Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2747

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

44
Результатом политической социализации является определенная структура личности, политические ценности которой являются устойчивыми элементами, трансформируясь в убеждения и установки. В человеке изначально не заложены ни консервативные, ни демократические, ни либеральные, ни анархистские взгляды. Они формируются на протяжении длительного процесса под воздействием рассмотренных выше факторов. При этом определяющую роль играет непосредственный жизненный и политический опыт гражданина, который позволяет ему сопоставить предлагаемые различными посредниками и агентами политические теории и концепции с соответствующими жизненными реалиями.
Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическим обществе, где человеку предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей.
Политическая демократия – это важнейшая политико-юридическая предпосылка субъектности личности, создающая формальные условия для раскрытия политических потенций каждого гражданина. При этом важное значение имеют знания людей о политике, их политический опыт, ориентации, умение организоваться.
В целом, превращению индивида в сознательный и активный субъект политики способствует такая система политической социализации, которая не только предоставляет ему мотивации к активности и создает возможности участия в политической жизни, но и одновременно с этим обеспечивает индивида необходимыми знаниями и навыками практической деятельности, формируя у него способности к пониманию политической действительности и самоопределению в ней на основе адекватного отношения к политическим реалиям

45
ТЕСТ.13. Политическая культура
Верно ли:
1.
Теория политической культуры позволила объяснить почему одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах действуют порой совершенно по-разному.
2.
Функция политической культуры – ориентация, - обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы.
3.
Усвоение человеком требований статусного и ролевого поведения, культурных ценностей и ориентиров называется политической социализацией.
4.
Конфликтный тип политической социализации характеризуется негативным отно- шением человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей».
5.
В соответствии с социально-классовым подходом типологизации политической культуры выделяют «демократическую», «авторитарную» и «тоталитарную» политические культуры
Выберите один правильный вариант ответа:
6.
Как называется один из этапов учреждения политической социализации?
1) молодежный
2) подростковый
3) отроческий
4) наивный
7.
Какой из признаков не характеризует западную модель политической культуры?
1) устойчивые традиции политической демократии
2) индивид во многом “пресыщен” политикой
3) основные элементы политики – индивиды, различные политические объединения
4) индивид недостаточно приобщен к политике
8.
Кто из ученых трактовал политическую социализацию как процесс обучения человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики?
1)
Д. Истон
2)
Э. Фромм
3)
М. Хабермас
4)
К. Луман
Выберите все правильные варианты ответов:
9.
Какие «чистые» типы политической культуры выделили Г.Алмонд и С. Верба?
1) патриархальный
2) харизматический
3) подданнический
4) активистский
5) рациональный
10.
Каким образом политическая культура может оказывать влияние на политические процессы и явления?
1) воспроизводя традиционные формы политической жизни
2) порождая новые, нетрадиционные для общества формы социальной и поли- тической жизни
3) комбинируя элементы прежнего и перспективного политического устройства
4) формируя определенный культурный уровень населения
5) устанавливая определенные правила поведения для политического эстеблешмента


1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   70

ТЕМА XIV
Политическое поведение и политическое участие
Список использованных источников
1.
Обществознание. учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2
11кл/ Л.Н. Боголюбов., Л.Ф. Иванова., А.Ю. Лазебникова и др.; под ред. Л.Н.
Боголюбова., А.Ю. Лазебниковой – 6 изд. – М.: Просвещение, 2007. С. 293-303.
2.
Мелешкина Е.Ю.Политический процесс. Учебное пособие.
3.
Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М.: Юристъ, 2002. C.
370-393.
Мелешкина Е.Ю.Учебное пособие.
Политическое поведение (для обозначения этого явления в зарубежной политической науке употребляется термин political behavior или иногда political action) мы можем определить как субъективно мотивированный процесс реализации актором того или иного вида политической
деятельности, обусловленный потребностями реализации статусной позиции и внутренними установками. При этом под политической деятельностью (political action) понимается вся
совокупность форм действий политических акторов, обусловленных занятием определенной политической позиции. Например, политическая деятельность активиста партии предполагает чтение газет о политике, беседы со знакомыми на политические темы, участие в политических кампаниях и т.д.
Приведем пример из обыденной жизни. Возьмем учителя и ученика средней школы. Мы можем про них сказать, что учитель осуществляет преподавательскую деятельность, а ученик будет осуществлять деятельность совсем другого рода. В то же время выбор конкретного способа реализации политической деятельности (или поведения) будет зависеть от многих обстоятельств: личностных качеств учителя и ученика, их мотивов, внешних условий и т.д. Поэтому поведение одного учителя может значительно отличаться от поведения другого учителя, несмотря на то, что формально набор форм их действий может быть одинаковым.
Также и в политической жизни можно различить политическую деятельность и политическое поведение. Мы, например, говорим о политической деятельности депутата парламента. При этом мы подразумеваем некоторый в целом стандартный набор форм действий, хотя не исключаем и возможность вариаций. То же самое относится и к другим видам политической деятельности: деятельности активиста партии, участника митинга, президента и т.д.

