Файл: Занятие 1 Развитие лексических навыков учащихся план.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 247

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 1

Развитие лексических навыков учащихся

ПЛАН

  1. Направления лексической работы.

  2. Работа с художественно-изобразительными средствами речи.

  3. Особенности работы с синонимами, антонимами, многозначными словами и омонимами.

  4. Приемы активизации словаря учащихся.

Практические задания:

  1. Путем логического определения понятий «расширение сло­варного запаса учащихся» и «активизация словаря учащихся» докажите, что это разные понятия. В случае затруднения обращайтесь к «Словарю-справочнику по методике русского языка» М.Р. Львова.

  2. Ниже перечислены возможные темы уроков в период уст­ного практического курса. Подберите (предположительно) слова для усвоения на каждом из этих уроков.

«Школа. Урок», «Наш класс», «Учебные вещи», «Время (ча­сти суток, дни недели)», «Дом. Двор».

Образец выполнения задания

Тема. «Школа. Перемена». Слова для усвоения: перемена, играют, входит, выходит, в - из, на первом, на втором.

Тема. «Мы рисуем». Слова для усвоения: рисовать, рисунок, краски, цвет, крас­ный, синий, зеленый.

3. Проанализируйте определения понятий, данные детьми млад­шего школьного возраста, учитывая, что

неправильным считается определение, если:

- в нём не указано родовое понятие, под которое подводится определяемое (Текст - это текст);

- в нём указаны неглавные признаки (Трактор. Он похож на танк);

- оно является слишком широким (Книга - это то, что мы читаем);

- оно является слишком узким (Книга - это учебник).

Укажите ошибки, дайте правиль­ные определения.

  1. Танк - это большая машина.

  2. Танк — это боевая машина.

  3. Дорога - это то, по чем ездят маршрутки.

  4. Дорога - это шоссе.

  5. Голова — это там, где уши и ум.

  6. Голова — это часть тела.

  7. Голова - это то, что у нас на плечах.

  8. Книга - это то, в чем хранятся сказки.

  9. Книга - это умные листы.

  10. Книга — это куски листов со знаками.

  11. Книга - это сборник стихов.

  12. Сестра - это родная кровь женского рода.

  13. Сестра - это человек.

  14. Сестра — это член семьи.

  15. Праздник - это, когда Новый год, 8 Марта.

  16. Праздник - это выходной.

  17. Шофёр - это шофёр маршрутки.

  18. Шофёр. У нас сосед шофёр.

  19. Нога - это нога.

  20. Нога - это часть меня.

4. Сформулируйте методический аппарат (вопросы и задания для уча­щихся) к данному дидактическому материалу.


I. (Девочка, весна) идет. (Песня, вода) льется. (Человек, лес) молчит. (Ребенок, море) смеется. (Поля, дети) шумят. (Звери, реки) спят. (Щеки, костры) горят. (Вьюга, собака) злится.


  1. Гладить по головке — .... Повесить голову — .... Зарубить на носу — .... Дать по шапке — .... Бить баклуши — .... Класть зубы на полку — .




  1. Зелен., улица — свободный путь. Зелен., огонек — свободное такси. Зелен., поле — футбольное поле. Зелен., патруль — люди, охраняющие леса. Зелен., друг — лес.




  1. Острый нож — острое слово. Черный карандаш — черная зависть. Светлая вода — светлая мысль. Прозрачный воздух — про­зрачный намек.




  1. Круглый столик, круглый отличник, круглая сумка, круг­лый год, круглые сутки, круглое лицо, круглая дата.

Литература:

  1. Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. - К.: Вища школа, 1989. - 311 с.

  2. Коваль А.П. Специфика обучения русскому языку младших школьников. - К.: Радянська школа, 1990. - С. 161-164, 185-188.

  3. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского язы­ка. - М.: Просвещение, 1988. - С. 75-76.

  4. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика пре­подавания русского языка в начальных классах. - М.: Ака­демия, 2000. - С. 158-171.

