Файл: Поэма Василий Тёркин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

[Введите текст]













Краткосрочный план урока 48

Раздел долгосрочного плана: 3. Война в судьбах людей.

Школа:

Дата: 3 четверть

ФИО учителя:

Класс: 11

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Поэма «Василий Тёркин» - народная книга о жестокой войне» 2 час

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

11.2. 2.- определять тематику и проблематику произведения, опираясь на художественные особенности текста, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию;

11.2. 5.- характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно- тематического замысла произведения.

Цели урока

определять тематику и проблематику произведения;

характеризовать главного героя произведения

Критерии оценивания

Ученики …

определяют тематику и проблематику произведения, опираясь на художественные особенности текста, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию;

характеризуют образ Василия Теркина, определяя его роль в раскрытии идейно- тематического замысла поэмы.

Языковые цели


совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам

Привитие ценностей

раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь учащимся осознать истоки великой победы;

пробудить интерес к истории войны; способствовать воспитанию патриотических чувств.

Межпредметные связи

История, географияи литература

Навыки использования

ИКТ

компьютер, презентация, текст поэмы,

интерактивная доска, тесты по произведению на ноутбуках.

Предварительные знания


Опора на знания и навыки, полученные в 9-10 классах, а также на уроки, проведенные по данной теме.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало 2урока
2 минуты


  1. Организационный момент

В начале урока сделать акценты на:

- концентрацию внимания учащихся

- совместно с учащимися определить цели урока/ЦО

- определить «зону ближайшего развития» учащихся, ожидания к концу урока





Середина
2 урока

10 минут

10 минут

5 минут


5 минут

5 минут

(Работа в группах) «Переправа»

1группа

1. Каким настроением проникнута глава?

2. Проследите, как это настроение нарастает?

2 группа:

1. Каким предстаёт в этой главе Василий Тёркин?

2. Как автор определяет характер войны? Прокомментируйте строки:

Бой идет святой и правый

Смертный бой не ради славы

Ради жизни на земле

Учитель:

Итак, ребята, отмечаем у себя в тетрадях качества героя Василия Теркина, чтобы затем нарисовать его словесный портрет (Мужественный, жизнестойкий, не теряет чувство юмора, симпатичен автору).

Работа в группах «О награде»

1группа

1. Каким настроением проникнута глава?

2. Проследите, как это настроение нарастает?

2 группа:

1. Каким предстаёт в этой главе Василий Тёркин?

2. Как автор определяет характер войны? Прокомментируйте строки:

Слово 1 группе:

Что нового мы узнали о Тёркине из главы «О награде»?

( Перед нами простой солдат, который вспоминает о доме, о детстве. Это придаёт главе лирический настрой. Мы узнаём, что Тёркин из тех же мест, что и автор…Не носит писем почта в край родной смоленский твой.. Он думает о конце войны и мечтает о том, что его наградят медалью, которая нужна ему для того, чтобы привлечь внимание девушки. Но мечты его прерываются строчками, которые не раз повторяются в поэме: «Страшный бой идёт кровавый…» Тёркин хорошо понимает, что выжить в такой ситуации очень трудно: «Буду жив ещё? Едва ли…»

Главные черты Теркина в этой главе: бескорыстность, любовь к родному краю, мечтательность, правдивость)

2группа

1 Мир природы и картины войны…Как они соотносятся в главе «Кто стрелял»? Каков Василий Теркин в этой главе?

(Описание природы в начале главы настраивает читателя на размышление о противоестественности войны. Твардовский использует контрастные образы: окопы—пашня; фронт, война—дивный вечер; жаркое, знойное лето—смертельный зной жаркой битвы; звук жука—звук вражеского самолета. Особенно поразил меня образ земли, изрытой снарядами, рябой от рытвин—так говорят о человеке, лицо которого обожжено. Возникает образ живой земли, которая страдает от войны.

Тёркин в этой главе смелый, отважный человек: «Нет, боец, ничком молиться…Не годиться на войне!...Как закон велит бойцу, Смерть встречай лицом к лицу.»

