ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Транспортно-десантные (в т.ч. военно-транспортные ЛА) предназначены для выброски (высадки) воздушных десантов и осуществления воздушных перевозок войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств, эвакуации раненых и больных.
Их фюзеляж обычно представляет собой грузовую кабину для размещения личного состава перевозимых войск, военной техники и грузов. Для крепления, загрузки, выгрузки и десантирования людей и грузов в этих кабинах устанавливают десантно-транспортное оборудование.
На большинстве ЛА в хвостовой части фюзеляжа имеется грузовой люк с откидывающейся рампой, через который осуществляют загрузку и выгрузку ЛА на земле. Некоторые аппараты оборудуются грузовым люком в боковой части фюзеляжа, а сверхтяжёлые самолёты могут иметь ещё и откидную носовую часть для ускорения и облегчения загрузки и разгрузки. Хвостовой люк может открываться также и в полёте для выброски десантников, боевой техники и грузов десанта на парашютных системах или реактивных платформах.
Пассажирские ЛА - самолёты и вертолёты, предназначены только для перевозки людей. В чистом виде используются только гражданскими пассажирскими авиакомпаниями. Однако при возникновении чрезвычайных ситуаций пассажирские самолёты и вертолёты любых компаний независимо от их формы собственности также могут использоваться для перевозки спасателей, медицинских работников, пострадавших, грузов и необходимого оборудования.
Грузопассажирские ЛА - быстро переоборудуемые (конвертируемые) модификации пассажирских ЛА. При проектировании базового самолёта и вертолёта в конструкции фюзеляжа предусматриваются грузовая дверь, усиленный пол (под транспортировку грузов) и узлы крепления контейнеров и поддонов. Целью создания грузопассажирского ЛА является лучшее использование его грузоподъемности. Все транспортные вертолёты (Ми-8, Ми-6, Ми-26) имеют грузовые модификации, однако и в пассажирском (десантном) варианте они оборудованы рампой и узлами для швартовки грузов.
В МЧС России в качестве грузовых и грузопассажирских применяются самолёты Ил-76тд, Ан-74п и, в перспективе, Ан-124; вертолёты Ми-2, Ми-8т, Ми-6 и Ми-26т. Для перевозки пострадавших из зон ЧС авиационный парк МЧС России располагает пассажирскими самолётами Як-40, Як-42д и Ил-62м, грузопассажирскими вертолётами Ми-26т и Ми-8мтв. Они могут выполнять и специфические функции. Например, Ми-8мтв и Як-40 имеют модификации в варианте " салон", Ил-62м и Як-42д - в варианте " воздушный пункт управления", которые предназначены для обслуживания руководства Министерства.
в) Поисково-спасательная авиация
Поисково-спасательные ЛА предназначены для ведения поиска и эвакуации экипажей и пассажиров с терпящих бедствие самолётов, вертолётов, морских судов и т.п., а также экипажей спускаемых космических кораблей. Самолёты и вертолёты оснащены радиопеленгационной и другой поисковой радиотехнической аппаратурой. Их экипажи обучены приёмам поиска пострадавших и оказания им первой медицинской помощи. На борту находятся врачи, спасатели-парашютисты, а также аварийно-спасательное имущество и снаряжение. Эвакуация терпящих бедствие и пострадавших с помощью вертолёта осуществляется путем его зависания над местом бедствия. Для подъёма людей используются веревочные лестницы, лебёдки с тросами. С самолётов на место бедствия сбрасываются спасатели-парашютисты, надувные плоты, продовольствие, если невозможно произвести посадку гидросамолёта с последующим его взлётом.
Основными поисково-спасательными ЛА в нашей стране, большинство из которых применяется и в МЧС России, являются специализированные вертолёты ОКБ им. Н.И. Камова - Ка-32а и Ка-226а. Кроме того, в поисково-спасательных вариантах выпущены гидросамолёт Бе-200чс, вертолёты ОКБ им. М.Л.Миля - многоцелевые вертолёты Ми-2, Ми-8пс, гидровертолёт Ми-14, десантный вертолёт Ми-24пс, а также многоцелевые западноевропейские вертолёты Во.105 и ВК-117.
