Файл: А. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 590

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24 ческие и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств. В своем возникновении политико-правовая мысль у древних народов на Востоке и на Западе – у древних египтян, индусов, ки- тайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и др. – восходит к мифоло- гическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии своего развития воззрения, условно име- нуемые как политические и правовые, еще не успели выделиться в относи- тельно самостоятельную форму общественного сознания и представляли со- бой составной момент целостного мифологического мировоззрения.
Земные порядки согласно древним мифам – неразрывная часть общемиро- вых, космических порядков, имеющих божественное происхождение. В рус- ле такого понимания и освещается в мифе тема земной жизни людей, их об- щественного и государственного устройства, их взаимоотношений между со- бой и с богами, их прав и обязанностей. Та или иная версия божественного происхождения земной власти и порядка является, таким образом, общеобя- зательной моделью соответствующего их устроения и одновременно господ- ствующей идеологией. В мифах ряда народов говорится о первоначальном непосредственном правлении богов, которые затем научили людей искусству управления и передали власть земным правителям. Согласно древневавилон- ским и древнеиндийским мифам боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и люд- ских судеб. Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый истинный бог нахо- дится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем. Заслуживает внимания используемое здесь представле- ние о договорном характере власти. Законы еврейского народа, по священ- ному учению евреев, получены Моисеем прямо от бога.
Весьма оригинален древнекитайский миф о божественном происхождении и характере земной власти, согласно которому именно персона верховного

25 правителя Поднебесной (т.е. императора Китая) является единственной точ- кой связи с высшими, небесными силами. Шумерские и вавилонские прави- тели и законодатели настойчиво подчеркивали божественный характер своей власти и своих законов, их соответствие неизменным божественным уста- новлениям и справедливости. Эти представления широко отражены в извест- ном древневавилонском политико-правовом памятнике XVIII в. до н.э. – За- конах Хаммурапи. Мифические представления древних персов нашли позже свое развитие и выражение в зороастризме. Основателем этого религиозно- этического течения был Заратустра (VIII в. до н.э.). Государство согласно зо- роастризму должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда.
Монарх – служитель Ормузда, он должен защищать подданных от зла и, бо- рясь против зла в государстве, насаждать добро. При всей своей специфике религия тематически и хронологически следует за мифом и является по от- ношению к первичным мифам о богах последующим, вторичным образова- нием. Мифический теизм предшествует религиозному теизму и теологии.
Проистекающая отсюда преемственность между мифом и религией (преем- ственность, значимая также в области политико-правовых воззрений и прямо проявляющаяся, например, в виде учений о божественном характере власти и порядка, о божественном праве и т.п.) очевидна.
Теистический подход, воспринятый религией от мифа и основательно в ней переработанный, повсеместно стал заметным и влиятельным направлением политико-правовой мысли, чье воздействие в модифицированных формах продолжается и в наши дни. Под заметным влиянием мифологических и ре- лигиозных представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в Древней Индии. С этим связано и то доминирующее положение, ко- торое на протяжении многих веков занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни древнеиндийского общества. Зачатки идео- логии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников II тысячелетия до н.э., именуемых в целом Ведами. В Ведах говорится о деле- нии общества на четыре варны (сословия), которые созданы богами из Пу-


26 руши (мирового тела и духа). Мировой закон (рта) согласно такой мифологи- чески-органической концепции определяет конституцию (строение) обще- ства, место, роль и положение (в том числе и правовое положение) различ- ных варн (сословий), а следовательно, права и обязанности также и членов этих варн.
Брахманизм получает свое дальнейшее развитие и конкретизацию в другом памятнике древнеиндийской мысли – в Упанишадах, возникновение которых относится к IX-VI вв. до н.э. Все варны и их члены должны согласно Ведам и
Упанишадам следовать божественно предустановленной для них дхарме
(дхамме) – закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Причем господству- ющее положение брахманов в обществе и государстве предопределяло также и руководящее значение брахманистских толкований социального и полити- ко-правового смысла дхармы применительно к членам различных варн.
Идеологией брахманизма пронизаны многочисленные дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники, которые составлялись различными брахманистскими школами. Примерно ко II в. до н.э. относится письменное оформление на основе более древних источников известного политико- правового памятника – "Законов Ману". В "Законах Ману" воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении об- щества на варны, их неравенстве и т.д. Особое значение придается обоснова- нию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы. Примечатель- но, что при всем своем высоком и даже божественном статусе царь, по "За- конам Ману", должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлени- ям.
С критикой ряда основных положений Вед, Упанишад и брахманистской идеологии в целом в VI в. до н.э. выступил Сиддхартха, прозванный Буддой
(Просветленным). Он отвергает мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие согласно Будде зависят от собственных усилий людей. С позиций признания

