Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2652
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Схематично процесс возникновения государства изображен ниже:
Стоит обратить внимание на то, что:
1.
Процесс образования государства - это не одномоментный процесс. Государство появляется постепенно и лишь тогда, когда общество в результате непрерывного совершенствования орудий труда накапливает определенную долю богатства, позволяющего освободить от участия в производстве некоторую группу людей, дав им возможность заниматься только управлением.
2.
Разные народы приходят к государственности в разное время: одни - раньше, другие
- позже. Дело в том, что материальная база для образования государства не у всех создается одновременно в силу разных климатических, географических, природных условий проживания разных народов.
3.
В процессе образования государств у одних народов оказываются преобладающими одни факторы (например, ирригация), а других - совершенно иные (например, насилие).
4.
Некоторым народам передают свой опыт и помогают обрести государственность страны, уже убедившиеся в эффективности государства как социального явления.
Образование государства в России
Первая точка зрения. В России образование государства шло по типу Древней Греции: восточные славяне проживали на равнинной территории, где можно было заниматься земледелием; земли было всегда больше чем достаточно; ничто не препятствовало заниматься и скотоводством, и пчеловодством; издавна на Руси почитали старших; царя всегда называли "царь-батюшка".
Вторая точка зрения. Фактор насилия сыграл важную роль при образовании Российского государства. Да, племена русичей занимались земледелием и торговлей ( по их территории
Происхождение государства
Теория насилия
(Зап. Европа)
Патриархальная теория (Греция) Диффузионная теория (Россия)
Ирригационная теория (Египет)
4. Право - это система общеобязательных правил поведения. Отличие правовых норм от норм, существовавших в первобытном обществе:
1) правовые нормы охраняются силой государства, т.е. специальными государственными органами;
2) если правила поведения в первобытном обществе вырабатывались постепенно самим обществом (обычаи, традиции, мифы, обряды, ритуалы и др.), то правовые нормы формируются государственными органами.
5. Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую входят прокуратура, полиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, потому что государственная власть осуществляется с помощью норм права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный характер.
6. Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства.
Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между соседними государствами, но современное вооружение делает возможным нападение и захват территории стран, находящихся далеко от государства-агрессора. Вот почему вооруженные силы пока остаются необходимым признаком любого государства.
7. Налоги. Это обязательные платежи в государственную казну с доходов, получаемых гражданами и организациями. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая законы. Налоги необходимы для реализации государственной власти, содержания государственных органов, армии, выплат пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам. В нашей стране именно на налоговые средства финансируются образование, наука, культура, здравоохранение. За счет налоговых поступлений ликвидируются последствия чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий.
8. Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов. Иначе, суверенитет - это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо.
Различают внутренний и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть может решать вопросы жизни страны исключительно по своему усмотрению. Внешний суверенитет позволяет государству строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что органы власти данного государства не обязательны юридически подчиняться другим государствам.
Итак, государство = власть + население + территория.
Более развернутое определение выглядит следующим образом.
Государство - это организация публичной власти, действующая в отношении
всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и
специальный аппарат принуждения.
Стоит обратить внимание на то, что:
1.
Термин "государство" употребляется в двух значениях: государство - это страна на карте мира; государство - это организация власти, направляющей жизнь людей в определенное русло.
2.
Государство - это не единственная форма организации людей. Существует множество объединений людей: политические партии, общественные движения, религиозные организации, профсоюзы и др.
3.
Государство - это особая организация, отличающаяся следующими признаками: наличием территории, населения, публичной власти, права, правоохранительных органов, армии, налогов и суверенитета.
Форма государства
Формой
государства
называется совокупность систем организации государственной власти, которая включает:
- форму правления;
- форму государственного устройства;
- политический режим.
Форма правления, форма государственного устройства и политический режим являются элементами формы государства.
Форма правления - система организации высших органов государственной власти, их компетенция, взаимоотношения между собой, порядок их образования.
Форма государственного устройства - система территориальной организации государства.
Политический режим - методы осуществления государственной власти.
Классификация государств
Классификация государств по различным признакам (критериям):
1. Исторический (временной) критерий. Различают четыре группы государств:
- государства Древнего мира;
- средневековые государства;
- государства Нового времени;
- современные государства.
