Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 2
Учитывая эти , все большее стран предоставляют центральным банкам статус, тем лишая политические власти (правительство парламент) права вопросы денежного , кредитования и над банковским , В результате во всех странах позиции валют укрепились, инфляции значительно . В подтверждение можно привести Великобритании. В 1997 правительство труда Банку Англии статус, который ему решить экономические проблемы - стабильность валюты, инфляцию, сокращение долга и привлекательный инвестиционный . К маю 2001 уровень безработицы стране упал самого низкого за последние 25 лет. Успешное решение экономических проблем не только укрепило позиции правительства Т. Блэра, но и позволило лейбористской партии в июне 2001 года выиграть парламентские выборы.
В уже упоминавшемся докладе Всемирного банка упоминалось: «Центральные банки часто продолжают эффективно работать и сохраняют свою компетентность даже тогда, когда все другие государственные учреждения уменьшились. Они имеют меньше политического вмешательства и имеют ограниченный, но вместе с тем широкий круг задач , получают достаточные ресурсы и их персонал - обучение. Наконец, их сотрудники обычно зарабатывают больше, чем их коллеги из других государственных органов»[7].
Анализируя статус банков, целесообразно к опыту сообщества, которое и практически тенденции мирового . В Договоре учреждении Европейского принцип независимости центрального банка центральных банков -членов Сообщества в следующей : «При осуществлении и выполнении на них и обязанностей них настоящим и Уставом системы центральных ни Европейский банк, ни центральные банки, какой-либо их руководящих не должны или получать от учреждений органов Островов от любого государства - членов , а также другого органа. и органы , а также государств-членов обязуются соблюдать принцип и пытаться влиять членов руководящих Европейского центрального или национальных банков при своих задач ».
требует, чтобы законодательство государств- Сообщества приводилось соответствие с требованиями: «Каждое государств-членов обязуется обеспечить национального законодательства, также уставов центральных банков требованиями настоящего и Устава системы центральных »(статья 109). Эти были выполнены конце XX века. ак в , так и законодательных нормах Европейского сообщества.
образом, Закон 1 июня 1994 года « автономии Банка » не только принцип независимости банка, но ввел ряд гарантий его . В преамбуле говорится: «Казначейство может превышать кредит на в Банке на временной , поскольку оно Банк своей в процессе денег. В денежно-кредитной , Банк не получать инструкции правительства или экономики и , что позволит осуществлять свою в интересах цели - поддержания цен. Срок главы Банка должен быть достаточно длинным и не подлежит пересмотру, основания для его возможного предвзятости должны быть строго определены »[8].
Закон от 27 1998 года «О Финляндии» гласит: « Финляндии является органом, созданным соответствии с правом и как часть системы центральных ».
Независимый статус предоставлен центральным не только государствах Европейского , но и многих других мира.
В статус Центрального регулируется Конституцией Законом о Мексики. В со ст. 28 «государство учреждено банком, который автономию в своих функций управлении делами » (статья 28). Этот указан в . 1 указанного Закона, , в частности, , что «Центральный является юридическим , созданным в с публичным и имеющим ».
Статус Центрального Чили устанавливается 1980 года (с , внесенными в 1997 ) и Законом 25 июня 1975 года Центральном банке . Основные принципы организации определены ст. 87 Конституции: « учреждается независимый с правами лица, который неограниченный срок и именуется банком Чили, порядок его , организации, функций полномочий органическим ». Этот Закон дополнительные гарантии Центрального банка. частности, он , что «при своих функций полномочий Банк исключительно правилами Органического закона не должен никаким другим общего или публичного права».
Центрального банка Швейцарии закреплен в Конституции 1999 года: «Как независимый центральный банк Швейцарский национальный банк осуществляет денежно-кредитную политику в интересах всей страны». Более полные гарантии его независимости закреплены в Законе «О Национальном банке» в версии от 1 ноября 1997 года.
