Файл: Рабочая программа дисциплины Физикохимические основы развития и тушения пожаров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
10
-
10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
10.1 Основная литература:
1.
1. Трифонов К.И., Девисилов В.А. Физико-химические процессы в техносфере: Учеб- ник для вузов. – М.: Форум: Инфра – М, 2007. - 240 с.
2.
Коровин Н.В. Общая химия: Учеб. для технических направ. и спец. вузов. – М.: Высш. шк., 2000. – 558 с.
3.
Химия природных и сточных вод: метод.указания к выполнению лаб. работ по курсу
«Химия и микробиология воды» / Воронеж. гос. арх.-строит. ун-т; сост.: Л.Г. Барсукова. – Воро- неж, 2006. - 48 с.7 4.
Учебно-исследовательские работы по химии: Учебн. пособие / Под общей ред. О.Р.
Сергуткиной. - Воронеж, 2000. - 162 с.
5.
ГОСТ 12.1.004-91. Систем стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность
Общие требования. - М.: Издательство стандартов, 1992.
6.
ГОСТ 12.1.010.-76. Система стандартов безопасности труда. Взрывобезопасность.
Общие требования. - М.: Издательство стандартов. 1997.
3 ГОСТ 12.1.011-78. Система стандартов безопасности труда. Смеси взрывоопасные.
Классификация и методы их определения. - М.: Издательство стандартов, 1977.
4.
ГОСТ 12.1033-81. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность.
Термины и определения. - М.: Издательство стандартов. 1982.
5.
ГОСТ 12.1.041-83. Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность горючих пылей. Общие требования. - М.: Издательство стандартов. 1983.
6.
ГОСТ 12.1.044-89. Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения. - М.: Издательство стандартов. 1989.
7.
Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения: Справочное изд. В 2 книгах. А.Н. Баратов, А.Я. Корольченко, Г.Н. Кравчук и другие. - М.: Химия. 1990.
8.
Демидов ПГ., Шандыба В.А., Щеглов П.П. Горение и свойства горючих веществ. - М.:
Химия, 1981. - 247 с.
9.
Т.М. Кремпович, А.М. Прокофьев, В.М. Восковский. Специальная химия (сборник за- дач). - М.: МССЩМ МВД СССР. - 1988. - 189 с.
10.
А.П. Штемпелева. Основы специальной химии. - М., 1975. - 113 с.
11.
Баратов А.Н., Пчелинцев В.А. Пожарная безопасность. Москва: АСВ. 1997 г.
12.
Фомин О.П., Грошев М.Д., Иншаков Ю.З., Хренов А.А. Теоретические основы про- цессов горения. Воронеж, ВГАСУ, 2003 г.
10.2 Дополнительная литература:
1.
И.М. Абдурагимов, А.С. Андросов, Л.К. Исаева, Б.В. Крылов Процессы горения.- М.:
ВИПТШ МВД СССР, 1984. - 250 с.
2.
В. Драйздел. Введение в динамику пожаров. - М.: Строительство. 1990. - 390 с.
3.
В.Т. Монахов. Методы исследования пожарной опасности веществ. - М.: Химия, 1979. -
423 с.
4.
Моисеенко
В.М. и др
Современные средства пожаротушения.
//Пожаровзрывоопасность, 1996, №2. С. 24-45.
-
11
-
5.
Г.И. Ксандопуло. Химия горения. - М.: Химия. 1980 г.
6.
П.П. Щеглов, А.Ф. Шароварников. Токсичные продукты разложения и горения поли- мерных материалов при пожаре. - М.: ВИПТШ МВД России. 1992.
7.
П.П. Щеглов, В.Н. Иванников. Пожарная опасность полимерных материалов. - М.:
Стройиздат. 1992. - 108 с.
8.
К.С. Кольцов, Б.Г. Попов. Самовозгорание веществ и материалов и его профилактика. -
М.: Химия. 1978. - 170 с.
9.
Г. Шрайбер, П. Порет. Огнетушащие средства. Химико-физические процессы при горе- нии и тушении.- М.: Стройиздат.1975. - 240 с.
10.
Расследование пожаров (пособие для работников госпожнадзора в 2-х частях). М.:
ВНИИПО 1993.
11.
А.Я. Корольченко. Пожаровзрывоопасность промышленной пыли. - М.: Химия. 1986. -
170 с.
12.
Я.С. Киселев, В.Л. Киселев. Проблемы самовозгорания растительных материа- лов.//Пожаровзрывоопасность. 1992. №1,2. - С. 19-24.
13.
Л.П. Вогман и р. Пожарная безопасность элеваторов. - Стройиздат. 1991. - 189 с.
14.
