Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 2
Л. Громли и Дж. Де Хаан указывают на пять основных критериев независимости центральных банков[14]:
- четко определенные цели центрального банка;
- независимость центрального банка в разработке и осуществлении антиинфляционной политики;
- конституционный или иной высокий уровень правовой консолидации статуса центрального банка, который является необходимой предпосылкой для его стабильности;
- недопустимость правительства и других правительственных учреждений, мешающих решениям центрального банка;
- сложная процедура назначения и освобождения от должности руководителя и членов совета директоров центрального банка на должность.
Лунгани и указывают три критерия независимости банка. Целевая определяется исключительно , обеспечивает ли в центральном обеспечение стабильности в качестве макроэкономической задачи. независимость включает центрального банка использовании механизмов -кредитной политики, каких-либо правительства центральному о кредитовании государственного бюджета, определения процентных по кредитам банка. Политическая предопределена правилами, порядок назначения увольнения высших лиц центрального , возможностью участия правительства в совета директоров сроком полномочий директоров центрального ,
Более детальная оценки была С. Уэббом, . Кукурманом и . Неапати, которые процедуру формирования управления центральным по таким , как правовой главы центрального , формирование центрального банка, задачи банка и на кредитование . Эта система на юридических , каждый из оценивается по от 0 до 1. по каждому параметров отражает независимости центрального . Чем выше , тем она независима.
Исследования авторов позволяют сделать следующие выводы. В тех случаях, когда закон предусматривает длительные сроки полномочий руководителей центральных банков и ограничивает возможности политических ветвей власти назначать и увольнять менеджеров, центральные банки классифицируются как более независимые по критерию «главный исполнительный директор».
Соответственно, центральные , обладающие более полномочиями по денежно-кредитной и способные случае конфликтов прямому правительственному , классифицируются как независимые по «политического курса».
критерия «задача центрального банка» предоставляется шесть возможных оценок, в зависимости от того, является ли приоритет или нет приоритетом для обеспечения стабильности цен. Таким образом, если обеспечение стабильности цен фиксируется как основная или единая цель, то по этому критерию центральный банк классифицируется как более независимый по сравнению с теми банками, которые имеют дополнительные задачи, несовместимые с этой целью (например, финансирование программ развития, бюджет дефицитного финансирования, помощь неплатежеспособным предприятиям и регионам).
Анализируя различные подходы к оценке независимости центральных банков, можно отметить: практически все авторы согласны с тем, что центральные банки должны соответствовать следующим основным критериям[15]:
- длительное (как правило, не менее восьми лет) срок полномочий председателя и членов совета директоров центрального банка;
- ограниченные возможности правительства или парламента назначать или увольнять председателя и членов совета директоров центрального банка;
- четкая консолидация приоритетов центрального банка. Его основная задача должна заключаться в обеспечении стабильности национальной валюты и стабильности цен. В центральный банк не должны возлагаться обязанности, несовместимые с этой задачей;
- исключительные права центрального банка на осуществление денежной эмиссии и управление денежно-кредитной политикой;
- строгие ограничения на кредитование правительства и государственного сектора. В отсутствие таких ограничений центральный банк вынужден выпускать дополнительные выбросы;
- широкий гражданский потенциал центрального банка, предоставляя ему права юридического лица;
- присвоение имущества, находящегося в собственности центрального банка;
- независимое финансирование аппарата и деятельности центрального банка;
- неприкосновенность резервов центрального банка;
- осуществление функций банковского контроля.
2.2 Оценка независимости центральных банков
По словам Грилли, Маскиандаро и Табеллини, политическая независимость банка определяется элементами: отношениями правительством и банком в денежно-кредитной , процедурой назначения директоров банка формальным цели банка в денежно-кредитной .
На основе на официальных законов о банках рассчитывается Центрального банка интереса. Результаты в таблице 1 2. Как уже , GMT-индекс включает себя два , отражающих политическую экономическую независимость банка. Они двоичными, то могут принимать два значения: «true» () и «false» (ноль).
законодательные положения, которые укрепляют позиции центрального банка в случае конфликта с правительством.
Таблица 1
GMT-индекс политической независимости[16]
Страна |
(1) |
(2) |
(3) |
(4) |
(5) |
(6) |
(7) |
(8) |
Сумма |
Киргизия |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
Болгария |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
Хорватия |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
Босния и Герцеговина |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
Македония |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
Эстония |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Литва |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Грузия |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Чехия |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Венгрия |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Польша |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Словения |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Армения |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
6 |
Латвия |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
6 |
Азербайджан |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Таджикистан |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Россия |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
5 |
Украина |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Узбекистан |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Молдавия |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
5 |
Туркменистан |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
5 |
Румыния |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Сербия |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Белоруссия |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
4 |
Казахстан |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
4 |
Словакия |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Экономическая независимость Центрального банка в рамках GMT-индекса основана на следующих критериях:
- нет автоматической процедуры предоставления кредитов правительству;
- если есть возможность выдавать кредит правительству, то правительство может получить его только по рыночной ставке;
- кредиты правительству выдаются на определенный период;
- кредиты, предоставленные правительству, имеют ограниченный размер;
- центральный банк не является участником первичного рынка государственного долга;
- Центральный банк самостоятельно устанавливает свои процентные ставки (без согласования с правительством);
Центральный банк не несет ответственности за надзор за банковским сектором (в этом случае Центральный банк присваивает 2 балла при расчете GMT-индекса), или эта ответственность делится с другим государственным органом (назначается 1 балл) (таблица 2).
