Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2703
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
превращение отдельных размышлений на социальную тематику в систематические социальные исследования - был делом уже новой эпохи - эпохи Нового времени.
6.3. Основные особенности социально-философской мысли Нового времени;
теории общественного договора
Эпоха Нового времени была представлена разнообразными социально – политическими учениями. Одной из центральных тем исследований этого периода была разработка различных вариантов теории «общественного договора».
Теория общественного договора (ТОД) - это философская и юридическая доктрина,
объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми,
вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния, к
состоянию гражданскому. Предпосылки этой теории есть уже в буддизме, у Эпикура,
Фомы Аквинского, однако своего подлинного расцвета она достигли в эпоху Нового времени.
Основная причина – падение в этот период веры в божественную природу монархической власти. Таким образом, основная задача ТОД - обосновать властные права государства по отношению к человеку в условиях падения представлений о божественном характере власти монарха, а также выявить границы полномочий государства в отношении к человеку, определить возможности допустимого неповиновения и даже свержения народом той или иной власти.
Любой вариант ТОД предполагает наличие определенного представления о
естественном состоянии человечества, предшествующем заключению договора.
Эта концепция встречала резкую критику со стороны мыслителей, рассматривающих государство в качестве естественного образования (Вольтер). Для них общественное состояние тоже естественное, поэтому оно не требует никакого договора. С другой стороны, среди ее сторонников были и те, кто придерживался представления о естественном возникновении общества, а в заключении общественного договора видел переход общества на более высокую и упорядоченную ступень развития (Гроций). С точки зрения этого автора, существуют универсальные нормы, укорененные в самой человеческой природе.
Наиболее известные концепции общественного договора были созданы Гоббсом,
Локком, и Руссо.
6.3. Основные особенности социально-философской мысли Нового времени;
теории общественного договора
Эпоха Нового времени была представлена разнообразными социально – политическими учениями. Одной из центральных тем исследований этого периода была разработка различных вариантов теории «общественного договора».
Теория общественного договора (ТОД) - это философская и юридическая доктрина,
объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми,
вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния, к
состоянию гражданскому. Предпосылки этой теории есть уже в буддизме, у Эпикура,
Фомы Аквинского, однако своего подлинного расцвета она достигли в эпоху Нового времени.
Основная причина – падение в этот период веры в божественную природу монархической власти. Таким образом, основная задача ТОД - обосновать властные права государства по отношению к человеку в условиях падения представлений о божественном характере власти монарха, а также выявить границы полномочий государства в отношении к человеку, определить возможности допустимого неповиновения и даже свержения народом той или иной власти.
Любой вариант ТОД предполагает наличие определенного представления о
естественном состоянии человечества, предшествующем заключению договора.
Эта концепция встречала резкую критику со стороны мыслителей, рассматривающих государство в качестве естественного образования (Вольтер). Для них общественное состояние тоже естественное, поэтому оно не требует никакого договора. С другой стороны, среди ее сторонников были и те, кто придерживался представления о естественном возникновении общества, а в заключении общественного договора видел переход общества на более высокую и упорядоченную ступень развития (Гроций). С точки зрения этого автора, существуют универсальные нормы, укорененные в самой человеческой природе.
Наиболее известные концепции общественного договора были созданы Гоббсом,
Локком, и Руссо.
6.3.1. Теория общественного договора Т. Гоббса (1588-1679)
Основное социально-политическое произведение Гоббса - «Левиафан».Естественное состояние человечества Гоббсрассматривал как «войну всех против всех». В этом состоянии все равны, нет никаких законов и норм, однако жизнь каждого человека находится под постоянной угрозой. С целью обеспечения собственной безопасности, люди вступают в соглашение, в результате которого на государя переносятся права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. Самым опасным состоянием Гоббс считал состояние первобытной анархии, которое возникнет тотчас, как только будут поколеблены основы государственного строя. Именно поэтому он не допускал не только никакой
революции, но даже какой-либо критики существующего государства. Договор, следовательно, заключался один раз и без права расторжения. В соответствии с этими представлениями Гоббс даже преобразовывает аристотелевскую классификацию форм государственного устройства: из нее удаляются все искаженные формы, ибо, уже само определение какого–либо государственного устройства как искаженного, является особой формой его критики. Кроме того, для своей эффективности договор должен базироваться на
устрашении, и не случайно философ сравнивает государство с легендарным чудовищем
Левиафаном. Идеалом Гоббса была монархия, он был противником разделения властей. С критикой теории Гоббса выступил Локк.
6.3.2.
