Файл: А. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 585

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
А.И. Комарова
История и методология юридиче-
ских наук: учебное пособие. – М.:
Московский университет «им. С.Ю.
Витте», 2015. – 207 с.
Москва 2015 г.

2
Аннотация
Изучение учебной дисциплины "История и методология юридических наук" предусматривает изучение магистрантами методологических основ юридиче- ских наук и истории развития методологических подходов к изучению пра- вовых явлений, начиная с древнейших времен и заканчивая современной ме- тодологией исследования правовых явлений. Данная научная дисциплина яв- ляется одновременно исторической и методологической основой дальнейше- го изучения теории государства и права и всеобщей истории государства и права. Методологическая основа данной дисциплины получила также доста- точно широкое обсуждение в истории политических и правовых учений.
История и методология юридических наук – одна из обязательных дисци- плин в системе высшего юридического образования и входит в цикл обще- профессиональных дисциплин по подготовке магистра в рамках научно- исследовательского направления "Система управления знаниями в распреде- ленном ВУЗе на основе современной информационной образовательной сре- ды".
Содержание дисциплины нацелено на формирование у менеджера неотъем- лемых элементов общечеловеческой и, прежде всего, юридической культуры.
При этом во главу угла в ней ставится положение о том, что во все времена методологические и теоретические достижения юридических наук исполь- зуются при выработке юридических программ и соответствующих реформа- торских проектов и концепций, принимаемых обществом в качестве руко- водства к действию в осуществлении политики государства.
Цель преподавания дисциплины состоит в том, чтобы выработать у будущих магистров твердые теоретические знания об альтернативных методологиче- ских подходах и инструментах юридического анализа, а также ключевых теориях и доктринах на всем протяжении эволюции юридических наук. При этом важно иметь в виду, что изучение данной дисциплины в контексте со- временных оценок этапов ее эволюции будет способствовать выявлению объективных закономерностей в развитии мирового, в том числе отечествен-


3 ного, права, научной систематизации теоретических и методологических но- вовведений видных ученых-правоведов, представляющих различные теоре- тические школы, течения и направления в истории юридических наук.
Знания, получаемые в процессе изучения истории и методологии юридиче- ских наук, необходимы для обеспечения общей профессиональной подготов- ки будущих специалистов и призваны помочь им осмыслить теорию управ- ления и управленческой деятельности с более широких историко- юридических и теоретико-методологических позиций.

4
Об авторе
Комарова Алина Ивановна – профессор юридического факультета Москов- ского университета имени С. Ю. Витте, юрист, доктор философских наук, профессор. Окончила докторантуру Московского госуниверситета имени М.
В. Ломоносова (философский факультет): докторскую диссертацию защища- ла в МГУ им. М. В. Ломоносова; Юридический факультет Международного славянского института (г. Москва) – специальность "Юриспруденция".
Общественная научно-исследовательская и издательская деятельность (1991-
2015): руководитель Международной общественной организации "Междуна- родная академия методологии государственного управления"; г. Москва; председатель Международного антикоррупционного комитета.
Опубликовано более 300 научных работ, в том числе 42 тома Межведом- ственного научного сборника по проблемам экономики, юриспруденции, государственного управления. В настоящее время работает над монографией:
"Институализация антикоррупционного права как комплексной отрасли пра- вовой системы России".

5
РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендации по изучению дисциплины
Изучение дистанционного курса "История и методология юридических наук" является логичным продолжением обучения магистров и основано на знани- ях, полученных в процессе изучения программных юридических дисциплин и дисциплин государственного и муниципального управления.
Дистанционный курс "История и методология юридических наук" состоит из двух разделов (2 ЗЕТ).
Первый раздел курса содержит 11 тем, второй раздел – 13 тем и завершается списком вопросов для самопроверки обучающихся. Предлагаемые вопросы предназначены помочь обучающимся более эффективно организовать свою самостоятельную работу и лучше понять уровень освоения учебных матери- алов. В ходе изучения курса предусмотрены контрольные мероприятия: два рубежных контроля (РК) в виде кейс-заданий и итоговое тестирование.
В начале процесса изучения курса обучающийся должен внимательно озна- комиться с графиком прохождения дисциплины и приступить к изучению 1- го раздела. В конце раздела приведен список вопросов для самопроверки. В случае затруднений обучающийся должен обратиться к соответствующему теоретическому материалу.
По результатам успешного изучения материалов первого раздела обучаю- щийся должен приступить к изучению 2-го раздела. Для оценки уровня усво- ения материалов 2-го раздела обучающийся осуществляет самодиагностику, отвечая на вопросы для самопроверки, а затем приступает к решению кейс- заданий первого рубежного контроля (РК 1).
Обучающийся завершает изучение дисциплины успешным прохождением заданий итогового тестирования.


6
Список приобретаемых компетенций, формируемых в результате освое-
ния дисциплины
Выпускник должен обладать следующими
общекультурными компетенци-
ями
(ОК):
- компетенциями гражданского поведения и этики, включая:
- компетенции общественного служения. Стремление работать для об- щества (ОК-1);
- компетенции этического поведения. Знание требований профессио- нальной этики и готовность поступать в соответствии с этими требова- ниями. Нетерпимость к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц. Гражданская ответственность и требовательность к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);
- компетенциями социального, профессионального и образовательного взаимодействия, включая:
- компетенции конструктивного взаимодействия с гражданами и ин- ститутами гражданского общества, другими организациями. Способ- ность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демо- кратического общества (ОК-3);
- компетенции лидерства. Способность и готовность к лидерству, уме- ние принимать взвешенные решения, убеждать в целесообразности этих решений и воплощать решения в жизнь (ОК-4);
- компетенции командной работы. Умение работать в коллективе, ис- полняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-5);
- компетенции применения коммуникативных технологий и средств.
Способность использовать для решения коммуникативных задач со- временные технические средства и информационные технологии (ОК-
6);
- компетенции профессионального взаимодействия. Способность пред- ставлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать

