Файл: Рабочая программа дисциплины Физикохимические основы развития и тушения пожаров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«
Физико-химические основы развития и тушения пожаров
»
Направление подготовки (специальность) Техносферная безопасность
Профиль (Специализация) Пожарная безопасность
Квалификация (степень) выпускника специалист
Нормативный срок обучения 5 года
Форма обучения очная/заочная
Автор программы к.т.н., старший преподаватель Драпалюк Д.А.
Программа обсуждена на заседании кафедры Пожарной и Промышленной безопасности
«___»__мая(июня)____2011 года Протокол № ________
Зав. кафедрой к.т.н., доц. Колодяжный С.А.
Воронеж 2011
СОГЛАСОВАНО
*
Декан заочного обучения
_____________Рудаков О.Б.
«______»
_________________2011 г.
УТВЕРЖДАЮ
Декан _______факультета
___________ Колодяжный С.А.
«______ »_______________________
2011 г.
-
2
-
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цели дисциплины
Цель дисциплины – изучение основ физических и химических закономерностей возникновения, распространение и прекращение горения на пожарах, как составной части отрасли знаний о состоянии защищенности личности и имущества от пожа- ров, а также приобретение студентами умений использовать эти знания; показать существенное или возможное влияние, которое человек может оказать на природ- ные химические процессы
1.2. Задачи освоения дисциплины
Студент должен знать:
- основные физико-механические свойства конструкционных материалов, области их применения, технологические основы производства, особенности поведения материалов в применять методы обработки результатов технических измерений различных условиях и способы изучения их свойств;
- процессы, приводящие к возникновению и распространению пожаров;
- параметры, определяющие динамику пожаров;
- механизм формирования опасных факторов пожаров;
- физико-химические основы прекращения горения на пожарах;
- номенклатуру, способы применения и механизм действия огнетушащих составов;
- параметры процесса прекращения горения на пожарах и принципы их оптимиза- ции;
- принципы и способы снижения пожарной опасности строительных материалов;
- принципы и способы снижения пожарной опасности и повышения огнестойкости строительных конструкций;
Уметь:
- процессы, приводящие к возникновению и распространению пожаров;
- параметры, определяющие динамику пожаров;
- механизм формирования опасных факторов пожаров;
- физико-химические основы прекращения горения на пожарах;
- номенклатуру, способы применения и механизм действия огнетушащих составов;
- параметры процесса прекращения горения на пожарах и принципы их оптимиза- ции;
Владеть:
- организационных и инженерно-технических решений, направленных на безопас- ность людей при пожаре, требованиям противопожарных норм;
- методами оценки огнестойкости и пожарной опасности строительных конструк- ций и разработки технических решений по повышению огнестойкости и сниже- нию пожарной опасности строительных материалов и конструкций;
-
3
-
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Физико-химические основы развития и тушения пожаров» отно- сится к базовой части вариативного цикла учебного плана.
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым
для изучения данной дисциплины.
Изучение дисциплины «Физико-химические осно- вы развития и тушения пожаров» требует основных знаний, умений и компетенций студента по курсам:
химии, физики.
Дисциплина «Физико-химические основы развития и тушения пожаров» явля- ется предшествующей для:
Теории горения и взрывов;
Специальная профессионально-прикладная подготовка пожарного;
Прогнозирование опасных факторов Прогнозирование ОФП;
Пожарная безопасность технологических процессов;
Организация и ведение аварийно-спасательных работ
Здания, сооружения и их устойчивость при пожаре;
Пожарная безопасность в строительстве;
Основы производственной и пожарной автоматики;
Автоматизированные системы управления и связь;
Пожарная безопасность электроустановок;
Пожарная техника;
Пожарная тактика;
Основы расследования пожаров;
Основы экономики пожарной безопасности.
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Физико-химические основы развития и туше- ния пожаров» направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-9, ОК-14, ПК-2-4, ПК-12-14, ПК-17,ПК-19, ПСК-1-41.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные физико-механические свойства конструкционных материалов, области их применения, технологические основы производства, особенности поведения материалов в применять методы обработки результатов технических измерений различных условиях и способы изучения их свойств;
- процессы, приводящие к возникновению и распространению пожаров;
- параметры, определяющие динамику пожаров;
- механизм формирования опасных факторов пожаров;
- физико-химические основы прекращения горения на пожарах;
- номенклатуру, способы применения и механизм действия огнетушащих составов;
- параметры процесса прекращения горения на пожарах и принципы их оптимиза- ции;
- принципы и способы снижения пожарной опасности строительных материалов;
-
4
-
- принципы и способы снижения пожарной опасности и повышения огнестойкости строительных конструкций;
Уметь:
- процессы, приводящие к возникновению и распространению пожаров;
- параметры, определяющие динамику пожаров;
- механизм формирования опасных факторов пожаров;
- физико-химические основы прекращения горения на пожарах;
- номенклатуру, способы применения и механизм действия огнетушащих составов;
- параметры процесса прекращения горения на пожарах и принципы их оптимиза- ции;
Владеть:
- организационных и инженерно-технических решений, направленных на безопас- ность людей при пожаре, требованиям противопожарных норм;
- методами оценки огнестойкости и пожарной опасности строительных конструк- ций и разработки технических решений по повышению огнестойкости и сниже- нию пожарной опасности строительных материалов и конструкций;
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины Теория горения и взрыва» составляет 2-е зачетные единицы.
