Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2746
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отдельных индивидов наблюдается смешанный тип участия. Тем не менее, эвристическая ценность данной типологии достаточно большая. С ее помощью можно выделить преобладание того или иного типа участия у того или иного человека, представителей какой-либо группы или страны, можно сделать вывод о том, насколько способны политические субъекты к рационализации политической действительности и выработке самостоятельной политической позиции.
С другой стороны, преобладание автономного участия у политического субъекта может свидетельствовать о том, что индивид плохо поддается внешнему воздействию не в силу особой самостоятельности, а в силу того, что он не придает значения политике и не рассматривает в качестве необходимого участие в политическом процессе. Как показывают результаты социологических опросов, доля граждан, активно и постоянно получающих и воспринимающих политическую информацию невелика. Так, например, в 70-х годах лишь 10-15% американских избирателей можно было отнести к «внимательной публике».
Неверно было бы считать, что участие под воздействием мобилизации – явление отрицательное, что оно всегда связано с манипуляцией сознанием и подобными явлениями. Во- первых, мобилизация – объективное следствие интеграции какой-либо группы, действующей в политике, создания и функционирования какого-либо института, организации и т.п. Здесь механизм мобилизации выступает транслятором и следствием политической идентификации. Во- вторых, мобилизация может выступать эффективным способом вовлечения массы населения в политический процесс. Как справедливо отмечал К. Дойч, в переходных обществах, переживающих процессы демократизации и/или модернизации, мобилизация играет особую роль: с помощью мобилизации граждане получают доступ к новым политическим ролям, новым формам социализации и т.п. В частности мобилизация избирателей на частично свободных и частично соревновательных выборах, результаты которых заранее известны в силу использования административной мобилизации и других рычагов, может рассматриваться как шаг прогрессивный с точки зрения овладения населением роли выборщиков, оценивающих различных политиков, политические силы и политические курсы.
В свою очередь выделяют два типа политической мобилизации: мобилизацию соревновательную и мобилизацию авторитарную. Соревновательная мобилизация преобладает в странах с однородной политической культурой, с дифференцированными и автономными политическими институтами. Ее целью является согласование целей и языка общенациональной политики и отдельных групп населения, а также персонального состава правящей элиты.
Авторитарная мобилизация преобладает в обществах с недифференцированными институтами и ролями. Целью такой мобилизации является обеспечение лояльности населения на основе пропаганды.
2. Факторы политического поведения и участия.
Существует большое количество теорий, посвященных анализу форм и факторов политической активности и участия. В целом эти теории можно разбить на три группы: социологические, социально-психологические и теория рационального выбора. Каждый из этих подходов рассматривает лишь один из аспектов политического поведения, акцентирует внимание лишь на некоторых факторах, влияющих на него. Знакомство с этими теориями помогает составить комплексную картину влияния различных факторов на поведение политического субъекта.
Классической социологической теорией политического участия является «средовая»
(baseline) теория, основателями которой считаются С. Верба и Н. Ни. В своей работе «Участие в
Америке» они показали зависимость участия в политике от некоторых показателей социального статуса: «стандартная социально-экономическая модель процесса политизации работает в
Америке, проявляясь в преобладании среди участвующих представителей высокостатусных групп».
Впоследствии влияние статусных показателей на характер политического поведения и участия в политике исследовалось многими учеными. В настоящее время факт такого влияния не
С другой стороны, преобладание автономного участия у политического субъекта может свидетельствовать о том, что индивид плохо поддается внешнему воздействию не в силу особой самостоятельности, а в силу того, что он не придает значения политике и не рассматривает в качестве необходимого участие в политическом процессе. Как показывают результаты социологических опросов, доля граждан, активно и постоянно получающих и воспринимающих политическую информацию невелика. Так, например, в 70-х годах лишь 10-15% американских избирателей можно было отнести к «внимательной публике».