При этом мы знаем, что тот или иной вид деятельности может реализовываться по-разному.
Процесс такой реализации может зависеть от многих обстоятельств. И поэтому мы говорим, что отдельные депутаты или избиратели ведут себя по-разному.
Тесно связанным с понятием политического поведения является понятие политического участия. Политическое участие (в зарубежной политической науке употребляется термин political participation)
мы можем определить как более или менее регулярное использование акторами различных форм политической деятельности. Например, один партийный активист может читать газеты, участвовать в деятельности партийного аппарата и организовывать митинги, а другой – читать газеты, посещать партийные собрания и собирать пожертвования.
При этом известно, что разные люди могут участвовать в политике с различной интенсивностью: одни люди только читают газеты, другие еще и ходят на выборы, а третьи ведут активную политическую работу. Да и вовлеченность в один и тот же вид деятельности может проявляться по-разному: например, один активист может только спорадически участвовать в политических кампаниях на правах исполнителя, а другой является их активным организатором, один избиратель может ходить на каждые выборы, а другой только на особо значимые для политической жизни. Для обозначения этих различий существует понятие политическая активность. Под политической активностью (political involvement) следует понимать степень
вовлеченности актора в политический процесс в целом, а также степень его вовлеченности в рамках отдельных форм политической деятельности.

Необходимо отметить, что некоторые индивиды могут не проявлять никакой активности в политике. Для обозначения такого типа политического поведения существует понятие
абсентеизм. Однако про этих граждан нельзя сказать, что они не участвуют в политическом процессе: отсутствие политической активности не означает тот факт, что человек не является субъектом политических взаимодействий. В качестве самого простого примера можно привести неучастие избирателей в выборах с целью сорвать их проведение. Однако и другие формы абсентеизма не свидетельствуют о том, что человек не участвует в политической жизни.
В политической науке существуют различные способы типологизации политического поведения и политического участия.
Чаще всего выделяют типы политического поведения и политического участия в зависимости от экстенсивного (количество участников; например, отличают поведение индивида, группового актора и «толпы») и интенсивного (степень вовлеченности индивидов, затраченных им ресурсов: денег, времени и т.п. или, по-другому, степень активности) характера. Другим критерием типологизации политического участия может быть уровень институционализации (от единичных нетрадиционных акций до участия в деятельности высокоинституциализированных политических организаций, например, «традиционных» политических партий). Кроме того, конвенциональный (то есть деятельность в рамках существующих в обществе правил и норм) и неконвенциональный (деятельность вне этих правил и норм) характер деятельности также может выступать критерием типологизации политического поведения и участия.
Наиболее распространенной является следующая типология форм политического участия:
I
. Конвенциональные формы:
1.
Абсентеизм
2.
Чтение о политике в газетах
3.
Обсуждение политических сюжетов с друзьями и знакомыми
4.
Голосование
5.
Работа по продвижению имиджа политической партии или кандидата
6.
Убеждение окружающих голосовать определенным образом
7.
Участие в митингах и собраниях
8.
Обращение во властные структуры или к их представителям
9.
Активность в качестве политического деятеля (выдвижение кандидатуры, участие в выборах, работа представителя руководящего звена партии или другой организации, работа депутата, министра и т.д.)
II
. Неконвенциональные формы.
1.
Подписание петиций
2.
Участие в неразрешенных демонстрациях
3.
Участие в бойкотах
4.
Отказ от уплаты налогов
5.
Участие в захвате зданий, предприятий и сидячих забастовках в их стенах
6.
Блокирование дорожного движения
7.
Участие в стихийных забастовках
Формы конвенционального и неконвенционального участия, перечисленные под пунктами
1 и 2 в первом случае и 1 – во втором, предполагают низкий уровень активности или вовлеченности в политический процесс. 3 и 4 (2 и 3) – средний уровень и 5-9 (4-7) – высокий уровень. В действительности люди, как правило, участвуют в политической жизни в различных формах: например, один и тот же человек может ходить на выборы, читать газеты и участвовать в блокаде дорожного движения. Поэтому приведенная типология может рассматриваться как вариант операционализации понятия «политическое участие», а также как вариант типологии наблюдаемых форм участия, а не как типология индивидуальных субъектов политического процесса по критерию форм участия.
Приведем в пример другую типологию – Л. Милбраса (L.Milbrath). Эта типология основана преимущественно на одном критерии – активности субъекта. По нашему мнению, данная типология является одной из удачных с точки зрения операционализации понятия «политическая