Количественное сравнение этих групп государств позволяет сделать вывод о победном шествии государственности. Если раньше государства занимали лишь небольшую часть суши Земли, то сейчас более 200 стран занимают практически всю сушу.
2. Экономический критерий или способ производства материальных благ. Он характеризуется тем, какие орудия труда использовали люди, как они распределяли произведенные ими материальные блага. От того, какой класс стоял у власти и какая экономика существовала на том или ином отрезке пути человеческого развития, зависит и характер государства. Поэтому признаку все государства можно разделить также на четыре группы:
-
рабовладельческое государство. Его экономический базис составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников - рабов. Именно рабы (их физическая (мускульная) сила) являлись основной для создания материальных благ;
-
феодальное государство. Такое название произошло от слова "феод", означавшего "кусок земли", "земельный надел". И действительно, экономическую основу феодального государства составляла собственность на землю и неполная собственность на крепостных крестьян;
-
буржуазное государство. В городах ("буржуа" означает "горожанин") развивалась промышленность. В буржуазном государстве основой производства материальных благ стала собственность на промышленные средства производства;
-
социалистическое государство. Ранее считалось, что в нашей стране был построен социализм. Однако это оказалось неверным. Социалистическое государство должно быть по всем показателям (экономическим, политическим, нравственным и др.) выше буржуазного. В этом плане наиболее продвинутыми государствами считаются
Скандинавские страны (Швеция, Финляндия, Норвегия)
3. По устройству государственной власти государства делятся на монархии и республики.
Монархия (от лат. "моно" - "один", "архия"- власть") означает, что правит один человек. Ее отличают следующие признаки: а) существует единоличный глава государства; б) он обладает всей полнотой власти; в) власть в государстве передается путем наследования; г) монарх правит бессрочно; д) он не несет юридической ответственности за ошибки своего правления.
В Древние и Средние века практически все государства были монархиями, причем монархиями абсолютными, в которых власть безраздельно принадлежала монарху. Теперь же гораздо чаще встречаются монархии ограниченные т.е. такие, в которых власть монарха не является абсолютной: она ограничена конституцией, значительную роль в таких государствах играет парламент. Ограниченные монархии делятся на дуалистические и
парламентарные. Некоторые промышленно развитые страны (Великобритания, Швеция,
Бельгия и др.) являются ограниченными (парламентарными) монархиями, в которых монархическая форма правления существует скорее формально, в силу традиции. Монархи какой-либо значимой роли в этих странах не играют, а управление страной осуществляют парламент, правительство во главе с премьер-министром.
Республика (в переводе с латинского - "дело общественное") возникла позже монархии; в наши дни получила большое распространение. В республике наряду с главой государства и главой правительства создается парламент - государственный орган, представляющий народ. Республике присущи следующие признаки: а) власть в государстве осуществляется не одним лицом, а целой системой органов; б) существует разделение властей на законодательную (она в руках парламента), исполнительную (она в руках правительства) и судебную; в) в формировании органов государства участвует народ ( выборы); г) парламент и президент избираются на определенный срок; д) высшие должностные лица несут ответственность за свои действия.
В республике ключевыми органами являются президент и парламент. Если по конституции государства президент является главой исполнительной власти, сам формирует правительство и вообще играет более значительную роль, нежели парламент, то такую республику мы называем президентской (например, в США), при определенных условиях она может перерождаться в суперпрезидентскую. Если же правительство формируется парламентом и оно несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом, то это будет республика парламентская (например, Италия).
4. По территориальному устройству государства бывают унитарными и федеративными.
Унитарное государство имеет следующие основные признаки: а) его территория разделена на административные единицы (районы, провинции и т.п.), имеющие равный правовой статус, но не являющиеся субъектами; б) в нем существует единое гражданство; в) принимаются единые законы и другие нормативные акты, действующие на всей территории государства.
Унитарными являются Украина, Польша, Норвегия и ряд других государств. Унитарное государство характерно для стран, имеющих небольшую территорию и однородный национальный состав. В зависимости от самостоятельности органов местного самоуправления унитарные государства бывают
централизованными и
децентрализованными
Федерация - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое государство (США, Бразилия, и др.) Хотя
4.
По территориальному устройству государства бывают унитарными и федеративными.
