Файл: Медиасоциализация учеников начальных классов в современном информационном пространстве.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Игры-сочинялки по развитию речи можно использовать в презентациях. Игра «Рисуночное письмо» подходит наиболее всего для развития понятийного мышления посредством использования изображений на экране. Необходимо подобно древним людям «написать» с помощью рисунков короткое письмо, адресованное другу: «Меню ужина». Можно использовать игру «Слово-сказка»: учащимся дается слово, например, молоко, надо на каждую букву придумать действующее лицо, а затем создать сказку.

Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и др. [20, с.82-84]. Сказка может быть представлена в аудио или видео формате.

Форму дневник «Я и мир» можно использовать в подготовительной группе. Детям, которые показывают негативные формы поведения и общения, предлагается вести собственный дневник, где они записывают собственные эмоции, ассоциируют их с природными явлениями, изображают их. Затем они представляют свое поведение в виде сказочного персонажа. Позже им предлагается постепенно заменять на бумаге негативные эмоции на положительные, а сказочных персонажей описывать в различных коммуникативных ситуациях.

Упражнение «Продолжи сказку».

«Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда».

- Какая беда случилась с принцессой?

- Можете ли вы посоветовать королю, как вылечить принцессу?

- Давайте поможем принцессе, составим для неё перечень полезных продуктов питания, содержащих необходимые и полезные витамины для молодого организма.

Викторины «Сказочный ларец». Актуальны для любой возрастной категории. Использование Интернет-ресурсов даст возможность провести это мероприятие в актовом зале или конференц-зале динамично и красочно.

Информационные буклеты. Содержат краткий информационный материал, например, о безопасности, по ЗОЖ.

Акции. Проводятся как заранее подготовленные праздники, пробуждающие интерес к правильному питанию, например, «Ларец здоровья» (к 7 апреля – Всемирному дню здоровья). Содержание этого вида работы весьма разнообразно: листовки, памятки, поздравления, стихи, потешки, пословицы.

Семинары-практикумы «Родитель + ребенок». Этические нормы помогают осуществить оптимальное общение, создать благоприятный эмоциональный климат.


Опросы родителей.

Папки-передвижки. Содержат материал по информационной безопасности.

Сотрудничество с библиотекой. С целью воспитания любви к книге, просвещения, посещения тематических выставок, направленных на культуру питания.

Родительские пятиминутки. Кратковременная личная консультация.

Средства массовой информации. Предлагается материал не только для родителей, но и доводится информационный материал для широкой публики.

Для достижения этой цели мы используем и такие формы организации деятельности дошкольников, как:

- конкурсы,

- выставки,

- беседы,

- учебные игры,

- устные журналы.

Каждое занятие раскрывает ценность продуктов, его значимость для молодого растущего организма. Задача педагога расширить знания детей о правилах питания, научить через игру использовать витамины в своём питании [7, с.61].

Выполнение практических заданий вызывает огромный интерес у дошкольников, они много рисуют, раскрашивают, разгадывают кроссворды [21, с.128]. Эти задания развивают внимание, логическое мышление, память, при этом одновременно закрепляются новые знания. Особую радость может приносит такая творческая работа, которая поощряется яркими и забавными наклейками, повышающими самооценку ребенка.

С успехом на занятиях применяются формы коллективной деятельности: совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей, педагогов и дошкольников. Школьники во взаимодействии друг с другом и в сотрудничестве со взрослыми приобретают новый опыт, применяя ранее усвоенные знания и умения, разрабатывают пути решения поставленной цели, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу.

В результате деятельности дети учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять пошаговый контроль по результату, проявляют творческую активность, пишут сказки, рассказы, составляют кроссворды об овощах и фруктах, хлебе и т.д.

Обучение носит в данном случае интерактивный характер и представляет собой систему игровых заданий.

Совместная творческая деятельность детей и родителей проводится по темам: «Посадка лука»; «Посадка семян моркови, редиса, капусты»; фруктовый салат «Дары Солнца»; изготовление поделок из природного материала; изготовление книжек-малышек «Витамины - наши друзья».

Возможно различные коллективные мероприятия: «Вот веселый огород, что здесь только не растет»; игра-викторина «Фруктоежка»; театрализованное представление «Витамин - витаминочка»; игра-инсценировка стихотворения Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…».



При использовании в работе системно - деятельностного подхода дети учатся работать в паре, группе; строить свои сообщения в устной форме; осуществлять минимальный анализ, классификацию; учатся общению друг с другом, умению договариваться, приходить к единому мнению.