Таблица 2
GMT-индекс экономической независимости[17]
Страна |
(1) |
(2) |
(3) |
(4) |
(5) |
(6) |
(7) |
Сумма |
Латвия |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
8 |
Венгрия |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
8 |
Эстония |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
2 |
7 |
Казахстан |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
2 |
7 |
Чехия |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Польша |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Босния и Герцеговина |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
7 |
Россия |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
6 |
Литва |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
6 |
Таджикистан |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
6 |
Киргизия |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
6 |
Туркменистан |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
6 |
Болгария |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
6 |
Хорватия |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
6 |
Румыния |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
6 |
Словакия |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
6 |
Словения |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
6 |
Македония |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
6 |
Молдавия |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
5 |
Грузия |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
5 |
Сербия |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
5 |
Армения |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
4 |
Азербайджан |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
4 |
Узбекистан |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
3 |
Белоруссия |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
Украина |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
Индексы строятся таким образом, что в случае, если выполнено условие (i), за этот пункт ЦБ получает 1 балл и 0 - в противном случае. Политический и экономический индексы представляют собой сумму своих компонент и принимают целочисленные значения от 0 до 8. Итоговый индекс представляет собой сумму политического и экономического индексов (табл. 3).
Таблица 3
Суммарный GMT-индекс[18]
Страна |
Индекс политической независимости |
Индекс экономической независимости |
Индекс общей независимости |
Венгрия |
7 |
8 |
15 |
Босния и Герцеговина |
8 |
7 |
15 |
Эстония |
7 |
7 |
14 |
Латвия |
6 |
8 |
14 |
Киргизия |
8 |
6 |
14 |
Болгария |
8 |
6 |
14 |
Хорватия |
8 |
6 |
14 |
Чехия |
7 |
7 |
14 |
Польша |
7 |
7 |
14 |
Македония |
8 |
6 |
14 |
Литва |
7 |
6 |
13 |
Словения |
7 |
6 |
13 |
Таджикистан |
6 |
6 |
12 |
Грузия |
7 |
5 |
12 |
Россия |
5 |
6 |
11 |
Казахстан |
4 |
7 |
11 |
Туркменистан |
5 |
6 |
11 |
Румыния |
5 |
6 |
11 |
Армения |
6 |
4 |
10 |
Азербайджан |
6 |
4 |
10 |
Молдавия |
5 |
5 |
10 |
Словакия |
4 |
6 |
10 |
Сербия |
5 |
5 |
10 |
Узбекистан |
5 |
3 |
8 |
Украина |
5 |
2 |
7 |
Белоруссия |
4 |
2 |
6 |
Банки стран Европы и были самыми (как политически, и экономически). независимость характеризуется банками Беларуси, и Узбекистана. то же можно предположить, результаты отражают официальную независимость банка. В , если высокий независимости Центрального Прибалтики не большого сомнения, уровень независимости банка Кыргызстана Таджикистана выглядит очень убедительным.
изучении распределения независимости центральные большинства стран средней или независимостью (по политической независимости индексу полной ). Иными словами, этих стран говорить о степени независимости центральных банков. касается места , то Банк характеризуется средним независимости среди стран. Согласно общей независимости, упустила не большинство стран Европы и , но также и Таджикистан.
, индексы отражают только формальную независимость Центрального банка, но тот факт, что Центральный банк России не в полной мере пользуется независимостью даже с формальной точки зрения, на наш взгляд, можно считать негативным сигналом об уровне его фактической независимости. Можно с большой долей уверенности предположить, что формально независимый ЦБ фактически может характеризоваться меньшей независимостью, чем практически независимый ЦБ будет менее формально независимым.
Заключение
Центральный банк является центром всей кредитной системы страны. Это определенный орган, регулирующий и контролирующий работу всех институтов нижнего уровня банковской системы. Первый Центральный банк появился 300 лет назад (шведский риксбанк, 1668). Основным условием нормального функционирования этого института является независимость от определенного политического давления. Теоретические исследования, современный международный опыт показывают, что государства с гораздо более независимым центральным банком обычно достигают лучших результатов определенной экономической политики. В настоящее время проблема независимости современного Центрального банка (ЦБ) является одной из приоритетных задач нашей страны. Если основные функции, установленные федеральным законом, выполнены, то сегодня Банк России не может быть полностью независимым. Активно осуществляя свою конкретную деятельность, а также осуществляя полномочия, закрепленные за ними на законных основаниях, определяемые важностью и содержанием ее задач при определенной финансовой деятельности государства, Банк России должен всегда исходить из основных интересов государства, всегда учитывают действия и задачи других государственных органов, эффективно координируют с ними всю свою деятельность. В настоящее время наиболее независимыми от различных органов современной исполнительной власти можно назвать центральные банки развитых европейских государств, а это Германия, Швейцария и т. Д. Для развивающихся стран, а также для стран с переходной экономикой более определенная Связь между правительством и органом, выдающим лицензию, характерна.