27 нравственно-духовного равенства всех людей Будда и его последователи подвергли критике как саму систему варн, так и принцип их неравенства.
Традиционно-теологическому брахманистскому толкованию дхармы (дхам- мы) буддизм противопоставил свой, во многом рационалистический подход к этому ключевому понятию тогдашней политико-правовой мысли и идеоло- гии в целом. В интерпретации буддистов дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон. Уже в начале своего зарождения многие идеи буддизма имели актуальное социально- политическое значение и звучание. С ростом числа сторонников буддизма и укреплением их позиций это значение все более усиливалось. Постепенно идеи буддизма стали оказывать влияние на государственную политику и за- конодательство.
Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнеки- тайской философской и общественно-политической мысли, считается Лао-
Цзы (VI в. до н.э.). Его взгляды изложены в произведении "Дао дэ цзин"
("Книга о дао и дэ"). Лао-цзы характеризует дао как независимый от небесно- го владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.
Все недостатки современной ему культуры, социально-политическое нера- венство людей, бедственное положение народа и т.д. Лао-Цзы приписывает отклонению от подлинного дао. Протестуя против существующего положе- ния дел, он вместе с тем все свои надежды возлагал на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать спра- ведливость. В такой трактовке дао выступает как естественное право непо- средственного действия. Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551–479 гг. до н.э.).
Его взгляды изложены в книге "Лунь юй"("Беседы и высказывания"), состав- ленной его учениками.


28
Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально- патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие за- висят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерар- хия строится на принципе неравенства людей. Тем самым Конфуций высту- пал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством. Правда, его политический идеал состоял в правлении аристократов добродетели и зна- ния, а не родовой знати и богатых, так что предлагаемая им идеальная кон- струкция правления отличалась от тогдашних социально-политических реа- лий и благодаря этому обладала определенным критическим потенциалом.
Но в целом для Конфуция и его последователей, несмотря на отдельные кри- тические замечания и суждения, характерно скорее примиренческое и ком- промиссное, нежели критическое отношение к существовавшим порядкам.
Основатель моизма Мо-цзы (479–400 гг. до н.э.) развивал идею естественно- го равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти. Следование небесному образцу Мо-цзы называл также "почитанием мудрости как основы управления". В поисках "единого образца справедливости" Мо-цзы выдвинул идею договорного происхожде- ния государства и управления.
Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате IV в. до н.э.
"Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан"). Ряд глав трактата напи- сан самим Гунсунь Яном (390–338 гг. до н.э.), известным под именем Шан
Ян. Этот видный теоретик легизма и один из основателей школы "законни- ков" (фацзя) был правителем области Шан во времена циньского правителя
Сяо-гуна (361–338 гг. до н.э.).
В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью,

29 что посредством насильственных мер их можно подчинить желательному "порядку".
1. Первые наиболее значимые результаты становления правовой науки связываются с деятельностью семи греческих мудрецов VI-IV вв. до н.э. (Фалес Милетский, Солон Афинский, Питтак из Мителены и др.).
Уже в древности различали два поколения софистов: старших (Прота- гор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.) и младших (Фрасимах,
Калликл, Ликофрон и др.) софистов. Многие из старших софистов при- держивались в целом демократических воззрений. Среди младших со- фистов наряду со сторонниками демократии встречаются приверженцы и иных форм правления (аристократии, тирании). Глубокие и систем- ные знания о государстве и праве, заложившие основы правовой науки, были представлены величайшими мыслителями древности: Сократом,
Платоном и Аристотелем. Ими были поставлены и даже частично ре- шены основные вопросы правовой науки.
2. Сократ (469-399 гг. до н.э.) - одна из интереснейших и популярней- ших фигур в духовной истории человечества.
Политико-правовые взгляды Сократа:

Сократ стремился к рациональному обоснованию природы госу- дарства и права.

Сократ различал естественное право и позитивный закон.

Сократ развивал принцип верховенства законов над всеми сфе- рами государственной и общественной жизни, тождества законного и справедливого: что справедливо, то и законно.

Сократ утверждал, что моральные качества (добродетели) имеют объективную природу и не зависят от субъективной оценки человека: мораль и истина тождественны.

Оптимальной формой правления Сократ считал аристократию
(правление знающих, интеллектуальной элиты общества).


30

Отрицательно относился к крайней демократии: демократическое правление он считал не компетентным.

Худшей формой правления Сократ считал тиранию.

Признавал верховенство интересов государства по отношению к личности.
В 399 году до н.э. видные государственные деятели выдвигают против Со- крата обвинение в безбожии. Осужденный на смерть, Сократ остается верен своим принципам и отказывается от подготовленного побега. Особая док- трина естественного права, разработанная Сократом и развитая Платоном,
Аристотелем, стоиками и христианскими мыслителями (особенно Фомой
Аквинским), может быть названа классической доктриной естественного права. Влияние Сократа сказывается в таких высших достижениях греческой политико-правовой мысли, как политическая философия Платона и полити- ческая наука Аристотеля.
3. Основные положения Сократа о справедливости, праве и законе были раз- виты его учеником Платоном (427–347 гг. до н.э.). Согласно платоновской философии, "истинное бытие – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи", истинное познание – это познание бытия, т.е. мира идей. Оно Доступ- но лишь "редким людям" – философам. Толпе же, считал Платон, не присуще быть философом. Мир идей – смыслообразующий контекст мира вещей и яв- лений. Идеальное государство и разумные, справедливые законы трактуются
Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной, политической и правовой жизни. Различение естественного права и закона Платон, как и Сократ, трактует не в плане их противопостав- ления и разрыва. Эти положения в дальнейшем были восприняты и развиты в учении Аристотеля о двух видах справедливости – справедливости уравни- вающей и справедливости распределяющей. Правление философов и дей- ствие справедливых законов для Платона в "Государстве" – два взаимосвя- занных аспекта одного идеального проекта. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все бла-

