Файл: Депозитная политика коммерческого банка проблемы и пути решения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 286
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
· использование современных технических средств, новейших информационных технологий и программного обеспечения;
· стремление к росту инвестиционной привлекательности банка, повышению рейтинговыми агентствами кредитных и иных рейтингов банка;
· проведение постоянных маркетинговых исследований конъюнктуры рынка, потребностей потенциальных и существующих клиентов, обеспечение конкурентоспособности существующих услуг, разработка новых продуктов, постоянное совершенствование идеологии работы с клиентами, повышение качества и разнообразия форм их обслуживания;
· формирование позитивного общественного мнения, имиджа банка, создание долгосрочных предпочтений в использовании услуг банка;
· проведение эффективных рекламных компаний (размещения информации об услугах банка в СМИ, в различных сборниках, издаваемых Ассоциацией Банков, в сети Интернет, на уличных носителях, в справочниках, различных подарочных изданиях и предметах, и пр.);
· формирование связей с общественностью (проведение промоакций, организация презентаций, пресс-конференций, опубликование различных статей, пресс-релизов, постоянный контакт с журналистами и т.д.);
· информационная открытость, прозрачность (транспарентность) банка, обеспечение своевременного и достоверного раскрытия информации как о текущей профессиональной деятельности банка на рынке финансовых услуг, так и о реализации мероприятий в сфере решения значимых социальных вопросов.
-
3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДЕПОЗИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКИХ БАНКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Основной проблемой по привлечению денежных средств для удовлетворения коммерческих банков в источниках создании полноценной ресурсной базы является правильное, полноценное, усовершенствованное формирования депозитной политики [43, с. 695].
Недостатком при разработке стратегии и тактики по формированию банковских ресурсов за счёт привлечённых средств остаётся отсутствие учёта во многих случаях политических, экономических, психологических и др. факторов, влияющих на объёмы заёмных источников. Этот недостаток влияет на повышение угроз быстрого оттока привлечённых средств и потери ликвидности банков [25, с. 141].
При привлечении денежных средств, право выбора остается за клиентом, а кредитная организация вынуждена вести жесткую конкуренцию за него. Вследствие этого для решения проблемы формирования депозитной политики кредитной организации необходимо усилить работу по правильному выбору форм и методов, способствующих расширению круга клиентов (Таблица 12).
Таблица 12 – Вклады конкурентов1
Банк | Ставка, % | Сумма, руб. | Срок, дн | Преимущества |
Кредит Европа Банк | 7,85 | От 100 000 руб. | 550 дн. | Выплата процентов ежемесячно |
Связь Банк | 7,60 | От 50 000 руб. | 367 дн. | Возможность расторжения раньше срока |
Ренессанс кредит Банк | 8,40 | От 100 000 руб. | 550 дн. | Пролонгация договора |
Хоум кредит Банк | 8,20 | От 1000 руб. | 547 дн. | Пополнение счета |
Тинькофф Банк | 7,50 | От 50 000 руб. | 91 дн. | Пополнение, частичное снятие, выплата процентов ежемесячно |
Усиливающая конкуренция за денежные средства вкладчиков требует от современных кредитных организаций особого внимания к вопросам совершенствования используемых методов управления привлечёнными ресурсами. Для развития и достижения своих целей, а так же эффективного функционирования, кредитные организации должны разрабатывать основные направления депозитной политики [25, с. 712].
Для того, чтоб клиентов переманить на сторону ПАО Сбербанк и увеличить эффективность депозитной политики, достаточно немного изменить линейку действующих вкладов и добавить новый более обширный ассортимент для всех социальных групп клиентов.
Одной из проблем, с которой коммерческие банки сталкиваются в настоящее время, является формирование ресурсной базы.
Ресурсная база, как микроэкономический фактор, оказывает прямое влияние на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а, следовательно, и размеры доходов, которые он получает, жестко зависят от размеров тех ресурсов, которые банк приобретает на рынке различных ресурсов и, в частности, депозитных. Отсюда возникает конкурентная борьба между банками за привлечение ресурсов [37, с. 528].
Формирование ресурсной базы, включающее в себя не только привлечение новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов, является составной частью гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка. Эффективное управление пассивами предполагает осуществление грамотной депозитной политики. Специфика этой области деятельности в том, что в части пассивных операций выбор банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, к которой он привязан намного сильнее, чем к заемщику [30, с. 496].
Ограниченность ресурсов, связанная с развитием банковской конкуренции, ведет к тесной привязке к определенным клиентам. Если круг этих клиентов узок, то зависимость от них банка очень высока. Поэтому, на наш взгляд, для укрепления ресурсной базы банкам нужна взвешенная депозитная политика, в основу которой ставятся поддержание необходимого уровня диверсификации, обеспечение возможности привлечения денежных ресурсов из других источников и поддержание сбалансированности с активами по срокам, объемам и процентным ставкам [24, с. 961].
Одним из основных направлений депозитной политики банка являются задачи, связанные с управлением рисками в области пассивных операций. В основе депозитной политики находятся проблемы постоянного поддержания необходимого размера диверсификации депозитных ресурсов, а также в депозитной политике следует отразить возможности сбалансированности в пассивах и активах банков по срокам и процентным ставкам [22, с. 257].
Депозитная политика не всегда отражает все задачи по привлечению средств, в частности, ими могут быть:
– соблюдение ликвидности баланса банка;
– привлечение ресурсов с минимальными расходами;
– привлечение в депозитные операции необходимого объёма ресурсов на возможно более длительный срок;
– создание привлекательных условий для привлеченных средств [20, с. 230].
При реализации депозитной политики не всегда используются методы распределения пассивов, которые позволяют учесть зависимость ликвидных активов от источников привлечения. Для этого банки должны в своей политике по привлечению средств определить направления по созданию центра ликвидности. Преимущество данного метода заключается в уменьшении доли ликвидных активов (производятся более точные расчёты) и, следовательно, увеличивается норма прибыли [19, с. 265].Одна из главных задач при формировании и реализации депозитной политики состоит в определении методов оценки и управлении рисками депозитной политики.
Однако, банками не всегда учитывается порядок организации структуры управления рисками при проведении депозитных операций. В ней должны быть предусмотрены:
– порядок распределения полномочий и коллегиальность, когда принимаются решения по управлению рисками, связанными с проведением данных операций;
– способы обеспечения высокой квалификации руководителя и работников банка;
– условия по формированию более интегрированных процессов взаимодействий между аналитическим подразделением банка и структурными подразделениями, которые несут ответственность, формируя депозитный портфель;
– указание перечней оперативных мер при возникновении кризисных ситуаций как внутри кредитной организации, так и вне ее.
Учитывая ужесточение требований со стороны ЦБ РФ по отношению к уровню ликвидности, предусматривающее выполнение обязательных нормативных значений, а также поддерживая сбалансированность привлечённых ресурсов с активами с теми же сроками, банки не всегда проводят мероприятия, которые направлены на увеличение в общем объёме средств на счетах организаций доли срочных ресурсов [32, с. 96].
Несомненно, перечень названных мероприятий подразумевает проведение персональной работы с конкретными клиентами, что также должно найти отражение при разработке стратегии и тактики привлечения средств клиентов. К ним можно отнести действия:
– по отслеживанию движения денежных потоков по счетам организаций клиентов банка, выбор на основе полученной и проанализированной информации наиболее перспективных клиентов в плане формирования срочной ресурсной базы;