Файл: Налоги в системе государственного регулирования предпринимательства.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Переход общества к рыночным отношениям открыл дорогу развитию свободного предпринимательства.
До недавнего времени российское и союзное законодательство не предусматривали такой формы деятельности граждан, как индивидуальная трудовая деятельность. Такое понятие, как «предпринимательская деятельность» употреблялось только в Уголовном кодексе, как преступное деяние.
С момента введения в действие нового Гражданского кодекса РФ (с 01.01.1995 г.) для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица предусмотрена новая форма, именуемая как индивидуальный предприниматель.
Таким образом формирование правовой основы и процесс определения предпринимателей как социально-общественного слоя осуществлялся за сравнительно короткий период и практически на наших глазах.
В Федеральном законе от 14. 07. 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» сказано, что субъектами малого предпринимательства определены физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В настоящее время значительная часть населения России так или иначе связана с малым предпринимательством (бизнесом) - это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших суровую школу воспитания в российских условиях.
Малое предпринимательство стало весомым социально-экономическим явлением, а занятые в нем являются очень активной частью общества. Здесь большей частью сосредотачиваются те, чьи опыт и знания оказались невостребованными в системе государственной собственности. Они сделали свободный выбор, предпочитая самостоятельную предпринимательскую деятельность на свой страх и риск - работе по найму.
1.2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Понятие и сущность предпринимательства
Предпринимательство - это особый вид экономической активности которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму. Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель - не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник, и партнеры по бизнесу.Целью предпринимателя выступает необходимость "завоевать” потребителя, создать круг собственных потребителей.
Предпринима́тельство в России, как установлено Гражданским кодексом, это — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от владения имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено законом.
Отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, не приводящие к систематическому получению прибыли, предпринимательством не является.
Для ведения предпринимательства используется имущество, нематериальные активы, труд, как самого предпринимателя, так и привлечённые со стороны.
Предпринимательская деятельность регулируется Гражданским кодексом РФ.
Согласно Гражданскому Кодексу РФ предпринимательство может осуществляться юридическим и физическим лицом. Организации (юридическое лицо) могут быть коммерческими и некоммерческими. Формы предпринимательства без образования юридического лица - это индивидуальное предпринимательство и простое товарищество .
1.2.2. Роль налогообложения предпринимательства в экономике
В настоящее время налоги и налогообложение рассматриваются в России как средства достижения целей по стимулированию в стране экономического роста, создания благоприятных условий для деловой активности, обеспечения необходимого уровня доходов для бюджетной системы, что значит формирование стабильной бюджетной системы.
Налоги, как правило, в каждой экономической системе выполняют одни и те же функции, которые оказывают существенное влияние на развитие всей экономики. К таким функциям налогов относятся:
-
фискальная функция – основным доходным источником бюджета государства являются налоги, максимальная собираемость которых обеспечивается, прежде всего, за счет налогового контроля и применения налоговых санкций; налоги фактически финансируют всю деятельность государства; -
распределительная функция – часть общественного дохода благодаря механизму налогообложения (возложению налогового бремени) передается от наиболее состоятельной группы граждан к более незащищенным и слабым; -
регулирующая функция – налоговые механизмы выступают в качестве инструментов, которым государство предпринимает попытки решить текущие задачи своей экономической политики; в частности, возможно стимулирование или ограничение той или иной разновидности деловой активности, аккумуляция средств на воспроизводственные цели; -
контролирующая функция – система налогообложения позволяет государству систематически наблюдать за товарно-денежными потоками в национальной экономике и выявлять экономические правонарушения.
Таким образом, налоги и процесс их установления и сбора (налогообложение) играют важную роль в развитии экономической системы. Государство, используя эти инструменты, осуществляет регулирование народного хозяйства и формирует приоритетные направления экономической деятельности в стране.
Налоговая система России в ее современном виде начала действовать в начале 2000-х гг.. В то время были разработаны и приняты основы налогового законодательства, а именно – две части Налогового кодекса. Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на разработку и проведение политики государства в сфере налогов и налогообложения, являются Министерство финансов и Федеральная налоговая служба.
На данный момент существующую в России налоговую систему можно охарактеризовать как совокупность следующих уровней:
-
федеральный уровень (включает в себя налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, государственную пошлину, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, специальные системы налогообложения: упрощенную, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, патентную, при выполнении соглашений о разделе продукции, в виде налога на профессиональный доход); -
региональный уровень (включает в себя транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес); -
местный уровень (включает в себя налог на имущество физических лиц, земельный налог, торговый сбор.
