Файл: Юридические факты в гражданском праве (Классификация фактов по волевому принципу).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие юридических фактов в гражданском праве
2.Классификация юридических фактов
2.1.Классификация юридических фактов по юридическим последствиям
2.2.Классификация юридических фактов по волевому принципу
3. Юридический состав и его виды
Наиболее существенное значение для понимания природы и функции юридических фактов имеет их подразделение в зависимости от их связи с индивидуальной воле – подразделение на юридические действия и юридические события[39].
«Волевой» признак позволил создать главенствующую в отечественной теории юридических фактов классификацию: на основании признака зависимости от наличия проявления воли в юридических фактах был проведён водораздел юридических фактов на две большие группы – юридические события и юридические действия.
Юридические факты – действия. Исходя из того, что юридическое действие представляет собой единство воли и волеизъявления. Можно говорить о то, что для всякого юридического действия недостаточно только наличие воли – воля должна себя реально проявлять. Вследствие сказанного дальнейшая классификация производится в зависимости от особенностей внешнего проявления воли.
Алексеев С.С. юридические действия характеризует как волевое поведение людей, внешнее выражение воли и сознания граждан, воли организаций и общественных организаций. Отличительная черта рассматриваемого вида юридических фактов, по его мнению, состоит в том, что нормы права связывают с ними юридические последствия именно в силу волевого характера юридических действий.[40]
Через волевое поведение людей юридические нормы и оказывают своё направляющее и преобразующее влияние на общественные отношения[41]. При помощи правового регулирования можно добиться либо сокращения числа действий, не соответствующих интересам общества, либо, наоборот, увеличения числа действий, отвечающих интересам общества. Волевое же поведение людей лишь тогда может быть предметом правового регулирования, когда оно так или иначе соприкасается с движением правоотношений, т.е. выступает в виде юридических фактов-действий.
Юридические действия весьма разнообразны и играют далеко не одинаковую роль в процессе правового регулирования.
Юридические факты-действия подразделяются прежде всего по признаку того, как они согласуются с предписаниями юридических норм, требованиями правопорядка. По этому признаку юридические факты-действия, большинством учёных[42] разграничиваются на две основные разновидности:
- правомерные действия;
- неправомерные действия (правонарушения).
Такое разграничение содержится в учебной литературе.[43]
Рожкова М.А. предлагает классифицировать юридические действия на дозволенные и недозволенные,[44] что позволит, по её словам, дать более чёткую характеристику юридическим фактам.
По её мнению, разграничение юридических действий на дозволенные и недозволенные охватывает всю сферу правовой действительности, которая характеризуется наличием двух противоположностей. С одной стороны, это дозволенные действия – действия, которые призваны порождать нормальные для гражданского оборота юридические последствия и требуют применения регулятивных норм, с другой стороны, недозволенные действия – проступки и правонарушения, которые нарушают гражданский оборот, вызывают потребность его восстановления и, как следствие, требуют применения охранительных норм права.
Под дозволенными действиями Рожкова М.А. предлагает понимать действия, относительно которых существует общее дозволение закона, то есть в действующем законодательстве отсутствует прямой запрет на их совершение. К числу дозволенных действий относит, в частности:
- совершение сделки;
- издание акта государственным органом или органом местного самоуправления;
- проведение публичных торгов;
- государственную регистрацию юридических лиц;
- вынесение решение органом юридического лица;
- выпуск ценных бумаг и т. д.[45]
Разделение действий на дозволенные и недозволенные, по мнению автора, позволяют понять сущность оспоримых сделок и объяснить содержащийся в ст.12 ГК РФ такой способ защиты гражданских прав как неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Оспоримые сделки автор относит к дозволенным действиям, и признание судом оспоримой сделки недействительной не приводит, по её мнению, в разряд недозволенных.
Суть проблемы оспоримых сделок Рожкова М.А. видит в дефектности юридического факта, который решением суда уничтожается, и в этом случае суд должен в обязательном порядке «применить юридические последствия уничтожения совершенного действия (последствия недействительности совершенного действия), поскольку все наступившие юридические последствия лишаются в этом случае правового законного основания».[46]
Автору настоящей работы предлагаемая Рожковой М.А. теория юридических фактов представляется не имеющей преимуществ перед признаваемой почти всеми учеными теорией, согласно которой все волевые действия, с которыми норма права связывает движение правоотношения (возникновение, изменение, прекращение) подразделяются на правомерные и противоправные.
Правомерное действие – это волевое поведение, которое соответствует правовым предписаниям, согласуется с содержанием прав и обязанностей субъектов. Правомерные действия могут быть подразделены на две основные группы:
- юридические акты;
- юридические поступки[47].
Под юридическим актом в гражданском праве понимается правомерное юридическое действие, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданского правоотношения. Основным видом гражданско-правовых юридических актов является сделка (договор). Сделками в гражданском праве признаются действия граждан или юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ)[48]. Круг сделок в гражданском праве весьма широк (в настоящее время гражданским правом регулируется около тридцати видов различных гражданских договоров). Кроме того, согласно ст. 421 исходя из принципа свободы договора допускается заключение договоров как предусмотренных, так и не предусмотренных законом и иными правовыми актами.