активность». Автор выделяет три группы форм активности, которым он дает метафорические названия: «зрительская», «переходная активность» и «гладиаторская активность». Каждая из этих трех групп включает в себя несколько форм активности, расположенных в порядке возрастания вовлеченности индивида в политику.
«Зрительская активность» включает в себя следующие формы:
1. исполнение роли объекта воздействия политических стимулов
2. голосование
3. инициирование политических дискуссий
4. попытка уговорить других голосовать определенным образом
«Переходная активность» включает в себя:
1. общение с представителями власти или политическими лидерами
2. пожертвования для партии или кандидата
3. посещение собраний или митингов
«Гладиаторская активность» состоит из следующих форм:
1. участие в политической кампании
2. исполнение роли активиста политической партии
3. исполнение роли членом ядра партии или участие в выработке ее стратегии
4. акумулирование денежных средств
5. исполнение роли кандидата на какую-либо руководящую должность в политической сфере
6. занятие руководящих постов в органах власти или партии
В политической науке существуют исследования, результатом которых является построение типологии индивидуальных субъектов. Как правило, данные типологии строятся на основе учета участия индивида сразу в нескольких формах. На основе выявления преобладающих форм политического участия выделяют группы индивидов, участвующих в политике преимущественно тем или иным образом. Одной из удачных классических типологий является типология М. Каазе и А. Маша, построенная на основе учета уровня активности, а также конвенциональности и неконвенциональности участия. Они выделяют пять групп в зависимости от преобладающих форм участия:
1.
Неактивные. Большинство представителей этой категории либо вообще никак не участвуют в политике, либо, в крайнем случае, читают газеты и могут подписать петицию, если их об этом попросят, некоторые могут принимать участие в выборах
2.
Конформисты. Конформисты принимают более активное участие в конвенциональных формах. Некоторые из них могут даже участвовать в политических кампаниях. Однако в целом они избегают непосредственного политического участия.
3.
Реформисты. Также как и конформисты, участвуют преимущественно в конвенциональных формах, но более активно. Кроме того, они могут использовать и законные формы политического протеста, такие как демонстрации и даже бойкоты.
4.
Активисты. Они наиболее активно участвуют в политической жизни. Формы активности – преимущественно конвенциональные, однако используют и неконвенциональные формы участия.
5.
Протестующие. По уровню активности они похожи на реформистов и активистов, однако отличаются от них тем, что практически не участвуют в политическом процессе в конвенциональных формах.
Некоторые исследователи типологизируют политическое участие в зависимости от той роли, которую играет в этом процессе сам индивидуальный субъект. По этому критерию выделяется автономное и мобилизованное участие. Автономное участие – такое участие, когда индивид действует, принимая решение самостоятельно. Мобилизованное участие – участие под давлением других субъектов политики или под их влиянием, приводящим к искажению его собственных предпочтений.
Следует отметить, что две эти формы участия представляют собой некие идеальные типы.
В действительности граница между мобилизованным и автономным участием трудноуловима, у