Файл: Депозитная политика коммерческого банка проблемы и пути решения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 286

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


· использование современных технических средств, новейших информационных технологий и программного обеспечения;


· стремление к росту инвестиционной привлекательности банка, повышению рейтинговыми агентствами кредитных и иных рейтингов банка;

· проведение постоянных маркетинговых исследований конъюнктуры рынка, потребностей потенциальных и существующих клиентов, обеспечение конкурентоспособности существующих услуг, разработка новых продуктов, постоянное совершенствование идеологии работы с клиентами, повышение качества и разнообразия форм их обслуживания;

· формирование позитивного общественного мнения, имиджа банка, создание долгосрочных предпочтений в использовании услуг банка;

· проведение эффективных рекламных компаний (размещения информации об услугах банка в СМИ, в различных сборниках, издаваемых Ассоциацией Банков, в сети Интернет, на уличных носителях, в справочниках, различных подарочных изданиях и предметах, и пр.);

· формирование связей с общественностью (проведение промоакций, организация презентаций, пресс-конференций, опубликование различных статей, пресс-релизов, постоянный контакт с журналистами и т.д.);

· информационная открытость, прозрачность (транспарентность) банка, обеспечение своевременного и достоверного раскрытия информации как о текущей профессиональной деятельности банка на рынке финансовых услуг, так и о реализации мероприятий в сфере решения значимых социальных вопросов.



  1. 3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДЕПОЗИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКИХ БАНКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ


Основной проблемой по привлечению денежных средств для удовлетворения коммерческих банков в источниках создании полноценной ресурсной базы является правильное, полноценное, усовершенствованное формирования депозитной политики [43, с. 695].

Недостатком при разработке стратегии и тактики по формированию банковских ресурсов за счёт привлечённых средств остаётся отсутствие учёта во многих случаях политических, экономических, психологических и др. факторов, влияющих на объёмы заёмных источников. Этот недостаток влияет на повышение угроз быстрого оттока привлечённых средств и потери ликвидности банков [25, с. 141].



При привлечении денежных средств, право выбора остается за клиентом, а кредитная организация вынуждена вести жесткую конкуренцию за него. Вследствие этого для решения проблемы формирования депозитной политики кредитной организации необходимо усилить работу по правильному выбору форм и методов, способствующих расширению круга клиентов (Таблица 12).

Таблица 12 – Вклады конкурентов1

Банк

Ставка, %

Сумма, руб.

Срок, дн

Преимущества

Кредит Европа Банк

7,85

От 100 000 руб.

550 дн.

Выплата процентов ежемесячно

Связь Банк

7,60

От 50 000 руб.

367 дн.

Возможность расторжения раньше срока

Ренессанс кредит Банк

8,40

От 100 000 руб.

550 дн.

Пролонгация договора

Хоум кредит Банк

8,20

От 1000 руб.

547 дн.

Пополнение счета

Тинькофф Банк

7,50

От 50 000 руб.

91 дн.

Пополнение, частичное снятие, выплата процентов ежемесячно


Усиливающая конкуренция за денежные средства вкладчиков требует от современных кредитных организаций особого внимания к вопросам совершенствования используемых методов управления привлечёнными ресурсами. Для развития и достижения своих целей, а так же эффективного функционирования, кредитные организации должны разрабатывать основные направления депозитной политики [25, с. 712].

Для того, чтоб клиентов переманить на сторону ПАО Сбербанк и увеличить эффективность депозитной политики, достаточно немного изменить линейку действующих вкладов и добавить новый более обширный ассортимент для всех социальных групп клиентов.


Одной из проблем, с которой коммерческие банки сталкиваются в настоящее время, является формирование ресурсной базы.

Ресурсная база, как микроэкономический фактор, оказывает прямое влияние на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а, следовательно, и размеры доходов, которые он получает, жестко зависят от размеров тех ресурсов, которые банк приобретает на рынке различных ресурсов и, в частности, депозитных. Отсюда возникает конкурентная борьба между банками за привлечение ресурсов [37, с. 528].

Формирование ресурсной базы, включающее в себя не только привлечение новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов, является составной частью гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка. Эффективное управление пассивами предполагает осуществление грамотной депозитной политики. Специфика этой области деятельности в том, что в части пассивных операций выбор банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, к которой он привязан намного сильнее, чем к заемщику [30, с. 496].

Ограниченность ресурсов, связанная с развитием банковской конкуренции, ведет к тесной привязке к определенным клиентам. Если круг этих клиентов узок, то зависимость от них банка очень высока. Поэтому, на наш взгляд, для укрепления ресурсной базы банкам нужна взвешенная депозитная политика, в основу которой ставятся поддержание необходимого уровня диверсификации, обеспечение возможности привлечения денежных ресурсов из других источников и поддержание сбалансированности с активами по срокам, объемам и процентным ставкам [24, с. 961].

Одним из основных направлений депозитной политики банка являются задачи, связанные с управлением рисками в области пассивных операций. В основе депозитной политики находятся проблемы постоянного поддержания необходимого размера диверсификации депозитных ресурсов, а также в депозитной политике следует отразить возможности сбалансированности в пассивах и активах банков по срокам и процентным ставкам [22, с. 257].

Депозитная политика не всегда отражает все задачи по привлечению средств, в частности, ими могут быть:

– соблюдение ликвидности баланса банка;


– привлечение ресурсов с минимальными расходами;

– привлечение в депозитные операции необходимого объёма ресурсов на возможно более длительный срок;

– создание привлекательных условий для привлеченных средств [20, с. 230].

При реализации депозитной политики не всегда используются методы распределения пассивов, которые позволяют учесть зависимость ликвидных активов от источников привлечения. Для этого банки должны в своей политике по привлечению средств определить направления по созданию центра ликвидности. Преимущество данного метода заключается в уменьшении доли ликвидных активов (производятся более точные расчёты) и, следовательно, увеличивается норма прибыли [19, с. 265].Одна из главных задач при формировании и реализации депозитной политики состоит в определении методов оценки и управлении рисками депозитной политики.

Однако, банками не всегда учитывается порядок организации структуры управления рисками при проведении депозитных операций. В ней должны быть предусмотрены:

– порядок распределения полномочий и коллегиальность, когда принимаются решения по управлению рисками, связанными с проведением данных операций;

– способы обеспечения высокой квалификации руководителя и работников банка;

– условия по формированию более интегрированных процессов взаимодействий между аналитическим подразделением банка и структурными подразделениями, которые несут ответственность, формируя депозитный портфель;

– указание перечней оперативных мер при возникновении кризисных ситуаций как внутри кредитной организации, так и вне ее.

Учитывая ужесточение требований со стороны ЦБ РФ по отношению к уровню ликвидности, предусматривающее выполнение обязательных нормативных значений, а также поддерживая сбалансированность привлечённых ресурсов с активами с теми же сроками, банки не всегда проводят мероприятия, которые направлены на увеличение в общем объёме средств на счетах организаций доли срочных ресурсов [32, с. 96].

Несомненно, перечень названных мероприятий подразумевает проведение персональной работы с конкретными клиентами, что также должно найти отражение при разработке стратегии и тактики привлечения средств клиентов. К ним можно отнести действия:

– по отслеживанию движения денежных потоков по счетам организаций клиентов банка, выбор на основе полученной и проанализированной информации наиболее перспективных клиентов в плане формирования срочной ресурсной базы;