Файл: 1. 1 Основные понятия, цели, задачи финансового планирования и прогнозирования 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 376

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методы финансового планирования:

  • Нормативный метод

Нормативный метод учитывает существующие нормы (например, расход сырья на производство того или иного объема продукции). Эта информация используется для расчета потребностей предприятия в ресурсах.

Виды норм и нормативов в зависимости от регулирующего органа.

• Законодательно установленные (ставки налогов, нормы амортизации в целях налогообложения и др.),

• Отраслевые нормы (нормы обязательных резервов для коммерческих банков, экономические показатели для получения лицензий по видам деятельности и др.),

• Внутренние нормы предприятия (нормы расхода материалов, нормы рабочего времени для производства единицы продукции и др.)

• Установленные договором (нормы расхода материалов на заказ, норма рабочего времени и др.)

  • Расчетно-аналитический метод

Расчетно-аналитический метод – это плановая величина определенного финансового показателя рассчитывается на основе анализа достигнутой величины этого показателя в отчетном периоде и индексов его изменения в плановом периоде.

Этот метод применяется там, где отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно на основе их изменения или путем экспертной оценки.

  • Балансовый метод

Балансовый метод заключается в установлении равновесия между источниками поступления ресурсов и направлениями их расходования. Эти отношения выражаются в количественных показателях.

  • Метод оптимизации плановых решений

Данный метод предполагает разработку нескольких вариантов плана

с последующим анализом вариантов с целью выбора оптимального.

Критерии выбора оптимального варианта:

— максимум прибыли за период;

— максимум прибыли на рубль вложенного капитала;

— максимум прибыли на единицу ограниченного ресурса;

— минимум времени на оборот капитала;

— минимум текущих затрат;

— минимум потерь при вложении финансовых ресурсов и т. д.


  • Экономико-математическое моделирование

Этот метод предполагает разработку количественных взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель
, т.е. математическое описание экономического процесса.

Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Этот метод применяется в программных продуктах для планирования

деятельности предприятия. Важность создания моделей в том, что меняя значение факторов (переменных), можно оценить изменение планируемого показателя и выбрать наиболее оптимальный сценарий действий.


1.3 Методы финансового прогнозирования



Метод прогнозирования – это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза.

В экономике существует несколько классификаций методов прогнозирования.

Основные методы прогнозирования:

По признаку оценки:

Выделяют качественные и количественные методы. Качественные – это, как правило, экспертные оценки, основанные на суждениях и умозаключениях, когда отсутствуют ретроспективные данные для расчетов.

Количественные подразумевают возможность проведения расчетов на основе числовых показателей прошлых и текущего периодов. Базируются на математических методах.

По информационной составляющей:

Статические (или формализованные) основаны на использовании сведений о динамике развития явления, наиболее достоверны, имеют короткие сроки выполнения, точность расчетов, минимизируют проблемы при сборе и оценке сведений.

Интуитивные методы основаны на проведении аналогий, оценке имеющихся закономерностей. Необходимость экспертной оценки в соответствующей области. Оцениваются схожие процессы и явления.

По степени охвата задач:

Все методы прогнозирования можно условно разделить на общие и специализированные методы. Общие методы применимы для широко спектра проблем и могут применены в различных сферах деятельности. Специализированные методы ориентированы на определенную сферу деятельности и не могут быть применены в иных целях, поскольку не дадут достоверных и точных результатов, либо же необходимы специфические вводные данные.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Анализ безубыточности. Расчет эффекта операционного рычага



Точка безубыточности – порог рентабельности, (мертвая точка, критическая точка, точка самоокупаемости) – такой объем реализации (продаж), при котором выручка покрывает все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции.


Точка безубыточности — это такая выручка (или объем продаж), при которой организация получает нулевую прибыль.

Анализ безубыточности основан на делении затрат на постоянные и переменные и расчете маржинального дохода.

  1. Маржинальный доход (МД) (маржинальная прибыль, валовая маржа, вклад на покрытие) – это превышение объема продаж над величиной переменных затрат на производство товаров или услуг.

Маржинальный доход – сумма денежных средств, необходимых для покрытия постоянных затрат.



В качестве данных для расчета представим практическую задачу.

Предприятие производит и реализует безалкогольный напиток «Тархун». Его деятельность характеризуют следующие данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Данные по финансово-хозяйственной деятельности предприятия "Тархун"

Выручка от реализации, руб.

75 000

Переменные затраты, руб.

50 000

Постоянные затраты, руб.

15 000

Продолжение таблицы 1

Объем реализации, руб.

5 000

Цена единицы продукции, руб./ед.

15

Переменные затраты на единицу продукции, руб./ед.

10


Маржинальный доход по предприятию рассчитывается как:

МД = 75 000 – 50 000 = 25 000 руб.

  1. Удельный маржинальный доход (МДуд) – это превышение продажной цены над величиной переменных затрат на единицу продукции.



МД уд = 15 – 10 = 5 руб.

  1. Коэффициент маржинального дохода, определяется как доля маржинального дохода (МД) в объеме продаж:



Коэффициент МД =


  1. Определение точки безубыточности (порога рентабельности)

Порог рентабельности (ПР) или точка безубыточности вычисляются по следующим формулам:

Метод 1 – определение порогового объема продаж (в единицах продукции):



ПР =

Метод 2 – определение пороговой величины выручки в денежном выражении:



ПР =

На рисунке 1 можно представить положение точки безубыточности и остальных параметров, определяющих ее, для случая линейной зависимости затрат от выручки.



Рисунок 1 - График безубыточности предприятия "Тархун"


  1. Запас финансовой прочности (ЗФП) — это сумма, на которую предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибылей. ЗФП представляет собой разницу между текущим объемом реализации и точкой безубыточности.

Может быть определен в абсолютном и относительном выражении, в натуральных и денежных единицах. Формула для определения ЗФП в натуральном выражении:



ЗФП = 5 000 – 3 000 = 2 000 ед.

Формула для определения ЗФП в денежном выражении:



ЗФП = 75 000 – 45 000 = 30 000 руб.

ЗФП характеризует отдаленность текущего объема производства от точки безубыточности.

  1. Важным инструментом управления рентабельностью является операционный рычаг (или операционной леверидж), его называют также сила операционного рычага (СОР) или эффект операционного рычага.

Операционный рычаг проявляется в большой чувствительности изменения прибыли к изменению выручки.

Высокий уровень производственного рычага (левериджа) говорит о том, что даже незначительное изменение в объемах производства может привести к существенной финансовой нестабильности – в плане получения прибыли.

Показатель силы операционного рычага (СОР) может быть рассчитан как отношение степени изменения прибыли к степени изменения выручки: