Файл: Государственное образовательное учреждение СанктПетербургский Городской Дворец творчества юных.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 263
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Дела отрядные»
1
Государственное образовательное учреждение
«Санкт-Петербургский Городской Дворец творчества юных»
Загородный центр детско-юношеского творчества «Зеркальный»
Дела отрядные
Санкт-Петербург
2006
«Дела отрядные»
2
Составитель
Л.
Н. Николаева, ведущий методист ЗЦДЮТ «Зеркальный»
Редактор
О.
А. Супрунова
Набор и верстка
Г.
А. Метельковой
Корректор
Т.
Б. Кулак
Дорогие вожатые! Этот сборник мы подготовили для вас. В него вошли от- рядные дела, созданные за последние годы вожатыми «Зеркального». Конечно, это всего лишь капля в океане вожатского творчества, но мы надеемся, что каж- дый из вас найдет на этих страницах что-то интересное для себя, что поможет вам в вашей работе.
©
Загородный центр детско-юношеского творчества «Зеркальный»
Государственного образовательного учреждения «Санкт-Петербургский Дворец творчества юных», 2006 г.
«Дела отрядные»
3
СОДЕРЖАНИЕ
ДИСКУССИИ
«Россия в XXI веке»
5
«Президент России»
5
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Взаимодействие». Вариант № 1 8
«Взаимодействие». Вариант № 2 11
«Познай себя»
12
КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА
«Высота»
15
«Лето, ах лето!»
17
«Марафон искусств»
18
«Операция “Ы”»
19
«По морям, по волнам»
20
«Пойми меня»
21
«Синема»
23
«Турнир рыцарей»
25
«Шаромания»
26
«Школа разведки»
27
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Веселая семейка»
31
«Весь мир – театр»
35
«Квадрат Фемиды»
38
«Ход конём»
42
«Кругосветка»
45
«Невский проспект»
50
«Третья планета»
56
ИГРЫ НА МЕСТНОСТИ
«Два капитана»
60
«Карта наших прав»
60
«Кодировка»
62
Содержание
«Дела отрядные»
4
МАСТЕРСКИЕ
«Визитка»
63
«Кляксография»
63
«Коллаж»
63
«Мой дом»
64
«Открытки»
64
«Подарок»
64
«Рисуем свой город»
65
«Сюрпризки»
65
ПРИЛОЖЕНИЯ
Вопросы к игре «Блеф-клуб» (тема «Зеркальный»)
66
Вопросы к игре «Блеф-клуб» (тема «Масленица»)
67
Вопросы к игре «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?»
68
Вопросы к игре «О, счастливчик!»
69
Сказки на новый лад
70
Содержание
«Дела отрядные»
5
ДИСКУССИИ
«РОССИЯ В XXI ВЕКЕ»
Составитель: Чахоян О. Г., педагог ГОУ «СПб ГДТЮ»
Цель: формирование осознанной гражданской позиции, неравнодушного отношения к Родине.
В качестве подготовки можно провести в отряде акцию «Девяносто девять причин любить Россию». За несколько дней до проведения дискуссии повесьте лист ватмана с заголовком «Девяносто девять причин любить Россию» и девяно- сто девятью свободными номерами. Рядом повесьте на нитке фломастер, ручку или карандаш. Сами приложите руку к написанию «причин любви».
«Россия XXI века – это…» – какой должна стать наша страна в XXI веке? Какой мы видим ее сейчас и в развитии? Чем уникальна и характерна Россия нынешняя?
«Девяносто девять причин любить Россию». (Старший, средний, младший возраст). Можно использовать рисунки в качестве ответов на вопрос. Это обсуж- дение, подведение итогов приведенной выше акции. Ребята могут по кругу рас- сказывать о том, что из написанного близко, а что нет; за что бы они хотели, чтобы Россию любили, а за что нет. В результате нужно составить общий отряд- ный список с девяносто девятью пунктами.
«Рисуем Россию XXI века». (Средний и младший возраст). «Моя страна в новом веке. Какая она?» Каждый рисует. Далее начинается обсуждение рисунков по кругу: почему именно это я нарисовал, нужно устно добавить, что не удалось отобразить в рисунке. Составление общей газеты из рисунков.
«Устремляясь к звездам». (Старший, средний и младший возраст). Вообра- зите, что все вы – участники очень важного космического проекта, полученные из космоса сигналы подтвердили наличие разумной жизни. В направлении сигналов решили направить космический корабль, чтобы донести информацию о Земле. На первом корабле вы отправили информацию о землянах вообще, а теперь предсто- ит второй запуск, для которого каждая страна готовит набор предметов, характе- ризующих именно ее. Что вы послали бы, чтобы у представителей других цивилизаций, создалось правильное, с вашей точки зрения, представление о Рос- сии? Может быть, музыку, книги, фильмы, если да, то какие?
Разбившись на микрогруппы по четыре человека, составляем список объек- тов. Каждая группа представляет и защищает свой список. Обсуждение и форми- рование общего отрядного списка. Оформление списка на ватмане.
«ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ»
Составитель: Чахоян О. Г., педагог ГОУ «СПб ГДТЮ»
Цель: воспитание патриотизма, ответственности за судьбу страны.
В качестве подготовки расскажите об исполнительной власти: законода- тельная власть законы принимает, а исполнительная – исполняет их и решает по-
Дискуссии
«Дела отрядные»
6 вседневные общие дела. Например, бюджет. Для исполнения основного финансо- вого закона года – бюджета – исполнительная власть должна собрать налоги и сборы в государственную казну и распорядиться собранными деньгами в соответ- ствии со статьями бюджета. С исполнением бюджета тесно связаны почти все общие дела: забота о неимущих, пенсионерах, ветеранах, безработных, о больни- цах, дорогах, порядке на улицах, о соблюдении всеми законов.
Порой исполнительная власть лучше видит, какой закон нужно принять или изменить, поэтому огромное количество законов готовится именно исполнитель- ной властью. Но подготовка законопроектов – лишь малая часть работы исполни- тельной власти.
Сравнивая полномочия президента в разных странах, можно сказать, что они неодинаковы. Например, в США президент непосредственно руководит ис- полнительной властью, у них «президентская республика». А вот в «парламент- ских республиках» (скажем в ФРГ) правительство формируется парламентом, а
Президент не играет большой роли в управлении государством. Россия и Франция
«смешанные республики», формирование правительства зависит от парламента, но президенты имеют особый статус.
В России Президент является главой государства, избирается всенародно и наделен широкими полномочиями (в частности: издает Указы; назначает, с согла- сия думы, Председателя правительства и может отправить правительство в от- ставку; имеет право «вето» по отношению к законам). Может распустить
Государственную Думу (например, в случае, если дума три раза не даст согласия на назначение Председателя правительства); является Верховным главнокоман- дующим вооруженными силами России.
Как видите, полномочия обширные. Президент может сделать очень многое.
ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИЙ
«Если бы я был Президентом России, то…» – предложение общих идей и конкретных предложений для развития России.
«Пишем программное заявление». (Старший и средний возраст). Предста- вим, что каждый из вас избирается на пост президента или только что избран. Вы должны представить гражданам программу своих действий.
Каждый пишет свое заявление. Каждый выступает в кругу со своим заявле- нием. Обсудите: какие заявления понравились, чем понравились, какие являются интересными, но несбыточными, какие противоречат интересам России и ее граждан. Систематизируйте все заявления и составьте общее, публикуйте его
(оформите на листе ватмана). Можно все имеющиеся написанные личные про- граммные заявления приклеить на один лист ватмана с общим.
«Рисуем программное заявление». (Средний и младший возраст). Предста- вим, что вы только что избранный Президент России. Какие первые шаги вы сде- лаете? Какие решения примите, какими областями жизни человека стоит заняться? Постарайтесь нарисовать ту область жизни страны, в которой они будут сделаны. Может быть, это будут проблемы образования или это социальная про-
Дискуссии
«Дела отрядные»
7 грамма в защиту пенсионеров.
Нарисуйте, какие принципиальные решения, в каких областях жизни вы примите в первую очередь. По кругу рассказываем что-то о своих рисунках и объясняем, почему именно такие решения и такие вопросы вам кажутся важными и первостепенными. Наклеиваем все рисунки на один лист ватмана.
Данная форма не так уж и проста, хотя и рекомендована для младшего и среднего возраста. Выберите ее в том случае, если вы готовы обсуждать ее имен- но с точки зрения действий президента для страны, на благо страны. В ином слу- чае выберите вариант огонька с рисованием на тему будущего России.
«Письмо будущему президенту».Все мы живем в России, и нам, как пред- ставителям будущего поколения, небезразлично, что будет с нашей страной в XXI веке, кто и как будет руководить нами. Мы пока не имеем права лично избирать главу государства, в котором живем, но уже имеем собственные взгляды на то, что и как должно в России быть. Наверно, у вас есть некоторые вопросы, волну- ющие вас, и некоторые предложения.
Каждый пишет свое письмо президенту. Делимся на группы по пять человек, составляем общее письмо от каждой группы. Каждая группа представляет свое письмо, составляется общее письмо всего отряда. Пишем письмо. Можно приклеить вместе на лист ватмана не только общее письмо, но и групповые, и личные письма.
«Три желания». Скорее не желания, а пожелания и предложения президенту.
Попросите ребят на маленьких листочках бумаги написать примерно десять пожеланий – предложений президенту по улучшению жизни в стране. Каждое предложение нужно написать на отдельном листочке. Обратите внимание ребят на то, что вопросы, обращенные к президенту, должны касаться их непосред- ственно, а не быть заимствованными из телепередач и газет. Например, вопрос о реформе армии, скорее всего не актуален для ребят младшего и среднего возраста.
Невыплата заработной платы шахтерам лично не касается никого, кроме тех, у кого родители работают на шахте и т. п. Важно также, чтобы ребята попытались не только сформулировать проблему, но и наметить хотя бы какие-то пути ее ре- шения. Попросите оставить из всех проблем три самые, на их взгляд, важные.
