Файл: Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1048
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Госпожа Простакова собирается выдать Софью за Скотинина;
Новые замыслы по отношению к Софье после письма от Стародума;
Приезд Стародума и старание госпожи Простаковой представить богатому дядюшке Софьи все достоинства Митрофана;
Попытка похитить Софью и насильно обвенчать с Митрофаном;
Потеря права на бесконтрольное управление имением и трагическое разочарование в сыне.
Таким образом, на Простаковой не только «дом держится», как она хвалится перед Правдиным, но держится и вся комедия. И если как человек она вызывает у автора, читателя и зрителя острое неприятие («госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» с «адским нравом», «злая помещица»), то как художественное достижение Фонвизина этот образ сохраняет свою выразительность и силу до сегодняшнего дня. Это уже не классицистический персонаж, характеризующийся одним качеством: госпожа Простакова не только зла, жестока и невежественна, она хитра, лицемерна, расчетлива, предприимчива. В ней сочетаются умственная ограниченность и практическая сметка, нравственная низость и самоотверженная любовь к сыну – все это вместе создает полнокровный живой характер, запечатлевший эпоху и сохранивший общечеловеческий смысл до нашего времени.
II. Подготовка к написанию сочинения.
1. Составление плана характеристики героя.
Учитель. Завершая обзор комедии, мы попытались составить характеристику ее главного героя – госпожи Простаковой.
А что такое характеристика? (Определение записать в тетради.)
Характеристика – описание живого лица и характера, то есть устойчивых особенностей человека, зависящих от его воспитания, обстоятельств и образа жизни и проявляющихся в действиях, поступках и высказываниях.
План характеристики:
1) Мысль, которую следует доказать всем содержанием работы.
2) Общие сведения о персонаже.
3) Приведение доказательств и подбор иллюстраций к ним из текста.
4) Вывод и переход к следующей мысли.
5) Доказательство, обобщение и новая мысль.
6) Итоговое обобщение.
Пример плана (к характеристике Митрофанушки):
1) Воспитание зависит от среды, условий формирования молодого человека. Именно это утверждает Д. И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль». Это – главная мысль произведения.
2) Митрофанушка – один из главных героев комедии. Это 15-летний подросток, сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных дворян
(общие сведения о персонаже).
3) Имя «Митрофан» по-гречески значит «похожий на мать» – логический переход к новой мысли.
2. Рекомендации к написанию сочинения:
– не злоупотреблять цитатами;
– пользоваться разными приемами цитирования;
– избегать повторения, подыскивать синонимы;
– следить за правильностью связи слов в предложении;
– ясно формулировать мысли;
– приводить аргументы;
– следить за соответствием мысли и доказательств к ней;
– следить за логической взаимосвязью между мыслями и частями сочинения.
3. Рекомендации по характеристике речи персонажей.
– О чем свидетельствует речь персонажей? (Автор, стремясь к жизненной правде, речью персонажа характеризует саму личность.)
– В чем особенности речи Цифиркина? Кутейкина? (Цифиркин в прошлом был солдатом, а сейчас – преподаватель арифметики. В его речи звучат постоянные подсчеты, а также военные термины. Кутейкин – недоучившийся семинарист; его речь изобилует формами церковно-славянского языка: «тьма кромешная», «горе мне, грешному», «звах бых и приидох» и др.)
– А что еще характеризует речь этих персонажей? (Речь Кутейкина характеризует его как человека хитроватого, а речь Цифиркина – как грубоватого, прямолинейного и честного.)
III. Работа по вопросам семинара (см. домашнее задание после урока 9).
IV. Подведение итогов семинара.
«Мысль о воспитании просвещенного дворянина во времена Фонвизина не была новой. О необходимости просвещения говорили Петр I, Ломоносов, Екатерина II и другие великие люди XVIII столетия.
Но у Фонвизина все не так просто. Он понимает, что одного просвещения мало.
«Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, – говорит Стародум. – Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.
Как это сделать? Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной <…> И в злонравии своем и в невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь. Вот в кого метил Фонвизин». (Из книги «В мире литературы». 8 класс / под ред. А. Г. Кутузова. – М., 1998.)
Учитель. Давайте вновь посмотрим на комедию с точки зрения требований классицизма. И хотя его приметы обнаруживаются в комедии (односторонне изображены положительные герои, сохранен принцип единства времени, места и действия, в основе сюжета – любовная интрига, в финале зло наказывается, добро торжествует), назвать «Недоросль» традиционным классицистическим произведением уже нельзя.
Воссоздав мир Скотининых и Простаковых, Фонвизин сумел придать своей комедии глубокий обобщающий смысл, вскрыв социальные корни описываемых им событий. Гуманистический пафос комедии направлен на то, чтобы показать пагубность крепостного права для человека – как для дворовых «рабов» (Тришка, Еремеевна, девка Палашка), так и для господ, забывших, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно», и утративших свое человеческое достоинство.
