Файл: Ф. И. учся. Класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ф. И. уч-ся. ____________________________________________________ Класс _______


Суммативное оценивание за раздел «Высшая ценность – права человека»





Подраздел

Слушание

Говорение

Задание 1. Прослушайте текст и выполните задания.

У кладбища Ана-Бейит была своя история. Предание начиналось с того, что жуаньжуаны, захватившие Сарозеки в прошлые века, жестоко обращались с пленными воинами.

Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой – надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях. Сначала им начисто обривали головы и напяливали на них шкуру только что зарезанного верблюда наподобие шапочки. Это и означало надеть шири. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого.

После надевания шири каждого обречённого отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились понапрасну их душераздирающие крики, и бросали там, в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепёке, без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток. Лишь усиленные дозоры стерегли в определённых местах подходы на тот случай, если соплеменники пленных попытались бы выручить их, пока они живы. Но такие попытки предпринимались крайне редко, ибо в открытой степи всегда заметны любые передвижения.

И если впоследствии доходил слух, что такой-то превращён жуаньжуанами в манкурта, то даже самые близкие люди не стремились спасти или выкупить его, ибо это значило вернуть себе чучело прежнего человека. И лишь одна найманская мать
, оставшаяся в предании под именем Найман-Ана, не примирилась с подобной участью сына. Об этом рассказывает сарозекская легенда. И отсюда название кладбища Ана-Бейит – материнский упокой.
1. О чём идет речь в данном тексте? Ответьте двумя предложениями. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте определение слова манкурт __________________ _____
3. Что означало «надеть шири» на человека? ________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Почему манкурта никто не пытался спасти от рук врага? ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как вы думаете, почему кладбище называлось Ана-Бейит? ___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. С какой целью Чингиз Айтматов, автор романа «И дольше века длится день», рассказал в романе легенду о Найман-Ана? __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Представьте, что вы выступаете перед младшими школьниками с рассказом о манкуртах. Перескажите текст, упрощая авторский язык. Используйте не менее 3-х средств для привлечения внимания (обращения, паузы, ссылки на источник, риторический вопрос, восклицание и т.д.)

Критерий оценивания



задания


Дескриптор

Балл

Обучающийся

Понимает детально

1

-определяет, о чем рассказывается в

тексте

2

информацию







сообщения, определяя коммуникативные

2-3

-определяет значение слова и

словосочетания

2

намерения говорящего







4-5

-отвечает на вопросы по содержанию

текста

2

Демонстрирует владение словарным







6

-определяет цель использования

Данного отрывка в раскрытии идеи произведения

1

запасом, включающим







лексику социально-







культурной сферы







Пересказывает текст,

7

-пересказывает текст доступным языком

1

адаптируя содержание для целевой аудитории




-соблюдает логическую

последовательность

1

и используя речевые средства для







-использует не менее 3 средств для

привлечения внимания

3

привлечения внимания







Всего баллов

12