Неверно было бы считать, что участие под воздействием мобилизации – явление отрицательное, что оно всегда связано с манипуляцией сознанием и подобными явлениями. Во- первых, мобилизация – объективное следствие интеграции какой-либо группы, действующей в политике, создания и функционирования какого-либо института, организации и т.п. Здесь механизм мобилизации выступает транслятором и следствием политической идентификации. Во- вторых, мобилизация может выступать эффективным способом вовлечения массы населения в политический процесс. Как справедливо отмечал К. Дойч, в переходных обществах, переживающих процессы демократизации и/или модернизации, мобилизация играет особую роль: с помощью мобилизации граждане получают доступ к новым политическим ролям, новым формам социализации и т.п. В частности мобилизация избирателей на частично свободных и частично соревновательных выборах, результаты которых заранее известны в силу использования административной мобилизации и других рычагов, может рассматриваться как шаг прогрессивный с точки зрения овладения населением роли выборщиков, оценивающих различных политиков, политические силы и политические курсы.
В свою очередь выделяют два типа политической мобилизации: мобилизацию соревновательную и мобилизацию авторитарную. Соревновательная мобилизация преобладает в странах с однородной политической культурой, с дифференцированными и автономными политическими институтами. Ее целью является согласование целей и языка общенациональной политики и отдельных групп населения, а также персонального состава правящей элиты.
Авторитарная мобилизация преобладает в обществах с недифференцированными институтами и ролями. Целью такой мобилизации является обеспечение лояльности населения на основе пропаганды.
2. Факторы политического поведения и участия.
Существует большое количество теорий, посвященных анализу форм и факторов политической активности и участия. В целом эти теории можно разбить на три группы: социологические, социально-психологические и теория рационального выбора. Каждый из этих подходов рассматривает лишь один из аспектов политического поведения, акцентирует внимание лишь на некоторых факторах, влияющих на него. Знакомство с этими теориями помогает составить комплексную картину влияния различных факторов на поведение политического субъекта.
Классической социологической теорией политического участия является «средовая»
(baseline) теория, основателями которой считаются С. Верба и Н. Ни. В своей работе «Участие в
Америке» они показали зависимость участия в политике от некоторых показателей социального статуса: «стандартная социально-экономическая модель процесса политизации работает в
Америке, проявляясь в преобладании среди участвующих представителей высокостатусных групп».
Впоследствии влияние статусных показателей на характер политического поведения и участия в политике исследовалось многими учеными. В настоящее время факт такого влияния не
подвергается сомнению, речь идет лишь о выделении этих характеристик, анализе характера и силы их влияния, а также о национальной специфике. В частности исследования, проведенные в странах Западной Европы и США, свидетельствуют, что более активно в политике участвуют представители среднестатусных и высокостатусных групп, мужчины. Не активны в политике в большей степени пожилые люди, женщины, граждане с низким уровнем образования.
Конформистский тип политического поведения в большей степени свойственен представителям старших возрастных категорий, реформизм – мужчинам, лицам среднего возраста, с высоким уровнем образования, активизм преобладает среди мужчин, молодежи и лиц с высоким уровнем образования, неконвенциональные формы политической активности в большей степени распространены среди молодых (мужчин и женщин в одинаковой степени).
Группа социально-психологических моделей включает в себя несколько подходов. Одним из них является когнитивный подход политического участия, основанный на учете внутреннего мира, субъективного представления о внешней реальности, которым люди пользуются по-разному
(которые диктуют различные логики реакции на окружающее): для одних - это средство отгородиться от внешней экспансии, для других - орудие помогающее организовать более или менее масштабные всплески активности.
Еще одной классической моделью политического участия является ценностная модель.
Основное внимание в рамках нее отводится влиянию определенных ценностей на вовлеченность в процессы политического участия. Влияние ценностей и, в частности, «постматериальных» ценностей раскрывается в работах Р.Инглхарта, который показывает, что граждане, у которых преобладают «постматриальные» ценности проявляют большую склонность к участию в неконвенциональных формах (см. табл.). Такая зависимость наблюдается благодаря тому, что лица, которых можно отнести к «постматериальному» ценностному типу, способны вкладывать больше ресурсов в нетрадиционные, неконвенциональные формы участия, их не волнует поддержание существующего порядка в неизменном виде. В целом посылки и гипотезы Р.
Инглхарта основываются на идее зависимости ценностей от иерархически расположенных потребностей (А. Маслоу). (сноска на Р. Инглхарта, 1971 г.).
Таблица . Неконвенциональное политическое участие (участие в двух или более формах неконвенционалдьной активности) в зависимости от ценностного типа (в % от группы).