г) Авиация специального назначения
Противопожарные ЛА предназначены для борьбы с огнём в лесных массивах и торфяниках. В МЧС России с этой целью вертолёты оборудуются специальными водосливными устройствами на внешней подвеске: Ми-8мтв и Ка-32п - ВСУ-5, Ми-26тп - ВСУ-15 ёмкостью 5 и 15 тонн огнегасящего раствора соответственно. Самолёт Ил-7бтд оснащается быстросъёмным выливным авиационным прибором ВАП-2 с двумя ёмкостями общим объёмом до 42 тонн воды. В ближайшее время начнётся эксплуатация новейшего самолёта Бе-200чс, способного брать до 12 тонн воды. В России, помимо этого, для тушения пожаров применяются самолёты Ан-2п, Ан-26п и Бе-12п.
ЛА экстренной медицинской помощи МЧС России предназначены для оказания неотложной медицинской помощи на местах, экстренной воздушной госпитализации больных в специализированные лечебные учреждения; оказания планово-консультативной помощи врачам районных и участковых больниц; участия в проведении срочных санитарных и противоэпидемических мероприятий и т.д., и аналогичны ЛА санитарной авиации системы здравоохранения России, использующей самолёты и вертолёты гражданской авиации для медицинского обслуживания населения.
Санитарный ЛА обеспечивает размещение в пассажирском салоне больных в креслах, на откидных сиденьях или носилках, а также сопровождающего их медперсонала с комплексом санитарных средств для оказания им необходимой помощи во время полёта.
В качестве санитарных могут использоваться специализированные модификации многоцелевых вертолётов Ми-2, Ми-8, Ми-6, Ми-26, Ка-32 и самолётов Ан-2, Ан-14, Ан-28, Ан-72, Ан-74, Ан-124, Ил-76. Грузовые кабины Ми-8, Ми-26 и Ил-76 могут быть оборудованы как летающие госпитали или операционные.
Самолёт Ил-76 МЧС России способен доставлять или десантировать в зону ЧС полевой госпиталь Всероссийского центра медицины катастроф " Защита"; аэромобильный госпиталь, рассчитанный на 50 койко-мест, и базовый лагерь спасателей Центроспаса, а также санитарные вертолёты Во.105 и ВК-117, автомобили " Скорой помощи". Также на базе самолёта Ил-76 создан уникальный летающий госпиталь " Скальпель", рассматривается вопрос о его передаче МЧС России.
ЛА управления и связи предназначены для руководства силами и средствами с воздушных пунктов управления и обеспечения устойчивой связи (ретрансляция) между наземными пунктами управления и управляемыми ими силами. В МЧС России в виде воздушного пункта управления выполнены самолёты Ил-62м, Як-42д и вертолёт Ми-8мтв.
Патрульно-разведывательные ЛА МЧС России используются для мониторинга (наблюдения) состояния местности и окружающей среды в заданном районе, выполнения общей и специализированных видов разведки.
Патрульные ЛА выполняют какую-либо задачу наблюдения (охраны) в заданном районе. Патрулирование может производиться в целях контроля территориальных вод, лесных массивов, движения на автомобильных дорогах, состояния нефте- и газопроводов, линий электропередач в отдаленных районах и т.п. Для подобных задач привлекаются те же ЛА, что и для разведывательных полётов.
Разведывательные ЛА предназначены для ведения воздушной разведки войск и военных объектов противника, своей и вражеской территорий. Военные разведывательные самолёты в зависимости от назначения и конструкции состоят из самолётов тактической, оперативной и стратегической разведки. Военные вертолёты используются только для ведения тактической разведки.
Кроме того, самолёты и вертолёты могут использоваться как в военной, так и гражданской области для ведения инженерной, радиационно-химической, медико-биологической, экологической, бактериологической (в интересах Минобороны, МЧС, МВД, Минздрава), метеорологической, лесной, ледовой, морской (для ВМФ, ФПС, Минсельхоза, Минлесхоза, Минрыбхоза, Гидромета и т.д.) и других видов специальной разведки.