В Японии статус Центрального банка устанавливается Законом от 11 июня 1997 года «О Банке Японии». Следующие стандарты представляют интерес: «... независимость Банка Японии гарантируется в вопросах выпуска и контроля над денежным обращением. Принимая во внимание тот факт, что вопросы выдачи и контроля денежного обращения являются важной составляющей общей экономической политики, Банк Японии должен поддерживать тесные контакты с правительством и осуществлять эффективный обмен мнениями с правительством в целях согласования вопросов эмиссии и контроля над денежным обращением и основных направлений экономической политики правительства. При применении этого Закона, необходимо учитывать требование независимости Банка при осуществлении его деятельности»[9].
Более подробно статус центральных банков полезен для рассмотрения примера Федеральной резервной системы Соединенных Штатов.
Федеральная резервная была создана соответствии с от 23 декабря 1913 как самостоятельный макроэкономического регулирования, отвечал за национальной валюты мог действовать вмешательства федерального . Оценивая роль резервной системы, бывший председатель Волкер в престижного Национального по внешней США в 1997 отметил, в , что ответственность банков заключается создании прочной стабильной платформы экономического роста. Пол Волкер сказал, что , исходя из статуса Федерального , смог защитить доллара во финансового кризиса 1980- годов. и беспрецедентный экономический в стране последнее десятилетие XX .
В настоящее в структуру резервной системы Совет управляющих, 12 резервных банков, 25 региональных резервных , Федеральный комитет вопросам открытого .
Совет управляющих из семи членов, которые назначаются Президентом по рекомендации и с согласия Сената в течение 14 лет. Такой длительный срок службы служит одной из гарантий независимости этого органа.
В соответствии с законом менеджеры могут оставаться в должности не более чем на один срок, что предотвращает возможную «узурпацию» финансовой власти. Эта же цель преследует требование Закона «О справедливом представительстве в Совете управляющих финансовыми, аграрными, промышленными и коммерческими интересами», а также различные географические районы страны»[10].
Председатель Совета и его назначаются Президентом рекомендации и согласия Сената числа тех, уже является этого органа назначение которого в Сенате. срок полномочий четыре года.
управляющих получает полномочия. Он основные направления -кредитной политики; и контролирует федеральных резервных ; регулирует финансовый ; обеспечивает систему ; гарантирует защиту и законных вкладчиков кредитных ; поддерживает ставку ценных бумаг; резервные требования банков и кредитных учреждений; ставки дисконтирования; деятельность не национальных банков ( есть тех, являются частью резервной системы), и всех кредитных учреждений; в международных институтах. При этих полномочий президент, ни не имеют вмешиваться.
Совет самостоятельно распоряжается активами. Так, октябре 2000 года стоимость составляла 65,257 . Долл. США ( которых 11,046 млрд. , 30,514 млрд. Долл. в иностранной и 13,528 млрд. резервах Федеральной системы в валютном фонде). резервы позволяют управляющих не обеспечить стабильность денежной системы, и, при , направлять их решение многих проблем.
На этапе - 12 федеральных банков, которые в каждом 12 районов Федеральной системы. Их включают осуществление Совета управляющих; денежной эмиссии; денежной массы; системы расчетов; функций банков казначейства; текущий деятельности тех , которые являются Федеральной резервной .
Федеральные резервные возглавляются советами , которые состоят девяти членов. управляющих Федеральной системы назначает , заместителя председателя одного члена директоров каждого резервных банков. шесть членов директоров избираются коммерческими банками, являются частью резервной системы. органы резервных (президент и -президент) формируются решению совета банка. Такое должно быть Совету управляющих резервной системы утверждения.
Особое в Федеральной системе занимает комитет по открытого рынка. орган отвечает разработку стратегических развития финансового , денежной эмиссии участия США международных финансовых . Федеральный комитет рынка состоит семи членов управляющих и пяти из федеральных резервных . Президенты Федеральных банков становятся Комитета поочередно, исключением президента резервного банка -Йорка, который постоянным членом должности.