Ценностный тип в
1974 г.
Нидерланды
Западная Германия
США
«материалисты»
3 1
17
«смешанные материалисты» (то есть наличествуют некоторые
«постматериальные» ценности
5 2
23
«смешанные постматериалисты»
8 12 25
«постматериалисты»
23 34 45
Всего от опрешенных
9 4
22
Гамма
.37
.39
.16
Близкой к этой модели, но не тождественной ей, выступает «установочная», или
«аттитюдная» модель. Ее представители выявляют влияние всей совокупности политических установок на политическое поведение и участие. Вместе с тем, в рамках данной модели признаются факты расхождений между установками и реальным поведением. В рамках данной теории выявляются основные причины рассогласования установок и поведения. В частности Г.
Дилигенский отмечает существование как минимум трех причин, отмечаемых социальными психологами:
Конформистский тип политического поведения в большей степени свойственен представителям старших возрастных категорий, реформизм – мужчинам, лицам среднего возраста, с высоким уровнем образования, активизм преобладает среди мужчин, молодежи и лиц с высоким уровнем образования, неконвенциональные формы политической активности в большей степени распространены среди молодых (мужчин и женщин в одинаковой степени).
Группа социально-психологических моделей включает в себя несколько подходов. Одним из них является когнитивный подход политического участия, основанный на учете внутреннего мира, субъективного представления о внешней реальности, которым люди пользуются по-разному
(которые диктуют различные логики реакции на окружающее): для одних - это средство отгородиться от внешней экспансии, для других - орудие помогающее организовать более или менее масштабные всплески активности.
Еще одной классической моделью политического участия является ценностная модель.
Основное внимание в рамках нее отводится влиянию определенных ценностей на вовлеченность в процессы политического участия. Влияние ценностей и, в частности, «постматериальных» ценностей раскрывается в работах Р.Инглхарта, который показывает, что граждане, у которых преобладают «постматриальные» ценности проявляют большую склонность к участию в неконвенциональных формах (см. табл.). Такая зависимость наблюдается благодаря тому, что лица, которых можно отнести к «постматериальному» ценностному типу, способны вкладывать больше ресурсов в нетрадиционные, неконвенциональные формы участия, их не волнует поддержание существующего порядка в неизменном виде. В целом посылки и гипотезы Р.
Инглхарта основываются на идее зависимости ценностей от иерархически расположенных потребностей (А. Маслоу). (сноска на Р. Инглхарта, 1971 г.).
Таблица . Неконвенциональное политическое участие (участие в двух или более формах неконвенционалдьной активности) в зависимости от ценностного типа (в % от группы).
Ценностный тип в
1974 г.
Нидерланды
Западная Германия
США
«материалисты»
3 1
17
«смешанные материалисты» (то есть наличествуют некоторые
«постматериальные» ценности
5 2
23
«смешанные постматериалисты»
8 12 25
«постматериалисты»
23 34 45
Всего от опрешенных
9 4
22
Гамма
.37
.39
.16
Близкой к этой модели, но не тождественной ей, выступает «установочная», или
«аттитюдная» модель. Ее представители выявляют влияние всей совокупности политических установок на политическое поведение и участие. Вместе с тем, в рамках данной модели признаются факты расхождений между установками и реальным поведением. В рамках данной теории выявляются основные причины рассогласования установок и поведения. В частности Г.
Дилигенский отмечает существование как минимум трех причин, отмечаемых социальными психологами:
«существующие общественные и политические отношения и положение человека в этих отношениях ограничивают возможности свободного выбора типа индивидуального поведения; человек по объективным причинам не в состоянии реализовать свои убеждения и ценности, выработанные им в процессе осмысления действительности и заимствованные от других. В результате он вынужден руководствоваться актуальной установкой, противоречащей этим убеждениям»; в психике индивида сосуществуют различные или противоположные установки в отношении одного и того же объекта либо ситуации (что объясняется в конечном счете противоречивостью сознания и социального и индивидуального опыта); одна из установок актуализируется под влиянием конкретного сочетания ситуационных факторов. Так, люди, в принципе отрицательно относящиеся к забастовкам, нередко тем не менее участвуют в них, поскольку в то же время видят в забастовках неизбежный способ действия в определенных экстремальных ситуациях»
«непосредственной причиной рассогласования является вовлеченность индивида в социальную группу или межличностный контакт (как в казусе Лапьера), в интересы «других», побуждающая его действовать в соответствии с ролевой функцией в группе или групповыми ожиданиями».