С позиции классификации юридических фактов сделки, совершённые с соблюдением всех требований закона относительно их субъектного состава, содержания, единства и правомерности воли и волеизъявления, бесспорно относятся к действиям правомерным[49].
Споры связаны с местом в системе классификации юридических фактов сделок, совершённых с пороками воли и волеизъявления, которые в ст.166 ГК РФ обозначены как сделки оспоримые.
Оспоримые сделки остаются действительными до тех пор, пока не вступит в законную силу судебное решение о признании их недействительными. Не все оспоримые сделки оспариваются в суде заинтересованными лицами. Не могут быть оспорены в судебном порядке такие сделки после истечения срока исковой давности, который согласно пункта 2 ст.181 ГК РФ ограничен одним годом.
Оспоримые, но не оспоренные в установленном законом порядке сделки, нет оснований признавать неправомерными действиями.
Что касается аналогичных сделок, но оспоренных и признанных судом недействительными, то они утрачивают статус правомерного действия и переходят в разряд правомерных.
Как видим, одна и та же разновидность юридических фактов может быть отнесена как к правомерным действиям, так и к правонарушениям.
В юридической литературе задолго до принятия действующего ГК РФ высказывалось сомнение относительно допустимости обозначения договором недействительных сделок. Об этом можно прочитать в работах Генкина Д.М.[50], Красавчикова О.А.[51], Толстого Ю.К.[52]. Разделяет их сомнения Брагинский М.И.[53]
Соглашаясь с мнением названных авторов в настоящей работе мы исходим из содержания действующих норм гражданского законодательства, где такие понятия как «недействительность» договора и недействительные сделки присутствуют.
От правомерных юридических действий, специально направленных на возникновение, изменение или прекращение юридических гражданских прав (сделок) необходимо отличать действие, которое специально на движение гражданско-правового отношения не направлено, однако если оно совершается, то независимо от того «сознавал или не сознавал субъект их правовое значение, желал или не желал наступления правовых последствий»[54], такие последствия наступят. Такие прямо не направленные, на достижение правового результата действия в теории гражданского права принято называть юридическими поступками.
Классическим примером юридического поступка является находка, которая для нашедшего порождает как обязанности, та и права, предусмотренные законом (ст. 229 ГК РФ).
Действия, которые влекут юридические последствия только при наличии указанного в законе объективированного результата, было предложено выделять в самостоятельную группу Агарковым М.М.. Он именовал их как действия, создающие предусмотренные нормами права объективированные результаты, имеющие хозяйственное или культурное значение, и относил к числу таких действий создание литературного, художественного, музыкального или научного произведения, изобретение, техническое усовершенствование, а также добровольную деятельность в чужом интересе.
Результативные действия относятся к группе юридических поступков, но они, несомненно, выделяются из их числа, образуя самостоятельную группу, поскольку результативные действия обладают целым рядом специфических признаков, на которые следует обратить внимание.
Эта группа действий отличается от прочих односторонних действий целевой направленностью: лица, совершающие результативные действия, вовсе не имеют целью достижение правового результата, ими движет стремление получить реальные плоды своих фактических действий. И только с появлением реальных плодов (объективированного результата) совершения фактических действий возникают конкретные юридические последствия. Так, изготовление вещи влечёт возникновение права собственности на неё, создание произведения литературы или искусства – исключительных прав и т.д., поскольку именно эти последствия предусмотрены нормой права в случае появления указанных результатов деятельности[55].
Особенностью результативных действий является то, что право предусматривает возникновение последствий не в связи с совершением действия, а именно с появлением объективированного результата этих действий – созданной вещью, изобретением, произведением искусства, кладом и т.п. В отсутствие же этого объективированного результата фактических действий говорить о совершении результативного действия не приходится.
При совершении результативного действия воля лица была направлена совершение фактических действий, но не на создание юридических последствий. Но поскольку в рассматриваемом случае в силу правовых предписаний юридические последствия возникают не с волеизъявлением данного лица, которое может и не подозревать правового эффекта совершаемого им действия, а с объективированным результатом, который является следствием его деятельности. Юридические последствия возникают и при отсутствии воли на их создание: результативные действия сами по себе влекут наступление правового результата (как правило, возникновение гражданского правоотношения).
Кроме гражданско-правовых актов, на развитие гражданских правоотношений могут оказывать и оказывают влияние юридические акты, совершаемые в соответствии с нормами иных отраслей права. Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправлении, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанности[56].
Административные акты государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные законом и иными правовыми актами в качестве основания возникновения гражданских правоотношений, являются по своей природе ненормативными и непосредственно направлены на возникновение гражданских прав и обязанностей у конкретного субъекта – адресата акта.
В условиях существования в России государственной централизованно регулируемой экономики на формирование содержания гражданских правоотношений, опосредовавших экономические процессы, большое влияние оказывали плановые акты по распределению товаров и продукции, по определению объема, характера, количества и содержание услуг и т.п., представлявшие собой разновидность административных актов.
К примеру, договоры поставки заключались на основании нарядов, разнарядок, панов прикрепления, где прописаны были виды продукции, их объемы, сроки поставки. Отступление от условий, указанных в административных актах, не допускалось.