Файл: Ситуационный подход к менеджменту (ТЕОРЕТИЧЕСКИК АСПЕКТЫ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИК АСПЕКТЫ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ
1.1. Этапы развития ситуационного менеджмента
1.2. Сущность ситуационного подхода к управлению
1.3. Основные модели ситуационного управления
ГЛАВА 2. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
2.1. Характеристика исследуемой организации
2.2. Анализ финансовых результатов организации
2.3. Анализ текущего состояния среды организации
2.4. Ситуационный подход к управлению исследуемой организацией
В ООО «ПБО Ступино» на работу принимаются лица, достигшие 18 лет и успешно прошедшие собеседование с директором или его заместителем. Опыт работы и образование не важны, так как в компании есть система обучения сотрудников.
Все сотрудники проходят обучение на интернет портале, у каждого сотрудника есть свои личные данные для входа на этот портал. Там сотрудники получают теоретические навыки и проходят онлайн сертификацию.
Изначально все сотрудники приходят в компанию в должности члена бригады, которому при выработке 168 часов/месяц гарантируется зарплата в 21000 рублей + ежемесячные премии по результатам работы + ежеквартальные премии при выполнении целей и показателей организации. Также компания предоставляем оплачиваемый отпуск согласно трудовому законодательству РФ, оплачиваемый больничный. После трех месяцев работы член бригады имеет возможность перейти в должность инструктора. Отработав инструктором 6 месяцев можно обучаться на должность менеджера смены, еще через полгода можно переходить на должность заместителя директора и через год на должность генерального директора.
Ежемесячно компания устраивает конкурсы для всех сотрудников, призами за выигрыш в которых являются крупные денежные суммы, ценные призы (ноутбуки, часы, смартфоны), поездки в различные страны.
Дерево целей - это построенная по иерархическому принципу структуризация всех целей организации.
Разработаем «дерево целей» для КФС Ступино (рис. 3)
Видение – идеальная картина будущего организации, недостижимая цель на данном этапе развития, но тот ориентир, по которому организация должна определить свою деятельность.
Видение компании заключается в том, чтобы быть лучшими в создании ресторанов быстрого питания.
Миссия – понятие, раскрывающее смысл существования организации и характеризующее сферу ее деятельности.
Цель – это результат, который должна достигнуть организация к намеченному сроку.
Миссия компании заключена в продаже блюд из высококачественного куриного филе, приготовленного секретному рецепту 11 трав и специй.
Главной целью любой организации является получение максимальной прибыли.
KFC – именует себя, как компания «с большим сердцем». Данная характеристика отражается не только в различной в благотворительной деятельности, но и в ценовой политике компании. Ценовая политика KFC заключается в том, чтобы сделать знаменитую курочку доступную всем слоям населения.
Проанализируем деятельность подсистем компании в разрезе достижения целей 1 и 2 уровня.
Для отдела маркетинга поставлены следующие задачи:
- привлечение потенциальных покупателей за счет рекламы и PR мероприятий;
- на основе сведений, полученных при проведении различных опросов покупателей расширять ассортимент продукции;
- увеличивать количество транзакций за счет предоставления гостям незабываемого сервиса.
Для финансового отдела поставлена задача оптимизировать затраты, за счет внедрения на производство «часовика», который поможет спланировать расход продукции и снизить процент списания на порчу и исключит перерасход продукции.
Рисунок 3 – «Дерево целей» КФС Ступино
Для отдела кадров поставлены следующие цели:
- увеличить поток соискателей за счет улучшения условий труда (гибкий график для студентов) и использования различных площадок для выставления вакансий компании;
- снизить текучесть до минимума, за счет внедрений различных программ по развитию талантов и возможностей сотрудников. [11]
2.2. Анализ финансовых результатов организации
Проведем анализ экономических показателей ООО «Сити Ресторантс» КФС Ступино, так как главная цель любой организации – получение максимальной прибыли. На величину прибыли как раз влияют уровень профессиональных знаний персонала, его приверженность к работе в организации.