Функции государства
Различают внутренние и внешние функции государства.
Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по
управлению внутренней жизнью страны. Среди них выделяются следующие:
-
экономическая функция (определение налогов, выдача кредитов, установление льгот, строительство дорог, развитие транспорта, связи, выработка программ развития страны и др.);
-
политическая функция (проведение референдумов, выборов, формирование государственных органов, защита конституционного строя, суверенитета страны, издание законов и др);
-
социальная функция (установление минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, выделение необходимых средств на здравоохранение и др.);
-
правоохранительная функция (рассмотрение споров, борьба с правонарушениями, применение санкций и др.);
-
экологическая функция (разработка природоохранного законодательства, закрытие предприятий, загрязняющих природную среду, наложение штрафов и др.);
-
функция борьбы с последствиями стихийных бедствий;
- другие функции.
Внешние функции - это основные направление деятельности государства на
международной арене. К ним относятся:
-
функция обороны. Эта функция была особенно важной в прежние времена.
Сейчас государства стараются решать свои проблемы централизованным путем, посредством переговоров. Кроме того, теперь существует целый ряд международных организаций (ООН, ОБСЕ и др.), которые занимаются улаживанием конфликтов между государствами и стараются не допустить их военного столкновения;
-
дипломатическая функция. Она осуществляется в основном с помощью специальных представительств (посольств и консульств), находящихся за границей. Их задачами являются поддержание нормальных добрососедских отношений между странами, улучшение взаимопонимания и сотрудничества во всех областях межгосударственных связей;
-
функция поддержания мирового правопорядка (внешнеполитическая функция).
Основным международным органом здесь является Совет Безопасности - постоянный орган ООН. Содействуют поддержанию стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации, например Лига арабских государств,
Организация африканского единства и другие;
-
внешнеэкономические функция. В современном мире ни одна из стран практически не может прожить в одиночку и самостоятельно производить абсолютно все, что необходимо ее населению. Любой стране выгодно специализироваться на том, что у нее лучше получается или чем она богата, и отдавать это в обмен на то, что производить свои силами или невыгодно, или невозможно в силу климатических условий их территорий либо отсутствия соответствующих природных богатств;
-
функция культурного сотрудничества. Она осуществляется на основе как двусторонних, так и многосторонних договоров между странами. Этим также занимаются и неправительственные организации, например Международная шахматная федерация,
Стоит обратить внимание на то, что:
1.
Процесс образования государства - это не одномоментный процесс. Государство появляется постепенно и лишь тогда, когда общество в результате непрерывного совершенствования орудий труда накапливает определенную долю богатства, позволяющего освободить от участия в производстве некоторую группу людей, дав им возможность заниматься только управлением.
2.
Разные народы приходят к государственности в разное время: одни - раньше, другие
- позже. Дело в том, что материальная база для образования государства не у всех создается одновременно в силу разных климатических, географических, природных условий проживания разных народов.
3.
В процессе образования государств у одних народов оказываются преобладающими одни факторы (например, ирригация), а других - совершенно иные (например, насилие).
4.
Некоторым народам передают свой опыт и помогают обрести государственность страны, уже убедившиеся в эффективности государства как социального явления.
Образование государства в России
Первая точка зрения. В России образование государства шло по типу Древней Греции: восточные славяне проживали на равнинной территории, где можно было заниматься земледелием; земли было всегда больше чем достаточно; ничто не препятствовало заниматься и скотоводством, и пчеловодством; издавна на Руси почитали старших; царя всегда называли "царь-батюшка".
Вторая точка зрения. Фактор насилия сыграл важную роль при образовании Российского государства. Да, племена русичей занимались земледелием и торговлей ( по их территории
Происхождение государства
Теория насилия
(Зап. Европа)
Патриархальная теория (Греция) Диффузионная теория (Россия)
Ирригационная теория (Египет)
проходил торговый путь из варяг в греки). Надо учесть, что они проживали в очень суровом климате, и поэтому торговля и земледелие носили кратковременный характер и не давали большого дохода. Жители, особенно северяне, вынуждены были заниматься разбоем (нападать на проезжающих и отбирать провозимые продукты). Можно еще вспомнить, что и русские князья без конца выясняли отношения между собой с помощью меча.
