Файл: Ситуационный подход к менеджменту (ТЕОРЕТИЧЕСКИК АСПЕКТЫ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для оценки эффективности стилей руководства исследователи стали обращать внимание не только на руководителя и подчиненных, а на всю ситуацию в целом. Исследования показали, что в эффективном руководстве решающую роль могут сыграть так называемые ситуационные факторы, которые определяют условия и обстоятельства (ситуацию) управления.

В качестве ситуационных факторов могут представляться:

  • потребности и личные качества подчиненных;
  • характер выполняемой работы (задания);
  • требования и воздействия внешней среды;
  • информация, которую имеют руководитель и подчиненные;
  • важность качества выполняемой работы;
  • степень структуризации работы;

степень мотивации подчиненных;

8) возможности руководителя использовать вознаграждения за работу и другие факторы.

Анализ работы руководителя, связанный с использованием различных стилей руководства, позволил выделить два основных стиля (подхода), на которые ориентируется руководитель в процессе управления.

1. Руководитель сосредотачивает внимание на выполняемой подчиненными работе (задаче). Он, прежде всего, заботится о выполнении работы (решении задачи) и исходя из этого воздействует на подчиненных, используя все свои возможности. Такой стиль руководства, называемый "ориентация на задачу", во многом схож с автократичным стилем руководства. Потенциальные преимущества такого стиля - это единство целей, быстрота действия при принятии решений и строгий контроль за выполнением работы.

2. Руководитель сосредоточивает внимание на человеческих отношениях. Он добивается повышения результативности труда путем совершенствования отношений с коллективом в процессе работы (при решении задачи).

Такой стиль руководства, называемый "ориентация на человека", во многом схож с демократическим стилем руководства. Проявление заботы о благополучии подчиненных особенно улучшает качество работы, когда подчиненные мотивированы потребностями высокого уровня. Использование такого стиля позволяет заинтересовать подчиненных работой, усилить самоуправление и уменьшить необходимость в плотном контроле.

Этот стиль наиболее эффективен в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить полное сотрудничество подчиненных.

Стили "ориентация на задачу" и "ориентация на человека" рассматриваются как границы, в пределах которых находятся различные стили руководства. Выбор конкретного стиля зависит от ситуационных факторов, то есть от условий, в которых выполняется управление.


Были разработаны несколько ситуационных моделей, которые помогли разобраться в сложностях процесса руководства, и позволили более полно ответить на вопрос: как достичь эффективного выполнения поставленной задачи и удовлетворенности исполнителей?

Эта модель указывает руководителю на необходимость использования такого стиля, который позволит лучше выполнить работу с помощью имеющихся в его распоряжении исполнителей.

Выбор стиля зависит от двух ситуационных факторов:

  • личных качеств и потребностей исполнителей;
  • сложности задачи и возможности ее структуризации. [5, c. 108]

1.3. Основные модели ситуационного управления

Ситуационный подход - предполагает, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчинённых, характер задания, требования и воздействия среды. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что поведение руководителя должно быть разным в различных ситуациях.

Разработаны четыре ситуационных модели, которые помогли разобраться в сложностях процесса руководства. Ситуационная модель руководства Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются: [6, c.89]

Отношение между руководителями и членами коллектива. Подразумевает лояльность, проявляемую подчинёнными, их доверие своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.

Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, чёткость и формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.

Должностные полномочия. Это – объём законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а так же уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.

Фидлер считал, что хотя каждой ситуации соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остаётся, в целом, постоянным.

Различные сочетания этих трёх размерностей могут дать восемь потенциальных стилей руководства. Руководитель, ориентированный на задачу, наиболее эффективен в ситуациях 1,2,3и8, в то время, как руководитель, ориентированный на человеческие отношения лучше всего работает в ситуациях 4,5и 6. В ситуации 7 хорошо работать могут как тот, так и другой.


Из 8ми ситуаций - первая является наиболее благоприятной для руководителя. В ней задача хорошо структурирована, должностные полномочия больше, а отношения между руководителем и подчинёнными хорошие что создаёт максимальную возможность для оказания внимания. В противоположность этому, ситуация 8- наименьше благоприятная, потому что должностные полномочия невелики, отношения с подчинёнными плохие и задача не структурирована. Самым эффективным стилем руководства в обоих этих случаях будет ориентация на задачу. [7, c.123]

Стили руководства, ориентированные на человеческие отношения наиболее эффективны в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях. Преимущества стиля, ориентированного на человеческие отношения – это увеличение возможности руководителя влиять на подчинённых, забота о подчинённых улучшает отношения между руководителем и подчинёнными, стимулируется личная заинтересованность исполнителей, уменьшается необходимость в строгом надзоре, минимизирован риск потери контроля.

Подход «путь-цель» Митчела и Хауса - согласно этой модели, руководитель, организуя подчинённых на осуществление поставленных целей, воздействует на пути достижения этих целей. Он изыскивает возможности к тому, чтобы сделать пути достижения своих целей лёгкими, выгодными, стремится показать личную выгоду подчинённых от достигнутого результата.