Рассмотрим выручку в 2016-2018 г.г. Выручка 2016 - 2018 г.г. представлена на рис.4
Рисунок 4 - Выручка КФС Ступино 2016 - 2018 г.г.
Из рис. 4 можно сделать вывод о том, что в 2018 показатель выручки увеличился по сравнению с 2017 на 24446 тыс. руб. и прирост составил 32%. Рост выручки свидетельствует о востребованности бренда KFC в сегменте рынка ресторанов быстрого питания, в том числе и в городе Ступино.
Для того, чтобы обеспечивать ресторану стабильный рост прибыли, директору необходимо, помимо работы с выручкой и ее максимизацией работать с затратами. Затраты возможно минимизировать, но это скажется на качестве предоставляемых услуг и на впечатлении Гостей. Поэтому важно понимать, что затраты необходимо не минимизировать, а оптимизировать. Рассмотрим основные затраты ресторана быстрого питания ООО «Сити Ресторантс» КФС Ступино.
Рассмотрим структуру группы затрат «Списание» в 2017 году, представленную на рис.5.
Рисунок 5 - Списания по статьям в 2017 году
На статью «Списание порча» приходится списание испорченной продукции, как готовой, так и сырой. На данную статью приходится в 2017 году 21,5% . На статью «Списание на питание персонала» приходится незначительно меньше – 21,2 %. Наиболее затратной статьей является «Расход фритюрного жира», так как вся продукция ресторана готовится во фритюрах в масле, его качество непосредственно влияет на качество продукции. На данную статью приходится 42,5 % от общей суммы затрат из группы «Списания» в 2018 году. На «Сервис зала» списываются различные расходные материалы, которые Гости могут попросить дополнительно. Например, трубочки, салфетки, стаканчики. На данную статью приходится меньше всего – 14,6 %.
Проведем сравнительный анализ величины затрат на группу затрат «Списание» в 2016 - 2018 годах. На рисунке 2.5 представлена диаграмма, отражающая совокупные затраты группы «Списание» в 2016 -2018 годах.
Из рис.6 сделаем вывод о том, что в 2018 году наблюдается положительная динамика по снижению затрат из группы «Списание» на 912 тыс.руб. или на 54%.
Рисунок 6- Диаграмма затрат группы «Списание» в 2016 - 2018 г.г
Положительную динамику можно связать с совершенствованием системы обучения директоров по правилам оптимизации списания, качественным контролем менеджерского состава за соблюдением стандартов приготовления блюд.
Рассмотрим динамику расходов на персонал в 2016 - 2018 г.г. Динамика представлена в виде диаграммы, представленной на рис. 7.
Рисунок 7- Динамика расходов на персонал в 2016 - 2018 г.г.
Из рис.7 можно сделать вывод о том, что расходы на персонал в 2018 году, по сравнению с 2017 увеличились на 2345 тыс. руб. или на 21%. Подобная динамика может быть вызвана увеличением почасовых ставок сотрудников, а также высоким показателем «текучести» кадров, который требует активного набора персонала и высокими затратами на его обучение.
Проведем анализ динамики показателя чистой прибыли в 2016-2018 г.г. Динамика представлена на рисунке 8.
Рисунок 8- Динамика чистой прибыли в 2016-2018 г.г.
Из данных рисунка 8 можно сделать вывод о том, что показатель чистой прибыли в 2017 году, по сравнению с 2016 годом увеличился на 1531 тыс.руб. или на 7%. А вот в 2018 году наблюдается отрицательная динамика по отношению к предыдущим рассмотренными периодам. Так по сравнению с 2017 году чистая прибыль в 2018 уменьшилась на 2030 тыс.руб. или на 10%.
Рассмотрим изменение среднего чека с 2016 по 2018 г.г. Динамика представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Средний чек в 2016-2018 г.г.