Вид учебной работы
Всего часов
Семестры
7
Аудиторные занятия (всего)
54/-
54/-
В том числе:
Лекции
18/-
18/-
Практические занятия (ПЗ)
36/-
36/-
Лабораторные работы (ЛР)
-/-
-/-
Самостоятельная работа (всего)
18/-
18/-
В том числе:
Курсовой проект
-/-
-/-
Контрольная работа
18/-
18/-
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
-/-
Зач.
-/-
Общая трудоемкость час зач. ед.
72 72 2
2
Примечание: здесь и далее числитель – очная/знаменатель – заочная формы обучения.
-
5
-
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
Наименование раздела дисциплины
Содержание раздела
1.
Особенности распростра- нения, трансформации и накопления загрязняющих веществ в окружающей среде
Рассеивание и миграция примесей в атмосфере, гидро- сфере и почве, перенос между различными средами.
Важнейшие биогеохимические круговороты макроэле- ментов (углерод, азот, фосфор, сера).
Антропогенное воздействие на биогеохимические круго- вороты и его последствия.
2
Защита биосферы от хими- ческих загрязнений
Методы контроля за содержанием загрязняющих веществ в биосфере. Методы обезвреживания и переработки химических веществ.
3
Общие сведения о горении
Содержание, структура и задачи дисциплины. Связь с другими дисциплинами. Значение дисциплины в подго- товке техников пожарной безопасности.
Горение - основной процесс на пожаре. Условия возник- новения и прекращения горения. Классификация процес- сов горения. Материальный баланс процессов горения.
Тепловой баланс процесса горения (Закон Гесса).
4
Возникновение горения по механизму самовоспламе- нения и зажигания.
Механизмы возникновения горения: самовоспламенение, зажигание (вынужденное воспламенение) и самовозгора- ние. Сущность и природа процесса самовоспламенения.
Кинетика химических процессов. Скорость протекания химических реакций в зависимости от температуры, кон- центрации, давления и наличия катализаторов. Окисле- ние горючих веществ: перекисная и цепная теория. Эле- менты теории самовоспламенения. Температура само- воспламенения, факторы, на нее влияющие. Период ин- дукции. Определение температуры самовоспламенения.
Принцип работы огнепреградителей. Использование факторов, влияющих на температуру самовоспламене- ния, для обеспечения пожарной безопасности. Флегмати- заторы, химически активные ингибиторы (ХАИ), их ис- пользование в пожаротушении. Экологические проблемы применения ХАИ.
5
Возникновение горения по механизму самовозгорания.
Сущность процесса само- возгорания, факторы, на него влияющие
Элементы теории самовозгорания. Температура самона- гревания. Отличие самовозгорания от самовоспламене- ния и зажигания. Самовозгорание тепловое, химическое, микробиологическое. Причины, условия и предотвраще- ние теплового самовозгорания. Вещества, склонные к те- пловому самовозгоранию. Определение склонности ве- ществ к тепловому самовозгоранию: йодное число, дру- гие экспериментальные методы. Вещества, самовозго- рающиеся на воздухе, при контакте с водой и сильными окислителями. Совместное хранение веществ в зависи- мости от их свойств.
-
6
-
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи
с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
Наименование обеспе- чиваемых (последую- щих) дисциплин
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изу- чения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1 2
3 4
5 1.
Теория горения и взрыва;
+
+
+
+
+
2.
Прогнозирование опасных факторов
Прогнозирование
ОФП;
+
+
+
+
+
3.
Пожарная безопас- ность технологиче- ских процессов;
+
+
+
+
+
4.
Организация и ве- дение аварийно- спасательных работ
Здания, сооруже- ния и их устойчи- вость при пожаре;
+
+
+
+
+
5.
Пожарная безопас- ность в строитель- стве;
+
+
+
+
+
6.
Автоматизирован- ные системы управления и связь;
+
+
+
+
+
7.
Пожарная тактика;
+
+
+
+
+
8.
Основы расследо- вания пожаров;
+
+
+
+
+
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
Наименование раздела дисциплины
Лекц.
Практ. зан.
Лаб. зан.
СРС
Все-го час.
1.
Особенности распространения, трансформации и накопления за- грязняющих веществ в окружающей среде
4 8
4 2.
