Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2691

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11.5. Молодежные субкультуры
Понятие молодежи в каждом обществе различно. В традиционных обществах существует несколько граней взросления, переход каждой из которых отмечается определенным обрядом. Последним рубежом является вступление в брак. В современном обществе, к сожалению, такие четкие границы и обряды отсутствуют, что говорит, скорее всего, о его незрелости.
В любом обществе - как традиционном, так и современном, - существуют молодежные субкультуры. Они несут функции социализации, адаптации культуры к новым условиям
(культурной динамики), социального контроля. Однако место этих функций в традиционной и современной культуре различно. В традиционном обществе больший вес имеют функции социального контроля и социализации молодежи к культурным нормам, выработанным предками. В современном обществе важнее адаптивная функция. Поэтому молодежные культуры имеют поисковый характер, они неизбежно в чем-то ошибочны. Важно, чтобы эти ошибки вовремя замечались и корректировались. Однако это задача самой молодежи, а не представителей других поколений.
Рекомендуемая литература
1.
Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении.
Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама,
2002, с. 75-81.
2.
Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. – М.: Просвещение,
1999, с. 359-373.
3.
Фролов С.С. Социология. Учебник для Вузов. М., 1997, с.45-63.

Раздел: Задания для самостоятельной работы
ТЕСТ
Выберите один правильный ответ:
11.1.
Правильно ли, с точки зрения социологического определения термина "норма",
называть специфические словосочетания, используемые в молодежных субкультурах,
"ненормативной лексикой"?
1. Да.
2. Нет.
11.2.
Культура - это целостное образование, и поэтому ни в одной жизнеспособной
культуре не может быть норм и ценностей, противоречащих друг другу.
1. Да.
2. Нет.
11.3.
Как можно наиболее точно и конкретно определить оппозиционную фракцию в
традиционном европейском парламенте (например, в английском) по отношению ко
всему парламенту?
1. Субкультура.
2. Контркультура.
3. Социальная категория.
4.
Первичная группа.
1
1.4. Способность человека передавать последующим поколениям созданные способы и
средства жизнедеятельности называется:
1. культурным наследованием;
2. наследованием собственности;
3. культурным взаимодействием;
4. социальным взаимодействием.
11.5. Выберите верное утверждение:
1. В любой обществе может существовать только один обычай.
2. В любом обществе всегда существует множество обычаев.
3. В архаическом обществе существует только один обычай, тогда как во всех более развитых их становится множество.
4. Среди предложенных нет правильных вариантов ответов.
11.6.
Выберите правильное утверждение:
1.
Культура появилась вместе с возникновением человеческих поселений
2.
Во времена позднего Возрождения
3.
Культура всегда была и тесть там, где присутствует человек
4.
Вместе с возникновением оседлого образа жизни.


11.7. Выберите правильное утверждение:
1.
Социолог изучает все проявления как материальной, так и духовной культур.
2.
Для социологов культура важна в той мере, в какой она определяет поведение людей.
3.
Социолог изучает только духовную культуру.
4.
Социологи вообще не изучают культуру, поскольку это все, что создано человечеством за историю жизнедеятельности, и относится к предмету экономики.
К следующим вопросам укажите все правильные варианты ответов:
11.8.
Как соотносятся культура и язык?
1. В каждой культуре может быть один и только один язык.
2. В каждой культуре должен быть хотя бы один язык, которым владеют все или подавляющее большинство ее представителей.
3. В каждой культуре может использоваться несколько языков, при этом не обязательно, что все языки знал каждый представитель данной культуры.
4. Язык - это только то, что люди говорят и пишут; жесты, мимика - это явление биологическое.
5. Многие элементы культуры не имеют языкового выражения.
11.9.
Какие из приводимых ниже утверждений соответствуют научному пониманию
культуры?
1. В культуру входят только высшие духовные ценности, создаваемые интеллигенцией.
2. Поведение человек полностью обусловлено культурой; биологические факторы, в отличие от животного мира, не имеют никакого значения.
3. Индивидуальный опыт человека далеко не всегда становится элементом культуры.
4. В культурной системе могут быть нормы и ценности, противоречащие друг другу.
5. В содержание культуры входят образцы поведения, признаваемые всеми или большинством членов общества.
11.10. Системность культуры – это:
1. Атомизация отдельных элементов культуры в обществах
2. систематическая государственная поддержка государством учреждений культуры
(театров, музеев, библиотек, образовательных учреждений и т.д.)
3. Взаимосвязь и взаимообусловленность основных элементов культуры
4. Когда изменение ключевых элементов культуры влечет за собой изменение остальных ее элементов
5. Данное понятие является сугубо культурологическим и отсутствует в современной социологии.