7 свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7);
- компетенциями преподавательской деятельности. Способность реали- зовывать для различных образовательных аудиторий образовательные курсы и программы с использованием современных образовательных технологий (ОК-8); компетенциями организации и проведения исследований, включая:
- компетенции постановки проблем. Умение структурировать проблем- ное пространство, оценивать и выбирать альтернативы в условиях де- мократического общества (ОК-9);
- компетенции аналитической работы. Умение формировать базы зна- ний, оценивать их полноту и качество имеющихся знаний. Способ- ность осуществлять верификацию и структуризацию информации.
Умение осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность в целях получения нового знания. Умение и готовность систематически применять эти знания для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций (ОК-10);
- компетенциями владения инструментальными средствами исследова- ния. Умение пользоваться современными средствами получения, хра- нения, обработки и предъявления информации, работать с распреде- ленными базами знаний в глобальных компьютерных сетях. Готов- ность применять инструментальные средства исследования для реше- ния поставленных задач (ОК-11);
- компетенциями научной работы. Способность создавать новое зна- ние, соотносить это знание с имеющимися отечественными и зарубеж- ными исследованиями. Способность и готовность использовать знание при осуществлении экспертных работ, в целях практического примене- ния методов и теорий (ОК-12);


8
- компетенции креативности. Владение навыками самостоятельной, творческой работы. Умение организовать свой труд. Способность по- рождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-13); компетенциями самосовершенствования, включая:
- компетенция саморазвития. Способность и готовность к самосовер- шенствованию, к расширению границ своих научных и профессио- нально-практических познаний. Умение использовать методы и сред- ства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального раз- вития и повышения культурного уровня (ОК-14);
- компетенциями критического анализа. Умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно при- нимать решение на основе анализа информации. Способность критиче- ского анализа своих возможностей (ОК-15);
- компетенциями ответственности. Готовность к принятию ответствен- ности за свои решения, умение оценивать последствия решений (ОК-
16).

9
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компе-
тенциями (ПК):
организационно-управленческая деятельность:
- обладать способностью к анализу, организации и планированию в об- ласти государственного и муниципального управления (ПК-1);
- владеть технологиями управления персоналом и кадрового аудита
(ПК-2);
- обладать организационными способностями. Уметь находить и при- нимать организационные управленческие решения (ПК-3);
- обладать способностью управлять в кризисных ситуациях (ПК-4);
- обладать умениями и готовностью формировать команды для реше- ния поставленных задач (ПК-5);
- уметь планировать мероприятия органа публичной власти в увязке с общей стратегией развития государства и региона (ПК-6);
- разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности орга- на публичной власти, осуществлять распределение функций, полномо- чий и ответственности между исполнителями (ПК-7); административно-технологическая деятельность:
- владеть навыками использования инструментов экономической поли- тики (ПК-8);
- уметь вырабатывать решения, учитывающие правовую и норматив- ную базу (ПК-9);
- понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопро- сах международной конкуренции (ПК-10);
- владеть современными методами диагностики, анализа и решения проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике (ПК-11);


10
- разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля, владеть принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности (ПК-12); консультационная и информационно-аналитическая:
- способность осуществлять верификацию и структуризацию информа- ции, получаемой из разных источников (ПК-13);
- уметь использовать информационные технологии для решения раз- личных исследовательских и административных задач (ПК-14);
- критически оценивать информацию и конструктивно принимать ре- шение на основе анализа и синтеза (ПК-15); проектная:
- уметь систематизировать и обобщать информацию, готовить предло- жения по совершенствованию системы государственного и муници- пального управления (ПК-16);
- выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы к их реали- зации (ПК-17);
- обладать способностью к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях (ПК-18);
- обладать способностью использовать знание методов и теорий гума- нитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экс- пертных и аналитических работ (ПК-19); научно-исследовательская и педагогическая:
- владение методами и специализированными средствами для аналити- ческой работы и научных исследований (ПК-20);
- владеть методикой анализа экономики общественного сектора, мак- роэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства (ПК-21);
- владеть методами и инструментальными средствами, способствую- щими интенсификации познавательной деятельности (ПК-22).

11
В результате освоения дисциплины "История и методология юридических наук", обучающийся должен:
Знать:
- закономерности исторического развития науки и юридического науч- ного познания (ОК-1, ПК-10);
- современные представления о научном познании (ОК-3, ПК-13);
- методологию научного познания, проблемы методологии социальных и гуманитарных наук, понятие и принципы методологии юридических наук (ОК-3,ПК-9);
- основы юридической эпистемологии, методологические подходы в юридической науке, структуру и содержание методологии юридиче- ских наук (ОК-1, ПК-14).
Уметь:
- грамотно выражать, и аргументировано обосновывать свою точку зрения по проблематике методологии юридических наук (ОК-4, ПК-9);
- пользоваться методами научного исследования (ОК-2, ОК-4);
- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе анализа информа- ции (ПК-9, ПК-12).
Владеть:
- методами познания истории политических и правовых учений (ОК-
3,ПК-9);
- категориями и понятиями политико-правовой теории (ОК-1, ОК-3);
- навыками анализа теоретических конструкции и использования их знаний для прогнозирования основных тенденций развития государ-