В целом представители данного подхода, помимо установок, учитывают также и влияние других факторов, а политические установки рассматриваются как трансляторы средовых и ситуационных условий.
Кроме того, сторонники социально-психологического подхода учитывают совокупность таких психологических факторов, как потребности и мотивы.
Большинство исследователей, вслед за А.Маслоу, при анализе воздействия потребностей исходят из принципа последовательного удовлетворения иерархически организованных потребностей: потребности более высокого уровня (в самореализации, самоактуализации) не могут быть удовлетворены до тех пор, пока не удовлетворены потребности более низкого уровня
(например, потребности материального существования, безопасности).
Потребности побуждают человека действовать (создают предрасположенность к определенному действию). Однако для того, чтобы человек осуществил какое-либо действие необходимо действие дополнительных побудительных сил, придающих этому действию смысл.
Такими побудительными силами являются мотивы.
Наиболее распространенной классификацией мотивов политического поведения является типология Д. Маклелланда и Дж. Аткинса. Они выделили три основные группы мотивов:
- мотив обладания властью и/или мотив контроля над людьми и ситуацией
- мотив достижения (цели, успеха, избежания провала и т.д.)
- мотив аффилиации (налаживание теплых, дружественных отношений с другими)
По мнению авторов данной типологии, преобладание того или иного мотива обуславливает тот или иной тип политического поведения человека. Например, преобладание мотива аффилиации у политика может способствовать достижению компромисса на переговорах, стремлению получить одобрение партнеров и т.п.
Теория рационального выбора трактует политическое поведение и участие с точки зрения соотношения выгод и затрат политических акторов. Согласно теории рационального выбора, участвуя в политической жизни, индивидуальные акторы стремятся получить какую-то выгоду, пользу, достичь позитивного результата.
Влияние «выгоды» на политическую активность представляется очевидным большинству исследователей. Вместе с тем, в рамках теории рационального выбора делается акцент в основном на инструментальном аспекте поведения и участия.
На самом деле под понятие «выгоды» на самом деле подпадает более широкий круг явлений. В целом можно разделить позитивные результаты участия, выгоды (benefits) условно на три категории: инструментальные, «развивающие» и экспрессивные. Инструментальные результаты – решение различных проблем с помощью политического участия: «для большинства людей политическое участие является лишь средством достижения других целей».
Под «развивающими» или «образовательными» результатами понимается изменение самих участников с помощью приобретения новых ценностей, установок, навыков и знаний. Вместе с тем, эти результаты оказываются не только индивидуальными, но и коллективными, важными для всего общества. Это проявляется в том, что люди начинают понимать, как работает политическая система, приобретают навыки, позволяющие им влиять на принятие решений, приобретают навыки взаимодействия с другими акторами и становятся более терпимыми и демократичными.
Экспрессивные результаты, влияние которых особенно акцентируется политическими психологами, заключаются в интенсификации политической идентификации с какой-либо группой, институтом, системой, а также в повышении самоуважения акторов.
На обобщенном (не индивидуальном) уровне на особенности политического поведения и участия большое влияние оказывает специфика социально-политического развития той или иной страны, а также особенности национальной политической культуры. Речь идет не только о том, что в отдельных странах разные формы активности различную степень распространения, но и о различном значении той или иной формы политического участия (например, если в США подписание петиций может рассматриваться как одна из необходимых процедур для нормального функционирования демократии, то, например, в посттоталитарном обществе такая форма активности, скорее всего, будет иметь неконвенциональный характер, а участники данной акции могут выступать против существующего политического режима).
3. Протестное политическое поведение.
Одной из форм политического поведения является протестное поведение. В отечественной и зарубежной литературе весьма распространенным является взгляд на протестное поведение как на поведение в форме неконвенционального действия, не соответствующего законным и традиционным нормам режима, регулирующим политическое поведение. Соответственно выделяются и основные формы протестного поведения, такие как написание петиций, участие в демонстрациях, бойкоты, захват зданий, неуплата налогов, блокады, неофициальные забастовки и т.п.
