ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«РОБОТОТЕХНИКА»
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 9 - 12 лет
-
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности составлена на основе:
- Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской федерации»;
- распоряжения Правительства Российской Федерации № 1726-р от 04.09.2014 «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- письма Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.12 № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 18.05.2015г. № 507);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, в ред. приказа от 29.12.2014г. № 1644).
Актуальность развития этой темы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нано технологии, электроника, механика и программирование, т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники.
Актуальность данной программы состоит в том, что робототехника в школе представляет учащимся технологии XXI века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Программа «Робототехника» является дополнительной образовательной программой, и составлена с учетом тенденций развития современных информационных технологий, что позволяет сохранять актуальность реализации данной программы. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии. Реализация этой программы помогает развитию универсальных учебных действий учащихся. Основной акцент в освоение данной программы делается на использование проектной деятельности в создании роботов, что позволяет получить полноценные и конкурентоспособные продукты. Проектная деятельность, используемая в процессе обучения, способствует развитию ключевых компетентностей обучающегося, а также обеспечивает связь процесса обучения с практической деятельности за рамками образовательного процесса
Направление программы: научно-техническое. Программа направлена на привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств.
Новизна программы заключается в изменении подхода к обучению учащихся, а именно – внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, сенсорное развитие интеллекта учащихся, который реализуется в телесно-двигательных играх, побуждающих учащихся решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно - конструкторские проблемы.
Цель программы: создание условий для изучения основ алгоритмизации и программирования, развития научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка и формированию профессионального самоопределения учащихся в процессе конструирования и проектирования
Задачи программы:
-
Познавательная задача:
- развитие познавательного интереса к робототехнике, конструированию, программированию и предметам естественнонаучного цикла – физика, технология, информатика.
-
Образовательная задача:
- формирование умений и навыков конструирования;
- приобретение первого опыта при решении конструкторских задач по механике;
- знакомство и освоение программирования в компьютерной среде.
-
Развивающая задача:
- развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях;
- развитие психофизиологических качеств ученика: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;
- развитие у школьников инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем
-
Воспитывающая задача:
- воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины;
- умений работать в коллективе, эффективно распределять обязанности;
- повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем.
-
Организационно-педагогические основы организации учебного курса
Настоящая программа учебного курса предназначена для учащихся 3-6 классов образовательных учреждений: I группа – 3-4 классы; II группа – 5-6 классы. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа (136 час) в первый и второй год обучения. Срок реализации программы 2 года.
Набор в группы свободный. Состав – мобильный.
Форма занятий – групповая, индивидуальная.
Формы работы, используемые на занятиях:
-
беседа; -
демонстрация; -
практикумы начинающего робототехника, включающего проведение лабораторно-практических, исследовательских работ и прикладного программирования -
творческая работа; -
проектная деятельность.
Формы контроля и оценки образовательных результатов
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающихся практических заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме соревнований (олимпиады) по робототехнике, защите проекта.
Способы проверки знаний обучающихся:
педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, самостоятельная работа, анализ творческих работ, участие в конкурсах, выставках и других мероприятиях.
Способы определения результативности заключаются в следующем:
-
работ учеников будут зафиксированы на фото и видео в момент демонстрации созданных ими роботов из имеющихся в наличии учебных конструкторов по робототехнике. -
фото и видео материалы по результатам работ учеников будут размещаться на официальном сайте школы. -
фото и видео материалы по результатам работ учеников будут представлены для участия на фестивалях и олимпиадах разного уровня
Критериями выполнения программы служат:
знания, умения и навыки обучающихся, массовость и активность участия обучающихся в мероприятиях данной направленности.
-
Содержание курса
I группа (3-4 класс)
Введение в робототехнику – 2 час
Цели и задачи работы кружка. Идея создания роботов. История робототехники. Применение роботов в современном мире
Что такое робототехника. Что такое робот. Виды современных роботов.
