Файл: Свойства и показатели ассортимента товаров (ОКП 984100 Продукция кур).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 688
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Состояние и перспективы развития рынка мяса птицы в России
1.2. Пищевая ценность и значение мяса птицы для питания населения
1.3. Классификация ассортимента исследуемой группы товаров и его товароведная характеристика
1.4. Свойства и показатели ассортимента мяса птицы
Глава 2. Характеристика потребительских свойств и оценка качества отечественной продукции мяса птицы
2.1. Факторы, формирующие ассортимент и качество исследуемой мясной продукции
2.2. Потребительские свойства мяса домашней птицы
2.3. Оценка качества и безопасности мяса птицы. Особенности его сертификации
Глава 3. Исследования ассортимента и качества мяса домашней птицы в ООО «Петелинка»
3.1. Общая характеристика ООО «Петелинка»
3.2. Анализ ассортимента исследуемой продукции, реализуемой торговым предприятием
Введение
Актуальность исследования. Обеспечение населения страны безопасной и качественной сельскохозяйственной продукцией является составной частью национальной безопасности страны.
В 2010 г была утверждена Доктрина продовольственной безопасности, в которой подчеркивается, что «продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны». Стратегической целью названо обеспечение населения безопасной сельскохозяйственной продукцией. Именно «безопасной», так как помимо обеспечения населения достаточным количеством продуктов питания, необходимо уделять внимание качеству как производимой в стране, так и импортируемой сельскохозяйственной продукции.
Необходимое условие продовольственной безопасности страны - продовольственная независимость, предполагающая удовлетворение потребности в продуктах питания за счет отечественного агропромышленного комплекса.
Мясо птицы присутствует в рационе большинства людей, в связи с чем вопросы обеспечения его качества достаточно актуальны на сегодняшний день. Защита покупателя от некачественного мяса птицы на рынке – сертификация.
С мая 2014 года в России действует технический регламент Таможенного Союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), который отменил выдачу оценочных документов по определению соответствия качества мяса птицы стандартам на основе ГОСТ Р.
Следует отметить, что мясо птицы находится в зоне регулирования также и Технического регламента Таможенного союза – ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», вступившем в силу с 01.07.2013 г.
В связи с использованием системы сертификации актуальным становится вопрос изучения ассортимента и качества мяса домашней птицы, реализуемого в торговых предприятиях.
Цель исследования заключается в определении ассортимента и качества мяса домашней птицы, реализуемого в ООО «Петелинка».
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
– изучить теоретические аспекты товароведной характеристики ассортимента мяса домашней птицы розничного торгового предприятия;
– определить состояние и перспективы развития рынка мяса птицы в России;
– определить пищевую ценность и значение мяса птицы для питания населения;
– привести классификацию ассортимента исследуемой группы товаров и его товароведную характеристику;
– рассмотреть свойства и показатели ассортимента мяса птицы;
– дать характеристику потребительских свойств и оценку качества отечественной продукции мяса птицы;
– определить факторы, формирующие ассортимент и качество исследуемой мясной продукции;
– изучить потребительские свойства мяса домашней птицы;
– провести оценку качества и безопасности мяса птицы, определить особенности его сертификации;
– провести исследование ассортимента и качества мяса домашней птицы в ООО «Петелинка»;
– оценить качество образцов мяса птицы разных поставщиков.
Объектом исследования является ООО «Петелинка».
Предметом исследования является ассортимент и качество мяса домашней птицы в ООО «Петелинка».