ГЛАВА 2. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

2.1. Характеристика исследуемой организации

Ресторан быстрого питания КFC- Ступино, зарегистрированный, как Общество с ограниченной ответственностью «ПБО- Ступино». ООО «ПБО Ступино» внесен в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц (ЕГРЮЛ) 15.0 размером уставного капитала 11000 рублей. Для потребителей ООО «ПБО Ступино» открыло свою деятельность 29.10.2014. [8]

Согласно Федеральному закону от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обществах с ограниченной ответственностью"  Обществом с ограниченной ответственностью (далее - общество) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. [9]


Целью создания организации было распространение сети ресторанов быстрого питания KFC(KentuckyFriedChicken) по всей России, даже в малонаселенных и находящихся далеко от Москвы городах. На данный момент в России функционирует 500 ресторанов.

Свою деятельность в г. Ступино организация осуществляет в полюбившемся ступинцам на 2 этаже ТЦ «Курс».

Основными конкурентами KFC в городе является «McDonalds», «VillageHouse,» «Крошка картошка». KFC – ресторан быстрого питания, специализирующийся на приготовлении блюд из курицы. Каждое утро в ресторан поставляют свежее куриное филе, а не спрессованные котлеты, что отличает KFC от ведущих конкурентов. Далее курица панируется в секретной панировке «11 трав и специй», состав которой не знают даже сотрудники организации, так как 10 трав изготавливаются на одном предприятии, 1 специя на втором , и смешивается приправа на третьем предприятии. [10]

Стоит отметить, что в Ступино KFC является ведущим рестораном быстрого питания. Ежедневно сотрудники ресторана обслуживают около 1000 гостей с выручкой около 300 000 рублей.

Организационная структура предприятия – иерархическая совокупность звеньев (подразделений), где осуществляются процессы управления. Деятельность KFC Ступино организована по линейному типу.

На рисунке 2 показана линейная организационная структура ООО «Сити Ресторантс» КФС Ступино. Рассмотрим функции, которые исполняют участники схемы.

Генеральный директор – это сотрудник, осуществляющий управление рестораном и контролирующий все процессы, происходящие на территории ресторана. Генеральный директор полностью несет ответственность за результаты деятельности организации. Генеральный директор единолично исполняет обязанности главного бухгалтера и специалиста по отбору персонала для ООО «Сити Ресторантс» КФС Ступино.

Рисунок 2 - Организационная структура КФС Ступино

Заместитель директора – это сотрудник, замещающий директора во время его отсутствия. Зам. директора контролирует работу менеджеров смены, инструкторов, членов бригады, отслеживает исполнение условий договоров поставщиков и партнеров. Также заместитель директора, отвечает за обучение сотрудников и участвует в собеседованиях, готовит членов бригады на должность инструкторов, инструкторов на должность менеджеров смены.

Заведующий производством (менеджер смены) – это сотрудник, контролирующий все процессы, происходящие в ресторане в течении смены. Менеджер организовывает работу инструкторов, членов бригады, решает конфликтные ситуации с гостями, контролирует качество продукции и исполнение стандартов, правил внутреннего распорядка, стандартов внешнего вида сотрудников.


Инструктор- сотрудник, ответственный за обучение членов бригады. Инструктор занимается обучением стажеров, проводит аудиты по знанию стандартов и корпоративной культуры членами бригады. Сам инструктор должен пройти предварительную подготовку и обучение, знать все стандарты.

Член бригады – это сотрудник, выполняющий основную работу в ресторане: обслуживание гостей, приготовление блюд, панирование курицы. Член бригады должен хорошо знать стандарты и соблюдать их согласно своей станции, исполнять поручения, исходящие от инструкторов, менеджеров смены, заместителей директора, генерального директора.

Немалую роль в реализации стратегии организации играет организационная культура компании. Когда работодатель создает комфортные условия труда, способствует здоровому климату внутри коллектива, разрабатывает инструменты мотивации, персонал, в свою очередь, готов к отдаче. Люди будут готовы вести свою команду к цели только тогда, когда их потребности, как материальные, так и моральные будут удовлетворены.

Рассмотрим организационную культуру ООО «Сити Ресторантс» КФС Ступино.

Цель KFC – не только получение максимальной прибыли, но и быть лучшими в мире в создании великолепных ресторанных брендов!

В будущем KFC видит себя лидирующей международной компанией, которая кормит весь мир.

Каждый сотрудник заряжен страстью не только удовлетворить желание гостей, но и превзойти их ожидание, сделать так, чтобы гость ушел счастливый и возвращался снова и снова. Каждый сотрудник исполняет обещание бренда, считает KFC лучшим местом работы. Предоставляет гостям незабываемое и самое быстрое обслуживание.

Заострим внимание на том, что KFC- это семейный бизнес «одни готовят-другие едят». В ресторане нет понятий «посетитель», «покупатель», «клиент», есть единое понятие – «ГОСТЬ». Одна из целей каждого сотрудника: создать максимальные условия, чтобы каждый ,кто пришел в KFC почувствовал себя как дома.

Также KFC имеет в обеспечении детские дома по всей России и в странах СНГ, ежеквартально волонтеры KFC приезжают в детские дома, устраивают там праздники для детей, дарят им подарки. В ресторанах устраиваются благотворительные сборы на социальную адаптацию детей и подростков. С 1 по 21 июня 2016 ступинцы пожертвовали 28 000 рублей.

У компании YUM! Brands есть своя радио-волна YUMFM , в которой сотрудники могут «передать привет» или выразить признание своей команде.

Для всех ресторанов введена единая униформа с логотипом KFC и слоганом SOGOOD(с англ. «такой хороший»), что тоже является частью корпоративной культуры.