Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2690
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
экономист и историк социальной мысли М.И. Туган-Барановский: «Всякий идеал, - писал он,
- содержит в себе нечто неосуществимое, бесконечно далекое и недоступное…
Осуществленный или, что то же, осуществимый идеал потерял бы всю свою красоту, всю свою особую притягательную силу… Идеал играет роль звезды, по которой в ночную пору заблудившийся путник выбирает дорогу; сколько бы ни шел путник, он никогда не приблизится к едва мерцающему, удаленному на неизмеримое расстояние светилу. Но далекая, прекрасная звезда верно указывает путь, но ее не заменит прозаический и вполне доступный фонарь под руками. Если идеал можно сравнить со звездой, то наука играет роль фонаря. С одним фонарем, не зная куда идти, не выйдешь на истинную дорогу; но и без фонаря ночью рискуешь сломать себе шею. И идеал, и наука в равной мере необходимы для жизни»
2
Рекомендуемая литература
1.
Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с.
81-84.
2.
Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. – М.: Просвещение,
1999, с. 113-119.
2
Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему. М., 1996, с. 85-86.
- содержит в себе нечто неосуществимое, бесконечно далекое и недоступное…
Осуществленный или, что то же, осуществимый идеал потерял бы всю свою красоту, всю свою особую притягательную силу… Идеал играет роль звезды, по которой в ночную пору заблудившийся путник выбирает дорогу; сколько бы ни шел путник, он никогда не приблизится к едва мерцающему, удаленному на неизмеримое расстояние светилу. Но далекая, прекрасная звезда верно указывает путь, но ее не заменит прозаический и вполне доступный фонарь под руками. Если идеал можно сравнить со звездой, то наука играет роль фонаря. С одним фонарем, не зная куда идти, не выйдешь на истинную дорогу; но и без фонаря ночью рискуешь сломать себе шею. И идеал, и наука в равной мере необходимы для жизни»
2
Рекомендуемая литература
1.
Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с.
81-84.
2.
Человек и общество. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. – М.: Просвещение,
1999, с. 113-119.
2
Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему. М., 1996, с. 85-86.
Раздел: Задания для самостоятельной работы
ТЕСТ
Выберите один правильный ответ:
1. Мораль является одним из видов неформальным социальной регуляции.
1. Да.
2. Нет.
2. Согласно гегелевскому различению морали и нравственности, первая существует в
любом обществе, тогда как вторая возникает лишь на определенном уровне развития
человечества.
1. Да.
2. Нет.
3. Этический идеал только в том случае является полезным, если он научно обоснован.
1.
Да.
2.
Нет.
4. Нравственные нормы относятся к числу позитивных социальных законов.
1.
Да.
2.
Нет.
5. В постиндустриальном обществе нравственные нормы должны быть научно
обоснованы.
1.
Да.
2.
Нет.
6. Выберите верное утверждение:
1. Все этические принципы относятся к числу позитивных законов.
2. Все этические принципы относятся к числу нормативных законов.
3. Нравственные принципы относятся к разряду позитивных законов, тогда как моральные принципы - к разряду нормативных.
4.Любая неформально существующая социальная норма относится к компетенции морали.
7. Согласно философии стоиков, этический идеал:
1.
Принципиально неосуществим.
2.
Осуществим только в загробной жизни человека.
3.
Осуществим в реальной земной жизни.
4.
Осуществим только в будущем справедливом обществе.
8. Выберите верное утверждение:
1. Тот факт, что этические законы могут быть нарушены, указывает на то, что эти законы не могут рассматриваться как объективные.
2. Все этические правила относятся к числу нормативных законов.
3.
Часть этических правил относится к числу позитивных, часть - к числу нормативных законов.
4.
Все этические правила относятся к числу позитивных законов.
К следующим вопросам укажите все правильные варианты ответов:
9. Укажите авторов, обосновывавших врожденность высших нравственных норм:
1. Протагор.
2. Сократ.
3. Платон.
4. Декарт.
5. Маркс.
10. Согласно Гегелю, основными отличиями морали от нравственности являются:
1.Нравственные нормы являются надындивидуальными социальными феноменами, тогда как моральные принципы вырабатываются человеком самостоятельно.
2. Нравственные нормы опираются на представления о добре и зле, тогда как сфера морали охватывает собой все социальные нормы.
3. При моральной оценки поступка во внимание принимаются не только действия людей и их результаты, но также их намерения и мотивы.