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты товароведной характеристики ассортимента мяса домашней птицы розничного торгового предприятия
1.1. Состояние и перспективы развития рынка мяса птицы в России
Сельское хозяйство является важным сектором экономики, обеспечивающим продовольственную безопасность государства. По этой причине правительства различных стран уделяют должное внимание развитию сельского хозяйства. Российское правительство ежегодно увеличивает поддержку сельскому хозяйству в виде бюджетных субсидий, льготных ссуд, таможенных барьеров и т.д. Если в период с 1999 по 2001 год государственная поддержка сельского хозяйства от стоимости продукции в России составила 5,3%, то с 2010 по 2015 год выросла до 21,3%. [6, с. 71]
Развитые и развивающиеся страны на поддержку сельского хозяйства выделяют значительные средства. Например, государственная поддержка сельского хозяйства от стоимости продукции за период с 2010 по 2015 год в США составила 39,2%, в Канаде – 21,9%, в странах ЕС – 25,9%. С 2003 по 2015 год Россия в среднем выделяла на поддержку сельского хозяйства средств в объеме 0,95% от ВВП, а Турция – 3,07%, Корея – 2,49%, Китай – 2,10%, Исландия – 1,35%, Швейцария – 1,30%, ЮАР – 1,27% и Япония – 1,18%. [10, с. 182]
В 2014 г. Россия по производству птицы на убой уступала Китаю, США, Бразилии и Германии. В 2014 г в России на душу населения было произведено скота и птицы на убой (в убойном весе) 50 кг, в США – 136 кг, Австралии – 185 кг, Бразилии – 116 кг, Франции – 86 кг и Китае – 59 кг. В 2015 г. общие объемы производства мяса в мире составили 308167 млн. т., из них свинины – 114,2 млн. т, мясо птицы – 106,4 млн. т, говядины – 67,5 млн. т., баранины -13,8 млн.т. В 2015 г. в мировом производстве мяса на долю России приходится всего 2,58%, доля Китая составляет 27,66%, США – 13,81%, Бразилии – 7,95%. Китай производит 48% мировой свинины, США – 16,8% мировой говядины и 18,8% мирового мяса птицы. [10, с. 183]
Рынок мяса птицы в нашей стране, несмотря на достаточно большое количество мелких производителей, можно считать одним из самых консолидированных сегментов мясной промышленности. На двенадцать ведущих предприятий России приходится более 50% от общего натурального объема производства.
Крупнейшие игроки на рынке мяса птицы сконцентрированы в следующих регионах: в Центральном федеральном округе – почти 36%, Поволжском – 17%, Южном – 12%. Примерно 70% всего произведенного в стране бройлерного мяса выпускается 20 наиболее крупными предприятиями. Фактически 6 из них (ОАО «Черкизово», ЗАО «Приосколье», ГАП «Ресурс», ООО «Продо-Трейд», ОАО «Белгранкорм» и «Северная») произвели более 50% [9, с. 283].
Производители птицепрοма осознают условия конкурентоспособности, которые накладывает на них интеграция с международным рынком. Для поддержания конкурентоспособности производимой продукции на мировом и отечественном рынке, помимо технического перевооружения, необходимо усовершенствовать нормативную базу и обеспечить соответствие продукции международным стандартам.
Помимо выращивания бройлеров, очень важно развивать производство уток, индеек, гусей и перепелов. С помощью этого будет возможно расширить ассортимент продукции птицеводства на потребительском рынке страны [9, с. 284].
На данный момент все еще недостаточно эффективно используются рыночные механизмы управления хозяйством в птицеводстве, несмотря на то, что это является основным фактором повышения конкурентоспособности. В первую очередь, речь идет о разработке эффективной логистической системы рынка мясной продукции, учитывающей принципы рыночной экономики.
Такие системы позволяют исключать ручной труд, что полностью исключает травмы поставляемой на убой птицы, что повышает качество мяса. Современные технологии снабжены системами автоматического отлова птицы и их затаривания, приспособления оглушения, транспортные системы и автоматический приемник с весовым устройством и собственными моечными блоками на переработке [5, с. 89].
Существует ряд факторов, способствующий развитию производства мяса птицы в России:
– инновации в сфере селекции, генетики, переработки, ветеринарной медицины, привлечение современных технологий;
– ограничение импортных квот и тарифно-таможенное регулирование;
– исключение таможенных пошлин на оборудование для птицеводства;
– выделение льготных кредитов на государственном уровне для развития птицеводства;
– привлечение крупных инвесторов. [5, с. 90]
Исходя из прогнозов специалистов, мясо птицы может составить 45% от суммарного потребления всех видов мяса к 2020 году.
Последствия мирового экономического кризиса, с одной стороны, проявились в массовом переходе потребителей на мясо птицы, а с другой стороны, слои населения с низким достатком, представляющие значительную часть потребителей стали воспринимать любые виды мяса как недоступную для их кошелька продукцию.