Год |
Средний чек, руб |
2016 |
347 |
2017 |
362 |
2018 |
376 |
Из данных табл.1 можно сделать вывод о том, что наблюдается положительная динамика величины среднего чека. Это, во-первых, свидетельствует о популярности ресторана среди посетителей, а также о качественном обучении персонала работе над увеличением выручки.
2.3. Анализ текущего состояния среды организации
Как уже было отмечено, решения могут быть эффективны только тогда, когда они принимаются на основе текущего состоянии среды организации. Для этого проведем анализ среды организации, а также возможности и угрозы, исходящие из нее.
Проведем анализ внешней и внутренней среды, посредством выделения возможностей и угроз внешней среды и сильных и слабых сторон внутренней. Для удобства представим данные в таблице 2 .
Таблица 2 - Анализ внешней и внутренней среды ООО «Сити Ресторантс» КФС Ступино
Возможности
|
Сильные стороны
|
Угрозы
|
Слабые стороны
|
Далее воспользуемся матрицей «Вероятность-воздействие» для позиционирования:
- Возможностей внешней среды
Таблица 3 - Матрица «Вероятность-воздействие» для позиционирования возможностей внешней среды
Вероятность Воздействие |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Сильное |
1 |
5,6 |
|
Умеренное |
2,3 |
||
Слабое |
4 |
- Угроз внешней среды
Таблица 4 - Матрица «Вероятность-воздействие» для позиционирования угроз внешней среды
Вероятность Воздействие |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Сильное |
1 |
2 |
|
Умеренное |
3,6 |
4 |
|
Слабое |
5 |
- Сильных сторон внутренней среды
Таблица 5-Матрица «Вероятность-воздействие» для позиционирования сильных сторон внутренней среды
Вероятность Воздействие |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Сильное |
1,2,3,6 |
||
Умеренное |
4 |
||
Слабое |
5 |
- Слабых сторон внутренней среды
Таблица 6 - Матрица «Вероятность-воздействие» для позиционирования слабых сторон внутренней среды
Вероятность Воздействие |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Сильное |
4 |
||
Умеренное |
1,2,6 |
3,5 |
|
Слабое |
Для получения более дифференцированной оценки значимости факторов, применяется метод взвешенной оценки воздействия факторов (таблица 7).
В 1 колонку таблицы вписываем отдельные факторы среды; во 2- вес фактора (относительная важность), определенных экспертным путем. При этом сумма всех факторов = 1.
В 3 колонку вписываем оценку в баллах степени влияния факторов на организацию (экспертным путем от -10 до +10).
В 4 колонке определяется взвешенная оценка воздействия фактора на организацию (произведение веса фактора на ее бальную оценку).
Таблица 7- Метод взвешенной оценки воздействия факторов
Факторы среды |
Вес |
Оценка |
Взвешенная оценка |
А |
Б |
В=А*Б |
|
Внешняя среда Возможности |
|||
Увеличение числа ресторанов |
0,25 |
+10 |
+2,5 |
Совершенствование ценовой политики |
0,15 |
+7 |
+1,05 |
Совершенствование кадровой политики |
0,25 |
+9 |
+2,25 |
Сотрудничество с новыми поставщиками |
0,15 |
+8 |
+1,2 |
Расширение ассортимента |
0,1 |
+6 |
+0,6 |
Привлечение большего количества клиентов |
0,1 |
+7 |
+0,7 |
Итого |
1 |
+47 |
+8,3 |
Угрозы Открытие ресторана-конкурента |
0,2 |
-6 |
-1,2 |
Срыв поставки |
0,3 |
-8 |
-2,4 |
Снижение покупательской активности |
0,2 |
-7 |
-1,4 |
Изменение политики поставщиков |
0,1 |
-7 |
-0,7 |
Удешевление рубля |
0,1 |
-6 |
-0,6 |
Мода на здоровое питание |
0,1 |
-5 |
-0,5 |
Итого |
1 |
-39 |
-6,8 |
Внутренняя среда Сильные стороны |
|||
Удачное местоположение |
0,22 |
+10 |
+2,2 |