Последние несколько лет уровень налогового бремени в российской экономике (т.е. суммарный объем налоговых платежей и социальных взносов) составляет около 31,6% ВВП (т.е. около 32 трлн. рублей).
При этом оно несколько возросло за счет того, что в 2018 г. на 2% была повышена налоговая ставка по НДС. Таким образом, с помощью налогов почти треть национального продукта, изготавливаемого в течение года, перераспределяется в экономике России.
В настоящее время налоги и налогообложение рассматриваются в России как средства достижения целей по стимулированию в стране экономического роста, создания благоприятных условий для деловой активности, обеспечения необходимого уровня доходов для бюджетной системы, что значит формирование стабильной бюджетной системы.
Налог на прибыль организаций , поступивших в бюджет за 2006 год составило - 1711294379, в 2010 году налог на прибыль организаций увеличилось и составляло -1878453440 рубля, в 2019 году налог на прибыль организации уже превышало четырех миллиардов и на конец года был в размере 4393437798 рублей и в 2022 , сумма налога на прибыль организации превысила пяти миллиардов рублей, а именно - 5283548294 рублей.
1.3. СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.3.1. Общая система налогообложения предпринимательской деятельности
Подходит всем бизнесам, но выгоднее всего на ней работать тем, кто планирует сотрудничать с крупными компаниями. Большинство крупных компаний работают на ОСН, они могут получить вычет по НДС. Это имеет значение, если организация ,например, собирается заниматься оптом и будете работать напрямую с производителями и большими розничными сетями.
На ОСН попадают все компании и ИП сразу после регистрации, если не подают заявление о переходе на спецрежим.
Компании на ОСН ведут бухучет, а ИП нет, но ИП формируют книгу учета доходов и расходов.
Вести учет и сдавать отчетность на ОСН без бухгалтера, скорее всего, не получится. Придется платить несколько налогов и сдавать отчетность по каждому.
1.3.2. Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей
Подойдет только тем, кто самостоятельно выращивает, перерабатывает, продает сельхозпродукцию. Например, у предпринимателя яблоневый сад и он продает плоды или делает из них сидр. Или компания ловит рыбу, обрабатывает и поставляет ее в рестораны города. Но если ИП покупает малину и делает из нее варенье, ЕСХН уже использовать нельзя, потому что он не выращивал сырье самостоятельно.
Для перехода на ЕСХН необходимо, чтобы сельскохозяйственная деятельность приносила ИП или компании минимум 70% от общего дохода , также количество сотрудников - не более 300 человек .
Если бизнес не соответствует двум этим условиям одновременно, работать на ЕСХН нельзя. Например, если с/х выручка — 80% от дохода, но в компании работает 400 человек, применять ЕСХН не получится.
Компании и ИП на ЕСХН платят налог 6% с разницы между доходами и расходами, НДС.
Бизнес может получить освобождение от уплаты НДС, если доходы от деятельности на ЕСХН за предыдущий год не превысили 60 млн рублей.
1.3.3. Упрощенная система налогообложения предпринимательской деятельности
Подойдет малому и среднему бизнесу, но есть ряд ограничений:
-
средняя численность сотрудников — не более 130 человек; -
доход — не более 251,4 млн рублей за 2023 год; -
остаточная стоимость основных средств — не больше 150 млн рублей; -
у компании не должно быть филиалов; -
для ООО — если в их уставном капитале участвуют больше 25% других компаний.
Компании и ИП на упрощенке платят один налог: 6% при объекте «Доходы» или 15% при объекте «Доходы минус расходы»
Еще на УСН «Доходы минус расходы» есть минимальный налог — 1% от годовых доходов. Если по итогам года налог от прибыли будет меньше, бизнес все равно должен заплатить минимальный налог.
Также предусмотрены повышенные ставки для ИП и компаний на УСН — 8% при объекте «Доходы» или 20% при объекте «Доходы минус расходы». Регионы могут устанавливать пониженные ставки налога при УСН: для всех налогоплательщиков или отдельных категорий.
1.3.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
Специальная система налогообложения, специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений. Режим применяется в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции.
Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключенным между Государством и предприятием ,что обуславливает долевое участие Государства в разработке данного месторождения ,взамен компания получает право на возмещение расходов на определенных условиях прописанных в НКРФ.
1.3.5. Патентная система налогообложения предпринимательской деятельности