Файл: Выпускной (квалификационной) работы Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 619
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31
Новая редакция ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17 ноября 1995 года внесла некоторые коррективы относительно предмета надзора за исполнение законов органами предварительного следствия. Так, предметом надзора называлось соблюдение прав и свобод человека и гражданина, порядка разрешения заявлений о преступлениях сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведения расследования и законность решений следственных органов.
39
Кроме того, в 2001 году был принят новый УПК, который с детальной регламентацией закрепил полномочия прокурора на предварительном следствии. Первоначальная редакция УПК 2001 года предоставляла прокурору широкие процессуальные возможности по уголовному преследованию: прокурор был определен в качестве органа, осуществляющего уголовное преследование; прокурор имел право возбуждать уголовное дело, участвовать в производстве предварительного расследования, осуществлять производство отдельных следственных действий. Таким образом, произошло слияние функции надзора прокурора за органами, осуществляющими предварительное следствие и функции уголовного преследования. Такой порядок деятельности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие просуществовал до июня 2007 года, когда был образован Следственный комитет РФ при Прокуратуре РФ.
Федеральным законом от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» в рамках прокуратуры РФ был создан Следственный комитет. Следственный Комитет при прокуратуре мог непосредственно производить предварительное следствие по уголовным делам. И в этой связи актуальным становится вопрос о надзоре прокуратуры
«самой за собой», смешением функций, необъективности следствия.
39
О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. Закон от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от
17.11.1995)// КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2020.
32
Организационно Прокуратура и Следственный комитет при прокуратуре были объединены, однако существовавшая ранее административная подчиненность руководителя следственного аппарата
Генеральному прокурору была ликвидирована В 2007 г. из общего объема полномочий прокурора, определяющих прокурорский надзор и уголовное преследование, были исключены те полномочия, которые обеспечивали процессуальное руководство следствием, то есть уголовное преследование по делам, подследственным следователям. Прокурор был лишен полномочий по возбуждению уголовных дел, отмене незаконных или необоснованных постановлений следователя, а также многих иных. Сужение полномочий прокурора в досудебном производстве связывалось с передачей данных функций руководителю следственного органа и ликвидацией процессуального руководства следователями со стороны прокуроров.
Подобное лишение полномочий не позволяло прокурору максимально эффективно осуществлять прокурорский надзор, поскольку он не может влиять на устранения выявленных нарушений.
Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2010 № 1182 на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации был создан Следственный комитет Российской Федерации.
40
А 28 декабря 2010 года вступил в силу Федеральный закон «О следственном комитете
Российской Федерации». Тем самым, производство предварительного расследования перестало относиться к компетенции органов прокуратуры.
Исходя из всего вышесказанного следует, что на протяжении всей истории существования органов прокуратуры, функции прокурора на этапе предварительного расследования не оставались одинаковыми.
В деятельности прокурора то больше выражалась функция надзора за исполнением законом органами, осуществляющими предварительное расследование, то функция уголовного преследования, либо происходило
40
«Вопросы Следственного комитета Российской Федерации» Указ Президента Российской Федерации от
27 сентября 2010 г. N 1182, пункт 1. [Электронный ресурс] КонсультантПлюс: справ.правовая система. –
ВерсияПроф. – Электрон.дан. М., 2020.
33 смешение указанных функций. И, как следствие, менялись полномочия для реализации данных функций. Думается, что изменение приоритета одной функции над другой, а так же полномочий, посредством которых реализуются указанные функции, обусловлено динамикой общественных отношений, политическим строем и другими факторами. На сегодняшний день, когда на этапе предварительного расследования прокурор не осуществляет уголовное преследование напрямую, а приоритет отдан функции надзора, имеет смысл утверждать, что права и свободы человека и гражданина будут соблюдаться в полной мере.
41 41
См. об этом подробнее: Малиненко М.К. Становление и развитие института прокурорского надзора на стадии предварительного расследования // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 8. С. 130.
34
1 2 3 4 5 6 7
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ЗАДАЧИ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
2.1. Понятие прокурорского надзора за процессуальной деятельностью
органов, осуществляющих предварительное следствие
Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие, является частным понятием по отношению к определению прокурорского надзора в целом. Для того чтобы выделить его специфику и задачи, следует рассмотреть само понятие прокурорского надзора в целом.
