Файл: Медиасоциализация учеников начальных классов в современном информационном пространстве.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – «ведущий метод воспитания» [4, с.53]. Содержание воспитательного процесса и деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения – правильного использования гаджетов, сети.
Принцип диалогического общения со значимым другим. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но «предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога» [8, с.38]. Здесь важно формирование критического осмысления полученной информации детьми.
Принцип идентификации. «Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него» [14, с.57]. Сточки рения психологии в этом случае срабатывает идентификационный механизм – происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет ребенку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием здоровому примеру укрепляет свои цели, рефлексию, навык ЗОЖ, готовность ребенка поступать правильно. Но мы часто встречам и другие примеры в сети и на телевидении. Здесь важно научить ребёнка механизмам психологической защиты.
У каждой личности своя система ценностей, своя мораль и нравственность. Ни лингвист, ни психолог не могут дать единых шаблонов эффективного общения. Ведь для каждого человека существуют свои стандарты реагирования, свои понятия о добре и зле, свои допустимые и недопустимые поступки, то есть свои некие составляющие того или иного понятия.
Кратко рассмотрим защитные механизмы, распространенные в психике человека. Это следующие защиты: вытеснение, проекция, идентификация, интроекция, реактивное образование, самоограничение, рационализация, аннулирование, расщепление, отрицание, смещение, изоляция, сублимация, регрессия и сопротивление.
Вытеснение.
Вытеснение является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины. «Действием этого механизма можно объяснить многие случаи забывания человеком выполнения каких-то обязанностей, которые, как оказывается при более близком рассмотрении, для него неприятны» [Столяренко 2008: 26]. Часто подавляются воспоминания о неприятных происшествиях. Если какой-либо отрезок жизненного пути человека заполнен особенно тяжелыми переживаниями, амнезия может охватить такие отрезки прошлой жизни человека.
Проекция.
«Человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим, и таким путем защищает себя от осознания этих черт в себе» [Роджерс 1993: 5]. Механизм проекции позволяет оправдывать собственные поступки. Например, несправедливая критика и жестокость по отношению к другим. В этом случае такой человек бессознательно приписывает окружающим жестокость и нечестность, а раз окружающие такие, то в его представлении становится оправданным и его подобное отношение к ним.
Идентификация.
«Идентификация определяется как отождествление себя с кем-нибудь другим. В процессе идентификации один человек бессознательно уподобляется другому (объекту идентификации)» [Роджерс 1993: 8]. В качестве объектов идентификации могут выступать как люди, так и группы. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям другого человека.
Интроекция.
Интроецироваться могут черты и мотивы лиц, к которым определенный человек формирует различные установки. Нередко интроецируется тот объект, который утрачен: эта утрата заменяется интроекцией объекта в свое Я. З.Фрейд (2003) приводил пример, когда ребенок, чувствовавший себя несчастным вследствие потери котенка, объяснил что он теперь сам котенок [Роджерс 1993: 9].
Реактивное образование.
В случае данной защитной реакции человек бессознательно переводит «трансформацию одного психического состояния в другую» (например, ненависть – в любовь, и наоборот) [Ильин 2004: 25]. На наш взгляд, подобный факт имеет весьма важное значение в оценке личности того или иного человека, ибо свидетельствует о том, что неважны реальные действия человека, потому как они могут являться лишь следствием завуалированного искажения его истинных желаний. Например, чрезмерный гнев в иных случаях есть лишь бессознательная попытка завуалировать интерес и добродушие, а показная ненависть – является следствием любви, которая испугала человека, бессознательно решившего скрыть ее за попыткой открытого выплескивания негатива.
Самоограничение как механизм адаптации.
Суть механизма самоограничения в следующем: когда человек понимает, что его достижения менее значительны по сравнению с достижениями других людей, работающих в той же области, тогда его самоуважение падает. «В такой ситуации многие просто прекращают деятельность» [Ильин 2004: 25].
Рационализация.
Рационализация как защитный процесс заключается в том, что человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач. «Подобное необходимо для сохранения собственного положительного представления о себе» [Ильин 2004: 26].
Аннулирование.
Аннулирование – психический механизм, который предназначен для уничтожения неприемлемых для человека мыслей или действий. Когда человек просит прощения и принимает наказание.
Расщепление.
В случае расщепления человек разделяет свою жизнь на императивы «хорошо» и «плохо», бессознательно убирая все неопределенное, что может в последствие затруднить анализ им проблемы (критической ситуации, вызывающей дискомфорт психики в результате развития, например, тревоги) [Ильин 2004: 29].
Отрицание.
В случае действия данной защитной реакции психики, при возникновении в зоне восприятия человека какой-либо негативной для него информации, он «бессознательно отрицает существование ее» [Бойко 1996: 72].
Смещение.