4. Моральные нормы опираются на представления о добре и зле, тогда как нравственные нормы охватывают собой все социальные нормы, поддерживаемые силой общественного мнения.
5. Мораль и нравственность являются синонимами.
Раздел: Календарно-тематический план
ТЕМА 13
Многообразие культур.
Содержание темы
13.1.
Феномен многообразия культур. Способы теоретического осмысления данного феномена в истории социальной мысли. «Эволюционный» и «плюралистический» подходы к объяснению многообразия культур. Основные концепции, развивавшиеся в рамках эволюционной парадигмы. Основные представители плюралистического подхода.
Цивилизация и культура. Современные подходы к типологии культур.
13.2.
Этнос как носитель культуры. Этнические общности, основные признаки.
Народность и нация. Нация как этнополитическая общность. Этнические стереотипы.
Межнациональные отношения. Этноцентризм и национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика. Этнический состав, национально-государственное устройство России. Этническая политика Российского государства на различных этапах исторического развития. Особенности развития национальных культур в Российской Федерации.
Раздел: Учебно-методические указания
Методические указания
1.
В чем состоит сама проблема многообразия культур? Как Вы думаете, почему это явление не стало предметом научного осмысления ни в эпоху античности, ни в эпоху средневековья? Дайте определение основных принципов эволюционного и плюралистического подходов к объяснению данных феноменов. К какому из этих подходов тяготею теории известных Вам мыслителей, объяснявших историю человечества? Почему, с Вашей точки зрения, плюралистическая парадигма появилась гораздо позже эволюционной? Какая из них основывается на принципах, в большей степени тяготеющих к принципам классического естествознания? Укажите основные принципы типологии культур в современной науке.
2.
Дайте определение этноса как социальной общности. Какими признаками обязательно обладает этнос, какими – не обязательно. Как вы думаете, почему именно эти признаки были выделены в качестве обязательных признаков этноса? В чем причины устойчивости этнических общностей в современном мире? Укажите основную историческую эволюцию этнополитических общностей. В чем принципиальное отличие народности от нации? К какой парадигме – у «эволюционной или «плюралистической» тяготеет данная классификация? Почему Почему род не является этнополитической общностью? Укажите основные особенности этнополитического состава России. К каким языковым семьям относятся наиболее многочисленные народы, населяющие Россию? В чем специфика национально-государственной политики России на протяжении всей ее истории? Как менялась эта политика в различные исторические периоды? Укажите основные этапы национально-государственного строительства в СССР. Дайте определение титульного этноса. Какой этнос является титульным на территории Вашего проживания?
Основные термины и понятия
1 ... 48 49 50 51 52 53 54 55 ... 70
Культура – коллективный опыт групп, который передается (или может передаваться) из поколения в поколение посредством символических систем.
Эволюционная теория – социально-историческая концепция, считающая, что все человеческие общества развиваются в одном и том же направлении, проходят одни и те же стадии, но с различной скоростью.
Плюралистическая теория – социально-историческая концепция, считающая, что человечество всегда состоит из нескольких независимых друг от друга цивилизаций, каждая из которых опирается на свои, присущие только ей культурные ценности.
Этнос – социальная общность, объединяемая общим самоназванием и самосознанием
(включая исторический миф об общности происхождения), общим языком и культурой. И отличающая себя от других таких же общностей.
Нация – этнос или часть этноса, объединенные в рамках собственного этнического государства, или национально-территориального образования, выполняющего по отношению к этносу определенные функции по воспроизводству культуры данного этноса.
Этнические группы – компактные группы этноса, проживающие за пределами своего государства, а также за пределами компактного расселения этносов, не имеющих государственности.
Вспомогательные материалы
13.1. Два подхода к многообразию культур.
И в научных кругах, и в обыденном сознании, постоянно соприкасаются и соперничают две позиции, две точки зрения относительно природы разнообразия человеческих культур и его дальнейших судеб.
Одна из этих точек зрения условно может быть названа "эволюционизмом", другая -
"плюрализмом".
Согласно эволюционной точке зрения, все человечество, все народы и культуры, составляющие его, развиваются по одному и тому же пути. Культурные и социальные различия между ними объясняются главным образом тем, что одни народы ушли далеко вперед, в то время как другие от них значительно отстали. Но если "отставшим" народам дать возможность самостоятельного развития, они неизбежно выработают те же культурные формы, что и "продвинутые" народы. Таким образом, историческая функция "продвинутых" народов состоит в том, чтобы помочь подтянуться "отставшим".
