Файл: Занятие 1 Развитие лексических навыков учащихся план.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 248

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тексты сочинений младших школьников

1. Зима

Великолепная зима в этом году! Дни солнечные морозные. Погода холодная. Много снега. Мне нравится это время года. Пришла, рассыпа­лась; клоками, повисла на суках дубов; легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов. Сковала морозом реки и озера. Вся земля укрыта теплым белым одеялом. А мы рады ее приходу и тем неожиданностям, которые она нам приготовила.

(Юлия П.)

  1. Как дежурить по классу

Когда ты дежуришь по классу, надо вымыть доску, подмести, следить за порядком в столовой и на перемене. Дежурный — это мальчик, который убирается и следит за порядком в определенный день. И не надо делать плохие веши. Надо слушать учителя и особенно получать хорошие оценки.

(Саша В.)

Литература:

  1. Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. - К.: Вища школа, 1989. - 311 с.

  2. Коваль А.П. Специфика обучения русскому языку младших школьников. - К.: Радянська школа, 1990. - С. 161-164, 185-188.

  3. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского язы­ка. - М.: Просвещение, 1988. - С. 75-76.

  4. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика пре­подавания русского языка в начальных классах. - М.: Ака­демия, 2000. - С. 158-171.

  5. Пахненко И.И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности «Начальное обучение». – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2006. – 336 с.

Практическое занятие 4

Система работы по изучению орфографии

ПЛАН

  1. Специфика формирования правописных навыков младших школьников в процессе изучения русского языка как второго. Основные задачи данного аспекта работы.

  2. Методика работы с разными группами орфограмм.

  3. Развитие орфографической зоркости младших школьников.

  4. Орфографические упражнения.

Практические задания:

1. Для лучшей организации обучения правописанию в учебнике для 3 класса представлен список слов, написание которых школьники должны усвоить. В этот спи­сок входит 60 слов. «По усмотрению учителя он может быть рас­ширен с учетом возможностей конкретного класса» [ 5, с.44 ].


Ознакомьтесь со списком словаря 3 класса. Обратите внима­ние на то, что в указанный список входят не только слова с непро­веряемыми орфограммами, но и слова на правила, которые еще не изучались в 3 классе (проверяемые безударные гласные в корне, парные глухие и звонкие согласные, разделительные ъ и ъ). Выпи­шите эти слова, сгруппировав их по указанным правилам.

2. Восстановите правильную последовательность этапов фраг­мента урока, на котором вводится понятие «орфограмма» («опасное ме­сто»): предъявление двух слов и их звуковой анализ; вывод об «опасном месте» в слове; выяв­ление одинаковых звуков; чтение слов; установление букв, которые обозначают оди­наковые звуки.

3. Проанализируйте с помощью восставленной схемы пары слов на установление орфограммы «безударный гласный в корне»: 1. земля — спина, 2. сосна — трава, 3. трещит— кричит.

4. Проанализируйте с помощью восставленной схемы пары слов на установление орфограммы «парный согласный в конце слова»: 1. дуб — суп; 2. кровать — тетрадь; 3. мороз — нос.

5. Выберите из данного ниже списка слова, в которых нет ни одной орфограммы:

Дом, мама, гриб, гром, лампа, еж, слон, лист, колобок, нос, край, торт, стол.

6. Спишите текст, подчеркните в нем все орфограммы. Сделайте полный орфографический анализ выделенных слов.

У нас перед домом намело огромный сугроб, и он лежал на солнце, сиял, как непомятая лебединая грудь. С трудом я от­крыл дверь, заваленную ночным снегом, и, пробивая лопатой траншею, стал раскидывать и белый пух этой ночи и под ним залежалые тяжелые пласты ... Михаил Пришвин

Литература:

  1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии.– М., 1991. - 479 с.

  2. Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. - К.: Вища школа, 1989. - 311 с.

  3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика пре­подавания русского языка в начальных классах. - М.: Ака­демия, 2000. - С. 158-171.

  4. Пахненко И.И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности «Начальное обучение». – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2006. – 336 с.

Практическое занятие 5



Методические основы формирования словообразовательных и грамматических понятий. Методика работы над элементами синтаксиса и пунктуации

ПЛАН

  1. Сущность грамматических понятий. Трудность их усвоения младшими школьниками.

  2. Этапы формирования грамматических понятий.

  3. Грамматические и слово­образовательные упражнения.

  4. Формирование синтаксических умений.

  5. Ознакомление младших школьников с пунктуацией.

Практические задания:

1. Сформулируйте задания к каждому виду дидактического материала.

  1. Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).

  2. Столик, кормушка, загородный, переезд, досказать, по­дарок.

  3. Соль, солонка, солнце; вода, водитель, подводный; лес, лесник, лестница; больной, больница, большой.

  4. Сказать, труд, земля, вода, земной, труженик, подзем­ный, рассказ, водяной, доказать, трудный, сказка, наземный, земляк, затруднение, земляной, подводный, безводный.

2.  Познакомьтесь с дидактическим материалом, который учи­тель использовал при работе над словосочетанием. Сформулируйте задания.

1. Хорошо в лесу (ранняя) весной! Ты идешь по (узкая) тро­пинке между (зеленые) деревья. От (клейкие, березовые) листи­ков разливается тонкий запах. Лес наполнен (веселое) пением птиц.