Теория общественного договора Дж. Локка (1632-1704)
Основное социально-философское произведение Дж. Локка – «Два трактата о
правлении». В отличие от Гоббса, видевшего в естественном состоянии лишь всеобщую
«войну всех против всех», Локк считал, что и в ту эпоху действовало некое, врожденное каждому человеку «естественное право», согласно которому «никто не имеет права причинить вред жизни, здоровью, свободе или имуществу другого». Однако в локковском естественном состоянии это право является лишь нравственным императивом, и каждый оказывается сам судьей в собственном деле. Поэтому люди также заключают общественный договор и учреждают государство, но, в отличие от концепции Гоббса, делают они это не столько ради безопасности, сколько ради защиты собственности и свободы. В итоге, основной задачей государства является защита естественного права, и, в случае невыполнения этого условия, договор может быть расторгнут, в том числе с помощью революции. Поскольку в концепции Локка договор заключается между гражданами и правительством, за его выполнением следит третья сторона – независимая судебная власть.
Таким образом, Локк одним из первым поставил вопрос о путях защиты человека от произвола всесильной государственной власти.
Учение Локка о естественном праве легло в основу современных представлений о неотчуждаемых правах человека.
6.3.3. Взгляды на общества Ж..Ж.. Руссо (1712 –1778)
Основные социально-философские произведения Руссо – «Об общественном
договоре», «Рассуждения о происхождении и основах неравенства между людьми»).
Подобно Локку, он стоял на позициях естественного права и общественного договора и признавал право народа оказывать сопротивление и свергать любую антинародную власть.
Однако он критически относился к якобы достижениям цивилизации, видя в развитии наук и искусств источник большинства бед человечества. Социальное неравенство между людьми он объяснял частной собственностью. Руссо романтизировал первобытное состояние, призывал к «простой», безыскусной, естественной жизни.
Все рассмотренные в данной теме концепции относятся к разряду социально- философских учений. Однако в середине 19 века в качестве самостоятельной дисциплины возникает социология, которая изначально четко противопоставляет себя социально- философским учениям.
Рекомендуемая литература
1.
Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении.
Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама,
2002, с. 162-175.
2.
Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. – М.: Русская панорама, 2003, с. 46-74, 104-112, 133-142.
3.
Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. – М.: Просвещение,
1999, с. 162-179
4.
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М.: Университет, 1997, С. 19-58.
Раздел: Задания для самостоятельной работы
ТЕСТ
Выберите один правильный ответ:
1. Согласно Платону, демократия является идеальной формой государства.
1. Да.
2. Нет.
2. Является ли верным утверждение: «Аристотель рассматривал общество как
искусственное образование, возникающее благодаря свободному договору между
людьми»?
1.
Да.
2.
Нет.
3. С точки зрения Платона, идеальное государство должно состоять из:
1.
Трех сословий.
2.
Четырех сословий.
3.
Пяти сословий.
4.
Как любой коммунистическое общество должно быть социально однородным.
4. Естественное состояние человечества описывалось как «война всех против всех» у:
1. Гоббса.
2. Локка.
3. Руссо.
4. Маркса.
5. Согласно Августину, посмертная судьба человеческой души зависит от:
1.
От праведной земной жизни.
2.
От рационально не постижимой божественной благодати.
3.
От молитв других людей.
4.
Вопрос поставлен некорректно, т.к. Августин вообще отрицал бессмертие души.
6. Н. Макиавелли считал, что если данное "государем" (политическим деятелем)
обещание противоречит политической целесообразности, то "государь" должен:
1. Во что бы то ни стало сдержать слово и выполнить обещание.
2. Отдать предпочтение политической целесообразности.
3. Найти компромисный вариант решения.
4. Обратиться за советом к римскому папе.
7. Сторонники теории общественного договора рассматривали общество как:
1. Искусственно созданную систему.
2. Естественную систему.
3. Одни рассматривали как искусственно, другие как естественно возникшую систему.
4. Рассматривали общество как естественно возникшую систему, преобразование которой, однако, возможно при определенных исторических условиях
К следующим вопросам укажите все правильные варианты ответов:
8. В отличие от социально-политической теории Аристотеля, в теории Платона:
1. Государство рассматривалось как искусственное образование.
2. Государство рассматривалось как естественное образование.
3. При классификации типов государственного устройства преобладал статический подход.
4. При классификации типов государственного устройства преобладал динамический подход.
5. Существовала одна оптимальная модель государственного устройства.
9. Согласно Локку, в естественном состоянии:
1. Господствует “естественное право”, основанное на законах человеческой природы.
2. Господствует “война всех против всех”.
3. Господствует естественное право, основу которого составляет “общественный договор”.
4. Существует собственность.
5. Существуют отдельные институты гражданского общества.
10. Кто из перечисленных авторов разрабатывал теорию общественного договора?
1. Руссо
2. Платон
3. Локк
4. Макиавелли
5. Гоббс
Раздел: Календарно-тематический план
1 ... 44 45 46 47 48 49 50 51 ... 70
ТЕМА 7
Понятие общества в современной науке.
Общество как сложная динамическая система.
Содержание темы
7.1.
