Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2653

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Олимпийский комитет. В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.
Культурным сотрудничеством занимается и немало частных организаций.
Роль государства в жизни общества схематично изображена ниже:
ГОСУДАРСТВО
решает общие дела является арбитром в разрешении конфликтов урегулирует конфликты на международной арене устанавливает и поддерживает правопорядок, в т.ч. с помощью принуждения
Стоит обратить внимание на то, что:
1.
Назначение государства в обществ состоит в: а) решении общих дел; б) разрешении социальных споров; в) урегулировании внешних конфликтов; г) установлении правопорядка и обеспечении его, в том числе с помощью принуждения.
2.
Функции государства - это основные направления его деятельности.
3.
Функции государства делятся на внутренние и внешние.
4.
Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению государством жизнью страны. К ним относятся экономическая, политическая, социальная, правоохранительная, экологическая и другие функции.
5.
Внешние функции - это основные направление деятельности государства на международной арене. Среди них выделяются функция обороны, дипломатическая функция, функция поддержание мирового правопорядка, внешнеэкономическая функция, функция культурного сотрудничества.
Виды политических режимов
Политический режим – это совокупность методов осуществления государственной власти.
Виды политического режима:
1) демократический;
2) антидемократический.
Признаки демократического режима:
ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ
- экономическая
- политическая
- социальная
- правоохранительная
- экологическая
- борьба с последствиями стихийных бедствий
- обеспечения национальной безопасности
- строительства дорог и других общественных систем
- информационная
ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ
- обороны
- дипломатическая
- поддержки мирового правопорядк
- внешнеэкономическая
- культурного сотрудничества

1) свободная деятельность различных партий, объединений, движений, функционирующих в рамках конституции;
2) идеологический плюрализм, т.е. наличие в обществе различных идеологических течений, концепций и отсутствие господствующей идеологии;
3) формирование органов государственной власти выборным путем;
4) наличие в обществе демократических прав и свобод, их реальная гарантированность.
Демократические режимы.
Либеральный режим существует в тех странах, где сложились рыночные отношения. В качестве примера можно привести промышленно развитые страны Европы и
США. Такой режим устанавливается сейчас в России.
Либеральное государство не только провозглашает права и свободы, но и содействует их реализации.
В либеральном государстве существует множество партий разной политической направленности, в том числе оппозиционные, государственные органы формируются на основе свободных выборов, когда каждому человеку дается право выразить свое мнение относительно того или иного кандидата.
Государственная власть осуществляется на основе принципа разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые контролируют друг друга. Именно это уменьшает возможность злоупотребления властью.
Демократический режим - это более развитый и более свободный для людей режим, к нему вплотную подошли Скандинавские страны (Швеция, Финляндия, Норвегия).
Главным отличительным признаком демократии является решение многих государственных вопросов посредством учета мнения народа, выраженного на референдумах, в ходе опросов, с помощью народных инициатив. При принятии решений учитывается воля не только большинства, но и меньшинства (путем компромиссов).
Отличительные признаки демократического государства - высокий уровень жизни, гуманизм и нравственность людей. Государственные режимы можно расположить в виде лестницы, по которой постепенно, по мере создания соответствующих экономических, политических, культурных и нравственных условий, поднимаются народы мира:
Признаки:
1) запрет на деятельность демократических партий и организаций;
2) отсутствие идеологического плюрализма, господство одной идеологии в государстве;
3) отсутствие органов власти, формируемых выборным путем;
4) отсутствие демократических прав и свобод;
5) массовый террор и беззаконие в государстве.
Антидемократические режимы.
Тоталитарный режим (всеохватывающая власть) существовал в бывшем СССР, сейчас - на Кубе, в Северной Корее, Ираке. В странах же Западной Европы он имел место в
Средние века.
Суть тоталитарного режима проявляется в контроле власти над всеми сторонами жизни человека. Контролируются не только взгляды человека на общественное устройство, но даже его личная жизнь. И если убеждения человека не совпадают с установками власти, то к нему применяются меры принуждения. Вспомним, что, например, Александр
Солженицын отбывал заключение в сталинских лагерях только за то, что он написал с фронта письмо другу, где усомнился в правильности политики Сталина.