Казенов В.В. Динамические нагрузки при взрывном горении газовоздушных смесей внутри промышленных зданий. //Пожаровзрывоопасность, 1996.
Т. 5. № 2. - С. 19-23.
15.
Т. Хирано. Настоящее и будущее исследований газовых взрывов. // Пожаровзрыво- опасность. 1996. Т. 5. № 3. - С. 58-65.
16.
В.М. Блинов, Г.Н. Худяков. Диффузионное горение. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 280 с.
17.
В.М. Моисеенко, В.В. Мальков, А.Я. Корольченко. Температурный предел распро- странения пламени и температуры воспламенения бинарных смесей углеводородов линейного строения. //Пожаровзрывоопасность, 1996. Т. 6. № 3. - С. 3-5.
18.
В.М. Щебеко, А.Я. Корольченко. О природе концентрационных пределов распростра- нения пламени в смесях газов и паров органических соединений с воздухом.
19.
1. Андруз Дж., Бримблекимб П.. Джикелз Т., Лисс П. Введение в химию окружающей среды. – М.: Мир, 1999. -271 с.
20.
Гусакова Н.В. Химия окружающей среды. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 192 с.
21.
Блинов Л.Н., Оркина Т.Н., Танцура Н.П. Основы экологической химии. Часть I: Учеб.
Пособие. СПб.: Изд-во СПб ГТУ, 1999. – 78 с.
22.
Скурлатов Ю.И., Дука Г.Г., Мизити А. Введение в экологическую химию. М.: Высш. шк., 1994. – 400 с.
23.
Астафева Л.С. Экологическая химия. М.: Издательский центр «Академия», 2006. –
224с.
10.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Лаборатории кафедры пожарной и промышленной безопасности.
-
12
-
12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (образовательные технологии)
Рекомендации для студента включают в себя следующее:
- обязательное посещение лекций ведущего преподавателя; лекции – ос- новное методическое руководство при изучении дисциплины, наиболее оптималь- ным образом структурированное и скорректированное на современный материал; в лекции глубоко и подробно, аргументировано и методологически строго рассматри- ваются главные проблемы темы; в лекции даются необходимые разные подходы к исследуемым проблемам;
- подготовку и активную работу на практических занятиях; подготовка к практическим занятиям включает проработку материалов лекций, рекомендованной учебной литературы.
Методические указания к самостоятельной работе студентов
Одна из важнейших форм подготовки студентов представляет собой самостоя- тельную работу, индивидуально выполняемую по заданиям. Так уже в ходе обуче- ния студенты получают начальную практику учебной работы и приобретают или развивают некоторые организаторские и профессиональные умения.
Самостоятельная работа состоит из различных теоретических и практических учебных заданий, выполнение большинства которых требует, хорошего знания изу- чаемого материала, проявления самостоятельности, инициативы, активности.
Самостоятельная работа позволяет закрепить теоретические знания и практиче- ские навыки, полученные студентом на лекциях и лабораторных работах. Время, от- пущенное на самостоятельную работу, должно быть использовано на повторение теоретического материала по дисциплине, на подготовку к лабораторным работам, на выполнение курсовой работы.
В ходе самостоятельной работы студентам необходимо отобрать и структуриро- вать подходящий материал, который должен быть представлен в ходе лекционных занятий в виде доклада, сообщения, а также проанализировать и решить предлагае- мую преподавателем задачу, дополнить решение комментариями, сделать выводы по полученным результатам.
Доклад представляет собой развернутое и подробное изложение какого-либо во- проса или пошаговое объяснения процесса и методов решения задачи, составляю- щий во временном отношении пять – десять минут. Материал, который докладчик представляет вниманию слушателей, должен быть изложен четко и ясно. По окон- чании доклада докладчику должны быть заданы вопросы со стороны преподавателя и остальных студентов.
Сообщение содержит менее подробную информацию о представляемом предмете и занимает промежуток времени около минуты. По окончании сообщения, студенту также могут быть заданы интересующие слушателей вопросы по теме.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Традиционная лекция имеет несколько ограниченные возможности формирова- ния в сознании студентов ярких представлений элементов изучаемого материала, несущих смысловую нагрузку. Поэтому компьютерная демонстрация лекционного материалаявляется одним из решений изложенной выше проблемы. Лекция должна
-
13
-
побуждать к познанию и творческому поиску, а также служить примером использо- вания современных технологий. При представлении электронных презентаций по- дача информации преподносится модулями на «зрительном», «графическом» и
«звуковом» уровнях, что является важным фактором для улучшения восприятия лекционного материала студентами.
