Файл: Медиасоциализация учеников начальных классов в современном информационном пространстве.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игры-сочинялки по развитию речи можно использовать в презентациях. Игра «Рисуночное письмо» подходит наиболее всего для развития понятийного мышления посредством использования изображений на экране. Необходимо подобно древним людям «написать» с помощью рисунков короткое письмо, адресованное другу: «Меню ужина». Можно использовать игру «Слово-сказка»: учащимся дается слово, например, молоко, надо на каждую букву придумать действующее лицо, а затем создать сказку.
Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и др. [20, с.82-84]. Сказка может быть представлена в аудио или видео формате.
Форму дневник «Я и мир» можно использовать в подготовительной группе. Детям, которые показывают негативные формы поведения и общения, предлагается вести собственный дневник, где они записывают собственные эмоции, ассоциируют их с природными явлениями, изображают их. Затем они представляют свое поведение в виде сказочного персонажа. Позже им предлагается постепенно заменять на бумаге негативные эмоции на положительные, а сказочных персонажей описывать в различных коммуникативных ситуациях.
Упражнение «Продолжи сказку».
«Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда».
- Какая беда случилась с принцессой?
- Можете ли вы посоветовать королю, как вылечить принцессу?
- Давайте поможем принцессе, составим для неё перечень полезных продуктов питания, содержащих необходимые и полезные витамины для молодого организма.
Викторины «Сказочный ларец». Актуальны для любой возрастной категории. Использование Интернет-ресурсов даст возможность провести это мероприятие в актовом зале или конференц-зале динамично и красочно.
Информационные буклеты. Содержат краткий информационный материал, например, о безопасности, по ЗОЖ.
Акции. Проводятся как заранее подготовленные праздники, пробуждающие интерес к правильному питанию, например, «Ларец здоровья» (к 7 апреля – Всемирному дню здоровья). Содержание этого вида работы весьма разнообразно: листовки, памятки, поздравления, стихи, потешки, пословицы.
Семинары-практикумы «Родитель + ребенок». Этические нормы помогают осуществить оптимальное общение, создать благоприятный эмоциональный климат.
Опросы родителей.
Папки-передвижки. Содержат материал по информационной безопасности.
Сотрудничество с библиотекой. С целью воспитания любви к книге, просвещения, посещения тематических выставок, направленных на культуру питания.
Родительские пятиминутки. Кратковременная личная консультация.
Средства массовой информации. Предлагается материал не только для родителей, но и доводится информационный материал для широкой публики.
Для достижения этой цели мы используем и такие формы организации деятельности дошкольников, как:
- конкурсы,
- выставки,
- беседы,
- учебные игры,
- устные журналы.
Каждое занятие раскрывает ценность продуктов, его значимость для молодого растущего организма. Задача педагога расширить знания детей о правилах питания, научить через игру использовать витамины в своём питании [7, с.61].
Выполнение практических заданий вызывает огромный интерес у дошкольников, они много рисуют, раскрашивают, разгадывают кроссворды [21, с.128]. Эти задания развивают внимание, логическое мышление, память, при этом одновременно закрепляются новые знания. Особую радость может приносит такая творческая работа, которая поощряется яркими и забавными наклейками, повышающими самооценку ребенка.
С успехом на занятиях применяются формы коллективной деятельности: совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей, педагогов и дошкольников. Школьники во взаимодействии друг с другом и в сотрудничестве со взрослыми приобретают новый опыт, применяя ранее усвоенные знания и умения, разрабатывают пути решения поставленной цели, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу.
В результате деятельности дети учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять пошаговый контроль по результату, проявляют творческую активность, пишут сказки, рассказы, составляют кроссворды об овощах и фруктах, хлебе и т.д.
Обучение носит в данном случае интерактивный характер и представляет собой систему игровых заданий.
Совместная творческая деятельность детей и родителей проводится по темам: «Посадка лука»; «Посадка семян моркови, редиса, капусты»; фруктовый салат «Дары Солнца»; изготовление поделок из природного материала; изготовление книжек-малышек «Витамины - наши друзья».
Возможно различные коллективные мероприятия: «Вот веселый огород, что здесь только не растет»; игра-викторина «Фруктоежка»; театрализованное представление «Витамин - витаминочка»; игра-инсценировка стихотворения Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…».
При использовании в работе системно - деятельностного подхода дети учатся работать в паре, группе; строить свои сообщения в устной форме; осуществлять минимальный анализ, классификацию; учатся общению друг с другом, умению договариваться, приходить к единому мнению.