Зяблина М.В. отмечает: «прокурорский надзор в современной юридической литературе используется в нескольких смыслах. Во-первых, как одна из основных функций современной российской прокуратуры. Во- вторых, как отдельная самостоятельная отрасль права. Прокурорский надзор является отдельным направлением государственной деятельности, представляющим собой одну из форм реализации правоохранительной функции, стоящей перед государством в целом».
42
В.И. Басков считает, что
«прокурорский надзор – это осуществляемая от имени государства деятельность Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров, направленная на точное и единообразное исполнение законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений закона, а также привлечению виновных к ответственности». Похожее мнение разделяет и профессор Ю.Е. Винокуров, который определяет прокурорский надзор, как специфическую деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемую от имени Российской Федерации и состоящую в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.
43 42
Зяблина М.В. Типичные недостатки прокурорского надзора за соблюдением права на реабилитацию в уголовном судопроизводстве // Законность. 2016. N 10. С. 27.
43
Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: учебник. / Ю.Е. Винокуров. – М.: изд-во Юрайт, 2011. – С. 12.
35
Таким образом, прокурорский надзор, будучи основной функцией прокуратуры, в соответствии со ст.1 Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации» (далее ФЗ «О прокуратуре РФ»), представляет собой деятельность органов и учреждений прокуратуры, осуществляющих от имени Российской Федерации наблюдение за соблюдением Конституции
Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.
44
Понятие прокурорского надзора тесно связано с понятием "законность", так как законность обеспечивается благодаря осуществлению прокуратурой надзора за соблюдением действующего законодательства. Сущность законности состоит в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами действующего законодательства. Применительно к деятельности прокуратуры содержание законности формулируется в п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» при определении целей надзорной деятельности, заключающихся в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты охраняемых интересов общества и государства. На всей территории России необходимо единство законности, одинаковое ее понимание и осуществление, и единственным органом государства, способным обеспечить это единство, является прокуратура.
Есть авторы, мнение которых сводится к тому, что прокурорский надзор является самостоятельным видом государственной деятельности, отличным от контроля
45
, другие авторы придерживаются точки зрения, что прокурорский надзор – разновидность контроля
46
, третьи занимаю компромиссную позицию, говоря о контрольно-надзорной деятельности современной прокуратуры.
47
Прокурорский надзор обладает рядом сходных с
44
О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. Закон от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 06.02.2020)// КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2020.
45
Рохлин В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль. / В.И. Рохлин. – СПб.: Изд-во Р.
Асланова «Юридический центр Пресс», 2013. – С.167.
46
Гуляева А.П. Контрольные государственные органы России: учебник. / А.П. Гуляева – М.: 2000. – С.7.
47
Конин Н.М. Административное право России: учебник. / Н.М. Конин – М.: Изд-во Проспект, 2010. – С.
234-235.
36 контролем черт, однако его предназначение, принципы организации и формы реализации не позволяют рассматривать его как специфическую форму контроля. Содержание прокурорского надзора, выражающегося в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, свидетельствует о том, что данный вид государственной деятельности является особым и самостоятельным. Прокуратура РФ – это самостоятельный государственный орган, который обособлен от законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти, несмотря на их тесное взаимодействие между собой, что позволяет уравновесить ветви власти и обеспечить их оптимальное функционирование. Конституция РФ содержит положение о прокуратуре – ст. 129, глава 7 – «Судебная власть и прокуратура» (после внесения поправок в 2014 году законодатель переименовал главу, чем подтвердил автономность прокуратуры РФ в частности и от судебной власти).
48
Соответствующая особенность прокурорского надзора как вида государственной деятельности позволяет выделить ряд присущих только ей черт:
1) осуществляется исключительно специализированной системой органов, которая носит централизованный характер;
2) осуществляется от имени Российской Федерации, что заключается в гласном и в строго установленных законом формах осуществлении полномочий прокурора, направленных не только на обеспечение законности, но и на защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов человека, общества и государства;
3) основной метод осуществления – проверка исполнения требований, содержащихся в Конституции РФ и законах, действующих на территории
РФ, государственными и негосударственными органами и учреждениями.
48
О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ// КонсультантПлюс: справ.правовая система.
– ВерсияПроф. – Электрон.дан. М., 2020.
37 4) своеобразные правовые средства реализации: вынесение актов прокурорского реагирования; проведение различных проверок; осуществление прокурорских полномочий, основанных на государственном принуждении;
5) осуществляется без административного вмешательства в оперативно- хозяйственную деятельность государственных органов, хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений.