Итак, необходимо, чтобы сложилась определенная система в работе с родителями по формированию культуры здорового питания. Использование разнообразных форм работы должно дать плодотворные результаты.

Просветительская работа с родителями о правильном использовании медиаресурсов [7, с.8].

В работе по вопросам формирования основ культуры взаимодействия в сети необходимы формы: беседы, семинары, родительские собрания, тематические вечера, разработка памяток, составление презентаций, дискуссии.


2.2. Диагностика рисков после внедрения медиасоциализации

Диагностика 1.

Цель: анализ снижения эмоционального напряжения и коррекция процесса внимания посредством форм работы с применением медиаресурсов.

В начале детям предлагается встать в круг и выполнить упражнение «Я желаю тебе…» - пожелание друг друга высказывают все участники занятия, передавая мягкую игрушку по кругу. Было использовано аудио и видео ресурсы (показаны формы эмпатии из российских сказок и мультфильмов) Важно, что 68% детей пожелали друг другу не болеть, быть здоровыми и красивыми (до внедрения программы ЗОЖ 47%).

Далее следует диагностика 2 «Вежливость», которая поможет снять эмоциональное напряжение. Здесь команды выполняются только в том случае, если он говорит слово «пожалуйста».

Содержание команд связано с физкультурными упражнениями: 1) «руки вперед»; 2) «руки на пояс, пожалуйста»; 3) «присядь»; 5) «руки к плечам, пожалуйста»; 6) «прыгай»; 7) «прыгай, пожалуйста. 52% детей не сделали ни одной ошибки (ср.: 4 месяца назад – 46%). Изначально зарядка изучалась детьми на планшетах.

Диагностика 3

«Раздели на группы». Оценка образно-логического мышления ребенка в рамках социализации. Ребенку предлагают разделить представленные элементы контента и сети: 46% справились полностью с заданиями (до внедрения медиатренингов 36%).

Диагностика 4

«Что здесь лишнее?» исследует процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения. Детям предлагается серия картинок на экране (о этого они посмотрели ролики о здоровом питании), на которых представлены разные продукты питания, где один продукт питания из серии «вредный». 39% (до внедрения медиареурсов 28%) детей безошибочно угадывали «лишний» продукт питания по фактору «вредный для здоровья».

Выводы по главе 2

ФГОС нового поколения дает педагогу ориентиры в планировании результатов. В предметных результатах становится актуальным вопрос о предметных и метапредметных результатах, связанных с формированием привычки к использованию гаджетов, компьютера, сети Интернет для подготовки проектов, домашнего задания, исследований [28, с. 15].


В результате деятельности дети учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять пошаговый контроль по результату, проявляют творческую активность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы мы вывили особенности медиасоциализации как понятия, определили функции, отличительные особенности, формы и приемы работы с медиаконтентом.

На первом этапе был рассмотрен ряд понятий по технологиям работы с медиа в рамках ФГОС нового поколения.

На втором этапе с учетом научной и методической литературы были подобраны основные методы и формы работы на занятиях: игры, конкурсы, викторины, тесты аудио видеоматериал и другое. Выявлены формы психологической защиты от нежелательной информации.

Мы рассматривали практическую значимость нашей гипотезы.

Социализация в рамках культуры восприятия информации посредством системно-деятельностного подхода в контексте с ФГОС второго поколения действительно способствует развитию устойчивого интереса у детей к сохранению верного пути в изучении информации медиаресурсов, работе в режиме и конструкиве.

Были выявлены факторы медиасоциализации учеников начальных классов, на которые нужно педагогу обратить внимание в своей работе.

Активно обсуждаемые и изучаемые:

  • недостаток двигательной активности воспитанников;

  • неправильное понимание информации;

  • несоблюдение гигиенических требований;

  • недостаточное знание отрицательного влияния Интернета телевидения.

  • эффективная организация образовательного процесса;

  • недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса с учетом медиа;

  • недостаточная компетентность педагогов в вопросах медиатехнологий;

  • положительное влияние на память, эмоции и внимание;

  • слабое использование медиатехнологий, дающих воспитанникам опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;

  • недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации медиасоциализации (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).

  • модель структуры занятия с учетом медиа более сложная;

  • развивающее обучение, построенное на индивидуализации обучения;

  • ступенчатый режим работы;

  • здоровьесберегающее распределение времени в течение года.