Недостаток данного подхода заключается в следующем.
Во-первых, как показывает опыт проведения подобных акций в странах Западной Европы и США, они могут иметь конвенциональный характер, соответствуя как юридическим нормам, так и традициям национальной политической культуры. Так, демонстрации и пикеты часто осуществляются, например, для защиты гражданских и социальных прав населения, закрепленных законодательно. Чаще всего участники таких акций протестуют против нарушения неких договоренностей (закрепленных в виде законов, формальных и неформальных норм) со стороны органов власти или других политических субъектов. Они не выступают за кардинальные преобразования политической системы, а призывают лишь к корректировке проводимого политического курса, институционального контекста и т.п. Поэтому в странах стабильной демократии уровень протестной активности населения, часто конвенциональной по своей сути, может рассматриваться как один из показателей зрелости гражданского общества.
Во-вторых, сторонники определения протестного поведения как неконвенционального неоправданно заужают сферу протестной активности, исключая из этого понятия, например, все действия, которые не носят открытый публичный характер. На самом деле функцию политического протеста могут выполнять и другие виды политического поведения, в условиях демократического политического режима являющиеся конвенвенциональными по определению: электоральный абсентеизм или определенные формы голосования как выражение политических ориентаций, несущих протестный заряд, - разновидности “тихого” протеста, следствия которых для социально-политической жизни не менее значимы, чем участие в активных формах протеста.
В качестве одной форм политического протеста может рассматриваться электоральный абсентеизм, точнее абсентеизм, связанный с определенной протестной мотивацией неучастия в выборах (недоверие или неудовлетворенность правилами игры, неверие в возможность повлиять на процесс принятия политических решений, недоверие основным политическим силам). Как показывают результаты социологических опросов, мотивация примерно половины российских
избирателей, не участвующих в парламентских выборах, носит протестный характер. Весьма удачной попыткой выявления анатомии причин электорального абсентеизма является вопросник, разработанный Р. Роузом и использованный после декабрьских выборов 1995 г. в России. В качестве протестной мотивации могут рассматриваться следующие предложенные им варианты ответов: “нет партии, соответствующей моим интересам”, “не доверяю политикам”, “нечестные выборы, результаты будут подделаны”, “Дума не имеет власти”, “выборы бесполезны”. Как показали результаты опроса, неучастие почти половины избирателей в декабрьских выборах 1995 г. носило протестный характер.
Другой формой протестного поведения на выборах является голосование за определенные оппозиционные политические силы, либо голосование “против всех”. Такое голосование может являться выражением недоверия (протеста) не только к проводимому политическому курсу, но и ко всему политическому режиму в целом и его отдельным институтам (например, политическим партиям). Яркий пример такого голосования являет собой, например, значительная поддержка
ЛДПР на выборах 1993 г. Вместе с тем, при выявлении протестного характера голосования особое значение имеет позитивная или негативная мотивация электорального выбора.
Известно, что не все субъекты политического процесса ведут себя протестно. Многие граждане, участвуя в политике, не выражают никакого протеста. Не все граждане довольны правилами игры, господствующими нормами, проводимым политически курсом и т.д. Однако далеко не все недовольные выражают намерение принять участие в протестных акциях и еще меньше граждан участвует в политике совершает протестные действия.
Для того чтобы различить степень недовольства, готовности принять участия в протестных акциях и действительный уровень протестной активности, в науке существуют понятия протестная активность и протестный потенциал. Под протестной активностью понимают охват
(вовлеченность) граждан различными формами протестной активности и его динамику. Под протестным потенциалом понимают намерение (склонность) граждан участвовать в протестных акциях при определенных условиях (например, «если бы рабочие моего завода вышли на улицу с требованием отставки правительства, я возможно принял бы участие в демонстрации»; это совсем не означает, что рассуждающий так человек реализует свои намерения в действительности).
Какие же факторы влияют на формирование протестного потенциала и протестной активности?