В лице госпожи Простаковой Фонвизин создал необычайно яркий и жизненный характер и вопреки канонам классицизма смело показал, что даже эта «презлая фурия» может испытывать чувство страдания, может хотя бы на мгновение вызвать если не сочувствие, то, во всяком случае, понимание у читателя или зрителя.
Эти особенности творчества драматурга конца XVIII в. говорят о том, что классицизм уже изжил себя, что талантливые писатели обращались к изображению реальной жизни во всей ее сложности и противоречиях.
Составление таблицы «Традиции и новаторство в комедии «Недоросль» (по вариантам).
I вариант | II вариант |
В чем традиционность комедии «Недоросль»? – герои делятся на положительных и отрицательных; – все герои наделены «говорящими» фамилиями; – положительные герои являются воплощением одной черты; – героем-резонером является Стародум; – в основном соблюдены правила «трех единств» | В чем Фонвизин отступает от традиций классицизма? – в комедии есть отступления от единства действия (две сюжетные линии); – отрицательные герои интересны и неоднозначны, вызывают разную читательскую реакцию; – при создании характеров героев используется речевая характеристика. Вывод: наметился отход от правил классицизма в сторону развития реалистических тенденций |
Домашнее задание: написать мини-сочинение «Каким я увидел(а) Митрофанушку (Простакову)», используя план характеристики героя.
Урок 15
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
БАСНИ И. А. КРЫЛОВА
(2 часа)
Цели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством И. А. Крылова, со взглядами великого баснописца на жизнь, на реальные отношения людей в обществе; познакомить с новыми для учащихся баснями «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», учить определять мораль басен, использовать слова морального вывода в определенных случаях повседневной жизни; работать над выразительным чтением (инсценированием).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
чтение с последующей оценкой-рецензированием развернутых ответов-характеристик героев повести Карамзина «Наталья, боярская дочь».
III. Изучение новой темы.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Слово учителя об И. А. Крылове.
В литературном развитии первой четверти XIX века Иван Андреевич Крылов (1768–1844) занимает поистине уникальное место.
(Демонстрация портрета И. А. Крылова.)
Родившийся в год смерти Тредиаковского, Крылов пережил не только своих современников (Хераскова, Фонвизина, Радищева, Державина, Карамзина), но и многих писателей пушкинского периода (Рылеева, Грибоедова, Веневитинова, Дельвига, Гнедича, самого Пушкина, Лермонтова). 75 лет жизни Крылова – это период, в течение которого русская классическая литература прошла такие стадии своего развития, как классицизм, сентиментализм, романтизм и вступила на путь реализма. Этот «порубежный» характер творчества Крылова необходимо будет учитывать при чтении и анализе его басен.
Необычайный, новаторский характер басен Ивана Андреевича Крылова определил Гоголь: «Выбрал он себе форму басни, всеми пренебреженную, как вещь старую, негодную для употребления и почти детскую игрушку – и в сей басне умел сделаться народным поэтом... Его притчи – достояние народное... Всякая басня его имеет, сверх того, историческое происхождение... В книге его всем есть уроки, всем степеням в государстве, начиная от главы ... и до последнего труженика...»
Проблема народности в первые десятилетия XIX века была актуальной и для последних рыцарей классицизма, и для сентименталистов, и для романтиков. Но Крылов не умещался в рамки тех или иных направлений и литературных группировок, пробуждая в русском обществе сознание недостаточности прежних способов изображения духовного мира человека и необходимость более полных решений, так как само понятие «русский человек» на рубеже XVIII–XIX веков уже не могло быть приравнено только к понятиям «русский дворянин», «чувствительная личность» и т. п.
Выбор жанра басни оказался у Крылова связанным с проблемою народности, так как означал поиски художественного аналога «мнения народного». В заметке «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен Крылова» Пушкин указывал на «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться» как на «отличительную черту в наших нравах» и именно в этом смысле считал Крылова «представителем духа русского народа». Басенное творчество Крылова подводило итоги той мощной традиции XVIII века, которую условно можно назвать «пересмешнической». Крылов явился последним и самым крупным представителем этой традиции, которая передала XIX веку одно из главнейших завоеваний – ироническую интонацию повествования.
Развитие диалога в баснях Крылова роднит их с комедиями, «делает иные басни миниатюрными «сценами», легко поддающимися театрализации» (А. В. Западов). Вспомните басни «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей»; в 8 классе, познакомившись с новыми баснями, мы тоже попытаемся их инсценировать.
Жанровые традиции басен уходят в глубокую древность. В русской литературе XVIII века басня осваивалась такими мастерами, как Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, В. Майков, Дмитриев. Классическая басня (Сумароков, Майков и др.) строилась на резком столкновении «высокого» и «низкого» слога – столкновении, которое передавало конфликт добродетели и порока, идеала и действительности.