  5. Пахненко И.И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности «Начальное обучение». – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2006. – 336 с.

Практическое занятие 2

Начальное обучение чтению и письму

ПЛАН

  1. Специфика звуко-графической работы в близкородственных языках.

  2. Методика введения новой буквы.

  3. Начальное обучение чтению по-русски.

  4. Задачи обучения письму.

  5. Упражнения и графические задания.

Практические задания:

  1. Сформулируйте для младших школьников краткие объяснения следующих понятий. При подготовке задания воспользуйтесь возможностью применения необходимых наглядных материалов и отрывков из литературных произ­ведений для детей.

1. Что такое алфавит и зачем он нужен?

2. Что такое буква и чем она отличается от звука?

3. Чего в русском языке больше: звуков или букв?

4

. Аз, буки, веди ... — это что?

2. Подготовьтесь читать приведенный ниже текст орфоэпически («как произносим») и орфографически («как пишем»).

Крапивница и Лимонница

  • Терпеть не моху непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны даже не растут? Вот я: у меня на крапиву аппетит — я Крапив­ница! У нее на капусту аппетит — она Капустница! Все просто и понятно!

  • А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять...

3. Подумайте и решите, можно ли характеристики звуков (глас­ный / согласный, твердый / мягкий, ударный / безударный, глу­хой / звонкий) использовать в названии букв? Аргументируйте свое решение.

4. Какая из двух учительских формулировок вам кажется более предпочтительной в силу ее лингвистической корректности? Ар­гументируйте свой выбор.

1. Подчеркните парные согласные буквы.

  1. Подчеркните буквы парных согласных.

5. Расположите этапы урока знакомства с новой буквой в правильной последовательности: а) предъявление печатного варианта новой буквы и сообщение ее алфавитного названия; б) предъявление письменного варианта новой буквы и ее сравнение с печатной; в) со­ставление и чтение слогов с новой буквой; г) звуковой анализ слова, предъявленного с помощью иллюстрации, и выделение одного (или двух) звуков; д) составление и чтение слов с новой буквой; е) составление и чтение предложений, а затем и текста; ж) фонетические упражнения на выявление наличия / отсутствия выделенных звуков в разных словах.

6. Подберите дидактический материал, предназначенный для тренировки учащихся в чтении слов с буквами: а) ы, и; б) э, е, ё; в) ъ, ь.

7. Проанализируйте представленные ниже задания и разделите их по таким видам:

  • Задания на развитие способности антиципации;

  • Задания, способствующие преодоления «регрессий в чтении»;

  • Задания на преодоление «барьера проговаривания», снятие артикуляционных движений.

1.Чтение «через окошко»: в листе бумаги, величиной на всю страницу учебника, вырезается «окошко» в 3-4 полные стро­ки; по мере чтения ученик продвигает окошко вниз, закры­вая прочитанные строки.


2. Чтение слов или текста про себя с одновременным счетом вслух (1, 2, 3, 4 ..., 10); повторение слов, пересказ прочитан­ного без опоры на текст.

3. Чтение «через решетку»: на текст накладывается «решетка» так, что часть текста оказывается закрытой.

4. Чтение с крепко стиснутыми губами (можно приложить к губам палец левой руки).

5. Чтение с линейкой, которая закрывает уже прочитанную строку текста.

6. Прочитывание слов, в которых прикрыты 2-3 буквы.

7. Чтение текста со словами, в которых прикрыты буквы, или с прикрытыми целыми словами и словосочетаниями.

8. Восстановление деформированного текста, в котором нару­шена последовательность частей (предложений).

8. Определите методическую цель использования приема «печа­тания», который широко используется учителем начальных клас­сов вместе с составлением слов из разрезной азбуки.

Литература:

  1. Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. - К.: Вища школа, 1989. - 311 с.

  2. Коваль А.П. Специфика обучения русскому языку младших школьников. - К.: Радянська школа, 1990. - С. 161-164, 185-188.