Первые шаги в конструирование – 8 час
Знакомство с деталями конструктора. Соединение типа «ласточкин хвост»
Зубчатые колеса. Промежуточное зубчатое колесо. Понижающая и повышающая зубчатая передача. Шкивы и ремни. Перекрестная ременная передача. Червячная передача. Сборка струбцины. Цепная зубчатая передача. Карданная передача. Применение карданной передачи. Электродвигатели. Редуктор. Оси
Работа с комплектом Fishertechnik Universal 3 – 53 час
Мои первые модели – 6 час
Сборка подставки для ручек, подставки для мобильного телефона, фоторамки, кресла-качалки, ветряного колеса, сборка вентилятора, подключение мотора XS и редуктора, сборка миксера, подключение мотора с энкодерами , сборка квадрацикла и трицикла
Знакомство с автомобилями – 6 час
Автомобильная техника различного назначения. Основные элементы автомобиля . Особенности устройства и сборка буксировочного автомобиля, грузовика с бортовой платформой, самосвала, снегоочистителя, погрузчика. Самостоятельная разработка модели автомобиля и её сборка.
Мир гусеничной техники – 6 час
Особенности гусеничной техники. Сборка гусениц. Принцип их работы. Сборка спасательного трактора, ратрака, бульдозера. Самостоятельная разработка гусеничной модели и её сборка.
Путешествие в мир авиатехники – 4 час
Виды авиатехники. Сборка реактивного самолета, модели аэродрома (самолет, вертолет, башня). Самостоятельная разработка и сборка авиамодели
Мир устройств специального назначения – 10 час
Весы, пресс, молот – назначения, основные элементы устройства и назначение. Сборка коромысловых, сложносоставных весов. Проверка работоспособности устройства. Сборка ветряной машины, высечного пресса.
Парк развлечений – 8 час
Сборка карусели с самолетами, ярмарочных качелей, модели башни Самостоятельная разработка и сборка аттракциона.
Мир строительной техники – 10 час
Сборка модели стройплощадки (грузовик, кран, транспортер), подъемного крана, гусеничного крана, портового крана. Самостоятельная разработка и сборка строительного механизма
Регулирующие механизмы – 3 час
Сборка центробежного регулятора. Варианты применения устройства. Сборка коробки передач
Составление творческого проекта – 5 час
Определение темы проекта, поиск материала. Самостоятельная разработка и сборка проектной модели. Защита творческого проекта
-
Тематическое планирование
I группа (3-4 класс)
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение в робототехнику | 2 | 2 | - |
2 | Первые шаги в конструировании | 8 | 7 | 1 |
3 | Мои первые модели | 6 | - | 6 |
4 | Знакомство с автомобилями | 6 | 1 | 5 |
6 | Мир гусеничной техники | 6 | 1 | 5 |
7 | Путешествие в мир авиатехники | 4 | - | 4 |
8 | Мир устройств специального назначения | 10 | 1 | 9 |
9 | Парк развлечений | 8 | - | 8 |
10 | Мир строительной техники | 10 | - | 10 |
11 | Регулирующие механизмы | 3 | - | 3 |
12 | Составление творческого проекта | 5 | - | 5 |
| Итого: | 68 | 12 | 56 |
II группа (5-6 класс)
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Знакомство с элементами конструктора и программ | 12 | 4 | 8 |
2 | Колесные роботы | 28 | 5 | 23 |
3 | Гусеничные роботы | 20 | 2 | 18 |
4 | Самостоятельная проектная деятельность | 8 | - | 8 |
| Итого: | 68 | 11 | 57 |
-
Календарно-тематическое планирование
занятий I группа (3-4 класс)
№ занятия | Тема занятия | Кол-во час |
Введение в робототехнику – 2 час | ||
1. | История робототехники. | 1 |
2. | Что такое робототехника? ТБ | 1 |
Первые шаги в конструирование – 8 час | ||
3. | Соединение типа «ласточкин хвост» | 1 |
4. | Зубчатые колеса. Промежуточное зубчатое колесо | 1 |
5. | Понижающая и повышающая зубчатая передача | 1 |
6. | Шкивы и ремни. Перекрестная ременная передача | 1 |
7. | Червячная передача. Сборка струбцины | 1 |
8. | Цепная зубчатая передача | 1 |
9. | Карданная передача. Применение карданной передачи | 1 |