Третья точка зрения. Образование русского государства сходно с образованием египетского. Под строительством сооружений, требующих особых - организаторов будущих государственных служащих, можно понимать не только ирригационные
(увлажняющие почву), но и все иные крупные сооружения, требующие привлечения большой массы людей, например те же пирамиды или оборонительные сооружения.
Славяне жили на открытой равнинной территории. Они постоянно подвергались набегам гуннов, печенегов, монголов, варваров и других и были вынуждены строить большие оборонительные сооружения (крепостные стены, рвы, валы, искусственные водные и преграды и т.п.) Эти работы требовали большой организации и особых "организаторов", ставших впоследствии государственными служащими.
Четвертая точка зрения. Процесс образования государства в России можно назвать диффузионным. Опыт государственной жизни в России пришел из Западной Европы, народы которой уже несколько столетий жили при государстве и успели убедиться в его эффективности. Существуют письменные свидетельства о том, что русские князья обращались к варягам с просьбой прийти к ним княжить (летопись Нестора).
Понятие и признаки государства
Термин "государство" может быть использован в двух значениях: во-первых, для выделения страны, как географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти. Мы в данном случае будем вести речь о государстве как организации политической власти, существующей в определенной стране.
Выделим его существенные признаки.
1. Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. Без территории государство не существует, хотя его территория может со временем изменяться (уменьшаться после поражений в войне или увеличиваться в процессе завоеваний).
2. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства.
Население государства может состоять из одного народа (нации) или быть многонациональным, как, например, в России, где проживают более 60 наций.
3. Публичная власть. Власть - это способность подчинять людей своей воле.
Такие властные отношения устанавливаются между населением и особым слоем людей, который им управляет. В отличие от первобытного общества, в государстве управление осуществляют специальные люди: чиновники, должностные лица, государственные служащие, управленцы, политическая элита.
Государственная власть осуществляется с помощью государственных органов и должностных лиц. Все они объединяются в единую систему, называемую государственным аппаратом. К важнейшим его составляющим относятся законодательные, исполнительные и судебные органы.
Помимо государственной власти, различают власть партийную, религиозную, производственную (она принадлежит главе фирмы или предприятия), групповую (в классе ею обладает староста, хотя фактическим лидером может быть и другой ученик), семейную
(здесь главенствует один из родителей, а может быть, бабушка) и другие виды власти.
Государственная власть отличается от указанных видов власти тем, что она всеобща, обязательна и универсальна, т.е. распространяется на всех лиц, проживающих на территории государства, и способна решить любые вопросы общественной жизни.
Третья точка зрения. Образование русского государства сходно с образованием египетского. Под строительством сооружений, требующих особых - организаторов будущих государственных служащих, можно понимать не только ирригационные
(увлажняющие почву), но и все иные крупные сооружения, требующие привлечения большой массы людей, например те же пирамиды или оборонительные сооружения.
Славяне жили на открытой равнинной территории. Они постоянно подвергались набегам гуннов, печенегов, монголов, варваров и других и были вынуждены строить большие оборонительные сооружения (крепостные стены, рвы, валы, искусственные водные и преграды и т.п.) Эти работы требовали большой организации и особых "организаторов", ставших впоследствии государственными служащими.
Четвертая точка зрения. Процесс образования государства в России можно назвать диффузионным. Опыт государственной жизни в России пришел из Западной Европы, народы которой уже несколько столетий жили при государстве и успели убедиться в его эффективности. Существуют письменные свидетельства о том, что русские князья обращались к варягам с просьбой прийти к ним княжить (летопись Нестора).
Понятие и признаки государства
Термин "государство" может быть использован в двух значениях: во-первых, для выделения страны, как географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти. Мы в данном случае будем вести речь о государстве как организации политической власти, существующей в определенной стране.
Выделим его существенные признаки.
1. Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. Без территории государство не существует, хотя его территория может со временем изменяться (уменьшаться после поражений в войне или увеличиваться в процессе завоеваний).
2. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства.
Население государства может состоять из одного народа (нации) или быть многонациональным, как, например, в России, где проживают более 60 наций.
3. Публичная власть. Власть - это способность подчинять людей своей воле.