  3. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2.

  4. Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям. // Я-мама, 2006, №2.

Практическое занятие 3

Формирование навыков аудирования. Развитие навыков связного высказывания

ПЛАН

  1. Совершенствование и развитие навыков аудирования.

  2. Научные основы методики развития речи.

  3. Методика работы над словарем.

  4. Методика работы над связной речью.

Практические задания

1. Подготовьте текст для слушания учащимися 4 класса и тестовые задания на проверку услышанного.

2. Ниже представлены речевые задания (из учебника по рус­скому языку для 4 класса). Разработайте к каждому из них систему подсказок:

- Поработайте в парах. Представьте, что один из вас любит что-то делать, а другой любит ничего не делать. Придумайте и разыграйте диалог, который мог бы состояться между вами (упр. 104, с. 48).

- Расскажите, празднуют ли Рождество, Крещение в вашей семье. Если да, то как (упр. 152, с. 75).
3. Каждое из представленных ниже детских сочинений на тему «Наш двор осенью» имеет недостатки. Проанализируйте эти сочинения с точки зрения следующих признаков текста: 1) наличие группы предложений; 2) их смысловая связность (един­ство предмета речи, т.е. темы; наличие основной мысли и ее развитие); 3) структурная связность предложений. Соотнесите характеристики сочинений с нужным вариантом текста: 1) в сочинении отсутствует основная мысль, объединяющая все предложения в единое целое; 2) текст не о том, о чем заявлено в заголовке; 3) в сочинении нет раскрытия высказанной в инициальном предложении основной мысли.

- В своем дворе я играю почти каждый день. Вчера во время про­гулки я сначала собирал листья. Букет из листьев получился боль­шой и красивый. Потом вышли мои друзья, и мы играли в наши любимые игры. Затем рассказывали друг другу разные интерес­ные истории. Я очень люблю такие прогулки.
- Вчера вечером я играл во дворе. В нашем дворе много деревьев, кустарников. Было холодно, мы с друзьями тепло оделись. Я со­брал много каштанов. Осенью очень красиво. Я и мои друзья при­шли домой довольные и веселые.
- Наш двор осенью очень красивый. На деревьях золотые листья. Двор прекрасен в своем осеннем наряде. Хорошо осенью в нашем дворе.
4. Познакомьтесь с примерами детских речевых ошибок. Исправьте их.

Спотыкнулся; заместо; собакина конура; непоседка; облаки; рельса; с повидлой; красивше; ездиет; хочут; в польтах; на лбе; пекет; ихний; ехали метром; много мечт; закраснел; текет; ждут каникулов; ковер из хвоя; молодой котенок; красуется красавец клен; шесть карандашов; не ложи на стол; ворон завил гнездо; европцы; на клумбе растут цветы, пионы, ноготки; на полок ле­жат книги; зеркалы.

5. Осуществите анализ сочинений младших школьников по плану, содержащему критерии оценки (по М. Р. Львову).

Критерии оценки сочинения (по М. Р. Львову)

  1. Раскрытие темы сочинения. Наличие основной мысли, соответствие содержания действительности.

  2. Соблюдение плана, стройность композиции, логическая последо­вательность, наличие вступительной, основной, заключительной частей, выводов.

  3. Стиль речи, тип текста, жанр; целесообразность и уместность ис­пользованных языковых средств с учетом речевой ситуации.

  4. Лексический состав текста: правильность словоупотребления, бо­гатство словаря, использование синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов с эмоциональной окраской.

  5. Синтаксический строй текста: размеры предложений, разнообра­зие или однообразие синтаксических конструкций, сложность фразы.

  6. Грамотность: графическая, орфографическая, пунктуационная; ха­рактер ошибок: грубые, негрубые.

  7. Оформление: соблюдение норм каллиграфии, наличие полей, крас­ной строки, аккуратность правки и т. п.

  8. Объем сочинения: количество слов, предложений; излишний лако­низм или многословие.