Итак, необходимо, чтобы сложилась определенная система в работе с родителями по формированию культуры здорового питания. Использование разнообразных форм работы должно дать плодотворные результаты.
Просветительская работа с родителями о правильном использовании медиаресурсов [7, с.8].
В работе по вопросам формирования основ культуры взаимодействия в сети необходимы формы: беседы, семинары, родительские собрания, тематические вечера, разработка памяток, составление презентаций, дискуссии.
2.2. Диагностика рисков после внедрения медиасоциализации
Диагностика 1.
Цель: анализ снижения эмоционального напряжения и коррекция процесса внимания посредством форм работы с применением медиаресурсов.
В начале детям предлагается встать в круг и выполнить упражнение «Я желаю тебе…» - пожелание друг друга высказывают все участники занятия, передавая мягкую игрушку по кругу. Было использовано аудио и видео ресурсы (показаны формы эмпатии из российских сказок и мультфильмов) Важно, что 68% детей пожелали друг другу не болеть, быть здоровыми и красивыми (до внедрения программы ЗОЖ 47%).
Далее следует диагностика 2 «Вежливость», которая поможет снять эмоциональное напряжение. Здесь команды выполняются только в том случае, если он говорит слово «пожалуйста».
Содержание команд связано с физкультурными упражнениями: 1) «руки вперед»; 2) «руки на пояс, пожалуйста»; 3) «присядь»; 5) «руки к плечам, пожалуйста»; 6) «прыгай»; 7) «прыгай, пожалуйста. 52% детей не сделали ни одной ошибки (ср.: 4 месяца назад – 46%). Изначально зарядка изучалась детьми на планшетах.
Диагностика 3
«Раздели на группы». Оценка образно-логического мышления ребенка в рамках социализации. Ребенку предлагают разделить представленные элементы контента и сети: 46% справились полностью с заданиями (до внедрения медиатренингов 36%).
Диагностика 4
«Что здесь лишнее?» исследует процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения. Детям предлагается серия картинок на экране (о этого они посмотрели ролики о здоровом питании), на которых представлены разные продукты питания, где один продукт питания из серии «вредный». 39% (до внедрения медиареурсов 28%) детей безошибочно угадывали «лишний» продукт питания по фактору «вредный для здоровья».
Выводы по главе 2
ФГОС нового поколения дает педагогу ориентиры в планировании результатов. В предметных результатах становится актуальным вопрос о предметных и метапредметных результатах, связанных с формированием привычки к использованию гаджетов, компьютера, сети Интернет для подготовки проектов, домашнего задания, исследований [28, с. 15].
В результате деятельности дети учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять пошаговый контроль по результату, проявляют творческую активность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы мы вывили особенности медиасоциализации как понятия, определили функции, отличительные особенности, формы и приемы работы с медиаконтентом.
На первом этапе был рассмотрен ряд понятий по технологиям работы с медиа в рамках ФГОС нового поколения.
На втором этапе с учетом научной и методической литературы были подобраны основные методы и формы работы на занятиях: игры, конкурсы, викторины, тесты аудио видеоматериал и другое. Выявлены формы психологической защиты от нежелательной информации.
Мы рассматривали практическую значимость нашей гипотезы.
Социализация в рамках культуры восприятия информации посредством системно-деятельностного подхода в контексте с ФГОС второго поколения действительно способствует развитию устойчивого интереса у детей к сохранению верного пути в изучении информации медиаресурсов, работе в режиме и конструкиве.
Были выявлены факторы медиасоциализации учеников начальных классов, на которые нужно педагогу обратить внимание в своей работе.
Активно обсуждаемые и изучаемые:
-
недостаток двигательной активности воспитанников; -
неправильное понимание информации; -
несоблюдение гигиенических требований; -
недостаточное знание отрицательного влияния Интернета телевидения. -
эффективная организация образовательного процесса; -
недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса с учетом медиа; -
недостаточная компетентность педагогов в вопросах медиатехнологий; -
положительное влияние на память, эмоции и внимание; -
слабое использование медиатехнологий, дающих воспитанникам опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни; -
недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации медиасоциализации (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.). -
модель структуры занятия с учетом медиа более сложная; -
развивающее обучение, построенное на индивидуализации обучения; -
ступенчатый режим работы; -
здоровьесберегающее распределение времени в течение года.