Такие властные отношения устанавливаются между населением и особым слоем людей, который им управляет. В отличие от первобытного общества, в государстве управление осуществляют специальные люди: чиновники, должностные лица, государственные служащие, управленцы, политическая элита.
Государственная власть осуществляется с помощью государственных органов и должностных лиц. Все они объединяются в единую систему, называемую государственным аппаратом. К важнейшим его составляющим относятся законодательные, исполнительные и судебные органы.
Помимо государственной власти, различают власть партийную, религиозную, производственную (она принадлежит главе фирмы или предприятия), групповую (в классе ею обладает староста, хотя фактическим лидером может быть и другой ученик), семейную
(здесь главенствует один из родителей, а может быть, бабушка) и другие виды власти.
Государственная власть отличается от указанных видов власти тем, что она всеобща, обязательна и универсальна, т.е. распространяется на всех лиц, проживающих на территории государства, и способна решить любые вопросы общественной жизни.
4. Право - это система общеобязательных правил поведения. Отличие правовых норм от норм, существовавших в первобытном обществе:
1) правовые нормы охраняются силой государства, т.е. специальными государственными органами;
2) если правила поведения в первобытном обществе вырабатывались постепенно самим обществом (обычаи, традиции, мифы, обряды, ритуалы и др.), то правовые нормы формируются государственными органами.
5. Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую входят прокуратура, полиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, потому что государственная власть осуществляется с помощью норм права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный характер.
6. Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства.
Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между соседними государствами, но современное вооружение делает возможным нападение и захват территории стран, находящихся далеко от государства-агрессора. Вот почему вооруженные силы пока остаются необходимым признаком любого государства.
7. Налоги. Это обязательные платежи в государственную казну с доходов, получаемых гражданами и организациями. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая законы. Налоги необходимы для реализации государственной власти, содержания государственных органов, армии, выплат пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам. В нашей стране именно на налоговые средства финансируются образование, наука, культура, здравоохранение. За счет налоговых поступлений ликвидируются последствия чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий.
8. Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов. Иначе, суверенитет - это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо.
Различают внутренний и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть может решать вопросы жизни страны исключительно по своему усмотрению. Внешний суверенитет позволяет государству строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что органы власти данного государства не обязательны юридически подчиняться другим государствам.
Итак, государство = власть + население + территория.
Более развернутое определение выглядит следующим образом.
Государство - это организация публичной власти, действующая в отношении
всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и
специальный аппарат принуждения.
Стоит обратить внимание на то, что:
1.
Термин "государство" употребляется в двух значениях: государство - это страна на карте мира; государство - это организация власти, направляющей жизнь людей в определенное русло.
2.
Государство - это не единственная форма организации людей. Существует множество объединений людей: политические партии, общественные движения, религиозные организации, профсоюзы и др.
3.
Государство - это особая организация, отличающаяся следующими признаками: наличием территории, населения, публичной власти, права, правоохранительных органов, армии, налогов и суверенитета.
Форма государства
Формой
государства
называется совокупность систем организации государственной власти, которая включает:
- форму правления;
- форму государственного устройства;
- политический режим.
Форма правления, форма государственного устройства и политический режим являются элементами формы государства.
Форма правления - система организации высших органов государственной власти, их компетенция, взаимоотношения между собой, порядок их образования.
Форма государственного устройства - система территориальной организации государства.
Политический режим - методы осуществления государственной власти.
Классификация государств
Классификация государств по различным признакам (критериям):
1. Исторический (временной) критерий. Различают четыре группы государств:
- государства Древнего мира;
- средневековые государства;
- государства Нового времени;
- современные государства.
Количественное сравнение этих групп государств позволяет сделать вывод о победном шествии государственности. Если раньше государства занимали лишь небольшую часть суши Земли, то сейчас более 200 стран занимают практически всю сушу.