Защита биосферы от химических за- грязнений
4 8
4 3.
Общие сведения о горении
4 8
4 4.
Возникновение горения по меха- низму самовоспламенения и зажи-
4 8
4
-
7
-
гания.
5.
Возникновение горения по механиз- му самовозгорания. Сущность про- цесса самовозгорания, факторы, на него влияющие
2 4
2
6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
№ п/п
№ раздела дисциплины
Наименование лабораторных работ
Трудо- емкость
(час)
1.
7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ п/п
№ раздела дисциплины
Тематика практических занятий
Трудо- емкость
(час)
1.
3 1.
Составление брутто-уравнений химических реакций горения веществ в воздухе.
2.
Расчет объема воздуха, необходимого для горения индиви- дуальных веществ, газовых смесей, сложных смесей химических соединений.
3.
Расчет тепловых эффектов горения и объема продуктов горения.
2.
4
Определение температуры самовоспламенения, влияние темпера- туры и концентрации на скорость химических реакций.
3.
5
Определение склонности к самовозгоранию жиров и масел. Хи- мическое самовозгорание.
4.
1
Химические процессы в тропосфере. Соединения серы и азота.
8. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ
И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
-
9. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
9.1 Вопросы для подготовки к зачету
1. Основные загрязнители окружающей среды. Миграция антропогенных за- грязнений в природных средах.
2. Биогеохимические круговороты углерода, азота, кислорода, фосфора, серы.
-
8
-
3. Экологический мониторинг.
4. Уравнения реакции горения веществ в воздухе.
5. Испарение жидкостей. Насыщенный пар.
6. Рассчитать температуру вспышки изоамилового спирта С
5
Н
11
ОН, если его нижний температурный предел воспламенения равен 38С.
7. Диффузионное и кинетическое горение.
8. Температурные пределы воспламенения жидкости. Температура вспышки
9. Определить температуру вспышки смеси, состоящей из 90% турбинного масла
(tвсп = 184С) и 10% бензина (tвсп = 34С).
10. Современная теория окисления-восстановления.
11. Скорость выгорания жидкостей.
12. При какой температуре концентрация паров метилового спирта СН
4
О будет равна нижнему концентрационному пределу воспламенения? Общее давление паро-воздушной смеси 98658,5 Па.
13. Диффузионное пламя, его строение.
14. Прогрев жидкостей при горении. Вскипание. Выброс.
15. Рассчитать температурные пределы воспламенения бутилового спирта
С
4
Н
10
О, если область воспламенения его паров находится в пределах 1,7 –
12,0%.
16. Расход воздуха на горение.
17. Свойства, определяющие пожароопасность пылей.
18. Рассчитать время образования минимальной взрывоопасной концентрации па- ров этилового спирта С
2
Н
5
ОН в помещении объемом 100м
3
при температуре
293 К, если испарение протекает с поверхности 2м
2
со скоростью 8,1310
-
5
кг/м
2
с.
19. Продукты сгорания. Дым.
20. Теория горения аэровзвесей.
21. Определить стехиометрическую концентрацию ацетилена С
2
Н
2
в объемных процентах и в кг/м
3
при условии, что температура равна 20С, а давление –
99990 Па.
22. Теплота сгорания.
-
9
-
23. Пределы воспламенения аэровзвесей.
24. Рассчитать область воспламенения паров ацетона СН
3
СОСН
3
при температуре
60С
25. Температура горения.
26. Факторы, влияющие на взрывчатость аэровзвесей
27. Рассчитать концентрационные пределы распространения пламени бутана
С
4
Н
10
при нормальных условиях в объемных процентах и в кг/м
3 28. Классификация пожароопасных веществ.
29. Состав и свойства твердых горючих веществ.
30. Температурный коэффициент скорости некоторой реакции равен 2,4. Во сколько раз увеличится скорость этой реакции, если повысить температуру на
20С?
31. Пожар. Пожарная опасность. Показатели пожарной опасности веществ.
32. Горение древесины.
33. Газовая смесь состоит из водорода и кислорода. Реакция идет по уравнению:
2Н
2
+ О
2
= 2Н
2
О. Как изменится скорость реакции. Если увеличить давление в
3 раза?
34. Процесс горения. Условия, необходимые для возникновения горения.
35. Методы определения концентрационных пределов распространения пламени.
36. Напишите математическое выражение для скоростей, следующих реакций:
4Al + 3O2 = 2Al2O3, 2CO + O2 = 2CO2, C + O2 = CO2, S + O2 = SO2,CH4 +
2O2 = CO2 + 2H2O
37. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
38. Взрыв. Характерные особенности возникновения и развития.
39. Определить низшую теплоту сгорания этилена С2Н4 по формуле Менделеева
Д.И.
40. Превращение твёрдых горючих веществ при нагревании.
9.3 Тесты контроля качества усвоения дисциплины
Прилагаются