В зависимости от характера решаемых задач и условий ведения разведки ЛА оборудуются записывающей и передающей аппаратурой для дневной и ночной фото-, теле- и видеосъемки в различных масштабах, радиосвязными и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, магнито- и радиометрическим оборудованием, приборами радиационного, химического и бактериологического контроля. Получают развитие устройства автоматической обработки информации прямо на борту ЛА.
Патрульно-разведывательные модификации имеют самолёты Ан-30, Ан-74, Бе-200; вертолёты Ми-2, Ми-8, Ми-24, Ка-32, Ка-226. В МЧС России для этих же целей применяются вертолёты Во. 105 и ВК-117.
Наряду с пилотируемыми ЛА для ведения оперативной и тактической воздушной разведки, мониторинга местности, обеспечения устойчивости управления и связи могут применяться также различные типы беспилотных ЛА, а также воздухоплавательные аппараты и летающие платформы.
Летающие платформы - перспективные пилотируемые или беспилотные вертикально взлетающие аппараты с вертолётными несущими винтами (вертолёты), воздушными винтами-пропеллерами самолётного типа (собственно платформы) или вертикально расположенными реактивными двигателями (реактивные платформы), создающими подъёмную силу.
МЧС России финансирует работы фирмы Камова по разработке привязного и автономного вариантов беспилотной платформы вертолётного типа с соосными несущими винтами для мониторинга и общей разведки местности, обеспечения устойчивости управления и связи - вертолёта Ка-137.
2. Классификация.
Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств:
-
колесных и гусеничных машин; -
плавательных и летательных аппаратов; -
поездов.
Пожарными автомобилями укомплектовываются подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС), а также пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт, лесное хозяйство и т.д.).
Пожарные автомобили состоят из: шасси (основы транспортного средства) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения (пожарные насосы, механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).
Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения.
По основным видам выполняемых работ пожарные автомобили подразделяются на:
-
основные; -
специальные.
Вспомогательные пожарные машины вводились на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ как в подразделениях, так и на месте тушения крупных и сложных пожаров.
Основные пожарные автомобили, в свою очередь, состоят из пожарных автомобилей общего и целевого применения.
Таблица 1. Классификация пожарных автомобилей
Основные пожарные автомобили | Специальные пожарные автомобили | |
Общего применения | Целевого применения | |
АЦ – пожарная автоцистерна АЦЛ – пожарная автоцистерна с лестницей АЦПК – пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником АНР – пожарный автомобиль насосно-рукавный АПП – пожарный автомобиль первой помощи АВД – пожарный автомобиль с насосом высокого давления АПС – автомобиль пожарно-спасательный АПСЛ – автомобиль пожарно-спасательный с лестницей | АА – пожарный аэродромный автомобиль АП – пожарный автомобиль порошкового тушения АПТ – пожарный автомобиль пенного тушения АКТ – пожарный автомобиль комбинированного тушения АГТ – пожарный автомобиль газового тушения АГВТ – пожарный автомобиль газоводяного тушения ПНС – пожарная автонасосная станция ППП – пожарный пеноподъемник | АЛ – пожарная автолестница АПК – пожарный коленчатый автоподъемник ТПЛ – пожарный телескопический автоподъемник с лестницей АЛЦ – пожарная автолестница с цистерной АПКЦ – пожарный коленчатый автоподъемник с цистерной АР – пожарный рукавный автомобиль АД – пожарный автомобиль дымоудаления АГ – пожарный автомобиль газодымозащитной службы АСА – пожарный аварийно-спасательный автомобиль АВЗ – пожарный водозащитный автомобиль АСО – пожарный автомобиль связи и освещения АШ – пожарный штабной автомобиль АЛП – пожарная автолаборатория АПРСС – пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи АДПТ – автомобиль диагностики пожарной техники АБГ – пожарный автомобиль – база газодымозащитной службы АПТС – пожарный автомобиль технической службы АОПТ – автомобиль отогрева пожарной техники ПКС – пожарная компрессорная станция АТ – пожарно-технический автомобиль АОС – пожарный оперативно-служебный автомобиль |