2. Экономический критерий или способ производства материальных благ. Он характеризуется тем, какие орудия труда использовали люди, как они распределяли произведенные ими материальные блага. От того, какой класс стоял у власти и какая экономика существовала на том или ином отрезке пути человеческого развития, зависит и характер государства. Поэтому признаку все государства можно разделить также на четыре группы:
-
рабовладельческое государство. Его экономический базис составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников - рабов. Именно рабы (их физическая (мускульная) сила) являлись основной для создания материальных благ;
-
феодальное государство. Такое название произошло от слова "феод", означавшего "кусок земли", "земельный надел". И действительно, экономическую основу феодального государства составляла собственность на землю и неполная собственность на крепостных крестьян;
-
буржуазное государство. В городах ("буржуа" означает "горожанин") развивалась промышленность. В буржуазном государстве основой производства материальных благ стала собственность на промышленные средства производства;
-
социалистическое государство. Ранее считалось, что в нашей стране был построен социализм. Однако это оказалось неверным. Социалистическое государство должно быть по всем показателям (экономическим, политическим, нравственным и др.) выше буржуазного. В этом плане наиболее продвинутыми государствами считаются
Скандинавские страны (Швеция, Финляндия, Норвегия)
3. По устройству государственной власти государства делятся на монархии и республики.
Монархия (от лат. "моно" - "один", "архия"- власть") означает, что правит один человек. Ее отличают следующие признаки: а) существует единоличный глава государства; б) он обладает всей полнотой власти; в) власть в государстве передается путем наследования; г) монарх правит бессрочно; д) он не несет юридической ответственности за ошибки своего правления.
В Древние и Средние века практически все государства были монархиями, причем монархиями абсолютными, в которых власть безраздельно принадлежала монарху. Теперь же гораздо чаще встречаются монархии ограниченные т.е. такие, в которых власть монарха не является абсолютной: она ограничена конституцией, значительную роль в таких государствах играет парламент. Ограниченные монархии делятся на дуалистические и
парламентарные. Некоторые промышленно развитые страны (Великобритания, Швеция,
Бельгия и др.) являются ограниченными (парламентарными) монархиями, в которых монархическая форма правления существует скорее формально, в силу традиции. Монархи какой-либо значимой роли в этих странах не играют, а управление страной осуществляют парламент, правительство во главе с премьер-министром.
Республика (в переводе с латинского - "дело общественное") возникла позже монархии; в наши дни получила большое распространение. В республике наряду с главой государства и главой правительства создается парламент - государственный орган, представляющий народ. Республике присущи следующие признаки: а) власть в государстве осуществляется не одним лицом, а целой системой органов; б) существует разделение властей на законодательную (она в руках парламента), исполнительную (она в руках правительства) и судебную; в) в формировании органов государства участвует народ ( выборы); г) парламент и президент избираются на определенный срок; д) высшие должностные лица несут ответственность за свои действия.
В республике ключевыми органами являются президент и парламент. Если по конституции государства президент является главой исполнительной власти, сам формирует правительство и вообще играет более значительную роль, нежели парламент, то такую республику мы называем президентской (например, в США), при определенных условиях она может перерождаться в суперпрезидентскую. Если же правительство формируется парламентом и оно несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом, то это будет республика парламентская (например, Италия).
4. По территориальному устройству государства бывают унитарными и федеративными.
Унитарное государство имеет следующие основные признаки: а) его территория разделена на административные единицы (районы, провинции и т.п.), имеющие равный правовой статус, но не являющиеся субъектами; б) в нем существует единое гражданство; в) принимаются единые законы и другие нормативные акты, действующие на всей территории государства.
Унитарными являются Украина, Польша, Норвегия и ряд других государств. Унитарное государство характерно для стран, имеющих небольшую территорию и однородный национальный состав. В зависимости от самостоятельности органов местного самоуправления унитарные государства бывают
централизованными и
децентрализованными
Федерация - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое государство (США, Бразилия, и др.) Хотя
федеративное государство довольно сложное и многоликое объединение, можно выделить общие признаки, присущие всем федерациям: а) территория федерации состоит из субъектов, или частей (областей, штатов, земель и т.п.), которые не являясь государствами в полном смысле слова, обладают определенной самостоятельностью; б) для выражения интересов субъектов федерации создается специальный государственный орган (обычно им является одна из палат парламента). В России это
Совет Федерации, в США - Сенат; в) в федерации может быть двойное гражданство (федеральное и субъектов); г) субъекты федерации могут принимать свои законы в пределах своей компетенции.
Важно, чтобы они не противоречили федеральным законам.
В Конституции Российской Федерации записано, что она является федеративным государством.
Федерации бывают симметричными и асимметричными.