Раздел: Календарно-тематический план
1   ...   47   48   49   50   51   52   53   54   ...   70

ТЕМА 12
Сущность морали.
Содержание темы
12.1.
Понятие этики. Специфика этических законов. Нормативный характер этических законов. Мораль как этическая категория. Мораль как регулятор социального поведения.
Специфика морали. Добро и зло как атрибуты моральной оценки. Мораль и доминирующая культура.
12.2.
Мораль и нравственность, два подхода к выявлению соотношения этих понятий.
Кант: мораль как закон, нравственность как действия на основании этого закона. Гегель: нравственность как принципы, существующие в культуре, мораль как принципы, выработанные человеком самостоятельно. Относительность противопоставления этих подходов. Проблема объективности моральных норм. Концепции полезности и врожденности этических норм, борьба этих позиций в истории социальной мысли.
Концепция божественного происхождения моральных принципов.
12.3.
Моральный идеал как этическая категория. Дискуссии о достижимости и недостижимости морального идеала в социальном мире. Концепция стоиков, христианский идеал Богочеловека. Моральный идеал и проблемы науки.

Раздел: Учебно-методические указания
Методические указания
1.
Вспомните понятие неформального социального контроля. В чем состоит основное отличие контроля на основании морали от других видов неформального социального контроля?
Можно ли считать, что неформальный социальный контроль всегда является моральным?
Что такое этика, в чем состоит специфика этических законов и этических оценок? Как Вы думаете, является ли этика наукой?
2.
Дайте определения морали и нравственности с точки зрения кантовской и гегелевской традиций. В чем Вы видите принципиальное расхождение двух мыслителей, в чем – их родство? Являются ли нравственные нормы предметом изучения социологии? Как Вы думаете, почему Гегель утверждал, что только с возникновением морального сознания можно говорить о появлении совести? Приведите одну из формулировок «категорического императива». Каким образом он связан с основными моральными заповедями христианства? Как Вы думаете, корректно ли говорить о том, что категорический императив является лишь более наукообразной формулировкой основных положений христианства?
3.
Укажите, в чем состоит проблема объективности нравственных и моральных норм.
Прочитайте знаменитое высказывание И. Канта «Две вещи наполняют душу новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо над головой и моральный закон во мне. И то и другое мне нет надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком и лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием моего существа». Почему, с Вашей точки зрения, великий философ поставил в один ряд «звездное небо над головой» и «моральный закон во мне»? Как Вы думаете, был ли Кант сторонником концепции объективности моральных норм? Вспомните творчество
Достоевского. В каких произведениях этого писателя наиболее явно высвечивается точка зрения на то, что законы морали столь же объективны, и, главное, неумолимы, как и законы внешнего материального мира?
Основные термины и понятия
Нравственные нормы – существующие в обществе неформальные социальные нормы, оценивающие поступки с позиций добра и зла.
Мораль – система внутренних убеждений человека, выработанных им в процессе самостоятельного размышления.
Этика – философскаядисциплина, объектом изучения которой являются нравственность и мораль.
Гедонизм – этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований.
Утилитаризм – направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Смысл этических норм представители этого направления видят в том, чтобы содействовать наибольшему счастью наибольшего числа людей.


Вспомогательные материалы
12.1. Мораль является важнейшим неформальным регулятором социального поведения и одной из главных этических категорий. В отличие от прочих правил и социальных норм, моральная оценка всегда предполагает оценку поступка с позиций добра или зла. Например, человек, сидя на светском банкете, может неверно пользоваться вилкой и ножом. Очевидно, что это будет нарушением существующих в этой группе норм этикета, однако даже самый строгий хранитель традиций вряд ли увидит в этом аморальный поступок. Таким образом, в отличие от социальных норм, которые могут сильно отличаться друг от друга в различных группах и кругах в пределах одного общества, моральные нормы, будучи связаны с доминирующей культурой, носят более устойчивый и общий характер.
12.2. Мораль и нравственность. Эти категории являются очень близкими, взаимосвязанными, и нередко употребляются как синонимы. Однако большинство ученых сходится в том, что различие этих категорий носит принципиальный характер и позволяет более рельефно описывать поведение человека. В решении вопроса об их различии существуют два основных подхода. Согласно первому, восходящему к Канту (1724-1804),
мораль представляет собой внутренние убеждения человека («моральный закон»), тогда как
нравственность является практической реализацией этих принципов, действием на их основании в реальной жизни («нравственный поступок»). Несколько иной подход к решению этой проблемы восходит к Гегелю (1770-1831), для которого важнейшим признаком моральных принципов являлась их опора на собственные, самостоятельные размышления человека о добре и зле. В противоположность им нравственные нормы носят
надындивидуальный характер, являются, говоря современным языком, элементами
коллективного сознания и ориентированы, соответственно, лишь на внешнее содержание поступков человека. Таким образом, с точки зрения этого автора, если нравственное сознание (или его прообраз) существует в любом обществе, то моральное сознание, а, соответственно, и моральная оценка поступков, возникает на определенном, причем весьма высоком этапе развития человечества. Одним из первых провозвестников морального сознания Гегель считал Сократа
1
Тем не менее, общим для обоих подходов является то, что моральность так или иначе связывается с внутренними принципами человека, тогда как нравственность касается неких
внешних действий и поступков. Поэтому можно сказать, что посредством морали общество оценивает не только поступки людей, но и их мотивы и намерения.
Особую роль в моральной регуляции поведения человека играет формирование в каждом индивиде способности самостоятельно оценивать свои поступки, т.е. быть способным к саморегуляции. Одна из важнейших категорий морали - совесть, выражающая собой способность личности к моральному самоконтролю, являющаяся высшим внутренним судьей человеческих поступков. Возможно ли уйти от этого внутреннего суда? На первый взгляд, нет ничего проще – ведь все, что находится внутри человеческого Я, казалось бы, ему подвластно. Однако Канту принадлежит знаменитое учение об объективности совести, суд которой, при определенных обстоятельствах, оказывается неотвратим. Эта великая мысль, облаченная в художественную форму, оказалась лейтмотивом большинства произведений
Достоевского.
Тем самым, мы логично переходим к обсуждению следующего вопроса – вопроса об объективности этических норм.
1
«До Сократа афиняне были нравственными, а не были моральными людьми, ибо они делали то, что требовалось при данных обстоятельствах». Гегель. Лекции по истории философии, СПб., 1994 г., т.2, с. 36.