Центром тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Он объявляется самым мудрым и непогрешимым, справедливым, постоянно думающим о благе народа.
В тоталитарном государстве человек ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут быть провозглашены в конституции.
Разновидностью тоталитаризма считается фашизм. Характерной его особенностью является притеснение людей по национальному признаку.
Авторитарный режим более мягок по сравнению с предыдущими видами режима. Такой режим существовал в СССР в период правления Л. Брежнева, М. Горбачева.
При авторитарном режиме власть принадлежит небольшой группе лиц и контролирует главным образом политическую сферу общественных отношений. Оппозиция запрещается.
При авторитаризме может существовать парламент, однако он никакой роли в государстве не играет. Реально же общественная жизнь направляется партийным
(религиозным) руководством. Решения центральной власти не учитывают мнение народа, а поэтому для их реализации необходимо применять принуждение. Вот почему в таком государстве сильна мощь карательных органов (милиции, органов безопасности) и армии,
Деспотический режим. Он существовал, к примеру, в Египте времени фараонов, в Вавилоне, в Ассирии, в России при Иване Грозном. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Некоторые управленческие дела деспот перепоручает другому лицу, которое пользуется у него особым доверием (например, визирю на Востоке).
Воля деспота произвольна, и иной раз самовластье граничит с самодурством.
Главное в деспотическом государстве - повиновение, исполнение воли правителя.
При деспотии жестоко подавляются любая самостоятельность, недовольство, возмущение и несогласие подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью (повешение на площади, забивание камнями, сожжение, четвертование, колесование и др.). Власть стремится к наглядности в применении наказания с тем, чтобы посеять страх и обеспечить повиновение.
Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием поданных.
Тиранический режим также основан на единоличном правлении и характеризуется наличием наместника. Обычно тирания устанавливалась в процессе территориальных завоеваний (Римская империя, Османская империя и др.), сопровождавшихся не только физическим и моральным насилием над людьми, но и насилием над религией и обычаями народа. Так, в Османской империи в буквальном смысле вырезали часть населения, противившуюся насаждению ислама.
Власть тирана жестока. Стремясь подавить сопротивление и посеять страх среди населения, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, тираническая власть воспринимается народом как гнет, а тиран - как угнетатель, мучитель.
Государственный режим
Демократический
Либеральный
Авторитарный


Тоталитарный
Тиранический
Деспотический
Стоит обратить внимание на то, что:
1.
Государственный режим - это совокупность методов и способов практического осуществления государственной власти (или, иначе, способов властвования).
2.
Различают шесть видов государственных режимов: деспотический, тиранический, тоталитарный, авторитарный, либеральный и демократический.
3.
На первых стадиях развития государства применение находят крайне жесткие государственные политические режимы: деспотический, тиранический, тоталитарный. По мере развития общества на смену им приходят более мягкие режимы: авторитарный и затем либеральный. Истинно демократический режим - это режим будущего.
4.
Каждое государство последовательно и постепенно переходит от одного вида режима к другому. Скачки здесь недопустимы.
Государственный аппарат
Государственный аппарат - это система государственных органов,
осуществляющих управление обществом.
Государство выполняет множество функций. Вот почему государственный аппарат по своему строению очень сложен и состоит из большого количества государственных органов, каждый из которых отвечает за свой "участок" работы.
Понятие государственного органа. Государственный орган имеет властные
полномочия, т.е. право давать указания, имеющие обязательный характер. Указания бывают
конкретными (или индивидуальными) - обращенными к отдельным гражданам, а также
нормативными - касающимися многих граждан, организаций. Так, например, если гражданин С. получает распоряжение управы соответствующего муниципального округа
Москвы убрать свою "ракушку" (легкий гараж для автомобиля), то это указание следует признать индивидуальным. Однако введение московским правительством платы за пользование землей, занятой "ракушками" относится к разряду нормативных.
За нарушение распоряжений компетентных государственных органов могут
применяться санкции, т.е. возлагаться неблагоприятные последствия (штрафы, лишение свободы и др.).
Классификация государственных органов. По характеру выполняемых задач их можно разделить на группы: законодательные, исполнительные, судебные и правоохранительные органы.
Законодательные органы. Они формируются путем выборов. Именно на основе всеобщих, прямых, равных выборов, осуществляемых путем тайного голосования, народ дает депутатам право представлять свои интересы и осуществлять государственную власть.
Создание парламентов таким путем имеет место только в развитых государствах. В остальных странах законодательную власть осуществляет глава государства (монарх, президент, председатель правящей партии и др.), хотя формально и там могут создаваться парламенты.
В России парламент называется Федеральным Собранием. В краях, областях, республиках и др. субъектах РФ также имеются законодательные органы, которые могут называться по-разному. Чаще всего используются такие названия, как Дума и
Законодательное собрание.