Противоположная, плюралистическая, точка зрения на историю сводится к тому, что человечество состоит и всегда состояло из нескольких относительно независимых друг от друга цивилизаций, каждая из которых опирается на свои, присущие только ей, культурные ценности. Каждая цивилизация рождается, живет и умирает, как живой организм; и в этом отношении они проходят одни и те же стадии. В отличие от эволюционистов, сторонники плюралистического взгляда не считают, что одни культуры более развиты, чем другие - они просто разные, и взаимодействие между ними далеко не всегда способствует прогрессу; к тому же и само понятие "прогресс" большинство сторонников плюралистического взгляда не приемлет - каждая культура ("цивилизация") в конечном итоге приходит к гибели в результате внутренних причин, и не одна из них не является более прогрессивной по сравнению с любой другой.
Представители эволюционного подхода: О.Конт, Дж.Спенсер, У.Ростоу, Э.Дюркгейм, и др.
Представители плюралистического подхода: Н.Данилевский, П.Сорокин, А.Тойнби,
О.Шпенглер, Л.Гумилев, С.Хантингтон, и др.
Таким образом, различия между двумя подходами сводятся к следующим пунктам:
1)
Единство культурных основ цивилизации
Эволюционисты настаивают на единстве мировой цивилизации и общности принципов, лежащих в основе отдельных культур.
Плюралисты акцентируют внимание на множественности цивилизаций Земли и кардинальном различии принципов, лежащих в основе их культур.
2)
Стадиальность развития цивилизаций
Эволюционисты считают, что каждая цивилизация - лишь стадия на маршруте общего развития человечества.
В отличие от этого, плюралисты предполагают, что в истории преобладает независимое развитие цивилизаций, каждая из которых проходит одни и те же стадии.
3)
Отношение к взаимодействию цивилизаций
Эволюционисты рассматривают взаимодействие цивилизаций в качестве одного из основных источников развития человечества.
Сторонники плюралистического подхода разделились на тех, кто подчеркивал второстепенность межкультурных контактов для развития цивилизаций (Тойнби), и тех, кто считал такие контакты бесполезными и даже губительными (Шпенглер, Гумилев).
4)
Перспективы взаимопонимания цивилизаций.
Согласно эволюционизму, поскольку все культуры основаны на одних и тех же принципах, взаимопонимание между ними затрудняется лишь языковым барьером, который нетрудно преодолеть.
С точки зрения последователей плюрализма, эффективное взаимопонимание между цивилизациями невозможно - можно "выучить" символы, но нельзя понять их "смыслов", специфичных для каждой культуры.
Принятие той или иной концепции относительно культурного многообразия в каждый конкретный момент истории, в каждой конкретной ситуации, имеет не только теоретические, но и геополитические аспекты. Например, эволюционизм может служить основанием концепции отсталости некоторых национальных культур. Плюрализм в крайних формах используется как идеологическое обоснование национальной (цивилизационной) замкнутости.
Каждая из этих крайних позиций вряд ли когда-либо восторжествует окончательно - в каждой из них содержится элемент истины. Поэтому во второй половине XX в. уже не было ни чистых "эволюционистов", ни чистых "плюралистов". Социологов больше интересовали не теоретические схемы, охватывающие столетия, а то, чем именно различаются реальные культуры народов.
Согласно эволюционизму, различие между культурами обусловлено тем, что разные народы (цивилизации) находятся на разных ступенях общего для всех процесса развития.
Выделяется два типа обществ - "традиционное" и "современное" (см. тему 16).
Основные отличия между этими типами обществ авторы концепции видели не в уровне используемых технологий, а в принципиальном различии социальной структуры и социальных процессов.
В традиционных обществах основное значение для определения позиции человека имеют предписанные статусы, а в современном - достигаемые статусы.
Социальные слои и группы, составляющие структуру традиционного общества, более закрыты, в то время как в современном обществе - более открыты.
Как следствие - уровень социальной мобильности в современных обществах значительно выше, чем в традиционных.
Наконец, современные общества основаны на высокой степени профессиональной дифференциации, против универсальности трудовых навыков, преобладающих среди населения традиционных обществ.
Деление обществ на традиционные и современные приводит к концепции
"модернизации". Под модернизацией в западной (прежде всего американской) социологии понимался процесс превращения аграрных и других доиндустриальных обществ в общества современные, то есть индустриальные и постиндустриальные. Предполагалось, что при этом должно происходить не только заимствование передовых (то есть западных) технологий, но и формирование социальной структуры и системы ценностей, максимально приближенных к западным (в основном американским) образцам. Попытка практического применения понимаемой таким образом модернизации в экономической и социальной политике привели к крайне негативным процессам во многих странах, в том числе и в России.