В тоже время Теркин скромен и отвечает солдатам с юмором: «Не горюй, у немца это не последний самолет…
Учитель:

На примере яркой, самобытной личности В.Тёркина Твардовский показал человека «на войне, в быту суровом, в трудной жизни на войне». Автор глава за главой рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать, идя «на бой святой и правый»

(Коллективная работа с текстом)

Без чего же нельзя прожить на войне? (зачитываются отрывкио полевой кухне, солдатской шинели, гармони, землянке, шутках- прибаутках, дружбе).

Учитель обобщает: все эти факторы помогут обыкновенному солдату выжить в жестокой войне с фашизмом.

А теперь небольшая викторина «Отгадай эпизод»: глядя на иллюстрацию художника И.Бруни к поэме «Василий Теркин», отгадайте эпизод или название главы.

Поэма «Василий Тёркин»-- настоящая повесть огненной страды, вобравшая в себя всё:

Что изведано горбом,

Что исхожено ногами,

Что испытано руками,

Что повидано в глаза….такими отважными бойцами «из Рязани, из Казани, из Сибири, из Москвы».

3. Обобщение изученного. Прием: возврат к началу

Обратимся снова к нашему вопросу: «Почему же поэма Твардовского была так любима солдатами и офицерами в годы войны?...понравилась ли она вам?»

(работа в тетрадях)

Говоря о собирательном образе Тёркина, современный писатель Г.Бакланов справедливо заметил: «Только большие художники способны в одну судьбу вместить судьбу всего народа; потому каждый, читая книгу, находит в ней и самого себя».

Уверена, что наши земляки-участники войны, были такими же мужественными и бесстрашными, как легендарный Теркин. Назовите наших земляков- участников войны (……………….)

Учитель: У каждого солдата Великой Отечественной своя война, выпавшая на его долю, и в сердце каждого она оставила незаживающий рубец. У одних- это контузии и ранения, у других- потеря любимого человека, родного дома…У поэтов же- вдохновенные и проникновенные строки. Они и звучат сегодня торжественно, весомо и значимо:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

IV. Закрепление изученного

Проводится по тестам для внимательного читателя поэмы Твардовского «Василий Тёркин

Слайды

Конец урока
3 минуты

В конце урока учащиеся проводят рефлексию:

- что узнал, чему научился

- что осталось непонятным

- над чем необходимо работать

Где возможно учащиеся могут оценить свою работу и работу своих одноклассников по определенным критериям

V. Подведение итогов урока. Оценивание.
VI. Домашнее задание

Сочинение-эссе: «Теркин – народный герой».





Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.








«Переправа»

1группа

1. Каким настроением проникнута глава?

2. Проследите, как это настроение нарастает?

2 группа:

1. Каким предстаёт в этой главе Василий Тёркин?

2. Как автор определяет характер войны? Прокомментируйте строки:

Бой идет святой и правый

Смертный бой не ради славы

Ради жизни на земле


Работа в группах «О награде»

1группа

1. Каким настроением проникнута глава?

2. Проследите, как это настроение нарастает?

2 группа:

1. Каким предстаёт в этой главе Василий Тёркин?

2. Как автор определяет характер войны? Прокомментируйте строки:


1 Мир природы и картины войны…Как они соотносятся в главе «Кто стрелял»? Каков Василий Теркин в этой главе?

«Переправа»

1группа

1. Каким настроением проникнута глава?

2. Проследите, как это настроение нарастает?

2 группа:

1. Каким предстаёт в этой главе Василий Тёркин?

2. Как автор определяет характер войны? Прокомментируйте строки:

Бой идет святой и правый

Смертный бой не ради славы

Ради жизни на земле


Работа в группах «О награде»

1группа

1. Каким настроением проникнута глава?

2. Проследите, как это настроение нарастает?

2 группа:

1. Каким предстаёт в этой главе Василий Тёркин?

2. Как автор определяет характер войны? Прокомментируйте строки:


1 Мир природы и картины войны…Как они соотносятся в главе «Кто стрелял»? Каков Василий Теркин в этой главе?



[Введите текст]