ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- А чего вы здесь делаете?
Он стал анекдотом курса. Начальник ему только в задницу не целовал, а так пылинки сдувал. Нас же гнобил бесстыдно. И чуть не доигрался. Один из курсантиков пожаловался своему дяде – генерал-лейтенанту КГБ, что фигня какая-то творится. Капитана вызвали на Лубянку и песочили долго со словами – нам такие офицеры не нужны.
Тот вроде бы что-то понял, хотя гнусности характера не изменил, и сын полка, то есть ГУКа, продолжал жить дома. Потом начкурса поступил в Академию, того вольного слушателя выгнали из Института за неуспеваемость. И нами стали заведовать в меру хитрые, в меру строгие, в меру доступные, в меру капризные, но в целом абсолютно нормальные куросвики. Один курсовой офицер, капитан, выпускник Маковского общевойскового училища, прибыл к нам прямо из Ливии, где был советником, и со смаком рассказывал, как для поддержки дисциплины целый день держал провинившихся под палящим солнцем при пятидесятиградусной жаре.
- Мы готовим из вас профессиональных убийц! – говорил он перед строем. – Ибо военный и есть профессиональный убийца!
Насчёт убийц он погорячился. А вот профессиональными крючкотворами мы стали. И вполне успешными.
Хотя до конца обучения с нами могли выкинуть такой фокус – за плохое поведение выстроить в аэродинамической трубе – между столовой и казармой, где вечный ветер, а ты в ПШ одном, а температура минус десять. И придержать так минут двадцать, чуть-чуть не достать до воспаления лёгких. Но это рабочие вопросы, в принципе, все злились, но никто особо не обижался. В целом всё было пристойно.
Тоскливее всего приходилось курсу на год старше. Там правил стальной дланью совершенно непоколебимый и непробиваемый начальник. Он держал их в таких ежовых рукавицах, что они были у него почти все отличники и ненавидели его страшно. По окончании на год выписали Рэду (кликуха командира) журнал «Свиноводство». Может быть, он и подчерпнул оттуда что-то новое в работе с личным составом. Из его пациентов многие сделали немалую карьеру – например, один небезызвестный учёный муж, зам. генерального прокурора, а потом начальник следкомитета МВД.
Самоходы – то есть самовольные отлучки. Трудно молодому парню месяцами за колючкой сидеть. «Переводы» некоторые вообще жили в самоволках, утром толпами перелезая через забор – всё это напоминало массовую миграцию животных. У нас с этим было построже, но любители всё равно были. Сами выписывали себе увольнительные, ставили где-то какие-то печати.
Увольнение в город – камень преткновения для курсанта. Первые три казарменных года в выходные согласно уставу полагалось увольнение не более тридцати процентов личного состава. И до фонаря, что это не строевая часть, а ВУЗ – уставы для всех написаны. Так что в месяц ты максимум мог выбраться пару раз. Но это в лучшем случае. Два балла, незачёт по физкультуре – сиди и не квакай, занимайся в классе или на брусьях отжимайся. Я однажды так проваландался два месяца – чего-то там исправить не мог. Были люди, которых вообще не выпускали, и спасались самоходами.
Время от времени кто-то за эти фокусы заезжал на губу. Но на губе Московского гарнизона принимали наших неохотно. Один курсантик посидел там пять суток и такую телегу накатал, что Московская гарнизонная прокуратура оттуда долго не вылезала и таких плюшек там всем выписала, что при слове о юрфаке начальника губы кривило всего.
Были и массовики-затейники, которые потрясающие фортели делали. У нас был курсант – просто артистический талант. Лучше Галкина. Он в совершенстве имитировал чужие голоса. Был у нас генерал-лейтенант Д., человек в возрасте и маразме, все время чего-то вещавший с трибун на плацу. Боялись его из-за непредсказуемости страшно, и никто бы не стал никогда переспрашивать о причинах того или иного его решения.
Так вот наш парнишка приспособился по внутреннему телефону звонить начальнику курса и приказывать отпустить себя от имени Д. в увольнение. Срабатывало всегда.
Развлекался он так и в вечной войне с переводчиками. Лежит на плацу мусор. Он звонит в соседнюю казарму и голосом Д. говорит:
- Немедленно убрать.