Изменения ценностей и структуры общества конечно неизбежны, но они не могут происходить ускоренными темпами за счет слепого копирования западных образцов и без учета национального опыта.
13.2. Современные типологии культур.
Концепция дихотомии "традиционного" и "современного" обществ подверглась весьма жесткой критике со стороны большинства исследователей конкретных обществ.
Обнаружилось два факта. Во-первых, многие "современные" а тем более "традиционные" общества не отвечают сформулированным критериям. Во-вторых, между обществами, которые все же можно с определенной вероятностью отнести к традиционным или современным, существовали и существуют очень большие культурные различия, которые не исчезают даже после смены технологической базы данного общества.
Поэтому параллельно социологи и антропологи, опираясь на материалы конкретных исследований, разрабатывали более детальные типологии культур. Идея плюрализма культур, родившись еще в конце XIX в., вновь стала актуальной в 1960-е годы.
Ключевая идея этого направления состояла в том, что такая типология должна быть многомерной, то есть учитывать множество параметров. Одна из классических попыток многомерной типологии культур принадлежит американским антропологам К.Клакхону и
Ф.Стродтбеку . Обобщив результаты большого количества исследований, они выделили
пять факторов классификации культур:
1.
Отношение к природе человека (злая-добрая, изменяемая-неизменная). Культуры, в которых природа человека воспринимается как изначальный источник зла, носят более жесткий, репрессивный характер. Наоборот, культуры, в которых природа человека воспринимается как обладающая всеми качествами, либо как нечто позитивное, обладают менее жесткими нормами социального контроля и в меньшей степени ограничивают свободу личности.
Если большинство людей, принадлежащих данной культуре, верят в возможность усовершенствовать природу человека, тогда они готовы тратить усилия на воспитание. Если природа человека воспринимается как нечто неизменное, тогда в лучшем случае внимание уделяется прагматическим аспектам образования; собственно воспитание, формирование личности отступает на второй план.
2.
Характер взаимодействия между человеческим обществом и окружающей
природной средой. Культура может быть ориентирована на подчинение стихийным силам природы (большинство так называемых "примитивных" культур) и на изменение самой культуры чтобы привести ее в соответствие с вызовом окружающей среды; на установление партнерских, гармоничных отношений с природой; наконец, на подчинение природы требованиям данной культуры.
3.
Ориентация во времени - на прошлое, настоящее или будущее. Ориентация на прошлое предполагает, что идеалы данной культуры видятся в событиях и действующих лицах прошлых времен, а особым уважением пользуются предки; в культурах, ориентированных на настоящее, преимущество отдается решению актуальных повседневных проблем, вне зависимости от того, как решение этих проблем согласуется с идеалами и нормативами прошлого; наконец, в культурах, ориентированных в будущее, достижение реальных или иллюзорных целей, определенного состояния общества ("американская мечта", построение коммунизма), социального идеала.
4.
Направленность человеческой деятельности - ориентация на деятельность, бытие или становление. Эта переменная в определенной степени составляет пару с переменной 2
(взаимоотношения общества и природной среды) с той разницей, что в качестве объекта деятельности рассматривается не природа, а само общество. В культурах, ориентированных на деятельность, ценится активное индивидуальное действие само по себе, вне зависимости от того, как оно согласуется с предыдущим социальным опытом; в культурах, ориентированных на бытие, критерием деятельности является ее адекватность социальным требованиям, то есть социальной среде; наконец, в культурах, ориентированных на становление, высшей ценностью является коллективное действие, направленное на изменение общества в определенном направлении.
5.
Модальность взаимоотношений (референтные группы) - культуры различаются в зависимости от того, на какие группы ориентируется индивид в своей деятельности.
Выделяются культуры, в которых считается правильным делать, что скажут лица, стоящие выше в социальной иерархии данного общества(линейные культуры); делать то, что считают правильным представители того же социального статуса (коллатеральные культуры); наконец, делать то, что считаешь правильным ты сам (индивидуалистические культуры).
Набор параметров, предложенный Клакхоном и Стродтбергом, представлял одну из первых попыток создать основание для "горизонтальной" типологии культур, не деля культуры на "высшие" и "низшие". Эта попытка создала предпосылки для дальнейших