Главная задача законодательных органов состоит в том, чтобы разрабатывать и
принимать законы, регулирующие основные стороны жизни общества.
Исполнительные органы составляют в государстве наиболее многочисленную и разветвленную систему. Все действия соответствующих органов должны быть основаны на законах и направлены на исполнение законов. Отсюда их название - исполнительные.
Носителем высшей исполнительной власти во многих странах является президент.
Он же одновременно является главой государства. Ему подчинено правительство, которое осуществляет управление страной, во главе с председателем правительства. Существует также целая система органов исполнительной власти: министерств (например,
Министерство образования), служб, агентсв и др.
В субъектах федерации повседневную жизнь людей организуют администрации
областей, краев и др. (в республиках- правительство).
Судебные органы осуществляют правосудие.К ним относятся Конституционный суд РФ, общие суды и арбитражные суды. Суды выполняют правоохранительные функции только в тех случаях, когда они защищают права человека от противоправных посягательств. Вообще же задачи судов намного шире: они рассматривают любые споры о праве и выступают органами правосудия.
Правоохранительные органы обеспечивают защищенность граждан и организаций от противоправных действий.
Прокуратура - орган, который ведет надзор за соблюдением прав и свобод граждан, за исполнением законов со стороны организаций. Помимо этого, прокуратура представляет и отстаивает в суде государственные интересы (не случайно раньше ее называли "оком государевым"). Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. И наконец, прокуратура ведет расследование наиболее опасных преступлений.
Полиция - это орган, который призван охранять законность и общественный порядок. На полицию возлагают обязанности по пресечению и предупреждению преступности, розыску скрывшихся лиц, а также расследованию преступлений.
Органы государственной безопасности - стоят на страже национальных интересов страны. Они выявляют посягательства на конституционный строй.
Стоит обратить внимание на то, что:
1.
Государственный аппарат - это система государственных органов, осуществляющих управлением обществом.
2.
Государственный орган - это часть государственного аппарата, служащие которого в пределах своей компетенции имеют властные полномочия и за их нарушение несут юридическую ответственность.
3.
Государственные органы делятся на группы: законодательные, исполнительные, судебные, правоохранительные.
4.
Президент является главой государства.
5.
Главной задачей законодательных органов является принятие законов. Высший законодательный орган (парламент) России называется Федеральным собранием.
Парламент состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
6.
Исполнительные органы призваны претворять законы в жизнь. К их числу относятся правительство, министерства, службы, агентства, администрация краев, областей
(правительства республик в составе России) и др.
7.
Судебные органы осуществляют правосудие и являются правоприменителями.
8.
Правоохранительные органы создаются для защиты граждан и организаций от противоправных действий. К ним относятся прокуратура, полиция, органы государственный безопасности.
Происхождение государства


К основным теориям возникновения государства принято относить:
- теологическую;
- патриархальную;
- договорную;
- органическую;
- ирригационную;
- теорию насилия;
- экономическую (классовую).
Теологическая теория возникновения государства
1.
Авторы теории.
2.
Суть теории.
1.
Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе.
У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Блаженный) (354 - 430 н. э.), Фома
Аквинский (1225 - 1274) - христианские философы и богословы.
В настоящее время ее развили современные идеологи католической церкви Маритен,
Мерсье.
2. Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле
Бога. Следовательно, государство, его институты, власть: .
- вечны;
- незыблемы;
- святы;
- их возникновение (а значит и упразднение) не зависит от воли человека;
- являются выразителями воли Бога на земле.
Теологическая теория призывает:
- принять государство и власть как данность, полученную свыше;
- признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от
Бога (Папа Римский - представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);
- полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, то есть монархам и государству;
- не пытаться изменить установленный Богом порядок.
Патриархальная теория возникновения государства
1. Авторы теории.
2. Суть теории.
Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель
(384 -
322 до н. э.).
В современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский.
2. Суть патриархальной теории возникновения государства в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей).
Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье. Согласно патриархальной теории:

- монарх является отцом всего народа;
- благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;
- король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);
- власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;
- подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.
Договорная теория возникновения государства
1. Авторы теории.
2. Суть теории.
1. Договорная теория возникновения государства получила распространение в XVII-
XVIII вв. Ее авторами в разное время являлись:
Гуго Гроций (1583-1646) – голландский мыслитель и правовед;
Джон Локк (1623-1704), Томас Гоббс (1588-1679) – английские философы;
Шарль-Луи Монтескье (1689-1755), Дени Дидро (1713-1783), Жан-Жак Руссо
(1712-1778) – французские философы-просветители;
A.H
. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер.
Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой.
2. Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор". Смысл идеи "общественного договора" в следующем:
- первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;
- каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех";
- в результате "войны всех против всех" неорганизованное общество могло уничтожить само себя;
- чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
- в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.
Органическая теория возникновения государства
1. Авторы теории.
2. Суть теории.
1.
Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине
XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820-1903), а также учеными Вормсом и Прейсом.
2.
Суть органической теории возникновения государства в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:
- люди образуют государство, как клетки - живой организм;
- государственные институты подобны частям организма: правители – головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам и т. д.;
- между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. -