Понятие общества, общество и группы. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Общественные взаимосвязи и общественные отношения. Общество и культура. Понятие европоцентризма. Критика европоцентристского мировоззрения в современной социологии.
7.2.
Объективные и субъективные факторы развития общества, дискуссии на эту тему.
Ступени человеческой истории. Альтернативы общественного развития. Многообразие путей и форм общественного развития. Категории движения, развития, прогресса.
Субъективный характер понятия прогресса. Проблема общественного прогресса и его критериев современной социологии.Относительность и противоречивость прогресса.
Раздел: Учебно-методические указания
Методические указания
1.
Дайте определение общества. Как, с вашей точки зрения, соотносятся понятия «общество» и «группа»? Укажите их общие черты и различия. Можно ли определить общество как большую группу? Назовите основные сферы общественной жизни. В чем состоит специфика социологического подхода к экономической сфере жизни общества по сравнению с подходами экономической науки? Дайте определение общественных отношений. Как, с Вашей точки зрения, взаимосвязаны понятия общества и культуры? С какого исторического момента, с Вашей точки зрения, можно говорить о возникновении
Российского общества?
2.
Дайте определение субъективных и объективных факторов развития общества. Вспомните материал темы 6 и укажите, какие объективные и субъективные факторы в развитии общества выделяли предшественники научной социологии? Как Вы понимаете тезис
᰾б альтернатив
᰾᰾сти общественного развития? ие категорий движения, развития и прогресса? В чем состоит основное отличие категорий развития и прогресса?
Может ли развитие происходить в сторону ухудшения? С какими критериями прогресса
Вы уже знакомы? В чем их основные преимущества и недостатки? Как Вы понимаете термин «европоцентризм»? Почему формирование в социологии критического отношения к европоцентрическому мировоззрению с неизбежностью привело и к развитию критического отношения к концепциям прогресса?
Основные термины и понятия
Общество – большая социальная группа, постоянно базирующаяся на определенной территории, имеющая собственную культуру и органы управления, и обеспечивающая собственное демографическое воспроизводство
Культура - это групповой опыт общества или группы, который передается (или может передаваться) из поколения в поколение посредством символических систем.
Демография – наука о народонаселении, изучающая его численность, состав, распределение и изменение.
Конвергенция – в широком смысле слова это теория, обосновывающая возрастание сходства по мере экономического развития традиционных обществ.
Образцы поведения - устойчивые комплексы поведенческих актов, которые принято демонстрировать в каком-либо обществе в ответ на стандартный социальный стимул и/или социальную ситуацию.
Культура массовая – форма культуры, произведения которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики, без учета региональных, религиозных и классовых субкультур.
Вспомогательные материалы
Определение понятия «общество».
В повседневной речи понятие "общество" имеет множество значений. В социологии это понятие уточняется.
В самом широком смысле говорят об обществе, как о всей совокупности человеческих отношений (например, природа и общество, общественное развитие, и т.д.). В этом смысле употребляется также понятие "человечество".
В более узком и более точном смысле под обществом понимается большая
социальная группа, постоянно базирующаяся на определенной территории, имеющая
собственную культуру и органы управления, и обеспечивающая собственное
демографическое воспроизводство. Длительность существования общества должна составлять как минимум несколько поколений. Общество - носитель целостной культуры; оно обеспечивает удовлетворение основных потребностей своих членов; в рамках общества сосредоточена основная часть их социальных контактов.
В определении общества можно выделить 5 основных компонент:
1.
Экономическую – общество обеспечивает жизнедеятельность своих членов, удовлетворение их основных биологических потребностей – в пище, одежде, жилье, и т.д.
2.
Демографическую - общество, это большая группа людей (не менее нескольких сотен человек), которая обеспечивает свое собственное естественное воспроизводство, то есть включает как мужчин, так и женщин, вступающих в браки преимущественно в пределах данной общности (эндогамия), причем дети от этих браков также являются членами данного общества; длительность существования этой общности должна многократно превышать длительность человеческой жизни, то есть составлять не менее 150-
200 лет.
3.
Географическую - группа, составляющая общество, занимает определенную территорию, имеющую четкие географические границы (политические или естественные); представители данной группы должны составлять абсолютное большинство среди постоянного населения этой территории.
4.
Нормативную - группа должна обладать собственной системой управления и социальных норм, в значительной степени независимой по отношению к системам других обществ или более широких сообществ.
5.
Социально-культурную - общность должна обладать собственной культурой, осознаваемой ее членами как общая культура всего населения; у нее должен быть общий разговорный язык (что не исключает наличия локальных языков и диалектов); члены общества должны иметь самосознание своей групповой идентичности, неотъемлемой частью которой является исторический миф, (в научном смысле слова), трактующий события, связанные с формированием и развитием данного общества, а также самоназвание.
В качестве обществ рассматривается население большинства государств, племенные союзы доаграрных формаций, и т.д.