ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пожарный рукавный автомобиль (АР) – это пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов.
Пожарный штабной автомобиль (АШ) – это пожарный автомобиль, оборудованный электро-генератором, средствами связи и предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями и центром противопожарной службы.
Пожарную автолабораторию (АЛП) – это пожарный автомобиль, оборудованный средствами исследования пожаров и предназначенный для проведения оперативной группой специальных анализов и измерений в зонах пожаров.
Пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи (АПРСС) – это пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и пред-назначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ.
Автомобиль диагностики пожарной техники (АДПТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами оценки технического состояния пожарной техники и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения диагностических (ремонтных) работ.
Пожарный автомобиль базы газодымозащитной службы (АБГ) – это пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами для обслуживания и зарядки средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных.
Пожарный автомобиль технической службы (АПТС) – это пожарный автомобиль, оборудованный средствами для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники и предназначенный для обеспечения работы пожарной техники.
Автомобиль отогрева пожарной техники (АОПТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный нагревательно-отопительными приборами и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту пожара (аварии) и обеспечения функционирования пожарной техники при отрицательной температуре.
Пожарная компрессорная станция (ПКС) – это пожарный автомобиль, оборудованный компрессором и предназначенный для заправки кислородом (воздухом) баллонов средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных на передвижных базах газодымозащитной службы.
Пожарно-технический автомобиль (АТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный устройством для съема контейнеров и предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчета и контейнеров с мобильными системами быстрого развертывания для проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров.
Пожарный оперативно-служебный автомобиль (АОС) – это пожарный автомобиль, оборудованный комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава оперативной службы и оборудования для его работы.
2.2.1 По проходимости
В зависимости от проходимости пожарные автомобили делятся на 3 категории:
-
категория 1 – неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости); -
категория 2 – полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости); -
категория 3 – вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).
2.2.2 От величины допустимой полной массы
В зависимости от величины допустимой полной массы пожарные автомобили бывают:
-
легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс); -
средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс); -
тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).
2.2.3 По климатическому исполнению
Классификация пожарных автомобилей по климатическому исполнению:
-
По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы: -
Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У). -
Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С). -
Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т).
При создании пожарных автомобилей в климатическом использовании ХЛ (для холодного климата от −60 С° до +40 С° – пожарные автомобили в северном исполнении) их буквенное обозначение дополняется символом (С), например, АЦ (С), АП (С), АСО (С).
Принятая система обозначений пожарных автомобилей достаточно информативна и дает необходимые представления о функциональных возможностях оперативного использования конкретных моделей. Система доведена до сведения практических работников пожарной охраны и используется ими при заказе новых образцов пожарных машин.
Невозможно создать универсальный пожарный автомобиль, одинаково эффективный во всех случаях оперативного использования: подобная идеология решения проблемы обречена на провал. Поэтому каждый из представленных в типаже пожарный автомобиль был рассчитан на определенную область применения, исходя из которой определялись тип базового шасси и параметры пожарного автомобиля.
2.2.4 По посадочной формуле
По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом:
-
1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; -
1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; -
1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений.
В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.
По компоновочной схеме
По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной:
-
за двигателем (задняя кабина); -
над двигателем (фронтальная кабина); -
перед двигателем (передняя кабина).
Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.
2.2.5 По области применения
Условно рекомендуемые области применения пожарных автомобилей в типаже разделены на следующие:
Г – в городах и населенных пунктах городского типа;
С – в сельской местности;
Х – на предприятиях химической и нефтехимической промышленности;
А – в аэропортах;
Ч – при чрезвычайных ситуациях;
Л – на объектах лесопереработки, при тушении лесных и торфяных пожаров;
Э – на объектах энергетики.
Первой в типаже названа основная область применения, под которую создается пожарный автомобиль; остальные области являются возможными (допустимыми).
Из представленных в типаже пожарные автомобили могут найти применение:
-
в городах и населенных пунктах – 80 % моделей; -
при чрезвычайных ситуациях – 80 % моделей; -
на объектах химической и нефтехимической промышленности – 80 % моделей; -
на объектах энергетики – 70 %; -
в сельской местности – 40 % моделей; -
в аэропортах – 25 % моделей; -
на объектах лесопереработки, при тушении лесных и торфяных пожаров – 20 % моделей; -
на транспорте – 15 % моделей.
Эти области оперативного использования явились теми ориентирами, базируясь на которые предприятия получили возможность разрабатывать стратегию продаж пожарных автомобилей, начиная с момента их создания. Характерно, что подобный методологический подход к созданию пожарных автомобилей, с учетом области их предполагаемого использования, широко применяется за рубежом.
3. Обозначение и расшифровка
Разберем детально на примере АЦ 3,0-40/4 (4331) мод. XXX A – 01 MC TУ XXX-XX:
Структура и примеры
АЦ – тип пожарного автомобиля (АЦ, АНР, АЛ и т.д).
3,0 – главный параметр ПА (вместимость цистерны, масса порошка и т.д.).
40/4 – главный параметр основного агрегата (подача насоса нормального/высокого давления и др.).
4331 – индекс модели базового шасси по классификации автомобильной промышленности (ЗиЛ-4331).
А – обозначение модели ПА по системе разработчика с указанием модернизации (А – первая, Б – вторая и т.д.).
01 – двузначный цифровой индекс для обозначения модификаций базовой модели (01, 02, 03 и т.д.).
МС – две прописные буквы, указывающие название населенного пункта, в котором предприятие-изготовитель.
ТУ – обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ).
В обозначениях пожарных автомобилей величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:
-
вместимость цистерны для воды – м3; -
вместимость бака для пенообразователя – м3; -
масса вывозимого порошка – кг; -
масса огнетушащего газа – кг; -
подача насоса при номинальном числе оборотов – л/с; -
напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов: нормального давления – м. вод. ст.; -
высокого давления – м. вод. ст.; -
расход лафетного порошкового ствола – кг/с; -
мощность электрогенератора – кВт; -
длина рукавной линии – км; -
высота подъема стрелы – м; -
производительность вентиляторной установки – тыс. м3; -
число (количество) мест для боевого расчета (включая место водителя) – количество; -
грузовой момент – тм.
Еще примеры:
АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.
АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 – автомобиль комбинированного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м ), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.
ПНС-110(131)-131А – пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.
АЛ-30 (4310) – пожарная автолестница с высотой подъема колен лестницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
АСА-20 (4310) – аварийно-спасательный автомобиль, мощность генератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
Для выделения пожарных автомобилей из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется формой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.