Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психология детства Вариант 1 (при наличии) Студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»

Тольяттинский государственный университет

(институт)

Психология и педагогика начального образования

(кафедра)

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Психология детства»
Вариант 1(при наличии)


Студент

Сарапкина Ю.С.







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбп-1902б













Преподаватель

Анфисова С.Е.







(И.О. Фамилия)




Тольятти 2023
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3стр.

1 Агрессивное поведение у детей…………………………………………5стр.

1.1 Понятие агрессии и агрессивного поведения………………………..5стр.

1.2 Типология агрессивного поведения…………………………………….7стр.

1.3 Детская агрессивность и её причины………………………………….11стр.

2 Констатирующий эксперимент и его анализ……………………………15стр.

2.1 Организация и методики исследования………………………………..15стр.

2.2 Анализ результатов исследования…………………………………….19стр.

2.3 Методические рекомендации профилактики и коррекции агрессивного поведения детей……………………………………………………………..24 стр.


Заключение………………………………………………………………….31стр.

Список используемой литературы…………………………………………34стр.

Приложение………………………………………………………………….36стр.


Введение



Все чаще люди интересуются, откуда у детей возникает агрессия. В наше время агрессивынх детей становится все больше. Работать с такими детьми под силу не каждому, даже очень опытному педагогу. Первое, что приходит на ум – это наказать, поругать, пригрозить ребенку, после чего, на какое-то время, он становится сдержаннее. Но это лишь временная мера воздействия, потому что такое воспитание не оказывает корректирующего влияния на ребенка в глобальном смысле. Больше всего времени в психологии уделяется именно агрессии. Различные известные ученые пытались определить откуда берется агрессия. Этим вопросом занимались М. Алвор, Н.Л. Кряжева, З. Фрейд и многие другие. Они активно разрабатывали способы устранения агрессии.

Когда ребенок агрессивен – это становсится большой проблемой не только для окружающих его взрослых, но и для самого ребенка, потому что данное поведение всегда требует для себя незамедлительного решения.

Современные педагоги-психологи, которые взаимодействуют с детьми, обязательно должны владеть навыками подавлениы агрессии у детей. Работа по корректировке агрессивного поведения детей должна начинаться еще с детского сада, но в начальной школе эта работа максимально полезна для детей с агрессивным поведением.

Раньше, агрессивное поведение списывалось на гормональные выплески подростков и такое поведение начиналось примерно с 12 лет. Сейчас, этот промежуток времени смещен в более ранний возраст ребенка и начинается уже с начальной школы. Так же, существует множество детей, у которых такое поведение наблюдается уже в детском саду.

Цель: изучение детской агрессивности.

Объектом исследования является агрессивность у младших школьников.

Предметом - особенности агрессивного поведения.

С учетом цели, объекта и предмета определены задачи:

Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

Отобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня агрессивности и тревожности у детей младшего школьного.

Провести исследование и проанализировать результаты.



Поставленные задачи определили выбор методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, психодиагностический метод (анкета «Критерии агрессивности у ребенка» по Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко; опросник Басса-Дарки, методика «Несуществующее животное»).

Методологической основой исследования являются теоретические положения авторов, которые изучали агрессивность и агрессию таких как: Альберт Бандура, Конрад Лоренц, Роберт Бэрон и Дебора Ричардсон.



1. Агрессивное поведение у детей




1.1 Понятие агрессии и агрессивного поведения



Сначало нужно разобраться в том, каково общее понятие агрессии и какова структура этой агрессии в природе. Само слово «агрессия» означает «действовать», «стремиться», «двигаться». В психологическом соваре агрессии дано определение как действи или поведение, которое может причинить физический или моральный вред. Некоторые известные ученые агрессию классифицируют как намерение причинить моральный или физический вред. У Зильманда термин «агрессия» является попыткой причинить другим физический вред. Определение агрессии у многих ученых очень отличается, но в чем-то они пересекаются между собой. Итак, агрессия определяется как намерение причинить вред окружающим. Этот вред может быть как оральным, так и физическим. Большинством известных ученых принято определять термин «агрессия» как поведение человека, которое вызывает оскорбление, чувство унижения, чувство обиды. Л.Берковец исследовал агрессивное поведение и выявил главную проблему определения агрессии среди зарубежных педагогов. Эта проблема заключается в том, что на английском языке слово «агрессия» подразумевает большое количество разнообразных действий. Эти действия могут воспринимаься как приближение к обьекту или удаление от него. Л. Аллан под агрессией понимает психологическое внутреннее состояние. Это состояние дает человеку возможность физически среагировать во внешний мир не лучшим образом. Такая реакция может привести к попытке нанести какой-то вред другой личности. Очень многие авторы относятся к агрессии, как к особой форме психической характеристики, которая входит в состав личности каждого человека. Для них агрессия – это специфический процесс, который выполняет определенные функции, а сама агрессивность – это сложный системный компонент. Этот компонент является частью всей мощной системы психики человека. Когда мы даем определене агрессии, мы опираемся на исследования авторов, которые изучали этот феномен. Чаще всего, они изучали какие-то действия человека. А. Басе рассматривает агрессию как реакцию. В результате этой реакции организм получает боль. Уилсон считает, что агрессия – это физическое действие от отдной особи к другой. Наша агрессия находится под контролем наших инстинктов. Агрессивное поведение – это совокупность реакций, которые высвобождаются под действием каких либо внешних событий. В социуме уровень агрессивности определяется уровнем социализации, общими требованиями и установками. Развитие самой цилизации
предполагает ограничение и снижение агрессии, так как существуют социальные нормы. Х.Хекхаузен определяет частоту агрессивных форм поведения. В лбой культуре есть свои специфическе нормы и критерии, которые определяют что можно, а что нельзя. Когда человек агрессивно реагирует на разные плохие для него в эмоциональном или физическом плане вещи, у него происходит стресс. Далее происходит психологическое решение данной проблемы с тем, чтобы сохранить собственную индивидуальность. И чтобы убрать рост ощущения этой агрессии внутри, а так же, сохранить сво ценность, уровень спокойствия и контроль над своим собственным существованием. Поэтому человек может совершать агрессивные действия. Это делается для того, чобы достичь какую- либо желаемую цель, психологически разрядиться или удовлетворить свои собственные потребности.

Агрессивное поведение чаще всего возникает у таких людей, у которых недостаточно развт интеллект, низкая самооценка, низкий уровень самоконтроля, отсутствует или частично отсутствуют коммуникативныеинавыки, а также, есть какие-то повреждения нервной системы, вследствие травм ил болезни. Основные теории возникновения агрессии, ее природы, структуры и факторов, влияющих на ее проявление, отражены на схеме в Приложении 1.


1.2 Типология агрессивного поведения



Агрессивные проявления человека подлежат классификации. Агрессия бывает внешняя (прямая, направленная конкретно на определенный обьект) или безличная, она, чаще всего, направлена на окружающие предметы или социум вцелом – смещенная агрессия. У ребенка агрессия может проявляться в виде драк со сверстниками, истязанием животных, порчей вещей и так далее.

Внутренняя агрессия направлена на самоуничтожение. Такие дети часто испытывают чувство вины, это может проявляться в причинении себе физического вреда (грызет ногти, царапает себя, бьет по голове).

Также, существует произвольный способ агрессии. Это выражается в желании навредить кому-то конкретному или нагрубить ему. В пример можно привести подростка, который агрессивно реагирует на попытки взрослых войти в его комнату (на его территорию). К этому же можно отнести разработку плана отмщения кому-либо за что-либо..