49
Итак, прокурорский надзор как вид государственной деятельности – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами особый вид государственной деятельности, осуществляемый единой федеральной централизованной системой органов прокуратуры, по надзору за соблюдением Конституции РФ и иных нормативных правовых актов в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является одной из специальных отраслей прокурорского надзора, который подробно регламентирован в главе 3 раздела III закона.
Оперативно-розыскная деятельность, дознание и предварительное следствие осуществляются главным образом в связи с необходимостью реагирования на информацию о совершенных (а также готовящихся) преступлениях, являющихся наиболее тяжкими нарушениями закона, и направлены, в конечном итоге, на защиту от них личности, общества и государства.
50
Указанные сферы деятельности правоохранительных органов тесно связаны с правами и свободами граждан, поскольку органы,
49
Воронин О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Общей части: Учебное пособие. –
Томск: Изд-во НТЛ, 2007. – С.30.
50
Мезинов Д.А. Прокурорский надзор в РФ вопросы особенной части. / Д.А. Мезинов. – Томск.: Изд-во
НТЛ., 2011. – С. 76.
38 осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, наделены полномочиями по применению принудительных мер. Данные меры должны применяться в строго определенных законом случаях и с соблюдением правил их производства с тем, чтобы не нанести вред правам человека.
В связи с такой направленностью данная деятельность сопряжена с серьезными принудительными ограничениями прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц.
Данная отрасль надзора из-за особенностей вида поднадзорной деятельности, позволяет выделить два самостоятельных вида прокурорского надзора:
1) прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД;
2) прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, в досудебном производстве.
В рамках одного специфического вида надзора рассматриваются два направления надзора, которые в целом дополняют другу друга. Стоит отметить, что эти направления законодателем рассматриваются вместе и выделяется единый предмет. Но в настоящей работе речь идет о надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие. Предварительное следствие – основная и наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников уголовного процесса, поскольку оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым производится дознание, и возбуждение дел в порядке частного обвинения.
51
В юридической литературе, несмотря на то, что законодательно надзор называется как надзор за исполнением законов органами ОРД, дознания и предварительного следствия, предлагаются мнения выделить
51
Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: учебник / Н.В. Ласкина. – М.: изд-во Юстицинформ., 2012. – С.95.
39 надзор за ОРД в отдельную отрасль надзора, отличную от надзора за дознанием и предварительным следствием.
52
В соответствии со статьей 151 УПК РФ к «органам, осуществляющим предварительное следствие, относятся: следственные органы Следственного комитета РФ; следователями органов федеральной службы безопасности; следователями органов внутренних дел Российской Федерации»
53
Ст. 37 УПК РФ устанавливает, что в ходе досудебного производства прокурор осуществляет функции как уголовного преследования, так и прокурорского надзора. Учитывая, что реализация функции уголовного преследования на досудебном этапе в органах прокуратуры возложена на
Следственный комитет РФ, обладающий значительной административной автономией, прокурор в ходе предварительного следствия в настоящий момент фактически осуществляет лишь функцию надзора за законностью процессуальной деятельности следователей. Анализ полномочий прокурора позволяет сделать вывод о том, что применительно к надзору за предварительным следствием законодатель реализовал концепцию так называемого «чистого» надзора, суть которого заключается в том, что
«прокурор освобождается от распорядительных полномочий, позволяющих ему непосредственно вмешиваться в ход предварительного следствия и влиять на его производство. Руководство предварительным следствием ограничивается от надзора и возлагается на руководителей соответствующих следственных органов и подразделений. За прокурором остаются лишь полномочия по утверждению обвинительного заключения».
54
Основная цель данного построения прокурорского надзора заключается в обеспечении большей самостоятельности следователей и повышении качества предварительного следствия. Прокурор, не отвечая за результаты
52
Мезинов Д.А. Прокурорский надзор в РФ вопросы особенной части. / Д.А. Мезинов. – Томск.: Изд-во
НТЛ., 2011. – С. 79.
53
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (ред. от 07.04.2020)// КонсультантПлюс: справ.правовая система. – ВерсияПроф. –
Электрон.дан. М., 2020.
54
Таджиев Х.С. Прокурорский контроль и ведомственный контроль за расследованием преступлений. –
Ташкент, 1985. – С.15.