гражданского кодекса РФ, к ценным бумагам было отнесены двойное складское свидетельство. При этом, каждая из двух его частей данного документа - складское свидетельство и залоговое свидетельство (варрант) и простое складское свидетельство (ст. 912) имеет самостоятельную юридическую силу.

Все разнообразие разновидностей ценных бумаг должно отвечать единым требованиям, которые зафиксированы в главе 7 Гражданского кодекса РФ. На основании данного требования ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права физических и юридических лиц, осуществление и (или) передача которых возможны только при его предъявлении[2].

Гражданский кодекс Российской Федерации разделяет все ценные бумаги на ордерные, на предъявителя и именные. Права, которые закрепляются ценными бумагами, их обязательные и дополнительный реквизиты, требования к структуре и другие необходимые критерии устанавливаются законом или в установленном законодательно порядке.

Процесс эмиссии муниципальных и государственных ценных бумаг, выпускающихся в виде облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, определяется ФЗ от 12.12.1997 №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»[3].

Выпускать в обращение эмиссионные ценные бумаги могут Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования городов и областей РФ, ЦБ РФ, государственные корпорации и крупные холдинги, хозяйственные общества и товарищества. Инвестиционную деятельность могут осуществлять частные иностранные и российские инвесторы (физические и юридические лица), в том числе специальные фонды: - страховые, - пенсионные, ПФ РФ, Центральный Банк России, коммерческие банки.

Регулирующую функцию на рынке ценных бумаг, имеющими право издавать в рамках своей компетенции законы и подзаконные нормативные акты, которые регулируют возникающие правоотношения, кроме Федеральной службы по финансовым рынкам, являются Министерство финансов Российской Федерации, Центральный Банк РФ и Министерство труда и социальной политики России. С точки зрения функционирования рыночной инфраструктуры ценных бумаг, наибольший интерес представляет мониторинг деятельности профессиональных участников рынка ЦБ.

Необходимо отметить, что ФЗ «О рынке ценных бумаг» в течении долгово время являлся основным законом, который определял ключевые основы деятельности рынка ценных бумаг в России. Основное внимание уделялось месту государства в регулировании соответствующих правоотношений; создание и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров, депозитариев, управляющих организаций, клиринговых центров, держателей реестров и организаций, который формируют торговлю на рынке ценных бумаг.


2012 год произошли серьезные положительные изменения в развитии законодательства по рынку ценных бумаг. В 2012 году были приняты базовые федеральные законы и нормативно-правовые акты, которые направленны на формирование и регулирование инфраструктуры фондового рынка и рынка ценных бумаг: об организованных торгах ценными бумагами, о центральном депозитарии, о клиринге и клиринговой деятельности в Российской Федерации[4].

Организацией торговой деятельности на рынке ценных бумаг занимаются специализированные профессиональные участники рынка. Их деятельность по организации торговли ценными бумагами заключается в предоставлении услуг, которые непосредственно способствуют реализации гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка (ст. 9 ФЗ "О рынке ценных бумаг").

Фондовой биржей признается организатор торговли, который отвечает требованиям главы 3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". На основании данного закона, фондовая биржа может выполнять свою деятельность только в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества. Также фондовая биржа должна соблюдать требования и ограничения по совмещению деятельности с другими видами деятельности, ограничения по доле участия одного акционера (члена) фондовой биржи и др.[5]

С 1 января 2013 г. с вступлением в силу отдельных положений Закона о рынке ценных бумаг изменится требование к организационно-правовой форме биржи, которая может быть исключительно акционерным обществом. Вместе с этим ужесточатся требования к учредителям (участникам) организатора торговли ценными бумагами, ограничения на осуществление организатором торговли иных видов деятельности.

1.2. Источники правового регулирования фондового рынка

Законодательство о рынке ценных бумаг представляет собой систему нормативных правовых актов различных уровней. Вместе с тем термин "законодательство о рынке ценных бумаг" значительно отличается от понятия, которое обычно реализуется в некоторых правовых источниках отраслевого права и прежде всего в Гражданском кодексе Российской Федерации. В частности, в термин "Гражданское законодательство" в ГК РФ включаются законы, возглавляемые данным кодексом[6].


Вместе с тем, Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ характеризуются термином "иные правовые акты" (4 - 7 ГК РФ). Акты федерального законодательства и федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации устанавливают критерии нормотворчества в имеющейся иерархии системы нормативных и подзаконных актов. Преимущество в создании юридических гражданско-правовых норм закреплено только на федеральном уровне. Данный аспект исключает возможность урегулирования законодательных отношений на уровне субъектов РФ.

Нормотворческая и финансовая деятельность государства определяется не только конституционными гарантиями обеспечения единства юридического и экономического пространства, свободного передвижения товаров и услуг, а также финансовых потоков с целью развития конкурентной борьбы и свободы экономической деятельности. В тоже время, государство должно признать равенство всех форм собственности и гарантировать их одинаковую защите на всей своей территории[7].

Как следует из Конституции РФ, государственные займы и долговые обязательства выпускаются в том порядке, который определен федеральным законодательством, и размещаются на добровольной основе на доступных торговых площадках. Реализация данного положения Основного Закона осуществляется через дальнейшее построение и развитие законодательства о рынке ценных бумаг.

Не только субъекты РФ, но и муниципальные образования вправе осуществлять финансовые операции на фондовом рынке и регулировать эмиссию и обращение ценных бумаг нормативными правовыми актами, которые приняты муниципальным образованием. Порядок эмиссии муниципальных ценных бумаг определяется федеральным законодательством.

В зависимости от органа, принимающего нормативный правовой акт, к таковым актам на рынке ценных бумаг следует отнести:

- законодательные акты Российской Федерации;

- акты Президента РФ (указы и распоряжения);

- акты Правительства РФ (постановления и распоряжения);

- акты правительств субъектов Федерации (указы, постановления и распоряжения высшего должностного лица субъекта);

- акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения);

- акты Центрального банка РФ (инструкции, указания)[8].

Акты Президента РФ.

Изначально формирование и развитие рынка ценных бумаг в России происходило в ситуации, когда не было определяющих нормативно-правовую базу рынка ценных бумаг федеральных законов обо всех аспектах его деятельности, в частности закона об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, о предприятиях с иностранным участием и т.д. Отсутствовавшие базовые нормативные акты зачастую подменяли указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и отраслевые нормативные акты РФ. В частности, в начале рыночных реформ в экономической сфере по осуществлению деятельности рынка ценных бумаг принято огромное количество Указов Президента РФ. Данные указы касались вопросов приватизации и акционирования, инвестиций, передачи в доверительное управление или в залог закрепленных в федеральной собственности акций, условий продажи акций отдельных акционерных обществ и т.п.