12.3.
Проблема объективности моральных и нравственных норм. Это – один наиболее трудных вопросов всех этических теорий. Действительно, в отличие от изучаемых различными науками позитивных законов объективного мира, действующих независимо от воли и желания людей, все этические законы являются императивами, т.е. указывают, как
должно поступать человеку. Следовательно, эти законы, по самому своему определению, предполагают возможность своего нарушения, а, значит, наблюдение за реальными фактами окружающего мира ничего не может нам сказать относительно истинности или ложности этических правил и норм. Но как в таком случае можно определить их истинность? Имеем ли мы вообще в сфере этики дело с чем-то действительно объективным, или же основу любых нравственных оценок составляют произвольно и случайно сформулированные принципы и критерии? Другими словами, должно в этой сфере любое убеждение каждого человека являться единственным мерилом, или же люди могут опираться в своих оценках поступков на что-то высшее, объективное и абсолютное?
Наиболее простое решение этого вопроса базируется на обращении к авторитету
религиозных учений, в каждом из которых существует то или иное учение о праведном образе жизни (см. Тема 13). Более утонченное решение этого вопроса базируется на так или иначе обосновываемом постулате о врожденности человеку основных этических принципов
(Сократ, Платон, Декарт и проч.). Весьма близок к этому подходу был и Кант, обосновавший наличие в любой человеческой душе «морального закона» и считавший его столь же объективным и человеческому произволу не подвластным, как «звездное небо над головой».
У подобной точки зрения существует немало сторонников и по сей день.
Другой, идущий еще от греческих софистов, подход усматривал во всех нравственных принципах лишь более или менее удачные находки человечества, полезные с точки зрения организации общественной жизни, но не более того. Так, например, принцип «не убий» сам по себе лишен какой-либо объективности, однако общества, исповедующие этот принцип, являются более жизнеспособными в борьбе за существование. Одной из разновидностей этой концепции является классовый подход к объяснению реальности этических правил и норм, возникший, в частности, в некоторых ответвлениях марксизма. Хрестоматийной здесь является работа Л.Д. Троцкого «Их мораль и наша», в которой вообще отрицается возможность существования некоей «общечеловеческой», «бесклассовой» морали, ибо, с точки зрения этого автора, любые моральные нормы так или иначе выражают интересы исповедывающих их социальных групп.
12.4. Проблема морального идеала.
Проблема объективности этических правил и норм тесно связана с другим фундаментальным вопросом – вопросом о моральном идеале. Возможно ли в реальном мире жить, полностью соответствуя требованиям высших моральных принципов, или же такая жизнь является недостижимой? На этот счет также существуют различные мнения.
Древние стоики (4-1 века до н.э.), например, считали этический идеал осуществимым, и даже создали целое учение о мудреце, достигшем этого состояния. Этот мудрец должен жить, всецело руководствуясь собственными принципами, следование которым не может быть нарушено никакими внешними обстоятельствами, и именно такая позиция может ему обеспечить подлинную свободу. Отсюда знаменитый афоризм этой школы: «Мудрец свободен даже в цепях». Примером такого мудреца стоики считали Сократа.
Более поздние авторы были осторожнее в подобных утверждениях. Так, например,
Кант принципиально отрицал возможность полной реализации в жизни этического идеала.
Более того, именно с ощущением принципиальной недостижимости для обычного человека диктуемого этим идеалом образа жизни Кант связывал возникновение у людей представления о Богочеловеке, который только и оказывается способным к полной реализации этического идеала.
Однако недостижимость идеала отнюдь не умаляла в глазах Канта и других философов его значимости в жизни человека. Вот как объяснял эту значимость известный русский