Наиболее распространенной теорией, объясняющей формирование протестного потенциала, является теория относительной депривации. Представители этой теории исходят из того, что в основе формирования протестного потенциала лежит депривация, то есть
«субъективное чувство недовольства по отношению к своему настоящему. Основными причинами такой неудовлетворенности является то, что субъект не обладает каким-либо объектом, стремится к его обладанию, при этом сравнивает себя с другими субъектами, обладающими этим объектом и рассматривает возможность обладания им как вполне реальную.
Таким образом, для возникновения депривации важен не столько сам факт не обладания чем- либо, сколько желание обладать объектом, а также надежда на возможность изменения положения с помощью изменения социального и политического порядка. При этом большую роль играет то, что депривация возникает в определенной социальной среде: оценивая свое положение и формируя свои запросы, индивид сравнивает себя с окружающими. Если уровень потребления у окружающих невысок, то это будет способствовать занижению притязания и приглушению депривации. Если уровень потребления у окружающих существенно отличается, это способствует формированию чувства несправедливости и является одной из предпосылок депривации. Поэтому говорят об относительной депривации.
Относительная депривация связана не только с обладанием материальными и социальными благами. Она также может быть связана с потребностью в свободе, в самовыражении. Именно подобного рода потребности двигали большинством участников студенческих выступлений 60-х годов XX века. Поэтому в целом депривацию можно также определить как несоответствие между ценностными ожиданиями и реальными возможностями субъекта.
Другой формой протестного поведения на выборах является голосование за определенные оппозиционные политические силы, либо голосование “против всех”. Такое голосование может являться выражением недоверия (протеста) не только к проводимому политическому курсу, но и ко всему политическому режиму в целом и его отдельным институтам (например, политическим партиям). Яркий пример такого голосования являет собой, например, значительная поддержка
ЛДПР на выборах 1993 г. Вместе с тем, при выявлении протестного характера голосования особое значение имеет позитивная или негативная мотивация электорального выбора.
Известно, что не все субъекты политического процесса ведут себя протестно. Многие граждане, участвуя в политике, не выражают никакого протеста. Не все граждане довольны правилами игры, господствующими нормами, проводимым политически курсом и т.д. Однако далеко не все недовольные выражают намерение принять участие в протестных акциях и еще меньше граждан участвует в политике совершает протестные действия.
Для того чтобы различить степень недовольства, готовности принять участия в протестных акциях и действительный уровень протестной активности, в науке существуют понятия протестная активность и протестный потенциал. Под протестной активностью понимают охват
(вовлеченность) граждан различными формами протестной активности и его динамику. Под протестным потенциалом понимают намерение (склонность) граждан участвовать в протестных акциях при определенных условиях (например, «если бы рабочие моего завода вышли на улицу с требованием отставки правительства, я возможно принял бы участие в демонстрации»; это совсем не означает, что рассуждающий так человек реализует свои намерения в действительности).
Какие же факторы влияют на формирование протестного потенциала и протестной активности?
Наиболее распространенной теорией, объясняющей формирование протестного потенциала, является теория относительной депривации. Представители этой теории исходят из того, что в основе формирования протестного потенциала лежит депривация, то есть
«субъективное чувство недовольства по отношению к своему настоящему. Основными причинами такой неудовлетворенности является то, что субъект не обладает каким-либо объектом, стремится к его обладанию, при этом сравнивает себя с другими субъектами, обладающими этим объектом и рассматривает возможность обладания им как вполне реальную.
Таким образом, для возникновения депривации важен не столько сам факт не обладания чем- либо, сколько желание обладать объектом, а также надежда на возможность изменения положения с помощью изменения социального и политического порядка. При этом большую роль играет то, что депривация возникает в определенной социальной среде: оценивая свое положение и формируя свои запросы, индивид сравнивает себя с окружающими. Если уровень потребления у окружающих невысок, то это будет способствовать занижению притязания и приглушению депривации. Если уровень потребления у окружающих существенно отличается, это способствует формированию чувства несправедливости и является одной из предпосылок депривации. Поэтому говорят об относительной депривации.
Относительная депривация связана не только с обладанием материальными и социальными благами. Она также может быть связана с потребностью в свободе, в самовыражении. Именно подобного рода потребности двигали большинством участников студенческих выступлений 60-х годов XX века. Поэтому в целом депривацию можно также определить как несоответствие между ценностными ожиданиями и реальными возможностями субъекта.