Подобная защитная функция выражается «в бессознательном стремлении человека переключить внимание» с объекта действительного интереса на другой, посторонний, объект [Бойко 1996: 72].
Изоляция.
В данном случае происходит «бессознательное абстрагирование от какой-либо проблемы» [Бойко 1996: 72], излишнее погружение в которую способно привести к развитию симптоматики невроза (например, увеличить тревожность, беспокойство, чувство вины и проч.) Также, если при выполнении какой-либо работы (деятельности) излишне погружаться в характер такой деятельности, то подобное может привести к сбою в осуществлении этой деятельности. (Если боксер будет все время думать о том, что удары противника способны вызвать болевые ощущения и различного рода травмы, а то и привести к смерти в результате сильного удара – то подобный боксер изначально проиграет вследствие невозможности вести поединок из-за страха и проч.).
Сублимация.
Сублимация это бессознательное переключение отрицательной психической энергии на занятия социально-полезным трудом. Сублимация выражается в том, что человек, испытывающий какой-либо невротический конфликт, находит замещение внутренней тревожности переключением на другое занятие (творчество, рубка дров, уборка квартиры и проч.) [Бойко 1996: 72].
Регрессия.
Такая защитная реакция психики как регрессия проявляется в том, что человек, во избежание невротического конфликта, бессознательно как бы возвращается в тот период прошлого, когда у него все было хорошо.
Сопротивление.
Такой механизм защиты психики как сопротивление «является очень важным как для понимания специфики защитных реакций в целом» [Бойко 1996: 79], так и служит возможностью перехода на новый этап развития индивида.
Сопротивление может быть сознательным, предсознательным, подсознательным, может выражаться в виде эмоций, мыслей, идей, установок, фантазий и проч. Одной из форм сопротивления является молчание. К сопротивлению также относится избегание болезненных для психики человека тем; рассказ общими фразами о том, что в действительности вызвало в свое время бурю эмоций; длительный рассказ о чем-то второстепенном, бессознательно избегая того, что может являться для человека действительно важным.
Сопротивлением является любое бессознательное нежелание менять какой-либо устоявшийся порядок в проведении бесед, встреч, форм общения и проч.
Сильное сопротивление может вызвать невротический конфликт между Я и Оно. При этом уже становится понятно, что мотивом защиты психики является тревога.
К проявлению сопротивления относятся опоздания, пропуски, забывание, скука, отыгрывание (проявляется в том, что о важных для него фактах человек рассказывает разным людям), нарочитая веселость или грусть, огромный энтузиазм или длительное приподнятое настроение. При этом сопротивление может проявляться по-разному, т.е. быть явным или не явным.
Именно с помощью защитных механизмов психика индивида бессознательно спасается от опасности внешнего воздействия, т.е. от воздействия информация из внешнего мира на внутренний мир индивида. Причем наблюдается часто внутренний или внешний конфликт, ибо поступающая информация заставляя совершать не свойственные раннее данной личности поступки. Спасается от подобного воздействия человек как раз включением механизмов психической защиты, кратко рассмотренными нами выше. У детей защитные механизмы могут ещё не быть сформированы в силу их юного возраста и малого опыта.
«Принцип полисубъектности воспитания и социализации» [9, с.12].Эффективная организация воспитания и социализации современных детей возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций, в том числе и медиаконтент, необходимо выбирать проверенные, авторитетные источники медиаинформации.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. «Воспитание – это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним значимых проблем» [17, с.36].
Таким образом, принципы формирования навыка социализации с помощью медиаресурсов:
-
ценностное отношение к себе и окружающему;
-
эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни, в самом себе, в своем организме; здоровье как эстетический идеал;
-
представление о питании, здоровье, витаминах, утренней гимнастике, других возможностях сохранить свое здоровье.
Метод обучения – «категория дидактики, процесс взаимодействия между педагогом и воспитанниками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков по предмету» [6, с.62]. Педагог обладает всем многообразием методов и приемов обучения и воспитания.
Прием обучения (обучающий прием) – кратковременное взаимодействие между воспитателем и детьми» [5, с.94], направленное на передачу и усвоение одного из умений или навыков.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Словесные, наглядные, практические;
2.Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные;
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия
Аудио- и видеоматериал – это незаменимый помощник в уроке.
Интересы также интерактивные задания, игры и тесты, презентации, карточки, различного род иллюстрации, схемы.
Родительские собрания. Жигалин С.С. обращает внимание на то, что в собрании можно обратиться к нормативной базе использования медиаинформации.
Еременко Н.И. и Мухина В.С. говорят о том, что в основе развития ребенка лежит игра, которая передает законы социума. Новой сферой становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Игра – средство воспитания гуманного отношения к сверстнику как части социального становления ребенка-школьника – как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни. Ира может активно применяться в медиапространсте, но необходимо конструктивное содержание игры. Психолог Эльконин Д.Б. говорил о том, что: «игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил» [19, с.73].