Для сопровождения всего лекционного занятия или отдельной его части: этапа мотивации, изучения нового материала, контроля за усвоением используются слай- ды, созданные с помощью программы графических презентаций Power Point. Состав информационных объектов определяется особенностями конкретной темы и целе- вым назначением занятия. В качестве демонстрируемых фрагментов могут быть ис- пользованы текстовые материалы, статические и динамические изображения, кон- трольные задания и т. п. Для эффективного предъявления учебного материала при- меняются мультимедийные средства отображения информации.
На визуализированной лекции удобно осуществлять обратную связь. Для этого можно на завершающем этапе лекции предложить студентам выбрать правильные из имеющихся вариантов ответов на несколько простых вопросов по всему изучен- ному на занятии и назвать число (или слово, если возможные варианты обозначены буквами), составленное из номеров верных ответов; или в процессе изложения ма- териала, предложить решить 1 − 2 задачи после предъявления определенной порции информации. Форма контроля определяется уровнем подготовленности студентов, содержанием учебного материала.
Демонстрацию слайдов целесообразно проводить на этапе систематизации и обобщения полученных знаний.
Таким образом, используя современные программно-технические средства, пре- подаватель имеет возможность проводить более наглядные и информационно на- сыщенные занятия, иллюстрировать каждое новое понятие и его связи с соответст- вующими задачами практики; и тем самым улучшить процесс восприятия и усвое- ния материала.
Система контрольных мероприятийдолжна обеспечивать объективную оценку знаний и навыков студентов, способствовать повышению эффективности всех видов учебных занятий, включая и самостоятельную работу.
Система контрольных мероприятий включает в себя:
опрос обучаемых на лекционных и практических занятиях;
проверку выполнения текущих заданий;
проверку и оценку результатов самостоятельной работы обучаемых под руководством преподавателя;
экспресс-тестирование;
тесты;
зачет.
Существенный вклад в дело формирования у учащихся научного мировоззрения и общей культуры вносит прикладная направленность обучения при правильной ее организации, то есть при такой организации, когда происходит адекватная реализа- ция одного из ведущих принципов обучения – принципа связи обучения с жизнью, теории с практикой.
Для освоения всех разделов дисциплины эффективно использование обучающих, контролирующих, расчетных компьютерных программ. При освоении всех разде-
-
14
-
лов дисциплины необходимо сочетание различных форм учебной деятельности: изучение лекционного материала, выполнение заданий на практических занятиях как с использованием компьютера так и без него, самостоятельная работа с реко- мендуемой литературой и использование методических указаний, консультации преподавателей при выполнении дополнительных заданий.
Рекомендации для преподавателя включают в себя следующее:
· глубокое освоение теоретических аспектов тематики курса, ознакомление, переработку литературных источников; составление списка литературы, обязатель- ной для изучения и дополнительной литературы; проведение собственных исследо- ваний в этой области;
· разработку методики изложения курса: структуры и последовательности изложения материала; составление тестовых заданий, контрольных вопросов;
· разработку методики проведения и совершенствование тематики практиче- ских и/илилабораторных работ;
· разработка методики самостоятельной работы студентов;
· постоянную корректировку структуры, содержания курса.
При преподавании дисциплины методически целесообразно в каждом разделе курса выделить наиболее важные моменты и акцентировать на них внимание обу- чаемых.
Предлагается:
При чтении лекций по всем разделам программы иллюстрировать теоретический материал большим количеством примеров, что позволяет усилить наглядность из- ложения и продемонстрировать обучаемому приемы решения задач.
Для большей наглядности лекций следует использовать демонстрационный мате- риал в виде презентаций, моделей.
При изучении всех разделов программы добиться точного знания обучаемыми основных исходных понятий и фактов теории.
Лекционный материал студенты отрабатывают на экспресс-контрольных или экспресс-тестах, которые проводятся как ответы на контрольные вопросы после ка- ждой лекции или цикла лекций. Студенты, получившие неудовлетворительные оценки или отсутствующие на такой контрольной, пишут ответы на большее число вопросов, чем изначально, или готовят электронные презентации ответов на допол- нительные вопросы по курсу самостоятельно, используя конспекты лекций, журна- лы, литературу и Интернет.
Практические работы состоят из нескольких заданий, посвященных различным разделам дисциплины. Задания предназначены для закрепления знаний, позволяю- щие студентам развивать свой профессиональный потенциал. После выполнения за- даний студент составляет отчет и защищает свою работу по контрольным вопросам, представленным в методическом указании по выполнению практических работ.
-
15
-
СОГЛАСОВАНИЕ С ВЫПУСКАЮЩЕЙ КАФЕДРОЙ
Наименование выпускающей
кафедры
Должность, фамилия,
и.о. согласовавшего
Подпись и дата согласования
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом ре- комендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки _____________________
Эксперт
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
М П организации