Файл: Анализ результативности деятельности предприятия в оценке его конкурентоспособности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Елабужский институт Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Направление подготовки ___________________________________
Профиль _____________________
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
Анализ результативности деятельности предприятия в оценке его конкурентоспособности
Работа завершена:
«___»______________20__ г. _________________________(И.О.Фамилия)
Работа допущена к защите:
научный руководитель
ученая степень, ученое звание,
должность
«___»______________20__г. _________________________(И.О.Фамилия)
Заведующий кафедрой:
ученая степень, ученое звание
«___»______________20__ г. _________________________(И.О.Фамилия)
Елабуга –2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятия и сущности рыночной конкуренции и конкурентоспособности предприятия
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия
2. Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «DIYORBEK VA MUHAMADBEK»
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «DIYORBEK VA MUHAMADBEK»
2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «DIYORBEK VA MUHAMADBEK»
3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия на примере ООО «DIYORBEK VA MUHAMADBEK»
3.1 Проблемы конкурентоспособности предприятия
3.2 Мероприятия по повышению конкурентоспособности
3.3 Финансово-экономическое обоснование предложений по повышению
конкурентоспособности предприятия
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
В настоящее время увеличиваются кризисные тенденции в экономике. Предприятия сталкиваются со снижением потребительского спроса, увеличивается стоимость заемного капитала, растут цена на сырье и топливо, сокращаются инвестиционные вливания государства, более строгие требования предъявляются к контрагентам, поставщикам и сотрудникам. В этой связи единственным выходом для предприятия для увеличения своей прибыли в условиях снижения рыночной активности является снижение затрат и оптимизация себестоимости продукции. Решение данной задачи возможно только на основе проведения глубокого анализа особенностей бухгалтерского учета себестоимости и экономического анализа затрат предприятия. Исследуемое предприятие относиться к малым предприятиям, работает на рынке с высоким уровнем конкуренции, на рынке производства строительных материалов (пиломатериалов) для населения.
Выявленная проблема исследования
Предприятие остро ощущает влияние снижения экономического благосостояния населения в настоящее время. Себестоимость продукции растет, Выручка от реализации падает. Прибыль снижается. Вот почему тема выпускной квалификационной работы особо актуальная и практически значима для исследуемого предприятия.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования являеться Общество с ограниченной ответственностью «Альтернатива».Предметом исследования является организация бухгалтерского учета себестоимости, совокупность затрат и расходов, показателей их эффективности, методов их анализа, учета и направлений снижения и оптимизации.
Цель и задачи исследования
Целью данного исследования является изучение организации бухгалтерского учета и анализ себестоимости продукции на примере ООО «Альтернатива», а также разработка предложений для снижения себестоимости предприятия.
Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются:
- раскрытие сущности, видов затрат и расходов; 47
- изучение бухгалтерского учета затрат и расходов на примере конкретного предприятия;
- исследование методик анализа затрат и расходов на примере конкретного предприятия;
- анализ состава, структуры и динамики затрат и расходов;
- разработка предложений по снижению себестоимости на основе проведения маржинального анализа для предприятия ООО «Альтернатива».
Теоретико-методологическая основа
Проблемам бухгалтерского учета, анализа и аудита дебиторской и кредиторской задолженности посвящены работы ряда отечественных и зарубежных авторов: Беликова Т.Н., Вахрушина М.А., Донцова Л.В., Керимов В.Э., Ковалев В.В., Любушин Н.П., Маренков Н.Л., Савицкая Г.В., Сапожникова Н.Г., Шеремет А.Д.
Методы исследования и анализа
В работе были использованы общенаучные методы исследования: анализ и синтез, дедукция и индукция, связь исторического и логического процессов, поиск причинно-следственных связей. В качестве специальных экономических методов исследования использовались методы статистики (расчет темпов роста и удельных весов) и маржинальный анализ, основанный на разделении затрат на постоянные и переменные.
Источники информации
Аналитической основой проведения исследования явились законодательные акты, Гражданский кодекс Российской Федерации, нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету, локальные нормативные акты предприятия, базовая учебная литература, результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, различная справочная литература.
Эмпирическая база исследования
Аналитической базой исследования является годовая финансовая бухгалтерская отчетность ООО «Альтернатива» за 2015-2016 гг., учредительные документы и устав организации, учетная политика, регистры бухгалтерского учета, первичные учетные документы, отчеты и другие документы.
Практическая значимость исследования
На основе проведенного исследования сделаны необходимые выводы и разработаны рекомендации по снижению себестоимости на основе сбалансированности постоянных и переменных затрат, которые смогут найти практическое применение на предприятии ООО «Альтернатива». Результаты проведенного исследования могут быть использованы в организации для оптимизации ее деятельности в текущей перспективе. 48
Структура работы
Исходя, из поставленной цели и задач формируется структура выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятия и сущности рыночной конкуренции и конкурентоспособности предприятия
Одной из характерных черт рыночной экономики является конкуренция. Рыночная конкуренция – это ситуация на рынке, когда несколько компаний предлагают сходные товары или услуги и соревнуются за клиентов. Она является одним из ключевых факторов в экономической системе и способствует повышению качества товаров и услуг, снижению цен и стимулирует инновационные процессы.