31 га, какие только могут даровать государствам боги" (Законы, 715 d). Как творчество Платона в целом, так и многие положения его правопонимания оказали большое влияние на последующее развитие философско-правовой мысли.
4. Политико-правовая теория, философские воззрения древнегреческого фи- лософа Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) сформировались в ходе полемики с
Платоном. Аристотель считал, что Платон глубоко заблуждался, допустив существование особого мира идей, или понятий. Порвав с наивным плато- новским идеализмом, препятствовавшим развитию естественнонаучных зна- ний, Аристотель приступил к созданию системы идеалистической метафизи- ки. Изучение природных закономерностей у Аристотеля подменяется телео- логией – учением о целесообразном строении мира. Положение о предуста- новленных в природе целях составило методологическую основу политико- правовой теории Аристотеля. Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как естественные, суще- ствующие от природы. Уже самой методологией исследования государства и права эта концепция была направлена против демократических учений о воз- никновении и совершенствовании общества.
Аристотель дает государству следующее определение: государство – это "общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. В обоснование рабства Аристотель приводит несколько доводов. Ре- шающий среди них – естественные (природные) различия между людьми.
Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыс- кать совершенное государственное устройство. К правильным государствам относил монархию, аристократию и политию; к неправильным – тиранию, олигархию и демократию. Новым в теории Аристотеля было то, что он попы- тался свести все многообразие государственных форм к двум основным – олигархии и демократии. В олигархии власть принадлежит богатым, в демо- кратии – неимущим. Коренная причина политической неустойчивости, мяте- жей и смены форм государства заключается в отсутствии надлежащего ра-


32 венства. Олигархия усугубляет существующее неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простой народ.
Политические симпатии Аристотеля – на стороне политии, смешанной фор- мы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии. Право- вая теория Аристотеля была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет с политической справедливо- стью, подчеркивая тем самым его связь с государством как моральным об- щением между свободными гражданами. "Закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов".
5. Вовлечение политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с именами софистов, выступивших в V в. до н.э. в условиях укрепления и расцвета античной демократии. Наименование "софист" происходит от слова "софос" (мудрый). Софисты не составляли какой-то единой школы и разви- вали различные философские, политические и правовые взгляды.
Славой многознающего софиста, великого спорщика и блестящего оратора пользовался Протагор (481–411 до н.э.). Протагор делал выводы о правомер- ности и справедливости демократического строя. Демократическая идея
Протагора и вместе с тем максима его политико-правовой концепции состоят в том, что существование государства предполагает причастность всех его членов к человеческой добродетели, к которой он относит справедливость, рассудительность и благочестие.
Горгай (ок. 483–375 до н.э.) был наряду с Протагором одним из наиболее знаменитых софистов. Высоко оценивая достижения человеческой культуры,
Горгий относит к их числу и "писаные законы, этих стражей справедливо- сти". Высоко оценивал Горгий благо мира, который, по его выражению, яв- ляется "другом всего прекрасного и хорошего".
Гиппий из Элиды (460–400 до н.э.) первым среди софистов в духе естествен- но-правового учения резко противопоставил природу (фюсис) и полисный закон (номос).

33
Естественно-правовые представления развивал (около 400 г. до н.э.) и софист
Антифонт. Обосновывая положение о равенстве всех людей по природе, он ссылается на то, что у всех людей – эллинов и варваров, благородных и про- стых – одни и те же естественные потребности, веления же природы прино- сят человеку свободу. Воспитание людей в духе требований природы Анти- фонт расценивал в качестве необходимого условия достижения единства граждан в вопросе о государственных порядках и законах.
Фрасимах из Халкедона был одним из самых ярких и знаменитых софистов младшего поколения. Политика, по Фрасимаху – область проявления челове- ческих сил и интересов, сфера человеческого, а не божественного действова- ния.
Нравственные основы политики отвергал софист Пол Агригентский, ученик
Горгия. Его интересовали прежде всего опыт практической политики, эмпи- рическая реальность государственной жизни.
Софист Ликофрон характеризовал государственное общение как результат договора людей между собой о взаимном союзе. Другой софист младшего поколения Алкидам Элейский (первая половина IV в. до н.э.), ученик Горгия, развивал мысль о равенстве всех людей, включая и рабов. Ему приписывают- ся следующие знаменательные слова: "Божество создало всех свободными, а природа никого не сотворила рабом". Софистами в V–IV вв. до н.э. были продолжены поиски естественных основ права и закона в самой природе че- ловека и человеческого общества.