Классификация государств, данная по различным признакам, отражена ниже:
Виды государств
1. Исторический критерий
2. Экономический критерий
-
Государства Древнего мира
-
Рабовладельческие государства
-
Средневековые государства
-
Феодальные государства
-
Государства Нового времени
-
Буржуазные государства
-
Современные государства
-
Социалистические государства
3. По устройству
4. По территориальному государственной власти устройству
-
Монархии
-
Унитарные государства
-
Республики
-
Федеративные государства
Стоит обратить внимание на то, что:
1.
По временному критерию различают государства Древнего мира, средневековые государства, государства нового времени и современные государства.
2.
По экономическому критерию можно выделить рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое государства.
3.
По устройству государственной власти государства являются либо монархиями, либо республиками.
Совет Федерации, в США - Сенат; в) в федерации может быть двойное гражданство (федеральное и субъектов); г) субъекты федерации могут принимать свои законы в пределах своей компетенции.
Важно, чтобы они не противоречили федеральным законам.
В Конституции Российской Федерации записано, что она является федеративным государством.
Федерации бывают симметричными и асимметричными.
Классификация государств, данная по различным признакам, отражена ниже:
Виды государств
1. Исторический критерий
2. Экономический критерий
-
Государства Древнего мира
-
Рабовладельческие государства
-
Средневековые государства
-
Феодальные государства
-
Государства Нового времени
-
Буржуазные государства
-
Современные государства
-
Социалистические государства
3. По устройству
4. По территориальному государственной власти устройству
-
Монархии
-
Унитарные государства
-
Республики
-
Федеративные государства
Стоит обратить внимание на то, что:
1.
По временному критерию различают государства Древнего мира, средневековые государства, государства нового времени и современные государства.
2.
По экономическому критерию можно выделить рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое государства.
3.
По устройству государственной власти государства являются либо монархиями, либо республиками.
4.
По территориальному устройству государства бывают унитарными и федеративными.
Функции государства
Различают внутренние и внешние функции государства.
Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по
управлению внутренней жизнью страны. Среди них выделяются следующие:
-
экономическая функция (определение налогов, выдача кредитов, установление льгот, строительство дорог, развитие транспорта, связи, выработка программ развития страны и др.);
-
политическая функция (проведение референдумов, выборов, формирование государственных органов, защита конституционного строя, суверенитета страны, издание законов и др);
-
социальная функция (установление минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, выделение необходимых средств на здравоохранение и др.);
-
правоохранительная функция (рассмотрение споров, борьба с правонарушениями, применение санкций и др.);
-
экологическая функция (разработка природоохранного законодательства, закрытие предприятий, загрязняющих природную среду, наложение штрафов и др.);
-
функция борьбы с последствиями стихийных бедствий;
- другие функции.
Внешние функции - это основные направление деятельности государства на
международной арене. К ним относятся:
-
функция обороны. Эта функция была особенно важной в прежние времена.
Сейчас государства стараются решать свои проблемы централизованным путем, посредством переговоров. Кроме того, теперь существует целый ряд международных организаций (ООН, ОБСЕ и др.), которые занимаются улаживанием конфликтов между государствами и стараются не допустить их военного столкновения;
-
дипломатическая функция. Она осуществляется в основном с помощью специальных представительств (посольств и консульств), находящихся за границей. Их задачами являются поддержание нормальных добрососедских отношений между странами, улучшение взаимопонимания и сотрудничества во всех областях межгосударственных связей;
-
функция поддержания мирового правопорядка (внешнеполитическая функция).
Основным международным органом здесь является Совет Безопасности - постоянный орган ООН. Содействуют поддержанию стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации, например Лига арабских государств,
Организация африканского единства и другие;
-
внешнеэкономические функция. В современном мире ни одна из стран практически не может прожить в одиночку и самостоятельно производить абсолютно все, что необходимо ее населению. Любой стране выгодно специализироваться на том, что у нее лучше получается или чем она богата, и отдавать это в обмен на то, что производить свои силами или невыгодно, или невозможно в силу климатических условий их территорий либо отсутствия соответствующих природных богатств;
-
функция культурного сотрудничества. Она осуществляется на основе как двусторонних, так и многосторонних договоров между странами. Этим также занимаются и неправительственные организации, например Международная шахматная федерация,