Обсуждение в кругу – каждый рассказывает о тех предложениях, которые он счи- тает самыми важными. Можно также рассказать и о тех, которые пришлось «оставить».
На основании личных предложений составляется письмо президенту.
«Президент России – это…» – обсуждение личных качеств, необходимых президенту России, значение президентской власти для России.
«Портрет президента». (Старший и средний возраст).
Обсудите с ребятами личные качества, необходимые президенту России и выберите наиболее важные (например, прямым голосованием).
Обсудите деловые качества, необходимые президенту и выберите самые важные.
Обсудите знания и практические навыки, необходимые президенту и вы- берите наиболее важные.
Напишите резюме, как при устройстве на работу: родился; учился; умеет; обладает и т.д. Ведь в каком-то смысле мы, выбирая президента, нанимаем его на
Дискуссии
«Дела отрядные»
8 работу. Составьте письменный психологический портрет президента России.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»
Составители: Николаева Л. Н., методист ЗЦДЮТ «Зеркальный»,
Кравченко Е. В., педагог-психолог ЗЦТ «Зеркальный»
Цель: развитие навыков сотрудничества в группе; реализация творческого, интеллектуального, организаторского потенциала детей.
Задачи: мотивация на сотрудничество, выявление творческих способностей.
Вариант № 1
КОНТАКТ
Упражнения:
• Участники становятся в два круга – внутренний и внешний – лицом друг к другу. Паре участников необходимо по очереди поздороваться. Затем участники переходят на один ход (например, внутренний круг остается на месте, а внешний круг делает шаг вправо, таким образом, меняя партнера). Новой паре необходимо снова поздороваться, но уже по-другому. Далее – переход.
• То же самое, но задача – сказать комплимент.
• Участники сидят в кругу. Задача – установить контакт глазами с кем-то из круга. По команде ведущего закрыть глаза и поменяться местами с тем, с кем установлен контакт.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НЕЗНАКОМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Задание – разрешить ситуацию: «В переполненном автобусе на месте с краю спит пассажир. Рядом с ним у окна свободное место. Вам необходимо обра- титься к пассажиру так, чтобы ему захотелось уступить или пропустить вас на свободное место». Далее участники меняются ролями.
ПРИНЯТИЕ ГРУППОВОГО РЕШЕНИЯ
Ход: сначала индивидуальное решение задачи, затем в случайном порядке объедините участников в микрогруппы, и принятие общего решения.
• Мужик купил лошадь за 6000 рублей, а через год продал ее за 7000. Еще через год купил ее же за 8000 рублей, а затем продал за 9000. Получил ли он при- быль от своих сделок и, если да, то какую? (Имеет конкретное решение.)
• Падишах умер, так и не успев увидеть, кого родит его жена. Он оставил завещание: если родится сын, то две трети наследства сыну и одну треть жене; ес- ли родится дочь, то одну треть дочери и две трети жене. Родилась двойня: маль-
Психологические игры
«Дела отрядные»
9 чик и девочка. Как поделить наследство? (Не имеет единственного решения.)
• Полторы курицы за полтора дня несут полтора яйца. Сколько яиц несут две курицы за три дня. (Не имеет единственного решения.)
СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Упражнения:
• Ведущий считает. Участники прыгают с поворотом на 90 0
. Задача – всем повернуться лицом в одну сторону и как можно быстрее.
• Участникам нужно построиться по росту, но молча и с закрытыми глазами.
• Все участники сидят. Ведущий называет какое-нибудь число. Участники должны встать в количестве соответствующем названному числу.
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Упражнения:
• Игрок получает карточку с текстом, который он должен перевести на не- вербальный язык. Зрителям нужно догадаться, о чем идет речь. Текст должен быть достаточно коротким, например, таким: «У меня сгорел дом. Дедушка ушел за моло- ком и забыл выключить телевизор, который взорвался».
• Упражнение для пары участников. Ситуация: «Вокзал. Один человек провожает другого. Они беседуют через окно. Слов не слышно. Их задача – попы- таться жестами и мимикой передать информацию». Затем нужно выяснить, какая информация была передана одним из участников и что понял другой.
ЗЕРКАЛО
Упражнения:
• Все участники стоят в кругу, а один – в центре круга. Он по очереди подходит к каждому участнику и смотрит на него – как в «зеркало». Ведущий объявляет действия, происходящие в ванной комнате.
Например: «Умываетесь перед зеркалом, чистите зубы, причесываетесь, пере- одеваетесь, в глаз попала соринка, у вас болит горло, проверяете язык, гримасничае- те». Участникам нужно с помощью мимики совершать соответствующие действия.
• Упражнение в парах. Каждый получает записку с простым заданием.
Нужно передать напарнику жестами содержание задания. Напарник должен вы- полнить.
ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ
«Запомни и передай» – эта игра преследует такие цели, как знакомство с ос- новными закономерностями запоминания, изучение характерных особенностей забывания, обучение способам логической обработки информации.
Ход игры:
Ведущий предлагает группе разбиться на две команды. Хорошо, если в каждой из них окажется по семь-восемь человек. Члены одной из команд на пер-
Психологические игры