2. Окна дома выходят (двор, улица, площадь); еду отдыхать (Крым, Кавказ); достать (полка, портфель.)

3. Только что поднялось усталое сентябрьское солнце. Его бе­лые лучи серебряным веером падают в глубокий овраг. Вокруг меня щелкают любопытные синицы.

3. Сделайте анализ словосочетаний по схеме разбора для младшей школы:

играть в домино, лучистая улыбка, северный ветер, рвать на части, подражать отцу, сильно устал, разглядывать с интересом, кофе по-венски.

Порядок разбора словосочетания

  1. Указать главное и зависимое слова. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.

  2. Указать, какой частью речи выражено главное слово.

  3. Указать, какой частью речи выражено зависимое слово.

  4. Назвать средства грамматической связи слов в словосочетании.

4. Разработайте задания к данному дидактическому материалу:




. .(?) .(?!)

5. Придумайте лингвистическую сказку на тему «Знаки пунктуации в конце предложения».

Литература:

  1. Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. - К.: Вища школа, 1989. - 311 с.

  2. Коваль А.П. Специфика обучения русскому языку младших школьников. - К.: Радянська школа, 1990. - С. 161-164, 185-188.

  3. Пахненко И.И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности «Начальное обучение». – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2006. – 336 с.

Практическое занятие 6

Методика формирования системы читательских умений



ПЛАН

1. Методические основы литературного развития младших школьников.
2. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста и уровни литературного развития.
3. Принципы анализа художественного произведения
4. Виды и приемы анализа художественного произведения.

5. Формирование системы читательских умений.

Практические задания:

1. Проанализировав содержание «Пояснительной записки» к программе по русскому языку школ с украинским языком обуче­ния (раздел «Чтение»), определите:

- задачи обучения чтению по-русски;

- критерии подбора учебного материала для чтения;

- требования к организации работы по чтению.

2. Пользуясь программой по русскому языку, сравните содер­жание работы по чтению в 3 и 4 классах, приведите доказатель­ства постепенности формирования и развития навыков чтения.

3. Дайте определение понятия «антиципация». Из учебника И.Ф. Гудзик «Русский язык. Учебник для 4 класса общеобразо­вательных учебных заведений с украинским языком обучения» (К.: Освіта, 2004) выберите задания, способствующие формиро­ванию у младших школьников умения антиципации.

4. Обратитесь еще раз к «Пояснительной записке» програм­мы по русскому языку и найдите информацию о первоначальном (первичном) чтении незнакомого текста.

По А.П. Коваль

По И.П. Гудзик

1. Чтение текста всеми учащимися молча (2-4 мин.), ответы на поставленные до чтения вопросы (1-2).

1. Чтение текста всеми учащимися молча (про себя).

2. Чтение всеми учащимися вполголоса или хором; ответы на вопросы, поставленные до чтения (углубляется понимание содержания текста); исправление ошибок в чтении.

2. Чтение текста вслух, исправ­ление недочетов в произно­шении слов, интонировании предложений.

3. Чтение текста учителем по составленной партитуре (подводит итог самостоятельной работы учащихся).


5.Сравните два варианта организации первичного чтения нового текста (первый предложен А.П.Коваль, второй - И.Ф.Гудзик). Какой вариант Вы предпочтете в своей работе? Выбор аргументируйте.

Объясните, почему методисты не рекомендуют использовать прием самостоятельного чтения для первичного знакомства со стихотворением, со сложными в смысловом и языковом отноше­нии текстами.

Литература:

  1. Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. - К.: Вища школа, 1989. - 311 с.

  2. Коваль А.П. Специфика обучения русскому языку младших школьников. - К.: Радянська школа, 1990. - С. 161-164, 185-188.

  3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика пре­подавания русского языка в начальных классах. - М.: Ака­демия, 2000. - С. 158-171.

  4. Пахненко И.И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности «Начальное обучение». – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2006. – 336 с.

Практическое занятие 7

Формы организации обучения русскому языку. Требования к урокам

ПЛАН

1. Урок как основная форма обучения русскому языку.

2. Типология уроков русского языка, их дидактическая структура.

3. Внеклассная работа по русскому языку.
Практические задания

1. Составить конспект урока по русскому языку на выбранную тему.

2. Подобрать занимательный дидактический материал для проведения внеклассных мероприятий по русскому языку.
Индивидуальное задание: Посетить урок русского языка в начальной школе и проанализировать его по схеме.

Схема анализа урока языка

1. Школа, класс, ф.и.о. учителя, дата посещения.

2. Тема и цель урока. Как учитель знакомит учащихся с этими структурными единицами урока, как они выполняются.

3. Связь данного урока с предыдущими. Целесообразность использования отведенного времени на каждый этап урока.

4. Речь учителя и учащихся культура взаимоотношений; приемы

создания условий заинтересованности, недочеты в работе.

5. Содержание и объем изучаемого материала, его научная и

практическая ценность.

6. Объем и количество используемого дидактического материала. Оформление записей на доске; отображение содержания урока в тетрадях.

7. Применение методов и приемов обучения; внимание к материи языка и развитию органов речи детей, к пониманию языковых значений; синхронное