10. | Электродвигатели. Редуктор. Оси | 1 |
Работа с комплектом Fishertechnik Universal 3 – 53 час | ||
Мои первые модели – 6 час | ||
11. | Сборка подставки для ручек, подставки для мобильного телефона | 1 |
12. | Сборка фоторамки, кресла-качалки | 1 |
13. | Сборка ветряного колеса | 1 |
14. | Сборка вентилятора, подключение мотора XS и редуктора | 1 |
15. | Сборка миксера, подключение мотора с энкодерами | 1 |
16. | Сборка квадрацикла и трицикла | 1 |
Знакомство с автомобилями – 6 час | ||
17. | Автомобильная техника различного назначения. Основные элементы автомобиля | 1 |
18. | Сборка буксировочного автомобиля. Особенности устройства | 1 |
19. | Сборка грузовика с бортовой платформой. Самосвал | 1 |
20. | Сборка снегоочистителя. Самостоятельная доработка модели | 1 |
21. | Сборка погрузчика. Назначение и работа механизма | 1 |
22. | Самостоятельная разработка модели автомобиля и её сборка | 1 |
Мир гусеничной техники – 6 час | ||
23. | Особенности гусеничной техники. Сборка гусениц. Принцип их работы | 1 |
24. | Сборка спасательного трактора | 1 |
25. | Сборка ратрака. Варианты доработки модели | 1 |
26. | Сборка бульдозера. Принцип работы машины | 1 |
27. | Самостоятельная разработка гусеничной модели и её сборка | 1 |
28. | Самостоятельная разработка гусеничной модели и её сборка | 1 |
Путешествие в мир авиатехники – 4 час | ||
29. | Виды авиатехники. Сборка реактивного самолета | 1 |
30. | Сборка модели аэродрома (самолет, вертолет, башня) | 1 |
31. | Сборка модели аэродрома (самолет, вертолет, башня) | 1 |
32. | Самостоятельная разработка и сборка авиамодели | 1 |
Мир устройств специального назначения – 10 час | ||
33. | Весы, пресс, молот – назначения, основные элементы устройства и назначение | 1 |
34. | Сборка коромысловых весов. Проверка работоспособности устройства | 1 |
35. | Сборка сложносоставных весов | 1 |
36. | Доработка сложносоставных весов электроприводом | 1 |
37. | Сборка ветряной машины | 1 |
38. | Доработка ветряной машины электроприводом | 1 |
39. | Сборка высечного пресса. Область применения устройства | 1 |
40. | Доработка высечного пресса электродвигателем | 1 |
41. | Сборка ветряной мельницы с молотом | 1 |
42. | Сборка ветряной мельницы с молотом | 1 |
Парк развлечений – 8 час | ||
43. | Сборка карусели с самолетами | 1 |
44. | Доработка карусели с самолетами электроприводом | 1 |
45. | Сборка ярмарочных качелей | 1 |
46. | Доработка качелей электроприводом | 1 |
47. | Сборка карусели | 1 |
48. | Доработка карусели электроприводом | 1 |
49. | Сборка модели башни, доработка модели осветителями | 1 |
50. | Самостоятельная разработка и сборка аттракциона | 1 |
Мир строительной техники – 10 час | ||
51. | Сборка модели стройплощадки (грузовик, кран, транспортер) | 1 |
52. | Сборка модели стройплощадки (грузовик, кран, транспортер) | 1 |
53. | Сборка подъемного крана | 1 |
54. | Доработка подъемного крана электроприводом | 1 |
55. | Сборка гусеничного крана. Преимущества гусеничного привода | 1 |
56. | Доработка гусеничного крана | 1 |
57. | Сборка портового крана | 1 |
58. | Сборка портального крана. Сравнение с портовым краном | 1 |
59. | Самостоятельная разработка и сборка строительного механизма | 1 |
60. | Самостоятельная разработка и сборка строительного механизма | 1 |
Регулирующие механизмы – 3 час | ||
61. | Сборка центробежного регулятора. Варианты применения устройства | 1 |
62. | Сборка коробки передач | 1 |
63. | Доработка электроприводом. Применение устройства | 1 |
Составление творческого проекта – 5 час | ||
64. | Определение темы проекта, поиск материалов | 1 |
65. | Самостоятельная разработка и сборка проектной модели | 1 |
66. | Самостоятельная разработка и сборка проектной модели | 1 |
67. | Доработка, усовершенствование проектной модели | 1 |
68. | Защита творческого проекта | 1 |
| Итого: | 68 час |