Те тут же застучать нас рады:
- Так это юристы бросили.
- Вот именно. Они бросили. А вы за ними ходите и подбирайте, подбирайте!
Подобрали…
Неприятие всего военного, как мы говорили «дубового» - этот нигилизм жил в нас достаточно долго. Знак суворовца у нас значился как значок потерянного детства. Суворовцы и правда были накачаны все военной пропагандой, читали книги исключительно про армию и войну, чем приводили нас, интеллектуалов, в состояние ироничное и снисходительное. Антагонистами своими мы считали кремлёвских курсантов – Московское ВОКУ, самое образцовое мотострелковое училище Советской Армии – курсантов там гоняли как скаковых лошадей. Они там были все здоровенные, грубые и прямо-перпендикулярные. То есть плебеи. Мы тогда так думали, по молодости не догоняя, что каждый занят своим делом.
Мы ненавидели строевую подготовку, хотя стрельбы воспринимали благосклонно. Не переносили лагеря. Где ползали брюхом по снегу, изображая роту в наступлении. Это было как-то далеко. Хотя формально мы были и армия, но духа какого-то воинственного у нас особого не было. Один курсант получил пять суток губы, когда побрил виски ровно – под пацифиста (были тогда такие неформальные молодёжные движения), вообще едва не вылетел из института. Дисциплина, уставы и порядок воспринимались нами как обуза. Некоторое время…
Однажды по исправительно-трудовому праву повезли нас на экскурсию в зону подмосковную. Провели, показали, как житье бытье. И дали пообщаться с зеками. Общение было такого плана. Мы спрашивали:
- А как вы на ужин, обед ходите?
- Строем, - отвечали нам.
- И мы строем. А вот как вы к доктору отпрашиваетесь – как заболели или как начальник решает?
- Начальник решает.
- И у нас командир решает.
В общем, уставной порядок с распорядок ИТУ пересекались процентов на девяносто.
Дисциплина, дисциплина, дисциплина. Военная косточка.
Самое смешное, что после окончания мы и стали теми, про кого ёрничали – дисциплинированными, ответственными, с маниакальным стремлением к порядку. То есть теми же «дубами», и не видели в этом ничего плохого. Вся эта система трансформации сознания на нас сработала стопроцентно. И, кстати, она послужила основой, что большинство моих однокурсников добились чего-то в жизни, и прожили жизнь не зря. И теперь мальчишеские взгляды воспринимаются больше с улыбкой – ну возраст такой был. Для нас тогда тридцатилетние командиры на курсе воспринимались глубокими старцами.
Какое бы то не было отношение к происходящему – а жить было действительно нелегко, и самодисциплина и ответственность прорастали все глубже. За пять лет учёбы залёты были единичные. Были и ЧП, но в принципе незначительные. Мы становились по-настоящему взрослыми людьми. И отношения были друг с другом больше какие-то семейные, что ли. Друг за друга стояли. Вон, марш-бросок. Бросить товарища нельзя. А у нас были те, кто сдыхали. И тащили их на своём горбу, матерясь всеми мыслимыми словами. Приходили к финишу чуть ли не первыми. И снисходительно прощали со смехом доходяг:
- Ну, сдох и сдох. Больше надо спортом заниматься!
Конечно, какие-то и конфликты были, и склоки, и подзуживали друг друга, и высмеивали, не всегда добро. Но чего не было никогда – это озлобления друг к другу. И никому в голову не приходило
, что нашим одногруппники - осетин, армянин чем-то отличаются от нас. Мы и не отличались. Мы были советскими курсантами одного из самых престижных ВУЗов. И были братьями. Надеюсь, и сейчас ими остались.
Кстати, национальности у нас были практически все представлены. Кроме одной, известно какой. В Институте был единственный еврей – на него показывали пальцем, как на диковинку, хотя был он своим в доску. И то дед его был генерал-полковником, исторической личностью, ещё в войну.
Юридические лица
Учили нас хорошо, но больше делали упор на прикладные моменты. Недаром в аспирантуру и на преподавательскую работу брали только тех, кто не менее трёх лет прослужил на практической работе - считалось, нельзя преподавать то, чего сам не пощупал.