Суть рыночной конкуренции заключается в том, что каждая компания стремится выиграть более выгодную позицию на рынке, привлечь больше клиентов и увеличить свою прибыль. Для этого они могут использовать различные стратегии, такие как снижение цен, улучшение качества продукции, разработка новых продуктов и услуг и т.д.
Однако, рыночная конкуренция может быть и негативной, особенно если она приводит к монополизации рынка одной компанией или группой компаний. В такой ситуации цены могут быть завышены, качество продукции снижено, а клиенты не имеют выбора.
В целом, рыночная конкуренция является полезной для экономики, поскольку она стимулирует компании к инновациям и повышению качества продукции, а также позволяет клиентам выбирать из множества вариантов и получать наилучшее соотношение цены и качества.
Рыночная экономика предполагает 6 основных функций конкуренции, которые положительно влияют на развитие отрасли и государства в целом.
-
Регулирующая. Функция регулирования предполагает, что при свободной конкуренции предприятия выпускают именно столько товара, сколько нужно предложить потребителям. Данное равновесие в рыночной экономике устанавливается после анализа объемов спроса / предложения и продаж спустя несколько месяцев работы производства. -
Аллокационная. Больше возможностей достичь успеха у тех компаний, которые расположены максимально близко к производственным ресурсам. -
Инновационная (мотивационная). Технологии развиваются благодаря конкуренции. В стремлении создать передовой продукт инженеры поставщиков постоянно совершенствуют разработки. -
Адаптационная. Компании приспосабливаются к условиям внешней среды и предлагают потребителям купить то, в чем они нуждаются и чего ожидают. -
Распределительная. Рынок меняется каждый день, поэтому бизнесмены постоянно оценивают обстановку в масштабе, чтобы понимать, стоит ли дальше вкладываться в текущие проекты или следует попытаться освоить новые области или виды деятельности. -
Контролирующая. Справедливая конкуренция исключает ситуацию на рынке, в которой одна фирма занимает господствующее положение и становится монополистом.
Все перечисленные функции вместе создают из отрасли эффективную саморегулируемую систему. При этом конкурирующие отрасли в условиях соперничества (конкурентного противостояния) формируют рыночную экономику.
Конкуренцию принято делить на несколько видов в зависимости от разных признаков. Далее в статье рассмотрим подробнее, какие бывают виды конкуренции.
По степени совершенства:
-
совершенная или чистая – конкуренция при идеальных условиях рынка, когда его участники не имеют возможности влиять на цены. Условия совершенной конкуренции:-
каждый участник располагает небольшим объемом производства; -
весь товар однородный; -
доступ на рынок и выход с него свободны; -
участники рынка ведут деятельность параллельно и не влияют друг на друга; -
количество участников неограниченное; -
трудовые, материальные, финансовые ресурсы мобильны; -
каждая компания располагает полным объемом информации; -
отсутствуют торговые марки; -
нет инфляции, монополий, безработицы.
-
-
несовершенная – конкуренция в условиях монополизации рынка сбыта при полном контроле над ценами. Условия несовершенной конкуренции:-
деление рыночного пространства между крупными предпринимателями; -
самостоятельность отдельных участников ограничена; -
разные сегменты рынка и цены находятся под контролем; -
в конкурентной борьбе применяются нечестные методы.
-
По отраслевой принадлежности:
-
внутриотраслевая – конкуренция в пределах одной производственной сферы, бывает:-
предметная конкуренция – когда конкурирующие фирмы предлагают похожий или одинаковый продукт; -
видовая конкуренция – когда предприятия-конкуренты выпускают товары одного вида (например, мебель, окна, двери, обувь, одежду), но отличающиеся по отдельным значимым параметрам (например, одна фирма делает окна из металлопластика, а другая – из натурального дерева).
-
-
функциональная или межотраслевая – конкуренция, в которой принимают участие компании из разных сфер ради увеличения прибыли и расширения рынка сбыта.
По степени свободы:
-
свободная – конкуренция предполагает отсутствие влияния государственных структур и других участников рынка (в т. ч. влиятельных и крупных) на предпринимателей; -
регулируемая – такая конкуренция возникает, когда отдельные игроки рынка занимают его значительную долю и могут воздействовать на цены, а также мешать молодым компаниям заходить в отрасль.
По статусу рынка:
-
индивидуальная – конкуренция, при которой развитие фирмы не зависит от успехов других организаций, нет цели обойти их – лишь стать лучше для себя и покупателей; -
местная – конкуренция, при которой наблюдается соперничество предпринимателей в пределах определенной территории; -
внутренняя или национальная – конкуренция не выходит за пределы экономики одной страны; -
мировая или межнациональная, глобальная – такая конкуренция наблюдается на межгосударственном уровне и характеризуется степенью конкурентоспособности страны, призвана улучшить условия сбыта и выйти на новые рынки.
По способу организации:
-
стихийная конкуренция – возникает в случае ослабления контроля за монополизацией рынка со стороны государства; -
организованная конкуренция – может наблюдаться, если для всех участников рынка созданы равноценные условия.
По характеру поведения:
-
гарантирующая – конкуренция строится на желании участников рынка сохранить свои позиции и повысить качество продукта (товаров или услуг); -
приспособленческая – предполагает копирование участниками рынка инновационных разработок других компаний, которые защищены патентами; -
креативная – каждый предприниматель выпускает новые уникальные товары и активно применяет рекламу для их продвижения.