Прогнозируется, что в ближайшие годы будет происходить стабильный рост потребления мяса кур и свинины, а также небольшое снижение спроса на говядину из-за ее высокой цены. В 2015 году потребление свинины составит - 3,5 млн. тонн, куриного мяса – 4,6 млн. тонн, говядины – 2,2 млн. тонн [5, с. 92].
Государственная программа, направленная на развитие сельского хозяйства в 2013-2020 годах ставит перед собой цель увеличить экспорт мяса домашней птицы до 400 тыс. к 2020 году. Целевыми регионами являются Ближний Восток и Северная Африка.
Национальный проект «Развитие АПК России» привлек в отрасль инвестиции, благодаря которым появилась возможность построить новые птицефабрики и модернизировать старые. Данные мероприятия привели к росту производства и повышению качества выпускаемой продукции.
Также, стоит рассмотреть влияние на рынок мяса птицы введенных в 2014 году санкций на ввоз в Российскую Федерацию некоторых видов сельскохозяйственной продукции, производимых в Соединенных Штатах Америки, странах Европейского союза, Австралии, Канаде и Норвегии.
Около 70% импортной продукции попало под продовольственное эмбарго. В то время, когда было принято постановление Правительства Российской Федерации №778 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», отечественная индустрия мяса птицы имела черты насыщенного рынка: темпы роста объемов производства снизились, объемы экспорта росли, а импорт имел отрицательную динамику.
Главным вкладом в значительный рост цен на импортируемую продукцию послужила динамика валютного курса. Российским производителям принадлежала основная доля рынка. Около 50% импортируемого мяса птицы ввозилось из Соединенных Штатов Америки, 20% приходилось на Украину и страны Европейского союза. Для белорусских поставщиков поставки в Россию составили почти 99% от всего количества ввоза мяса птицы [21, с. 245].
Аналитики «Экспресс-Обзора» прогнозируют, что наиболее вероятна дальнейшая стагнация темпов роста объема рынка мяса птицы под влиянием большого роста цен на продукцию. Вклад введенных санкций составит не более 2% не зависимо от того, будет ли исключенный сегмент заменен российской продукцией или произойдет замещение стран-импортеров.
В приложении 1 представлены данные, наглядно демонстрирующие, как выглядел удельный вес стран-производителей мяса птицы до введения запрета на ввоз мясной продукции (период с 01.07.2015 г. по 06.08.2015 г.). Фактически в этот период было импортировано 191722,43 т мяса и пищевых мясных продуктов.
На США и Бразилию приходилось более 50% от общего объема (63313 и 40458 тонн соответственно). На страны Европейского Союза – 10,5% (20157 тонн).
После введения эмбарго за период с 07.08.2015 г. по 10.10.2015 г. не остается без внимания факт резкого увеличения объемов импорта продукции данной категории отдельными странами-производителями (Приложение 2). Соединенные Штаты Америки показаны на диаграмме потому, что из анализа не исключались поставки, прибывшие до введения запрета на ввоз мяса птицы.
Вывод: Таким образом, наиболее вероятна дальнейшая стагнация темпов роста объема рынка мяса птицы под влиянием большого роста цен на продукцию. Вклад введенных санкций составит не более 2% не зависимо от того, будет ли исключенный сегмент заменен российской продукцией или произойдет замещение стран-импортеров.
В целом, сократилось не только количество стран-поставщиков мяса птицы, но и общий объем импорта данной продукции. В итоге, не восполненный объем данной продукции составляет более 50000 тонн, что должно стимулировать российских производителей [15, с. 102].
1.2. Пищевая ценность и значение мяса птицы для питания населения
Под пищевой ценностью следует понимать свойства пищевого продукта, которые удовлетворяют потребность человека в обеспечении нормального обмена веществ.
Пищевая ценность мяса птицы, как и любого продукта питания, включает питательные вещества, энергетическая и биологическая ценность. При проведении оценки питательных свойств определяется химический состав продукта питания, а также соответствие компонентов формуле сбалансированного питания, отражающей базовые потребности индивида в пищевых веществах.