Государственное право вёл Стрекозов – будущий зампредседателя Конституционного суда. Преподаватели были разные - от любимых до глухо ненавидимых. Больше всего мы, начинающие сыщики, Эркюли Пуаро и леди Марпл, любили всё, связанное с криминалистикой. Завкафедрой у нас был Антонов, блестящий лектор и практик-криминалист, которого постоянно привлекали к раскрытию наиболее значимых преступлений, он и вводил нас в романтику поединка с преступниками…
- Да ладно ваша криминалистика, - говорил нам преподаватель гражданского права остроумный и циничный Беспалов. - Следы зубов на потолке. Настоящая юриспруденция – это гражданское право. Остальное – это её следствия.
Обожали мы занятия по криминалистике. Выезжали в лагерь в Свердловке, осматривали там места происшествий, а именно - роняли Васю, нашу резиновую куклу в солдатской форме, и составили протокол, схемы, думали, кто его, беднягу, грохнул и чем. Допрашивали друг друга. Занимались криминалистическими играми – когда тебе дают вводную, ты пишешь, что надо сделать. Тебе дают новую вводную. В результате преступление раскрыто. Снимали отпечатки пальцев. Отстреливали раритетное оружие – у нас была уникальная коллекция, начиная с 19 века пистоли. Судебная медицина – кабинет-комната страха, где были заспиртованные части тел с различными ранами и прочие радости. На судебной фотографии фотографировали «Зенитом» и даже снимали фильмы на видеокамеру. И даже цветные. Проявить в те времена цветную плёнку – даже не знаю, с чем сравнить этот адский труд с несколькими сменами химикатов и непонятым итогом.
Почему-то любимым занятием многих преподавателей было поливать книжных героев с точки зрения тактики расследования преступлений.
- Эта дура Агата Кристи понятия не имеет, как преступления раскрывать! – эмоционально восклицал на лекции бывший прокурор-криминалист Московского округа – настоящий мастер, поднявший множество глухих преступлений.
Другой преподаватель паразитировал на фильме «Место встречи изменить нельзя», разбирая каждую серию с точки организации мероприятий и проведения следственных действий – все не так, все фигово, нужно было по-другому.
Одни предметы нам преподавали интересно, ярко. Другие вдалбливали молотками так, чтобы всё отскакивало от зубов. Уголовное право и процесс преподавали вальяжный и умный доктор наук Тер-Акопов, профессор Бражник – уже в возрасте шебутной полковник, которого кликали «точка зрения» - он на любой юридический вопрос отвечал долго и обстоятельно, заявляя в итоге: «а вот есть ещё одна точка зрения» Точек зрения на самый простой вопрос у него было столько, что создавалось ощущение, будто в юридических науках вообще нет устоявшихся истин. Одни точки зрения.
По юридическим дисциплинам проводили что-то типа олимпиад. Обычно в них участвовали наши, Высшая школа милиции и Высшая школа КГБ, иногда МГУ. Самые невежественные по юриспруденции были курсанты ВШК. Правда, в отличие от нас, их усиленно учили языкам и каким-то военным премудростям, вооружению. Милиционеров готовили хорошо, с упором больше на практику, чем на теорию, но мы в теории права и анализе шарили лучше. Зато наших коллег обучали таким дисциплинам, о которых мы и слыхом не слыхивали – оперативно-розыскная деятельность. Считалось, что про агентурную работу нам знать необязательно - и зря. Это то, что нам не хватало в работе.
Самые тоскливые дисциплины были общественно-политические. Если политэкономию ещё можно было терпеть – преподаватели у нас были идейно выдержанные, но вместе с тем позволяли себе порой много, расписывая преимущества и недостатки социализма. А История КПСС – это было нечто. Объявили, что у нас ВУЗ идеологический, поэтому вместо двух семестров мы изучаем её целых три. По-моему главного нашего лектора готовили сначала на гипнотизёра. Он так мастерски усыплял аудиторию за каких-то несколько минут. Особенно когда мы вставали в шесть утра перед этим и пёрлись через пол-Москвы строем в баню, лютой зимой. В холодрыгу. Отключались все, но лектор был не злобный, и лишь изредка призывал проснуться и внимать. Результат налицо – из истории КПСС помню только то, что узнал уже после окончания ВУЗа для интереса и из разных книг.