На низком уровне Федерального резерва находятся коммерческие банки и другие кредитные учреждения, входящие в его состав. Таким образом, решается задача формирования общенациональной банковской системы страны как единого механизма, где каждая из звеньев взаимосвязана и действует в рамках, установленных Советом управляющих Федеральной резервной системы.
В последнее десятилетие в отечественной литературе появилось множество работ, в которых рассматривается вопрос о критериях независимости центральных банков. Прежде всего, следует отметить исследование В.П. Полякова и Л. А. Москвина, где авторы предлагают четыре критерия независимости центрального банка[11]:
- наличие отдельного имущества;
- независимость от государственных органов;
- личная независимость руководителей центральных банков;
- независимый правовой статус.
Более широкий подход был предложен профессором С.Ю. Кашкин и кандидат юридических наук. Чегринец. По их мнению, независимость центрального банка определяется следующими критериями:
- целевая автономия;
- функциональная автономия;
- институциональная и финансовая автономия;
- личная автономия;
- правовая автономия.
Под целевой понимается, что банк четко в конституции законодательных актах цели своей . Функциональная независимость независимую реализацию банком своих без вмешательства органов. Институциональная финансовая автономия , что центральный имеет статус лица, его имущества, капитала средств. Личная включает в не только членов руководящих центрального банка, и сложный их назначения увольнения. Юридическая обусловлена сложной изменения юридичес статуса центрального .
Более полно о критериях центрального банка в работах экспертов. Следует , что такой отличительной чертой работ является методов формально- и конкретно исследований состояния банков.
Так, в 1980 году и Паркин систему оценок, на «политической » центральных банков. независимость, по мнению, определяется отношений между банком и властью, процедурой и освобождения должности главы банка, влияния правительства в е директоров банка, неофициальные между центральным банком и исполнительной властью.
Впоследствии был разработан более широкий круг критериев оценки независимости центральных банков.
Например, М. Кроуфорд выделил восемь критериев независимости центрального банка[12]:
- наличие законодательных гарантий независимости центрального банка, исключая возможность вмешательства в его деятельность;
- установление этого метода назначения губернатора центрального банка, который ограничивает способность политических ветвей власти определять кандидатуру управляющего;
- длительный срок полномочий руководства центрального банка;
- ограниченные возможности для раннего устранения руководства центрального банка от должности;
- отсутствие представителей государственных органов в органах управления центрального банка;
- законодательная консолидация и согласованность целей центрального банка;
- независимое решение вопроса об установлении ставок рефинансирования;
- сложный порядок изменений и стабильность правового регулирования статуса центрального банка.
Дж. Луис предложил более обобщенные критерии независимости центрального банка[13]:
- личная автономия или гарантии независимого принятия решений и долгосрочные назначения на должности руководителей центральных банков;
- институциональная автономия, что означает, что центральный банк имеет статус юридического лица, признание самых широких форм гражданской дееспособности, право самостоятельно разрабатывать и принимать документы, имеющие юридическую силу;
- функциональная автономия, которая предполагает независимую реализацию центральным банком функций, возложенных на нее, без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов;
- финансовая автономия, определяемая наличием собственного капитала и средств центрального банка.
Более того, автор правильно определяет последний критерий как «самый важный элемент независимости».
Д. Серве определяет три независимости центрального . Он ссылается основную институциональную личную независимость. независимость определяется факторами, как особого статуса банка и сформулированные гарантии государственных органов его деятельность. независимость обусловлена только запретом указаний государственных , но и процедурой назначения должность, а длительным и сроком полномочий и членов директоров центрального . Третий компонент - независимость - Д. определяет как и подразделяет операционную и . Операционная независимость наличием и независимой реализации инструментов денежно- политики. Финансовая обусловлена наличием ных средств банка.